Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эстетическая привлекательность ландшафтов





Существуют два основных подхода к исследованию феномена

пространственного восприятия и эстетической оценке ландшафтов:

«объективистский» и «субъективистский». Первый предполагает выявление

объективных критериев эстетической привлекательности, кроющихся в

физиономических характеристиках самого ландшафта, второй же, указывая на

субъективную природу красоты, исследует особенности ландшафтно-эстетических

предпочтений у разных групп людей [1].

Проведем ретроспективный анализ основных методологических подходов к

оценке пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов, соотнеся их с

вышеназванными подходами.

Начало развития направления эстетического ландшафтоведения связывают с

фигурой А. Гумбольдта (1769-1859). А. Гумбольдт пишет: «…Природа есть

единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть

понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого» [2].

Вопреки стереотипу своего времени, что знание губит чувство прекрасного, А.

Гумбольдт считал, что путь к прекрасному лежит через знание [2]. Таким образом,

понимание закономерностей природы углубляет эстетический взгляд на нее. А. фон

Гумбольдта можно считать зачинателем объективистского подхода к оценке

эстетической привлекательности природы.

В.П. Семенов-Тян-Шанский первым обозначил ландшафтную эстетику как

важную географическую проблему, а также указал на связь географии с искусством.

Один из классиков ландшафтоведения – Ф.Н. Мильков, прямо опираясь на

книгу «Район и страна», высказал идею так называемого «художественного

ландшафтоведения», синтезирующий научный и художественный методы познания



природы [4, с. 3-4, 9]. Представления В.П. Семенова-Тян-Шанского о

географических пейзажах, о географии звуков, запахов, об эстетических ресурсах

природы в наши дни приобретают все большее значение в связи с развитием

рекреационной географии, ландшафтной архитектуры, ландшафтотерапии, в ходе

борьбы за улучшение окружающей среды [5, с. 123 - 129].

Сформулированные ученым принципы позволяют причислить его к

объективистскому подходу оценки эстетической привлекательности ландшафтов.

А. фон Гумбольдт и В.П. Семенов-Тян-Шанский не разработали конкретной

методики оценки эстетической привлекательности ландшафтов, однако они

сформулировали мировоззренческие установки и географические принципы для

проведения такой оценки.

А. Геттнер предложил выделить эстетическую географию как новое научное

направление. Он заложил методологические основы новой науки, предопределив

развитие метода покомпонентной оценки эстетической ценности территории. Он

также заостряет внимание на одном из фундаментальных вопросов эстетической

географии – вопросе объективности оценки эстетической привлекательности

ландшафта, считая, что «…нужно заранее, на почве эстетики, решить: существуют

ли вечные эстетические ценности, или же различие и изменчивость эстетических

ценностей скорее указывают на то, что происхождение их субъективно и основано

на психологии и что поэтому эстетическая оценка ландшафта всегда возможна

только с какой-нибудь определенной точки зрения» [6].

Метод покомпонентной оценки, разработанный следующими поколениями

географов, относится к объективистскому направлению оценки эстетической

привлекательности ландшафтов. Поэтому мы относим А. Геттнера к этому направлению.

Идеи Геттнера активно развивались в трудах французского географа Поля

Видаля де Ла Блаша, а также в трудах его учеников - О. Бернара, Р. Бланшара, А.

Боли, Л. Галуа, А. Деманжона и др. В области эстетики ландшафта сложилась школа

французской пейзажной географии, главным объектом исследования которой стал

пейзаж как охватываемая взглядом картина. Французская пейзажная школа

доминировала в эстетической географии вплоть до середины XX в. [1].

Данная школа представляет собой субъективистское направление к оценке

эстетической привлекательности ландшафтов.

С 1960-х гг. ведущими в изучение ландшафтной эстетики были научные

географические школы Великобритании и США. В это время в США появляется

поведенческая география - научное направление, исследующее географические

причины поведения людей. Одним из ее основополагающих принципов был

постулат о том, что «поведение людей в большинстве случаев есть функция

восприятия мира…» [7, с. 60]. Ведущий раздел поведенческой географии -

география восприятия или перцептивная география. Ученые, работавшие в этом

направлении, стремились всесторонне изучить особенности восприятия людьми

окружающего их географического пространства. Один из основоположников

поведенческой географии, Х.К. Брукфилд, ввел в научный оборот понятие «среда

восприятия» – совокупность внешних факторов (природных и социокультурных),

формирующая стереотипы мышления у разных групп населения, в том числе и

стереотипы восприятия [8]. Появились исследования, посвященные изучению

духовно-символического значения различных ландшафтов. О роли территории в

человеческом поведении и формировании «чувства места», образах ландшафтов (их

«топофильности» и «топофобности») и так называемых ментальных картах пишет

И-Фу Туан [9;10]. Появляются понятия «национальный ландшафт», «родная земля» и т. д. [11].

К 1980-м гг. проблематика научной оценки эстетической привлекательности

ландшафтов получила всеобщее признание в западной географии.

Вопросы изучения восприятия среды и оценки эстетических ресурсов

территории исторически рассматривались преимущественно в США,

Великобритании и Франции, а также в Швеции, Канаде, Австралии и некоторых

других странах [1]. Таким образом, научные школы этих стран специализировались

в вопросах эстетической привлекательности ландшафтов преимущественно на

субъективистском подходе.

Редкие работы объективистов в западной географии представляют собой

покомпонентную оценку эстетической привлекательности и являются

продолжением разработок А. Геттнера в области эстетической географии.

В России интерес к оценке эстетической привлекательности территории

проявился только в 1990-х гг. До этого времени эстетике ландшафтов в нашей

стране посвящались лишь единичные работы, среди которых особо следует

выделить труд литовских географов под руководством К.И. Эрингиса «Экология и

эстетика ландшафта» [12], который является хрестоматийным классическим

примером объективистской оценки эстетической привлекательности ландшафтов [1].

Многие методические и теоретические проблемы эстетической оценки

ландшафтов рассматривались географами МГУ, в частности авторским коллективом

монографии «Теоретические основы рекреационной географии» (1975) [13].

В настоящее время в отечественной литературе проведены теоретико-

методологические обобщения в области эстетической географии В.А. Филиным

[14], В.А. Николаевым [15] и Е.Ю. Колбовским [16].

 

Анализ формирования эстетической географии позволяет сделать следующие выводы:

1. Эстетическая география (ландшафтная эстетика) в настоящее время

выделилась в отдельное научное направление, опирающееся на собственную

методологическую базу.

2. Существует несколько научных школ в области эстетической географии,

использующих различные группы факторов аттрактивности (привлекательности) и

опирающихся на различные подходы при оценке пейзажно-эстетической

привлекательности ландшафтов. К этим школам можно отнести немецкую школу с

доминированием объективистского подхода, французскую пейзажную школу с

абсолютным преобладанием субъективистского подхода, англо-саксонскую школу с

преобладанием субъективистского направления и немногочисленным

использованием объективистского подхода и российскую школу, которая

преимущественно опирается на объективистский подход, используя

субъективистские методики как дополняющие его.

3. Существующие «объективистский» и «субъективистский» подходы к

оценке эстетической привлекательности ландшафтов не противоречат, а дополняют друг друга.

В заключение отметим, что для определения эстетического качества

ландшафтов как индикатора их устойчивого развития ненобходимо следующее:

- помимо оценки визуальных аспектов (форма и цвет) необходимо оценить

звуковое пространство и параметры запахов ландшафта;

- оценку эстетической аттрактивности следует проводить по

феноменологическим сезонам, чтобы согласовать ее с динамической сезонностью ландшафтов;

- визуальные свойства ландшафтов оптимально оценить, синтезируя

объективистский и субъективистский подходы;

- выработка методики оценки эстетической привлекательности должна быть

адаптирована к индивидуальным свойствам территории;

- важно выявить корреляцию степени эстетической привлекательности от

степени антропогенной нагрузки у ландшафтов различного генезиса для

рекомендаций по оптимизации эстетики антропогенных и природно-антропогенных ландшафтов;

- для углубления понимания красоты пространства целесообразно добавить к

оценке эстетической привлекательности территории соответствующий

ассоциативный ландшафт.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.