Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод (методы) правового регулирования.





 

Правовое регулирование- это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В теории правового регулирования выделяется два метода правового воздействия:

- метод децентрализованного регулирования. Он построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы.

- метод централизованного, императивного регулирования. Базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетны, как правило, является обще социальный интерес.

 

 

Понятие государственного органа.

 

Государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

• осуществляет от имени государства его функции;• имеет определенную компетенцию;

• обладает властными полномочиями;

• характеризуется определенной структурой;

• имеет территориальный масштаб деятельности;

• образуется в порядке, установленном законом;

• устанавливает правовые связи личного состава.

 

Классификация норм права.

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Нормы нрава классифицируются по отраслям права; по юридической силе; по способам воздействия на поведение участников общественных отношений; по характеру содержащихся предписаний и т.п.

По отраслям права нормы права делятся на: нормы конституционного права, гражданского права, уголовного права, административного права и т.д.



По юридической силе: законы и подзаконные акты. '

По способам воздействия на поведение участников общественных отношений: управомачивающие, обязывающие, запрещающие.

По характеру содержащихся предписаний: нормы-принципы, общие нормы, конкретные нормы.

 

БИЛЕТ № 14.

 

Понятие и значение типологии государства. Исторические типы государства.

 

Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных для

множества различных государств. Тип государства определяется на основе типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам.

В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, можно выделить

различные типы государств. В современных условиях преодолевается односторонний подход, в соответствии с которым государства подразделяются только по типу общественно-экономической формации. В настоящее время существуют две типологии государства: марксистско-ленинская типология и цивилизационный подход.

Марксистско-ленинская типология. Марксизм-ленинизм считает, что любое общество проходит определенные общественно-экономические формации, которые в истории человечества насчитывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. В соответствии с этой типологией государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские, к которым относятся только социалистические государства. Всего выделяется четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Другой типологии марксизм-ленинизм не знает. Марксистско-ленинская типология вошла в историю как формационный подход к определению типа государства. В противовес марксистко-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилизацнонный подход, который базируется на истории развития цивилизации. По этой концепции, вся история человечества подразделяется на четыре цивилизации: древняя, средневековая, новая, новейшая. Соответственно этому выдвигаются четыре типа государства: раннее, классовое, политическое и правовое государство.

 

Народный и национальный суверенитет и их правовое закрепление.

Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела.

Народный суверенитет означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направленно политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самого государства. Сегодня нет такого государства, которое однонационально. Государственный суверенитет закреплен в Конституции РФ и Конституции РБ.

 

Правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Состав правонарушения.

 

Правонарушение - это вредное для государствообразующего общества противоправное

деяние участника общественного отношения.

Признаками правонарушений является: 1) противоправность, 2) общественная вредность, 3) виновность, 4) деяние.

Правонарушения делятся на преступления (уголовно-правовые) и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные).

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Состав преступления включает в себя: объект, субъект, субъективную сторону, объективную сторону.

Объектом правонарушения является то, на что направлено правонарушение (ценности, деньги, блага, собственность, жизнь здоровье и т.д.).

Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное физическое лицо или организация. В уголовном праве субъектом может быть только физическое лицо.

К субъективной стороне правонарушения относятся: мотив, вина, цель. Вина делится на умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (противоправная самонадеянность и противоправная небрежность).

К объективной стороне правонарушения относятся: противоправное деяние, противоправный результат, причинная связь между деянием и противоправным результатом, место, время и обстановка.

 

БИЛЕТ №15.

 

Понятие формы государства.

 

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти.

Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим. По форме правления государства подразделяются на деспотию, монархию и республику. По форме государственного устройства государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (империя, конфедерация, федерация). Выделяется два вида государственного режима: демократический и авторитарный.

 

  1. Соотношение законности и демократии, справедливости, целесообразности.

Законность - это юридическая категория, которая означает сложившееся отношение в том или ином государствообразующем обществе к законам и к претворению требований законов в жизнь.

Законность, как и демократия, правопорядок и т.д., - понятие общечеловеческое.

Демократия - это одна из форм организации государственной власти, при которой государствообразующий народ участвует в формировании политической власти, в программировании ее деятельности и действенно контролирует ее, удерживает от всевозможных отклонений. Она характеризуется признанием широких прав и свобод граждан, равенством их перед судом и законом.

Законность чаще всего употребляется наряду со словом справедливость. Справедливые законы вызывают у людей уважение, желание соблюдать их, а законность - не метод государственного руководства обществом (как говорили в советское время), а принцип жизни общества, определяющий деятельность государства.

Целесообразность законности - это способность законности достигать цели государства и общества, качество обеспечения решения задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность вытекает прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Дисциплина - определенные требования к поведению людей, соответствующие сложившимся социальным нормам. Понятие указывает на требования общества к индивидам и их группам, на соответствие поведения личности интересам общества.

Понятие дисциплины более широкое, чем понятие законности, т. к. оно представляет собой соблюдение не только правовых норм, но и дополнительных, входящих в социальные нормы поведения вообще.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.