|
Нормативный и кадровый ресурс, потенциал.Дополнительное образование - особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» [ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)]. Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ. Существуют следующие модификации учреждений дополнительного образования детей, которые отличаются рядом специфических особенностей на качественном и количественном уровне: городское, окружное, долговременное, временное, профильное, многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, Дворец, Дом творчества, станция, Центр творчества, студия, школа искусств, клуб, детский лагерь, детский парк. Но для всех этих учреждений основной деятельностью является образовательная: они создаются с целью реализации образовательных программ дополнительного образования по одному или нескольким видам деятельности; в их деятельности преобладают образовательные программы; они оказывают образовательные услуги в интересах личности ребенка; их работа направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса. Учреждения, имеющие основными другие виды деятельности, не могут быть отнесены к данному типу образовательных учреждений. Образовательное учреждение не создается извне. Оно является результатом сложного процесса возникновения и саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретных детей и взрослых. Это объясняет уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей, его отличие от других как по содержанию, так и по организационной структуре. Все учреждения дополнительного образования детей строят деятельность, исходя из особенностей собственного развития, качественных характеристик, окружающего социума, его потребностей и при взаимодействии с другими учреждениями. К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются[ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)]: - в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ; - в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии; - посредством индивидуальной педагогической деятельности. В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей. Виды дополнительного образования, организованные для детей, как правило, различны. Анализ дополнительного образования показывает, что наиболее частые виды дополнительного образования для детей - это курсовое обучение различным дисциплинам. Дополнительное образование организовывается так же, как другие виды профессионального образования, - по конкретным образовательным программам. При этом программы для детей имеют свою специфику. Возрастной контингент - вот критерий составления программы дополнительного образования детских курсов. Совершенствуя виды дополнительного образования для детей, добавляются важные моменты в становлении личности, в ее ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование помогает детям получать разностороннее образование по выбранной специальности. Виды дополнительного образования детей переживают период становления, постоянно совершенствуются и направлены на индивидуальное творчество детей. Проведя анализ дополнительного образования можно сделать вывод, что современные виды дополнительного образования состоят из трех областей: - территориальной сети факультетов дополнительного образования; -кадров, включающих работников, профессионалов системы дополнительного образования, - содержания образования, состоящего из авторских программ отдельных педагогов. Ребенок в дополнительном образовании познает смысл жизни, обретает начальные знания. При этом не важно, какие виды дополнительного образования организованы в том или ином центре дополнительного образования. Главное - желание педагога обучить детей. Основными задачами деятельности учреждений дополнительного образования детей являются следующие: - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; - адаптация их к жизни в обществе; - формирование общей культуры; - организация содержательного досуга. Таким образом, анализ дополнительного образования определил виды дополнительного образования, учебное заведение может приступать к организации этого самого дополнительного образования по различным специальностям. Дополнительное образование не имеет жестких стандартов, не ограничено временными рамками, поэтому очень многое в содержании и организации образовательного процесса зависит от знаний и личностных качеств педагога, его умений использовать разнообразные возможности дополнительного образования для конструктивной социализации ребенка или молодого человека. Конструктивно осуществляемая кадровая политика в учреждениях СДО сегодня имеет ряд особенностей: 1. Ориентация на непрерывное саморазвитие. Специалисты учреждений СДО в массе своей (особенно в социально- педагогическом направлении) ориентированы на непрерывное осуществление личностного и профессионального саморазвития. Эта ориентация определяется двумя обстоятельствами: а) поскольку работа зачастую ведется с постоянным контингентом воспитанников в течение нескольких лет, то необходимо постоянно искать или самостоятельно разрабатывать новые интересные формы организации предметнообучающей, досугово-развивающей и социально-творческой деятельности, чтобы иметь возможность постоянно удивлять воспитанников, держать их в творческом напряжении. Предельно высокими и ярко выраженными должны быть конструктивные качества специалиста сферы дополнительного образования. Информация, преподносимая им, и формы, в которые облекается процесс ее передачи или поиска, должны быть такими, чтобы у детей, подростков и молодых людей всегда было желание, интерес, стремление узнать что-либо еще, принять активное участие в какой-либо новой форме дополнительного образования. Тем самым поддерживается их стремление приходить в учреждение, отдавая предпочтение ему, а не каким-либо видам деятельности сомнительного или даже откровенно асоциального характера (как говорится, молодежь голосует ногами); б) педагог в учреждении дополнительного образования, особенно руководитель детско-юношеского или молодежного объединения, должен быть специалистом сразу во многих областях. Это связано с многофункциональностью его профессиональной деятельности: – проектирование, программирование, планирование и комплексный анализ осуществляемой деятельности (в том числе совместно с воспитанниками); – разработка, организация и проведение массовых мероприятий и социально-творческих дел, малых и больших игр, тренингов, интеллектуально-творческих и физкультурно- спортивных соревнований; – консультационная и методическая работа; – деятельность по выявлению и формированию лидеров; – организация зон свободного общения; разновозрастного взаимодействия; – организация летних дворовых площадок и палаточных лагерей; – непосредственное участие в различных видах художественной, спортивно-оздоровительной, интеллектуальной и др. деятельности. Труд педагога дополнительного образования, направленный на раскрытие уникальности, неповторимости каждого ребенка или молодого человека, включает элементы культуры и искусства, обучения и научения, воспитания и развития. Все это является ощутимым стимулом для разнопланового саморазвития специалистов сферы дополнительного образования и требует реализации специальных подходов к организации процесса их профессиональной подготовки. 2. Многоуровневость профессиональной подготовки. Поскольку в настоящее время специалистов сферы дополнительного образования не готовят практически ни в одном высшем или среднем специальном учебном заведении (в редких педагогических вузах или ссузах такая подготовка осуществляется на уровне специализации или факультатива), то учреждения дополнительного образования вынуждены решать задачу кадрового обеспечения своими силами. Сегодня можно говорить об организации на базе учреждений СДО многоуровневой подготовки и стажировки специалистов. Первый уровень – допрофессиональное образование (школьный уровень): школы вожатых для подростков и старшеклассников, центры допрофессиональной подготовки организаторов досуга и т.п. Безусловным "плюсом" здесь является то, что получаемые в подобных центрах знания, умения и навыки ребята могут почти сразу закреплять в практической деятельности, работая помощниками педагогов. Второй уровень – профессиональное образование (студенческий уровень): педагогические отряды, организация на базе различных учреждений дополнительного образования, прохождения социальной или педагогической практики и т.п. Во многих учреждениях педагогами работают учащиеся высших и средних специальных учебных заведений. Также осуществляют свою деятельность студенческие педагогические отряды, в которых студенты имеют возможности, во-первых, для творческой самореализации (пространство учреждения дополнительного образования чаще всего является наиболее комфортной и благоприятной средой для молодых людей); во-вторых, для приобретения ценного жизненного и профессионального опыта; в-третьих, для полноценного общения со сверстниками, детьми и специалистами сферы дополнительного образования, что делает работу (чаще всего волонтерского характера) в учреждении привлекательной для студентов. Третий уровень – постпрофессиональное образование (профессиональный уровень): а) семинары для специалистов сферы дополнительного образования. Как правило, тематика семинаров определяется исходя из социального заказа и запросов самих педагогов и, следовательно, соответствует конкретным реалиям; б) конкурсы профессионального мастерства, участие в которых является стимулом для личностно-профессионального развития многих специалистов этой сферы (так, в России с 1998 г. проходит конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" – на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, он стал уникальной площадкой для экспериментирования и экспертизы, обмена опытом и продвижения самого лучшего опыта, для получения обратной связи от всех субъектов программ дополнительного образования); в) профессионально-педагогические сообщества – профессиональные педагогические отряды, различные педагогические студии, лаборатории, временные научно- исследовательские коллективы и подобные объединения, представляющие собой команды единомышленников, способные эффективно решать поставленные задачи. Постоянное повышение квалификации педагогического, методического и административно-управленческого состава учреждений становится сегодня ключевой проблемой, решение которой невозможно без модернизации системы работы с кадрами как на отраслевом (межотраслевом) уровне, так и на уровне каждого конкретного учреждения. 3. Воспроизводство кадров. Каждое учреждение очень специфично по целому ряду показателей. Зачастую это затрудняет "вживание", "врастание" нового специалиста в целостный организм учреждения. Иными словами, специалисту, пришедшему работать в учреждение "со стороны", очень часто требуется довольно много времени для того, чтобы в полной мере понять и принять все особенности работы учреждения дополнительного образования и свободно ориентироваться в них. При этом нередки случаи, когда новый специалист (по разным причинам) так и не приживается в учреждении. Именно поэтому многие из руководителей учреждений ориентированы на то, чтобы привлекать к работе в качестве специалистов воспитанников своего учреждения, т.е. тех молодых людей, которые выросли в системе этого учреждения и прекрасно разбираются во всех элементах и связях системы, что делает их работу значительно более эффективной. Одним из наиболее оптимальных вариантов решения данной задачи является организация на базе учреждений деятельности детских и молодежных общественных объединений. Такой путь наряду с обеспечением процесса воспроизводства кадров позволяет решать и многие другие задачи. Практика последнего десятилетия доказала жизненную необходимость взаимодействия учреждений дополнительного образования с детскими и молодежными общественными объединениями. Например, только за 10 лет деятельности тюменского молодежного социально-творческого объединения "Искра", созданного на базе областного центра дополнительного образования детей и молодежи, более 20 "искровцев" стали педагогами-организаторами, методистами и специалистами различных направлений деятельности этого учреждения. Развитие кадрового потенциала непосредственно в учреждении является основой повышения не только качества трудовой деятельности его работников, но и качества социально-педагогической работы с детьми, подростками и молодежью. Таким образом, учреждения дополнительного образования – это практически всегда уникальная образовательная и социально-педагогическая система, ориентированная на потребности и возможности как общества в целом, отдельных социальных групп (половозрастных, субкультурных и др.), так и каждой конкретной личности. В этом ярко проявляется гуманистическая сущность и социально-педагогический потенциал СДО в современных условиях. Социально-педагогические возможности различных видов деятельности, в которые включаются дети, подростки и молодые люди в программных рамках учреждений, базируются на том, что в процессе такой деятельности удовлетворяются исключительно важные для детей, подростков и молодых людей социальные, материальные и духовные потребности; осваиваются ценности, социальные роли, нормы и правила поведения. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|