|
Предмет правового регулирования.
Под предметом правового регулирования подразумеваются пределы и возможности права в процессе его воздействия на общественную жизнь. Например, может ли право прямо регулировать любовные отношения, миграционные, демографические процессы, предотвращать стихийные бедствия, влиять на климат и др. Конечно же, нет, иначе человечество давно разрешило бы все свои проблемы с помощью права, юридических законов. Право может регулировать лишь конкретные общественные отношения, которые зависят от воли и сознания их участников. Поэтому предметом правового регулирования выступают не явления природы и не любые отношения, а только внешне контролируемые конкретные отношения, складывающиеся между людьми и их объединениями в процессе организации общественной жизни.
БИЛЕТ № 17.
Современное отношение к марксистско-ленинской теории государства и права.
В российской науке теории государства и права многие десятилетия господствовал марксистско-ленинский подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государств и права признавалась единственно правильной, все другие теории считались ложными и подвергались критике. Это обедняло нашу науку, не позволяло использовать в полной мере мировые достижения политической и правовой культуры, что тормозило развитие науки теории государства и права. В последнее время марксистско-ленинская доктрина подверглась жесткой критике. Отрицательное отношение к ней как к учению было обусловлено затяжными кризисами во многих социалистических странах. Действительно, в этой доктрине немало утопий и устаревшего, но есть и положения и выводы, идеи о коллективизме, социальной справедливости.
Соотношение государства и политической системы общества. Гос-во считают первой политической организацией. Государство не является элементом политической системы общества и это имеет первостепенное значение. Центральное место в политической и общественной жизни любой страны занимает государство. Это обусловлено следующими моментами: 1) государство дало жизнь политической системе общества в современном ее понимании; 2) государство может рассматриваться как организационная форма, союз людей, объединившихся для совместного проживания; 3) государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. 4) государство стало первым результатом политической деятельности людей, которых объединяют их интересы и принадлежность к одному классу или слою. 5) государство - это связующее звено между политической системой и гражданским обществом. Так или иначе, конечным результатом политической деятельности людей является обладание властью. Любым политическим партиям, объединениям разных времен нужна государственная власть. И поэтому очень важно создать четкий правовой механизм образования и осуществления государственной власти.
Классификация нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права. Классификация нормативно-правовых актов По юридической силе: 1) законы (акты, обладающие высшей юридической силой); 2) подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения, и др. По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты: 1. акты референдума (непосредственного народного волеизъявления); 2. акты органов гос. власти 3. акты органов местного самоуправления 4. акты Президента 5. акты органов управления 6. акты должностных лиц государственных и негосударственных органов. При этом может быть акты: 1. принятые одним органом (по вопросам общего ведения) 2. совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения) По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.) По сфере действия: 1. Акты внешнего действия (общеобязательны для всех - охватывают все субъекты, например федеральные законы, федеральные конституционные законы). 2. Внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности) Различают действие нормативно-правовых актов: 1. по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт) 2. по времени (вступление в силу - как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы) 3. в пространстве (как правило, на всю территорию) В РФ действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные НПА (НПА органов гос. власти субъектов РФ) - действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.
БИЛЕТ № 18.
Понятие политической системы общества, ее элементы.
Политическая система в демократическом государстве- это аккумулятор экономического и политического плюрализма, механизм реализации власти права в интересах государствообразующего общества. Оптимальное функционирование политической системы может обеспечиваться лишь к условиях правового государства, поскольку именно оно создает подлинно демократические механизм формирования различных политических сил в обществе. Политическая система и организация политической власти общества, то есть государство, различаются, и последнее входит в состав политической системы как ее элемент. К элементам политической системы общества относятся: политические партии, политические институты, общественные объединения.
Государство и экономика.
Главная задача государства в сфере экономики - это защита прав и интересов предприятий и предпринимателей, характеризуемая многоаспектностью и сложностью. Она предполагает законодательное закрепление гарантий прав и интересов предприятий и предпринимателей. Без определения правовых гарантий деятельности предприятий и предпринимателей нельзя говорить и об их нарушениях. В частности, государством должны гарантироваться: право свободно заниматься предпринимательской деятельностью и право приобретать необходимое для этой деятельности имущество; защита имущества предпринимателей от незаконного изъятия; свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством; право распоряжаться имуществом, производственной продукцией и прибылью; защита от влияния монополистической деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий; право деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий; право решать вопросы ценообразования, форм и способов реализации продуктов; самостоятельно определять структуру и штат работников и т.д. Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность предприятий и частных лиц допускается только на основе законодательства и ограничивается, как правило, следующими вопросами, относящимися к исключительной компетенции государства; соблюдение законности; оборона и безопасность общества; безопасность и здоровье граждан; налоговое, ценовое и антимонопольное регулирование; предоставление социальных гарантий; соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|