Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подход культурологии к пониманию культурного пространства региона





Культурологический анализ культурного пространства позволяет выявить

информационный, аксиологический, антропологический, семиотический, системный

и синергетический подходы к его изучению.

Семиотическую модель культурного пространства создает Ю.М. Лотман [1].

Для ученого понятие культурного пространства достаточно абстрактно, это понятие,

которое способно выражать разные смыслы. Саму культуру ученый трактует,

апеллируя к формам ее пространства, сводя многое к взаимодействию центра и

периферии, связывая тип культуры с особенностями ее пространства (бинарные,

тернарные системы). Называя пространство семиотическим, Ю. М. Лотман

выделяет его главную функцию – функцию памяти, которая позволяет

реставрировать его культурные слои.

По мнению М.С. Кагана [2], проблема осмысления пространства, в котором

существует человек и его мир, уходит корнями в мифологию. Освоение

пространства привело человечество к созданию различных пространственных

концепций, материального, философского, мифологического, религиозного и

художественного пространств. Освоение человеком пространства привело и к

пониманию сторон света, «верха» и «низа», осмыслению места, и к пониманию

категорий «близко»/«далеко».

Культурологическая модель культурного пространства А.С. Кармина [3]

представляет собой трехмерное пространство, которое формируется тремя сферами.

Сферой духовной культуры, которая включает в себя миф, религию, философию.

Сферой социальной культуры – нравственность, право, политические ценности и

регулятивы. И сферой технической культуры, которая включает в себя технику, как

совокупность знаков, науку и инженерную культуру. Кроме того, А.С. Кармин



считает, что любая сфера культуры образует еще и ментальное поле.

Методологическими поисками изучения культурного пространства региона

занимается Л.М. Мосолова [4], которая в своих исследованиях применяет

синергетический подход. Такой подход, считает исследователь, позволяет

представить региональные культурные системы как исторически длительный и

территориально-масштабный процесс. В рамках историко-культурной зоны, а

именно это понятие используется в исследованиях региона Л.М. Мосоловой,

сохраняются традиции хозяйственно-экономической сферы, своеобразие духовной

культуры, смысловые коды региональных культур.

В.Д. Лелеко разрабатывает проблематику пространства повседневности [5].

Исследователь акцентирует внимание на возможном несовпадении центров

физического и культурного (семиотического) пространств, а также отмечает

антропоморфность и антропоцентричность пространства, что, по его мнению,

является одним из вариантов его моделирования.

А.Н. Быстрова вводит понятие «культурные узлы культурного пространства»

[6]. Такими узлами, по ее мнению, являются: созидательная деятельность человека,

нормы, ценности и обычаи, возникающие в процессе этой деятельности, отношения

и особый способ организации человеческого сообщества, картина мира и

менталитет, возникающие в процессе внутренней и внешней коммуникации.

Быстрова А.Н. выделяет главный признак пространства вообще, и культурного в

частности – его структурность.

В.П. Большакова рассматривает культурное пространство не только как

«вместилище» культурных ценностей, артефактов культуры, культурных процессов

[7]. Культурное пространство порождается и изменяется культурой, а возникнув,

активно воздействует на неё. Это означает, что культура является специфическим

пространствообразующим явлением.

С.Н. Иконникова считает, что культурное пространство является

интегрирующем началом [8]. Она вводит понятие «архитектоника культурного

пространства», которое делает возможным рассмотрение его целостности,

сцепленности. У нее важнейшими свойствами культурного пространства являются

многомерность и динамизм. К характеристикам культурного пространства России

культуролог относит способность пространства быть закрытым и открытым,

сочетать историческую преемственность, непрерывность и дискретность,

способность влиять на формирование человека, личности, контактность. Оно

обладает «пористой структурой», что дает возможность сохранять его реликтовые

пласты и обновляться за счет появления новых культурных слоев. Культурное

пространство России одновременно предполагает и его региональность.

Региональные культурные пространства и составляют специфику архитектоники

культурного пространства России.

Н.М. Инюшкин считает, что культурное пространство провинции отличает

органическая связь с природной средой, питаемое аурой родственных и этнических

отношений, оценок, предпочтений, традиций, ограниченность и вместе с тем

обозримость культурного пространства и проходящих в нем процессов [9].

Начиная с В. О. Ключевского исследователи истории Российского

государства и культуры его народов подчеркивали его уникальную особенность -

необычайную многоэтничность, гетерогенность социокультурных типов,

религиозный плюрализм. Эту особенность они связывали с тем, что русские

формировали свою национальную территорию на протяжении сотен лет, постепенно

включая в нее самые разные земли и народы с их специфическими локальными

культурами. Данное историческое обстоятельство привело к тому, что в России

образовался грандиозный ансамбль разных региональных культурных комплексов,

связанных с великими мировыми цивилизациями и культурами. В данной ситуации

важно, на наш взгляд, отметить, что своеобразие региональных комплексов России

обусловлено развитием культурного синтеза внутри локально-этнических

сообществ и объединительной роли русского этноса.

Таким образом, культуру любого региона Российской Федерации мы обязаны

рассматривать как особый феномен, который является составной частью системы

жизни в Евразийском ареале планеты [10]. Также напомним, что культуру мы

понимаем как способ деятельности человека, причем в понятие «способ»

включаются и цели, и смыслы, и содержание деятельности, а также средства,

технологии и результаты этой деятельности. Вслед за И.Я. Левяшов, «регион – это

культурно-цивилизационная территориальная целостность существенных,

устойчивых и динамичных признаков жизнедеятельности людей. Феномен региона

выявляется в идейной, ментальной и практической самоидентификации

определенной территориальной общности, в ее самосознании в качестве

совокупного, относительно самостоятельного субъекета» (Левяш И. Я.

Культурология. – М., 2004. – С.294).

Регионализация отечественного пространства может иметь разные таксоны.

Во-первых, макроуровневый (например, Уральский регион). Во-вторых,

микроуровневый. Это, например, 86 субъектов территориально-административного

деления нашей страны, основанного на законодательно закрепленных границах. Они

могут выступать субрегионами в рамках более крупных региональных подразделений.

Культура региона как целое не является суммой множества элементов. Это

итог их связи. Значит, анализ необходимо начинать с выявления элементов системы

и установления связей и отношений между ними. Важным теоретическим вопросом

изучения истории культуры любого региона является вопрос о периодизации

истории развития региона. Анализу историко-культурных процессов на территории

региона должна предшествовать характеристика природной среды региона, в лоне

которой на протяжении тысячелетий осуществлялась адаптивно-адаптирующая

человеческая деятельность и в лоне которой анализируется история изучения

культуры этого региона.

Краткий обзор основных культурологических концепций понимания

культурного пространства региона позволяет сделать вывод, что они находятся в

дополнительном отношении друг к другу, а не противоречат друг другу.

Дальнейший шаг – это интегральное понимание культурного пространства,

введение понятия «пространство культурного наследия региона», использование в

анализе концепции единого пространства-времени.

Если сопоставлять разработки географии и культурологии, то видно, что

разработки географов масштабнее и глубже. Практически все особенности

культурного пространства региона, выявленные в культурологии, содержатся в

явном и неявном виде в концепции географического понимания пространства,

представленной П.Я. Баклановым. Но одно дело это понимать, а другое – выявить

эти особенности и их описать, что и было сделано культурологами, причем

независимо от работ П.Я. Бакланова и других географов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.