Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность культурно-географического районирования





Культурно-географическая дифференциация – 1) базовая характеристика

культурного пространства, определяющая его структурные особенности, связанные

с различиями от места к месту; 2) процесс структурирования неоднородного

(гетерогенного) культурного пространства.

В процессе развития и распространения культуры постоянно наблюдаются

концентрация и деконцентрация явлений, которые с помощью различных агентов

(людей и их групп) возникают и перемещаются от места к месту, усваиваются

новыми территориальными группами, трансформируются в процессе

аккультурации. В частности, это приводит к кластеризации – накоплению явлений

определенного типа в пространственных кластерах (культурно-географических

комплексах) и к формированию различий между такими кластерами. Культурно-

географическая дифференциация неразрывно связана с формально

противоположным процессом – интеграцией, то есть формированием сходных

культурных черт в рамках определенных культурно-географических комплексов –

отдельно взятых или близко расположенных (соседних) компактных сообществ (то

есть слитных ареалов), а также различных анклавов и эксклавов. Схожесть одних

комплексов одновременно означает различие между другими, то есть

дифференциацию.

Возникающая в результате дифференциации структура культурного

пространства может быть интерпретирована различными способами, в частности, с

помощью метода расколов, определяющего происхождение и географическую

форму наиболее значительных различий между культурными характеристиками и

их комплексами на территории. Например, расколы могут иметь географические

репрезентации типа «Север – Юг» или «Запад – Восток», или же «вертикальное»

иерархическое измерение типа «Цент – Периферия». Культурно-географическая

дифференциация также рассматривается в терминах поляризации в связи с

выявлением полюсов и различий между ними. Кроме того, при изучении культурно-

географической дифференциации говорят о градиентах – более или менее резких

или же плавных изменениях определенных культурных характеристик при

движении в физическом пространстве от места к месту.

Одним из видов районирования общества в целом является культурно-

географическое [1-4]. Оно имеет давнюю историю. Так еще древнегреческий

историк Геродот (между 490 и 480 – ок.425 до н.э.) отмечал культурные различия

разных миров, в частности, он противопоставил Европу Азии.

В наше время Н.Я. Данилевский выделил 12 культурно-исторических типов

(некоторые уже ушли в историю): египетский, китайский, ассиро-вавилоно-

финикийский (или древнесемитский), германо-романский (или европейский),

мексиканский, перуанский. О. Шпенглер выделил в мире 8 культурных систем. А.

Тойнби выделил 21 крупную цивилизацию в 16-ти регионах, 8 из которых утрачены.

Л.Н. Гумелев подчеркивал, что количество культур не остается неизменным. У Л.Н.

Гумилева носителями этих культур являются суперэтносы: западноевропейский

("христианский мир") византийский, мусульманский, монгольский, русский и др.

Культурное районирование - это один из сложнейших видов районирования,

поскольку сложным, состоящим из большого числа компонентов является само

понятие культуры. Кроме того в условиях глобализации и интернационализации

мира, границы между разными культурами становятся все менее выраженными. Они

не совпадают с официальными границами АТЕ, что сильно усложняет задачу. Тем

не менее, очевидно, что мировое культурное пространство дифференцировано. Оно

делится на части, которые сильно различаются по многим параметрам. Каждый из

признаков, определяющих культурные различия, может служить индикатором

культуры, но ни один из признаков не может быть единственным индикатором.

Например, невозможно отрицать наличие разных этнических культур: бушмены в

Африке, китайцы в Азии, французы в Европе различаются не только по внешним

признакам. Они абсолютно разные по своим взглядам, пристрастиям, образу жизни,

стереотипу поведения. Различаются религиозные культуры, даже в пределах одного

этноса: одно дело – немцы-католики и совсем другое – немцы-меннониты. В то же

время немцы-католики и бразильцы-католики – совершенно разные культурные

группы. Различаются языки, иногда даже в пределах одного этноса (мордва говорит

на двух самостоятельных языках – эрзя и мокша, не считая русскоязычной части).

Существенны различия в зависимости от рода занятий населения, от природных

условий – ландшафтов. Разные культуры у русских – сибиряков, северян, степняков.

Эти различия проявляются в архитектурных особенностях, строительных

материалах, планировке селений, одежде, питании, взглядах. Уровень урбанизации,

культурное окружение, исторические особенности развития также накладывает свой

отпечаток на культуру. Культуры могут быть традиционными или инновационными,

техногенными или «духовными». Это далеко не все признаки, которые лежат в

основе дифференциации культур. Именно поэтому так сложно провести

районирование культуры. Районирование – главная задача географии культуры,

поскольку именно районирование позволяет решить основную задачу

географической науки – выявить дифференциацию и структуру геопространства.

Так же, как и при проведении любого другого районирования, при выделении

культурно-географических районов используют как гомогенное, так и узловое

районирование. Р.Ф. Туровский, обобщив опыт культурного районирования,

выделил 3 типа культурных районов:

1. Формальный, или гомогенный район – самый простой. Это по определению

американского географа Т. Джордана территория, заселенная людьми, которых

объединяет один или несколько особенностей – например, ареал распространения

эскимосской культуры.

2. Функциональный (узловой) культурный район. В его основе лежат не

ареалы, а организационные сети, т.е. культурные связи. Центрами функциональных

районов могут быть города, монастыри, университеты, а районы выделяются в

зависимости от зон их влияния. Могут выделяться культурные районы разного

порядка. По географическому рисунку они могут быть моноцентрическими,

бицентрическими, полицентрическими.

3. Обыденный (вернакулярный - vernacular) культурный район, т.е. районы,

выделяемые самими жителями. Они определяются через самоидентификацию и

ментальные образы населения. Для вернакулярных районов характерны

самоназвания типа «Зеленая страна», «Оренбургская Швейцария» и т.п.

Существуют два пути проведения культурного гомогенного районирования.

Можно выделить ядро (где совпадают все характеристики) и периферию, где

признаки размыты, и провести делимитацию. Можно обозначить ареал

распространения основной культуры, выделив территории, где большинство

характеристик соответствует идеальному типу. Выделение культурных ареалов

получило широкое распространение в американской географии. Эта операция

многоуровневая и предполагает иерархическое деление. На глобальном уровне

выделяют цивилизации.

Выделение районов-таксонов возможно в случаях, когда можно использовать

какие-либо статистические показатели. Однотипные культурные районы могут быть

выделены лишь по формальным признакам. В качестве таких признаков могут быть

выбраны: этнический состав (полиэтничные районы, районы с преобладанием или с

наибольшей долей одного этноса; группы районов по доле титульного этноса и т.д.);

языковый состав (районы с преобладанием 1- или 2- язычного населения, с

преобладанием русско- либо иноязычного населения); конфессиональный состав

населения (например, по доле либо соотношению определенных этнических или

конфессиональных групп); топонимическая группировка (по преобладанию (доле)

топонимов разного происхождения); самоидентификация населения и т.д.

Пример такого однопризнакового районирования, проведенного в границах

административных районов (дифференциация районов по преобладающей

национальности), представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Группировка сельских районов Оренбургской области по

преобладающей национальности (Ахметов, Герасименко, 2003)

 

Существуют разные варианты культурного районирования: по сочетанию

разных видов искусства, по специализации районов в области культуры, по

самоидентификации населения и др. Однородные районы выделяются сравнительно

легко, хотя в России трудно найти территории, где проживал бы только один этнос.

В России сложилась уникальная ситуация. У нас сосуществуют культуры

разного типа. Наряду с техногенными урбанизированными культурами,

характерными для крупнейших городов, существуют традиционные этнокультурные

общности, проживающие в сельской местности, этно-экологические районы,

сохранившие свой стиль жизни, который не в состоянии изменить даже технический

прогресс в силу живучести традиций. Кроме того, имеется целый ряд

промежуточных культур. Ряд небольших городов сохраняет этнокультурную

специфику. В некоторых городах сохраняются отдельные, как правило, формально

урбанизированные части, с ярко выраженной этнокультурной окраской. Примерами

могут служить кварталы с цыганским населением, проживающим, как правило,

компактно и сохраняющим не только специфику внешнего облика домов и дворов,

одежды и кухни, но и стиль жизни, особенности занятий и т.д. Чаще этнокультурная

специфика характерна для сельской местности, где порой сильно различаются

разные концы одного села. Таковы двунациональные села Оренбуржья – например,

русско-татарское село Мухраново.

Наибольшую сложность представляет выделение узловых культурных

районов, которое проводится по интенсивности культурных связей внутри них. При

узловом районировании выявляют сферы влияния центров разного иерархического

уровня. Методологически узловой район, как вытекает из его определения,

предполагает единство и взаимодействие с ядром-центром. На территории России к

такому типу могут быть отнесены лишь немногие этнокультурные регионы,

тяготеющие к транспортным узлам.

Для отечественного культурно-географического районирования характерны

традиции поиска объективных районов, сформированных на основе комплексов.

Одним из таких комплексов являются хозяйственно-культурные (ХКТ) типы мира.

Под ХКТ понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры,

которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких

уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-

географических условиях. Концепция ХКТ, к сожалению, при всех ее плюсах имеет

историко-географические ограничения. Сами авторы этой концепции смогли

составить карту лишь на период XV века, т.к. в более поздние периоды под

воздействием колонизации в большинстве районов мира различия стерлись. В

рамках комплексного подхода выделяют культурные комплексы разного уровня,

которые локализуются в пространстве и времени вместе с этносами, например,

"историко-этнографические" ("историко-культурные") области.

А.Г. Дружинин ввел понятие «геокультурные системы» – сложные

образования, включающие такие компоненты как геоэтнокультурные системы -

ГЭКС, культурные ландшафты, территориальные системы культурной инфраструктуры и др.

Еще один подход предполагает изучение природно-культурно-географических

комплексов в рамках концепции культурных ландшафтов. Представители этого направления – Л.С. Берг, Ю.Г. Саушкин, Ю.А. Веденин, В.Н. Калуцков, В.Л. Каганский и др.

Анализ разных подходов позволяет сделать вывод о том, что культурное

пространство неоднородно, оно дифференцировано, следовательно, его можно

разделить на районы. Однако сложность феномена культуры и наличие разных

культурных групп не позволяет выделить однотипные, за исключением группировки

по формальным признакам, и однопорядковые по размерам районы и провести

строгую иерархию. Районирование по формальным признакам (т.е. в случаях, когда

можно использовать какие-либо статистические показатели) на деле не могут

раскрыть специфики этнокультурных различий, поскольку главные различия лежат

в области стереотипа поведения, обусловленного во многом формами адаптации в

определенном вмещающем ландшафте. В качестве формальных таксонов при

типологическом районировании можно использовать административно-

территориальные единицы – носители определенной статистической информации.

Также в большинстве случаев не могут быть проведены точные границы

этнокультурных районов, поскольку их формирование осложнено взаимодействием

этнических культур. Например, в России этнокультурные районы существенно

различаются в зависимости от географического (и особенно транспортно-

географического) положения, в значительной степени обуславливающего

особенности внутрирегиональных и межрегиональных связей и характер внутри- и

межэтнического взаимодействия, степень «закрытости» либо «открытости» той или

иной региональной культуры, а также характер и способ адаптации с природной

средой, степень связи с которой обратно пропорциональна степени связи с внешним миром.

Трансграничные регионы – расчлененные государственной границей участки

геопространства, представляющие собой части эпигеосферы разных размеров –

геомеры (по Е. Неефу) или хороны (по Э.Л. Файбусовичу) – и обладающие

свойствами системности. Основу трансграничных регионов составлеят феномен

трансграничности признаков. В зависимости от доминанты какого-либо из них

выделяют экологические, природно-ресурсные, экономические, культурно-

экономические и прочие трансграничные районы. Большинство трансграничных

районов являются этнокультурными. Этнокультурный фактор – наиболее

существенная естественная основа развития трансграничных регионов и во многом

определяет особенности формирования и трансформации, характер и векторы

внутри межрегионального взаимодействия, формы адаптации, менталитет и

самоидентификацию населения, специфику культурных ландшафтов, виды

природопользования. Трансграничные регионы – особый тип маргинальных

территорий, нередко расположенных на фронтире и являющихся переходной зоной

между культурами и цивилизациями. Они характеризуются диахронным и

синхронным единством этнокультурного пространства.

Трансграничные регионы формируются как в результате разделения хоронов в

процессе делимитации, так и благодаря интеграционным процессам по обе стороны

государственных границ в определенном ландшафте и обладают региональной

целостностью, их население – региональным самосознанием, в ряде случаев

доминирующим над этническим, наличием общих культурных черт, сложившихся в

результате длительного периода взаимодействия культур, а также местными

формами проявления национальной культурной традиции.

Геокультурное пространство (ГКП) представляет собой сложную

динамическую систему, существующую как в материальном, так и в ментальном

плане, определяющим системообразующим фактором которой выступает

деятельность человека. ГКП неоднородно, имеет свою структуру и векторы

развития. При изучении ГКП именно география способна выполнять интегративную

функцию, объединяя, в силу своей комплексности, различные научные подходы.

Понятие «геокультурное пространство» трактуется его исследователями по-

разному. Это и пространственно-временное сочетание общественных объектов,

явлений и процессов в совокупности с природным окружением; пространство

общества в совокупности со всеми сферами географической среды; система

вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, глубинных

психологических структур восприятия и функционирования картин мира;

пространство ойкумены; пространство геокультуры и геополитики, результат

длительного культурного взаимодействия различных этнических и субэтнических

групп; сочетание объектов культуры (природных и социальных, материальных и

идеальных), сформировавшихся в результате геокультурных процессов

(культурогенеза). Учитывая то, что человеческая деятельность не ограничивается

материальным миром, как и сама культура и ее ценности не всегда имеют

материальное выражение, можно говорить о других видах пространства, таких как:

«пространство представлений» Н.Ю. Замятина, «геотехнопространство» Л.Л.

Розанова, и других географических пространств (политическое, социальное

экономическое, религиозное и т.д.). Таким образом, ГКП образуется в результате

взаимопроникновения географического и культурного пространства, как новое

пространство, сочетающее в себе разновременные слои культуры, географические

культурные ландшафты, локальные памятники природы, географические образы

территории и т.д. Такое понимание ГКП позволяет представить его как

динамическую систему, существующую как в материальном, так и ментальном

плане и имеющую свою структуру и векторы развития: а) горизонтальный вектор -

характеризует процессы развития «расширение» или «сжатие» ГКП (культурные

ландшафты, ядра, памятники культуры - увеличение или уменьшение их числа); б)

ментальный (вертикальный) вектор «вниз» (углубление знаний о культурных слоях,

прошлых культурах на территории) – процесс развития «углубление»; вертикальный

«вверх» (развитие или истощение духовной культуры) - процесс развития «восхождение»

Геокультурное пространство можно представить в виде двух слоев, один из

которых (горизонтальный) - материальный, другой (вертикальный) - духовный,

Материальный слой ГКП включает в себя такие объекты, которые должны

обеспечивать формирование, поддержку и развитие уровня культуры населения

изучаемой территории - школы, вузы, библиотеки, дома культуры, кинотеатры,

театры, творческие коллективы и т.д. Отдельно необходимо выделить объекты

материального слоя (показатели) ГКП, которые важны для развития туризма:

памятники природы, архитектуры, истории, туристические базы, санатории,

археологическое наследие и др.

Геокультурное пространство региона представляет собой систему локально

расположенных культурных ландшафтов и «слоев» культуры, а так же памятников

природы, культуры, истории, современные и национальные культуры,

географические образы, образующие исторически обусловленное историко-

культурное наследие территории. Их мозаика, иерархия, внутренняя структура

отражают организацию геокультурного пространства. ГКП - это исследование

духовно, интеллектуально и материально-практически освоенное социокультурным

сообществом пространство, с достаточно разнородной и уникальной структурой.

Геокультурное пространство региона формируется в результате

взаимодействия культурных ландшафтов, слоев культуры, географических образов

территории под влиянием объективных (географическое положение, рельеф,

природно-климатические, экологические, социально-экономические, культурные,

исторические, демографические и др.), специальных (туристско-рекреационные

ресурсы и др.) и субъективных (мировоззрение и др.) факторов.

В структуре ГКП региона ведущую роль играют историко-культурные ядра,

которые отражают совокупность условий формирования и функционирования ГКП

и выступают как точки роста туризма, позволяющие оценить возможности развития

туристской специализации региона. Структура ГКП позволяет формировать

региональные программы развития туризма, способные обеспечить оптимальное

соотношение между использованием территории и сохранение культурных ландшафтов.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.