|
Структура культурной географииРазличия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим названием «география культуры», так и ядра ГК - собственно культурной географии. Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е. собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально- культурной географией. В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии - природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то, например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно- культурных комплексов чаще используется экологический подход, а аксиологический (ценностный) подход становится всё более популярным в исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей. Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх названных выше формирующихся субдисциплин культурной географии. Этнокультурная география – научное направление в рамках географии культуры, изучающее особенности территориальной организации этнической культуры, а также факторы, определяющие ее развитие и функционирование. География этнических культур гораздо сложнее географии этносов и не совпадает с ней. В основе дифференциации этнокультурного пространства лежит набор элементов этнической культуры, которые обладают большой мобильностью. В каждой этнокультурной группе он разный, что связано с процессами адаптации в пространстве. Взаимодействуя и переплетаясь, этнические культуры формируют сложный географический рисунок. Этнокультурная картина мира осложнена внутриэтническими культурными различиями, в том числе и территориальными, а также межэтническим сходством. На этнокультурную дифференциацию оказывают влияние географическое положение и ландшафты, особенности миграционного поведения и межэтнического взаимодействия, социальная стратификация общества, уровень и характер урбанизации, особенности организации экономики и другие факторы. Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е. традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а также территориальных различий в экономической культуре населения. Эколого-культурная география может характеризоваться изучением природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в экологической культуре населения. Социально-культурная география, по всей видимости, должна изучать процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е. территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.
Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ). Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений), напрямую входящих в комплекс «географии культуры». Каждая из субдисциплин КГ имеет свой «аналог» в пределах всего комплекса дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления, образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией, политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих «аналогов» в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям (и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных общностей людей). С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в комплекс «географии культуры». Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за «свой» сектор в пределах всего комплекса ГК. В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину. Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов субдисциплин КГ, «открытых» географами. В этнокультурной географии в качестве таких разделов можно назвать изучение этноконтактных зон [2], а также географию этнических меньшинств и диаспор. Изучение этноконтактных зон было инициировано именно географами (в МФГО в 1989 г. вышел сборник «Этноконтактные зоны в Европейской части СССР»), и только в 1990-е гг. было подхвачено историками и другими специалистами в области гуманитарных наук. В 1995 г. появился сборник «Контактные зоны в истории Восточной Европы». Во второй половине 1980-х и в 1990-е гг. вышло в свет несколько монографических работ, посвящённых крупным этноконтактным регионам (Чижикова, 1988; Исламо-христианское пограничье…, 1994 и др.), а также множество статей, где освещаются этнические процессы в пределах некоторых этноконтактных зон, в т.ч. находящихся в пределах региона настоящего исследования (Куповецкий, 1985; Сосно, 1995). Вместе с традиционными для этнографии и этнической географии исследованиями в области этнических миграций и этнических групп (меньшинств), в конце 1980-х - 1990-х гг. началось формирование ещё одного раздела этнокультурной географии - географии этнических диаспор, где географы также приняли самое непосредственное участие. Были проведены работы по изучению еврейской, греческой, немецкой, армянской и других диаспор (Юхнева, 1985; Ильин, Каган, 1994; Kolossov и др., 1995; Полян, 1999 и др.). В связи с распадом СССР большее внимание стало уделяться изучению культурной специфики русского населения, проживающего за пределами России и внезапно оказавшегося в положении этнического меньшинства (Дружинин, Сущий, 1993; Геополитическое положение…, 2000). В хозяйственно-культурной географии можно выделить два направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам. Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее, землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение этнохозяйственных комплексов (Клоков, Сыроечковский, 1991; Клоков, 1996, 1997, 1998). Другая географическая школа в области изучения традиций этнического природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения устойчивости этноценозов Российского Севера (Иванов, Никитин, 1990; Иванов, Громова, 1991; Чистобаев и др., 1994; Хрущёв, 1997; Иванов, 1998). В эколого-культурной географии благодаря исследованиям культурных ландшафтов, развернувшимся в Российском НИИ культурного и природного наследия, обозначился крупный пласт публикаций по географии культурного наследия (Веденин, 1995, 1996; Столяров, Кулешова, 1996; Востряков, 1996; Веденин и др., 1995; Веденин, Кулешова, 1997; Шульгин, 1995 и др.). Директор того же института Ю.А. Веденин внёс большой вклад в развитие ещё одного раздела - географии высокой культуры, став инициатором создания серии сборников «География искусства» (1996, 1998) и опубликовав первую в этом плане монографию «Очерки по географии искусства» (1997б). Географии высокой культуры посвящены значительные разделы в книге С.Я. Сущего и А.Г. Дружинина «Очерки географии русской культуры» (1994) и ряд работ других исследователей (Лавренова, 1996, 1998а, 1998б). В социально-культурной географии, которая сама находится в стадии становления, происходит формирование раздела на стыке с политической географией - географии политической культуры. Вплоть до конца 1980-х гг. в рамках этого направления проводились единичные исследования, да и то исключительно на зарубежном материале (Белов, 1983; Смирнягин, 1983; Колосов, 1988 и др.). В 1990-е гг., по мере развития в отечественной науке электоральной географии, стали предприниматься попытки по выявлению доминирующих политических субкультур на территории России (Смирнягин, 1995) и собственно региональных политических культур (Журавлёв, 1992; Туровский, 1999; Региональное самосознание…, 1999 и др.). В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного направления культурно-географических исследований - географии городской культуры (Стрелецкий, 1999, 2001). Очевидно, что географическое изучение городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел) социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и др. специалистов (Социально-культурные…, 1982; Культурный диалог…, 1994; Город как социокультурное..., 1995 и др.). Следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных направлений, работающих «на полставки» в культурной географии, которые можно рассматривать в качестве новых «стыковых» отраслей ГК (с двойным, тройным и т.д. «научным гражданством»). Традиционно звучит название научного направления география религий (конфессиональная география), однако оформление этой отрасли в отечественной ГК приходится только на конец 1980-х - 1990-е гг. Если до этого периода выходили единичные работы, посвящённые преимущественно географии религий зарубежного мира (Пучков, 1975), то в 1990-е гг. появилось много публикаций, посвящённых конфессиональной географии России (Даринский, 1992; Антонова и др., 1992; Криндач, 1992, 1996; Sidorov, 1997; Сафронов, 1997, 1998, 1999, 2001 и др.). География религий рассматривается как междисциплинарное научное направление, находящееся на стыке географии с религиоведением и теологией (Криндач, 1992). Также на стыке сразу нескольких научных дисциплин происходит становление геоэтнокультурной конфликтологии, в формировании которой активное участие принимают и географы (Kolossov и др., 1992; Туровский, 1992; Петров, 1994; Алаев, 1996, Стрелецкий, 1997 и др.). Ещё одно формирующееся междисциплинарное направление исследований опирается на экологическую модель и может быть рассмотрено в качестве «стыковой» отрасли ГК - этноэкология (Крупник, 1989; Козлов, 1994б). В рамках этого направления географы претендуют, в первую очередь, на собственные подходы к изучению этнических кризисов (Гладкий, 1995; Гладкий И.Ю. и Ю.Н., 1995; Дмитревский, 1998). Поэтому как раздел этой научной дисциплины можно рассматривать более «близкую» к КГ геоэтноэкологию. И, наконец, междисциплинарная область исследований, которая в отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|