|
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСАСтр 1 из 3Следующая ⇒ ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА
УТВЕРЖДАЮ
Протокол УМС №_________ от «____» __________2005 г. Проректор по УР ____________О.Н. Наумова
Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме» для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Составитель: ассистент Емельянова Ю.В.
Тольятти
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Протокол № ________ от «_____» ______________ 2005 г. Зав. кафедрой__________________ С.П. Ермишин
УТВЕРЖДЕНО на заседании научно-методического Совета специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» Протокол № ________ от «_____» _______________2005 г. Председатель НМС _______________ С.П. Ермишин
Рецензенты:
содержание 1. Цели и задачи изучения дисциплины «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме» ……………………………………………………………………………………………..4 2. Структура и объем дисциплины …………….………………………………………………….5 3. Содержание дисциплины………………………………………………………………………...6 Тема 1. Понятие и содержание инновационных процессов. Организация инновационной деятельности………………………………………………………………………………………..6 Тема 2. Характеристика феномена инноваций…………………………………………………...8 Тема 3. Социально-культурный сервис и туризм как мобильно развивающаяся область сервиса ………………………………………………………………………………………………9 Тема 4. Инновационные процессы в СКС и Т…………………………………………………...11 Тема 5. Перспективные инновационные проекты в СКС и Т………………………………..…12 Тема 6. Конкурентные преимущества и инновационный спрос……………………………….15 Тема 7. Особенности инновационных коммуникациях…………………………………………17 Тема 8. Управление в инновациях…………………………………………………………….….20 Тема 9. Разработка инновационной стратегии ………………………………………………….21 Тема 10. Инновационный менеджмент ………………………………………………………….23 Тема 11. Управление персонала в научных организациях ……………………………………..25 Тема 12. Экспертиза инновационных проектов ………………………………………………...27 Тема 13. Эффективность инновационной деятельности и оценка эффективности инноваций ………………………………………………………………………………………………………28 Тема 14. Маркетинг инноваций…………………………………………………………………..30 Тема 15. Финансирование инновационной деятельности ……………………………………...31 4. Тематический план семинарских занятий ……………………………………………………33 5. Содержание самостоятельной работы ……………………………………………………...36 6. Литература ………………………………………………………………………………………37 1. Цели и задачи изучения дисциплины «ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ» Данная дисциплина, согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» является обязательной для изучения и входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Значение дисциплин в том, что она должна дать студентам знание возможностей инноваций для познания общества. Главной задачей курса является изучение роли инноваций в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Важным требованием современного высшего образования, является освоение студентами инновационных процессов, исследование и разработка инновационных проектов в ходе учебного процесса. Современный этап общественного развития предъявляет к молодым специалистам разнообразные требования, в том числе и требования в знаниям перспективных инноваций в социально-культурном сервисе и туризме. В силу этого необходима активизация работы по привлечению студентов к разработке таких инноваций. И существенную помощь в этом окажет изучение учебного курса «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме», важнейшей целью которого является ознакомление студентов с инновационными процессами в социально-культурном сервисе и туризме, научение практической разработки инновационных работ. Цель дисциплины достигается посредством следующих задач: n ознакомление с предметом дисциплины; n изучение содержание инновационных процессов, выявление их особенностей; n определение социально-культурного сервиса и туризма как мобильно развивающейся области сервиса; n ознакомление с основными направлениями развития инноваций в сфере социально-культурного сервиса; n выявление структуры инновационного проекта; n изучение порядка проведения экспертизы инновационных проектов; n определение и расчет эффективности инновационных проектов; n изучение методов финансирования инновационной деятельности.
2. Структура и объем дисциплины.
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
3. Содержание дисциплины Тема 1. Понятие и содержание инновационных процессов. Организация инновационной деятельности. 1. Понятие и сущность инновационных процессов. 2. Организация инновационной деятельности. 3. Анализ состояния и развития инновационной области. Понятие и сущность инновационных процессов. По определению, данному в «Концепции инновационной политики РФ на 1998 – 2000 годы», инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности человечества, которая представляет собой совокупность особого рода работ по созданию новшества и распространению его в хозяйственной системе. Инновационный процесс как объект управления следует рассмотреть с различных позиций и с разной степенью детализации. Он представляется, как процесс последовательного превращения идеи в продукт – новшество, проходящий в общем случае ряд взаимосвязанных этапов: фундаментально-поисковые и прикладные исследования, конструкторские разработки, производство, коммерциализацию. Инновации тесно связаны с НТП, выступая его результатом. НТП – это процесс непрерывного развития науки, техники, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге – повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны. Тема 2. Характеристика феномена инноваций. 1. Новшество и инновация. 2. Определение полезности новшества. 3. Характеристики новаций. Классификация инноваций.
Новшество и инновация. Современные теоретические представления об инновациях базируются на ряде концептуальных положений, связанных с изменениями хозяйственной жизни. Выделяют 2 основные формы предпринимательства: 1) создание и экономическая реализация новшества – инновационное предпринимательство 2) чисто рыночное предпринимательство (маркетинг). Наиболее полно сущность предпринимательства проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства. Новшество является тем объектом, который представляет собой стержень инновации. В свою очередь, новые технические решения – новации – являются ядром новшества. Существует временная граница между новшеством и инновацией. Так, например, Хиппель под новшеством понимает новый продукт или процесс, а под нововведением (инновацией) применение нового продукта или процесса на практике. Новшества, составляющие новую технологию, включают в себя 3 компонента: 1) информационный; 2) материальный; 3) социальный. Новшество, в основе которого лежит изобретение, характеризуется некоторыми конкретными параметрами, определяющими его экономическую ценность и отличающими его от известных технических решений. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Инновация – нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшества (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Логистика инноваций. В долгосрочном периоде все совокупные ресурсы инновации могут быть представлены в виде потоков, существующих на некотором временном интервале и измеряемые за определенный период времени. В пространстве инновации тот или иной поток может быть охарактеризован по ряду признаков: · по отношению к инновации – внутренний или внешний; · по характеру динамики – непрерывный или дискретный; · по регулярности – детерминированный или стохастический; · по степени сложности – простой дифференцированный или коллективно-интегрированный; · по управляемости – адекватный (управляемый) или неуправляемый. Информационный поток в логистике генерируется исходным материальным потоком конкретной логистической системы. В инновациях нематериальный поток, представляющий собой движение новшества, имеет функцию сходную с функциями материального или финансового потоков, но приоритетную по отношению к ним. Товарный и финансовый потоки имеют противоположную направленность в случае операций с наличными средствами. При использовании безналичных расчетов информация о движении платежных документов имеет одинаковую направленность с товарным потоком и единый источник возникновения. Информационные потоки в инновациях в первую очередь различаются по месту и времени возникновения информации (стационарные, периодические, оперативные). По своей функции они разделяются на управляющие, научно-технические, нормативно-справочные и учетные. Инновации содержат потоки материальных ресурсов, которые описываются своими логистическими цепочками. Специальное исследование логистических цепей по информационным и финансовым потокам позволяет выявить соотношение между материальными и сопутствующими потоками, если состав материальных потоков включаются нематериальные активы. Инновационные отношения. Инновационные отношения – прежде всего отношения собственников. Сложность инновационных отношений как отношений собственности состоит в том, что они лежат в основе процесса воспроизводства капитала. Кроме того, в них участвуют многочисленные субъекты, представляющие собой различные виды и формы собственности. В связи со сложностью и многообразном отношении (частные и государственные инвестиции, прямые иностранные инвестиции и т.д.) невозможно свести их к отношениям по «вертикали» и «горизонтали». Возникают разнонаправленные «диагональные» отношения. Инновационные отношения это не только отношения по размещению капитала, товаров и рабочей силы, а вместе с ними передвижение технологий, ноу-хау, управленческого опыта, но и передача культуры производство и самой философии новации как основы непрерывного развития. Становление инновационных отношений необходимо рассматривать сквозь призму совершенной философии предпринимательства – создавать новое, необходимое потребителю. Эта инновационная философия отражает новые общественные потребности и состояние рынка, к которому предстоит пройти через процесс сложившихся отношений по поводу использования интеллектуальных продуктов. Сущность инновационных отношений раскрывается в системе: 1) отношения по поводу привлечения заемных финансовых средств, которые проходят через весь инновационный процесс и являются первостепенными. 2) анализ инвестиционных решений позволяет выделить ряд предпочтений инвесторов при долгосрочном инвестировании и производственный бизнес. 3) повысить эффективность коммуникаций в инновациях можно путем реализации партнерских отношений, охватывающих максимально возможные фазы инновационного процесса в каждом конкретном случае. Наиболее долговременной коммуникацией являются отношения между инвестором и производственном предпринимателем, т.к. они теоретически могут осуществлять совместную инновационную деятельность на основных этапах жизненного цикла инновации. Хорошую перспективу в создании эффективных коммуникационных связей при нововведениях в материальном производстве имеют некоммерческие партнерства (НП). Главной целью юридических и физических лиц, объединенных в НП, является развитие инновационного потенциала и имущества в социально значимой области деятельности граждан и юридических лиц. Основными задачами и предметом деятельности инновационных партнеров являются управление научными и инновационными проектами, направленными на повышение конкурентоспособности партеров, привлечение средств инвесторов, организация потребительского спроса на новшества. Деятельность инновационных партнеров будет содействовать получению и использованию прав интеллектуальной и промышленной собственности, развивать рынок инвестиционных товаров.
Семинар № 1 Понятие и содержание инновационных процессов. Цель занятия: выявить сущность инновационных процессов; раскрыть особенности инновационной деятельности в современных условиях. План занятия: 1. Понятие инновационных процессов. 2. Организация инновационной деятельности. 3. Анализа состояния и развития инновационной деятельности. Литература:6.1.1, 6.1.2., 6.1.5,6.1.8,6.2.9,6.2.12.
Семинар № 2 Характеристика инноваций. Цель занятия: выявить специфику инноваций; разобраться в отличительных особенностях новшества и инноваций; раскрыть основные составляющие инноваций. План занятия: 1. Сущность и функции инноваций. 2. Новшество и инновация. 3. Классификация инноваций. Литература: 6.1.1,6.1.3, 6.1.4., 6.1.7, 6.2.10,6.2.9.
Семинар № 3 Семинар № 4 Семинар № 5 Семинар № 6 Семинар №7 Семинар№8 Семинар №9 Семинар №10. Инновационный менеджмент. Цель занятия: проанализировать основные функции инновационного менеджмента; определить отличительные характеристики инновационного менеджмента от традиционного. 1. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента. 2. Основные функции инновационного менеджмента. 3. Система стратегического и оперативного инновационного менеджмента. 4. Управление персоналом в научных организациях. Литература: 6.1.1,6.1.2,6.13,6.1.4,6.1.6,6.1.7,6.1.8,6.1.10,6.2.8,6.2.9,6.2.10,6.2.11,6.2.16.
Семинар №11. Семинар №12. Темы докладов и сообщений 1. Характеристика феномена инноваций. 2. Социально-культурный сервис и туризм как мобильно развивающаяся область сервиса. 3. Инновации в рекламе. 4. Инновации в ресторанном бизнесе. 5. Инновации в гостиничном бизнесе. 6. Инновации в туризме. 7. Прогрессивные формы обслуживания. 8. Перспективные инновационные проекты в СКС и Т. 9. Организационные структуры инновационного менеджмента. 10. Управление персоналом в инновационных организаций. 11. Экспертиза инновационных проектов. 12. Оценка эффективности инновационной деятельности. 13. Маркетинг инноваций. 14. Финансирование инновационной деятельности. 15. Логистика инноваций. 16. Критические инновационные потребности и стратегия предпринимательства. 17. Система стратегического и оперативного инновационного менеджмента. 18. Государственная поддержка инновационного предпринимательства в экономически развитых странах. 19. Государственная поддержка инновационного предпринимательства в России. 20. Налоговое стимулирование инновационной деятельности. 21. Оценка инновационного риска. 22. Особенности коммерциализации новшеств. 23. Совершенствование методов защиты инновационного бизнеса. 24. Технологии дистанционное обучения и перспективы их развития в системе высшего профессионального образования. 25. Структура, организация и экономическая эффективность дистанционного обучения.
Литература 6.1.Основная литература: 6.1.1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2005. 6.1.2. Инновационные менеджмент. Учебное пособие / Ильенкова С.Д. – М.: «ЮНИТИ», 2001 6.1.3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.эн., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2004. 6.1.4.Инновационный менеджмент: учебное пособие / М.: КНОРУС, 2005. 6.1.5.Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. Пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2000. 6.1.6. Инновационный менджмент. Учебник для вузов / Под ред. О.Н. Молчанововй. – М.: Вита-Пресс, 2001. 6.1.7.Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. 6.1.8.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001. 6.1.9. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Минск, ООО «Новое знание», 2001. 6.1.10. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. 6.1.11. Янковский К.П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб.: «Питер», 2001.
6.2. Дополнительная литература: 6.2.1.Витленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: Дело, 2001. 6.2.2. Градобоева И. Глобализация: новые приоритеты. // Тольятти-менеджер. – 2004. - №5. 6.2.3. Енджейкин И. Современный туристский бизнес. Экостратегия и управление фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2003. 6.2.4. Квартальнов В.. Теория и практика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. 6.2.5. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - №4. 6.2.6. Крылов А., Зуенкова О. Реклама в России. Состояние и перспективы. // Рекламные технологии. – 2004. - №2 (55) -№3(56). 6.2.7. Ляпина И.Ю, Организация и технология гостиничного обслуживания. М: Академия, 2000. 6.2.8.Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. – М.: Финансы и статистика, 2002 6.2.9.Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 6.2.10. Мельник В.В. Менеджмент как социокультцрный процесс. // Личность. Культура. Общество. – 2001. Т III. Вып. 4(10). 6.2.11. Минаев Н. Стратегия и тактика управления инновационной деятельность в производственных социально-экономических системах. // Консультант директора. – 2000. - №14 (122). 6.2.12. Морозова Е., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. 6.2.13. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - №4. 6.2.14. Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России. – СПб.: «Питер», 2001. 6.2.15. Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: ИНФРА-М, 2000. 6.2.16.Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2000. 6.2.17. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2000 6.2.18.Экономика организации (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
[1] Селезнев А.М. Научный потенциал современного общества. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 25 1 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2000 2 Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учеб. Пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А,Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2000. ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА
УТВЕРЖДАЮ
Протокол УМС №_________ от «____» __________2005 г. Проректор по УР ____________О.Н. Наумова
Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме» для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Составитель: ассистент Емельянова Ю.В.
Тольятти
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Протокол № ________ от «_____» ______________ 2005 г. Зав. кафедрой__________________ С.П. Ермишин
УТВЕРЖДЕНО на заседании научно-методического Совета специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» Протокол № ________ от «_____» _______________2005 г. Председатель НМС _______________ С.П. Ермишин
Рецензенты:
содержание 1. Цели и задачи изучения дисциплины «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме» ……………………………………………………………………………………………..4 2. Структура и объем дисциплины …………….………………………………………………….5 3. Содержание дисциплины………………………………………………………………………...6 Тема 1. Понятие и содержание инновационных процессов. Организация инновационной деятельности………………………………………………………………………………………..6 Тема 2. Характеристика феномена инноваций…………………………………………………...8 Тема 3. Социально-культурный сервис и туризм как мобильно развивающаяся область сервиса ………………………………………………………………………………………………9 Тема 4. Инновационные процессы в СКС и Т…………………………………………………...11 Тема 5. Перспективные инновационные проекты в СКС и Т………………………………..…12 Тема 6. Конкурентные преимущества и инновационный спрос……………………………….15 Тема 7. Особенности инновационных коммуникациях…………………………………………17 Тема 8. Управление в инновациях…………………………………………………………….….20 Тема 9. Разработка инновационной стратегии ………………………………………………….21 Тема 10. Инновационный менеджмент ………………………………………………………….23 Тема 11. Управление персонала в научных организациях ……………………………………..25 Тема 12. Экспертиза инновационных проектов ………………………………………………...27 Тема 13. Эффективность инновационной деятельности и оценка эффективности инноваций ………………………………………………………………………………………………………28 Тема 14. Маркетинг инноваций…………………………………………………………………..30 Тема 15. Финансирование инновационной деятельности ……………………………………...31 4. Тематический план семинарских занятий ……………………………………………………33 5. Содержание самостоятельной работы ……………………………………………………...36 6. Литература ………………………………………………………………………………………37 1. Цели и задачи изучения дисциплины «ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ» Данная дисциплина, согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» является обязательной для изучения и входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Значение дисциплин в том, что она должна дать студентам знание возможностей инноваций для познания общества. Главной задачей курса является изучение роли инноваций в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Важным требованием современного высшего образования, является освоение студентами инновационных процессов, исследование и разработка инновационных проектов в ходе учебного процесса. Современный этап общественного развития предъявляет к молодым специалистам разнообразные требования, в том числе и требования в знаниям перспективных инноваций в социально-культурном сервисе и туризме. В силу этого необходима активизация работы по привлечению студентов к разработке таких инноваций. И существенную помощь в этом окажет изучение учебного курса «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме», важнейшей целью которого является ознакомление студентов с инновационными процессами в социально-культурном сервисе и туризме, научение практической разработки инновационных работ. Цель дисциплины достигается посредством следующих задач: n ознакомление с предметом дисциплины; n изучение содержание инновационных процессов, выявление их особенностей; n определение социально-культурного сервиса и туризма как мобильно развивающейся области сервиса; n ознакомление с основными направлениями развития инноваций в сфере социально-культурного сервиса; n выявление структуры инновационного проекта; n изучение порядка проведения экспертизы инновационных проектов; n определение и расчет эффективности инновационных проектов; n изучение методов финансирования инновационной деятельности.
2. Структура и объем дисциплины.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|