|
Подход культурологии к пониманию культурного пространства регионаКультурологический анализ культурного пространства позволяет выявить информационный, аксиологический, антропологический, семиотический, системный и синергетический подходы к его изучению. Семиотическую модель культурного пространства создает Ю.М. Лотман [1]. Для ученого понятие культурного пространства достаточно абстрактно, это понятие, которое способно выражать разные смыслы. Саму культуру ученый трактует, апеллируя к формам ее пространства, сводя многое к взаимодействию центра и периферии, связывая тип культуры с особенностями ее пространства (бинарные, тернарные системы). Называя пространство семиотическим, Ю. М. Лотман выделяет его главную функцию – функцию памяти, которая позволяет реставрировать его культурные слои. По мнению М.С. Кагана [2], проблема осмысления пространства, в котором существует человек и его мир, уходит корнями в мифологию. Освоение пространства привело человечество к созданию различных пространственных концепций, материального, философского, мифологического, религиозного и художественного пространств. Освоение человеком пространства привело и к пониманию сторон света, «верха» и «низа», осмыслению места, и к пониманию категорий «близко»/«далеко». Культурологическая модель культурного пространства А.С. Кармина [3] представляет собой трехмерное пространство, которое формируется тремя сферами. Сферой духовной культуры, которая включает в себя миф, религию, философию. Сферой социальной культуры – нравственность, право, политические ценности и регулятивы. И сферой технической культуры, которая включает в себя технику, как совокупность знаков, науку и инженерную культуру. Кроме того, А.С. Кармин считает, что любая сфера культуры образует еще и ментальное поле. Методологическими поисками изучения культурного пространства региона занимается Л.М. Мосолова [4], которая в своих исследованиях применяет синергетический подход. Такой подход, считает исследователь, позволяет представить региональные культурные системы как исторически длительный и территориально-масштабный процесс. В рамках историко-культурной зоны, а именно это понятие используется в исследованиях региона Л.М. Мосоловой, сохраняются традиции хозяйственно-экономической сферы, своеобразие духовной культуры, смысловые коды региональных культур. В.Д. Лелеко разрабатывает проблематику пространства повседневности [5]. Исследователь акцентирует внимание на возможном несовпадении центров физического и культурного (семиотического) пространств, а также отмечает антропоморфность и антропоцентричность пространства, что, по его мнению, является одним из вариантов его моделирования. А.Н. Быстрова вводит понятие «культурные узлы культурного пространства» [6]. Такими узлами, по ее мнению, являются: созидательная деятельность человека, нормы, ценности и обычаи, возникающие в процессе этой деятельности, отношения и особый способ организации человеческого сообщества, картина мира и менталитет, возникающие в процессе внутренней и внешней коммуникации. Быстрова А.Н. выделяет главный признак пространства вообще, и культурного в частности – его структурность. В.П. Большакова рассматривает культурное пространство не только как «вместилище» культурных ценностей, артефактов культуры, культурных процессов [7]. Культурное пространство порождается и изменяется культурой, а возникнув, активно воздействует на неё. Это означает, что культура является специфическим пространствообразующим явлением. С.Н. Иконникова считает, что культурное пространство является интегрирующем началом [8]. Она вводит понятие «архитектоника культурного пространства», которое делает возможным рассмотрение его целостности, сцепленности. У нее важнейшими свойствами культурного пространства являются многомерность и динамизм. К характеристикам культурного пространства России культуролог относит способность пространства быть закрытым и открытым, сочетать историческую преемственность, непрерывность и дискретность, способность влиять на формирование человека, личности, контактность. Оно обладает «пористой структурой», что дает возможность сохранять его реликтовые пласты и обновляться за счет появления новых культурных слоев. Культурное пространство России одновременно предполагает и его региональность. Региональные культурные пространства и составляют специфику архитектоники культурного пространства России. Н.М. Инюшкин считает, что культурное пространство провинции отличает органическая связь с природной средой, питаемое аурой родственных и этнических отношений, оценок, предпочтений, традиций, ограниченность и вместе с тем обозримость культурного пространства и проходящих в нем процессов [9]. Начиная с В. О. Ключевского исследователи истории Российского государства и культуры его народов подчеркивали его уникальную особенность - необычайную многоэтничность, гетерогенность социокультурных типов, религиозный плюрализм. Эту особенность они связывали с тем, что русские формировали свою национальную территорию на протяжении сотен лет, постепенно включая в нее самые разные земли и народы с их специфическими локальными культурами. Данное историческое обстоятельство привело к тому, что в России образовался грандиозный ансамбль разных региональных культурных комплексов, связанных с великими мировыми цивилизациями и культурами. В данной ситуации важно, на наш взгляд, отметить, что своеобразие региональных комплексов России обусловлено развитием культурного синтеза внутри локально-этнических сообществ и объединительной роли русского этноса. Таким образом, культуру любого региона Российской Федерации мы обязаны рассматривать как особый феномен, который является составной частью системы жизни в Евразийском ареале планеты [10]. Также напомним, что культуру мы понимаем как способ деятельности человека, причем в понятие «способ» включаются и цели, и смыслы, и содержание деятельности, а также средства, технологии и результаты этой деятельности. Вслед за И.Я. Левяшов, «регион – это культурно-цивилизационная территориальная целостность существенных, устойчивых и динамичных признаков жизнедеятельности людей. Феномен региона выявляется в идейной, ментальной и практической самоидентификации определенной территориальной общности, в ее самосознании в качестве совокупного, относительно самостоятельного субъекета» (Левяш И. Я. Культурология. – М., 2004. – С.294). Регионализация отечественного пространства может иметь разные таксоны. Во-первых, макроуровневый (например, Уральский регион). Во-вторых, микроуровневый. Это, например, 86 субъектов территориально-административного деления нашей страны, основанного на законодательно закрепленных границах. Они могут выступать субрегионами в рамках более крупных региональных подразделений. Культура региона как целое не является суммой множества элементов. Это итог их связи. Значит, анализ необходимо начинать с выявления элементов системы и установления связей и отношений между ними. Важным теоретическим вопросом изучения истории культуры любого региона является вопрос о периодизации истории развития региона. Анализу историко-культурных процессов на территории региона должна предшествовать характеристика природной среды региона, в лоне которой на протяжении тысячелетий осуществлялась адаптивно-адаптирующая человеческая деятельность и в лоне которой анализируется история изучения культуры этого региона. Краткий обзор основных культурологических концепций понимания культурного пространства региона позволяет сделать вывод, что они находятся в дополнительном отношении друг к другу, а не противоречат друг другу. Дальнейший шаг – это интегральное понимание культурного пространства, введение понятия «пространство культурного наследия региона», использование в анализе концепции единого пространства-времени. Если сопоставлять разработки географии и культурологии, то видно, что разработки географов масштабнее и глубже. Практически все особенности культурного пространства региона, выявленные в культурологии, содержатся в явном и неявном виде в концепции географического понимания пространства, представленной П.Я. Баклановым. Но одно дело это понимать, а другое – выявить эти особенности и их описать, что и было сделано культурологами, причем независимо от работ П.Я. Бакланова и других географов.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|