|
ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университетСтр 1 из 8Следующая ⇒ ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление подготовки: 030900, юриспруденция. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Формы обучения: очная, очно-заочная,заочная
МОСКВА
Программа одобрена на заседании кафедры от 20 ноября 2015г. протокол№ 3
Автор: доцент кафедры гражданского права кандидат юридических наук доцент Муратова С.А.
Рецензент: заведующий кафедрой гражданского права доктор юридических профессор Слесарев В.Л.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр).
Содержание
1. Цели освоения учебной дисциплины.............................................................4 2.Место учебной дисциплины в структуре ООП……………………………...6 3. Структура и содержание учебной дисциплины............................................7 3.1 Тематические планы................................................................................ …..7 3.2. Содержание дисциплины (программа курса)……………………………..13 3.3. Лекции…………………………………………………………………........19 3.4. Практические занятия................................................................................. 28 3.5. Самостоятельная работа студента………………………..………………..40 4. Образовательные технологии………………………..…………………........57 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов…………………………….…………………………………..62 6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины………...………65 7. Учебно-методическое обеспечение …………………………….……………68 8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины……………69 1.Цели освоения учебной дисциплины Учебная дисциплина «Семейное право» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной для юридических вузов и факультетов. Целями освоения учебной дисциплины «Семейное право» студентами, обучающимися по программам бакалавриата, являются: - приобретение научно-практических знаний в области семейного права; - изучение действующего семейного законодательства; - приобретение навыков толкования семейно-правовых норм и практики и их применения к конкретным практическим ситуациям; - изучение тематической учебной и специальной литературы в области семейного права; - ознакомление с современными проблемами теории семейного права и практики его применения.
В рамках учебной дисциплины «Семейное право» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности и выполнению следующих профессиональных задач: - нормотворческая деятельность, в рамках которой бакалавр может участвовать в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, составляющие предмет семейного права; - правоприменительная деятельность, в процессе осуществления которой бакалавр должен уметь правильно применять нормы семейного права, юридически грамотно составлять правовые документы; - правоохранительная деятельность, при реализации которой бакалавр готов к обеспечению законности и правопорядка; защите прав и законных интересов, прежде всего, нетрудоспособных и несовершеннолетних субъектов семейных правоотношений; - экспертно-консультационая деятельность, в ходе которой бакалавр осуществляет правовую экспертизу документов, а также консультирование по вопросам семейного права; - педагогическая деятельность, в ходе которойбакалавр готов к преподаванию дисциплины «Семейное право» (кроме высших учебных заведений), а также осуществлению правового воспитания обучающихся.
Освоение учебной дисциплины «Семейное право» формирует у бакалавра общекультурными и профессиональными компетенциями.
Общекультурные компетенции (ОК): - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - стремится к дальнейшему саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).
Профессиональные компетенции (ПК): - способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами семейных отношений (ПК-3); - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствие с законом (ПК-4); - способен применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); - владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15); - способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); - способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). 2.Место учебной дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Семейное право» входит в профессиональный цикл (базовую (обязательную) часть) ООП и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами. Усвоение материала курса «Семейное право» базируется на положениях и выводах, изученных в курсе иных дисциплин ООП, входящих в гуманитарный, социальный и экономический цикл, а также информационно-правовой цикл: «Философия», «Экономика», «Профессиональная этика» и др. Важную роль в освоении материала курса играют также дисциплины, входящие в профессиональный цикл, изучение которых предшествует согласно учебному плану изучению дисциплины «Семейное право»: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Римское право» и др. Важное значение в изучении курса «Семейное право» имеет дисциплина «Иностранный язык», которая помогает использовать при изучении дисциплины зарубежный опыт правового регулирования семейных отношений. Изучение дисциплины «Семейное право» основывается на приобретенных в результате изучения предшествующих дисциплин, знаниях: - понятие и основные закономерности возникновения и развития права; - основные исторические этапы развития российского права; - система права и механизм правового регулирования; - содержания и профессиональной этики в юридической деятельности; - методология поиска, обработки и систематизации правовой информации; - предмет и метод гражданского права, как отличительные признаки семейного и гражданского права; - отдельные институты гражданского права (сроки, исковая давность; сделки, договоры и другие). Студенты должны также уметь: -применять общенаучные и специальные методы познания; -правильно использовать основные категории теории государства и права, конституционного права, гражданского права; анализировать правовые нормы и правоотношения; -составлять различные гражданско-правовые договоры; -подбирать и анализировать судебную практику по конкретным семейным делам; -использовать современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации. Изучение дисциплины «Семейное право» дает возможность уяснить сущность и содержание основных принципов семейного законодательства, а также институтов семейного права, правовой статус субъектов семейных правоотношений; приобрести навыки анализа семейно-правовых норм и правоприменительной практике, разрешения правовых проблем и коллизий, что необходимо для освоения студентами последующих дисциплин: «Гражданский процесс», «Международное частное право», «Жилищное право», «Право социального обеспечения» и др.
3. Структура и содержание учебной дисциплины
3.1. Тематические планы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Трудоемкость зачета- 4 часа Тематический план для студентов заочной формы обучения.
Трудоемкость зачета- 4часа
Тематический план для студентов очно-заочной ускоренной формы обучения
Трудоемкость зачета- 4 часа
Тематический план для студентов заочной ускоренной формы обучения
Трудоемкость зачета- 4часа
Тематический план для студентов заочной ускоренной формы обучения программе (группа выходного дня).
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА Тема 5. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА Понятие и основания прекращения брака. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака. Прекращение брака вследствие смерти супруга (объявления его умершим). Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Основания расторжение брака по заявлению обоих супругов. Основания расторжения брака по заявлению одного из супругов. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния. Момент прекращения брака при его расторжении в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Расторжение брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Назначение судом срока для примирения супругов. Расторжение брака при взаимном согласии супругов на расторжение брака. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Момент прекращения брака при расторжении в суде.
ДЕТЕЙ Тема 21. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ
Понятие приемной семьи. Договор о приемной семье. Правовое регулирование отношений, возникающих на основании договора о приемной семье. Содержание договора о приемной семье. Приемные родители. Требования к лицам, желающим стать приемными родителями. Права и обязанности приемных родителей. Прекращение договора о приемной семье.
Тема 22. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И
Порядок помещение детей, оставшихся без попечения родителей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Временное пребывание ребенка в организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права и обязанности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Временная передача ребенка, находящегося в организации для детей, оставшихся без попечения родителей в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Права детей, находящихся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лекции Общие рекомендации
При чтении лекций по семейному праву используется классический (устный) метод изложения материала учебного курса с демонстрацией схем, таблиц, слайдов, графиков и т.д. Материал лекции воспринимается студентами на слух, а также записывается в тетради или на электронные носители. Акцентируется внимание студентов на целях и задачах изучения курса семейного права. При чтении лекции излагаются основные и дискуссионные вопросы рассматриваемой темы. С учетом тематики лекции возможно применение активных и интерактивных форм обучения студентов: чтение проблемной лекции, презентации, лекции – пресс - конференции. При чтении каждой лекции курса «Семейное право» преподаватель должен: 1. Зачитать план лекции, который необходимо соблюдать при чтении лекции. 2. Дать список основных нормативных актов и обобщающих постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которые студентам необходимо изучить для подготовки к практическим занятиям. 3. Информация по каждому вопросу лекции должна быть полной и исчерпывающей. 4. Изложение материала по каждому вопросу плана лекции должно включать: понятийный аппарат, изложение основной доктринальной позиции по спорным вопросам темы, освещение существующих в науке семейного права точек зрения по дискуссионным вопросам, научное и судебное толкование законодательных положений по рассматриваемому вопросу, а также основные выводы. За 5 - 7 минут до окончания лекции следует предложить студентам задать вопросы по теме прочитанной лекции.
Тематический план лекций для студентов очной формы обучения Раздел I. Общие положения. Задание для подготовки к лекции. Ознакомиться со ст.72 Конституции РФ. Вспомнить из курса «Теории государства и права» такие понятия как отрасль права, предмет и метод правового регулирования, принципы права, система отрасли права. Из курса «Гражданское право» вспомнить особенности гражданских правоотношений, понятие правоспособности и дееспособности. Изучить структуру Семейного Кодекса Российской Федерации. Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Раздел II. Заключение и прекращение брака.
Тема 2. Заключение и прекращение брака. (2 часа)
1.Понятие и юридические признаки брака. 2.Условия и порядок заключения брака. 3. Понятие и основания прекращение брака. 4. Признание брака недействительным. 5.Правовые последствия признания брака недействительным.
Задание для подготовки к лекции. Следует самостоятельно ознакомиться с дискуссионным в научной литературе вопросом о понятии брака. Сформулировать отличительные пртзнаки брака от сделки. Необходимо изучить вопрос о фактическом сожительстве, которое в общественной жизни именуется «гражданским браком». При этом следует обратить внимание, что фактическое сожительство не порождает не только семейно-правовых последствий, но также не относится к числу юридических фактов, порождающих наследственные правоотношения. Целесообразно изучить вопрос о минимальном брачном возрасте в других государствах, включая те, где господствующей религией является ислам. Выработать обоснованное мнение о возможности (невозможности) заключения в России браков между лицами одного пола. Ознакомиться с руководящими разъяснениями пленума Верховного Суда РФ и судебной практикой по данной и теме. Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой. Задание для подготовки к лекции. Вспомнить из курса «Гражданское право» понятие «имущество», классификацию вещей, формы сделок и условия их действительности. Право собственности физических лиц, право общей собственности. Общие положения о договорах. Необходимо уделить внимание дискуссионному вопросу о правовой природе брачного договора, а также проблемам правоприменительной практики по спорам о расторжении, изменении, признании недействительным брачного договора. Изучить руководящие разъяснения высших судебных органов по указанной теме. Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой. Правоотношений. (2часа) 1.Установление происхождения детей. 2. Личные и имущественные права несовершеннолетних детей. 3.Виды прав и обязанностей родителей и их особенности. 4.Лишение и ограничение родительских прав. Задание для подготовки к лекции. Вспомнить из курса «Гражданское право» какие акты гражданского состояния подлежат государственной регистрации. Для этого следует обратиться к ФЗ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния». Ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка (Принята генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Задание для подготовки к лекции. Из курса «Гражданское право» вспомнить понятие обязательства. Ознакомиться с постановлением Правительства РФ от 18 ноября 1996 г. №841 (в редакции Постановления Правительства от 09.04.2015 №332), которым утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Родителей. Родителей. (2 часа)
1.Выявление и устройство и детей, оставшихся без попечения родителей. Защита их прав и интересов. 2. Понятие, условия и порядок усыновления. 3.Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. 4.Опека и попечительство над детьми. 5.Приемная семья. Патронат. Задание для подготовки к лекции. Самостоятельно изучить условия и порядок усыновления детей - граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Изучить ФЗ от 24 апреля 2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. ФЗ от 22.12.2014 №432-ФЗ). Ознакомиться с постановлением Пленума ВС РФ от 20.04.2006. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении)» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от17.12.2013.№37). Изучить «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации». Утверждены постановлением Правительства РФ от 29.03.2000.№275 (в ред. постановления Правительства РФ от 10.09.2015.№960). Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Тематический план лекций по курсу «Семейное право» для студентов очно-заочной формы обучения. Задание для подготовки к лекции. Вспомнить из курса «Гражданское право» понятие «имущество», классификацию вещей, формы сделок и условия их действительности. Право собственности физических лиц, право общей собственности. Общие положения о договорах. Необходимо уделить внимание дискуссионному вопросу о правовой природе брачного договора, а также проблемам правоприменительной практики по спорам о расторжении, изменении, признании недействительным брачного договора. Изучить руководящие разъяснения высших судебных органов по указанной теме. Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой. Правоотношений. (2часа) 1.Установление происхождения детей. 2. Личные и имущественные права несовершеннолетних детей. 3.Виды прав и обязанностей родителей и их особенности. 4.Лишение и ограничение родительских прав. Задание для подготовки к лекции. Вспомнить из курса «Гражданское право» какие акты гражданского состояния подлежат государственной регистрации. Для этого следует обратиться к ФЗ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния». Ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка (Принята генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Задание для подготовки к лекции. Из курса «Гражданское право» вспомнить понятие обязательства. Ознакомиться с постановлением Правительства РФ от 18 ноября 1996 г. №841 (в редакции Постановления Правительства от 09.04.2015 №332), которым утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Тематика (план) лекций по курсу «Семейное право» для студентов заочной формы обучения. Раздел I. Общие положения. Задание для подготовки к лекции. Ознакомиться со ст.72 Конституции РФ. Вспомнить из курса «Теории государства и права» такие понятия как отрасль права, предмет и метод правового регулирования, принципы права, система отрасли права. Из курса «Гражданское право» вспомнить особенности гражданских правоотношений, понятие правоспособности и дееспособности. Изучить структуру Семейного Кодекса Российской Федерации. Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой
Тематический план для студентов очно-заочной ускоренной формы обучения
Раздел I. Общие положения. Задание для подготовки к лекции. Ознакомиться со ст.72 Конституции РФ. Вспомнить из курса «Теории государства и права» такие понятия как отрасль права, предмет и метод права, принципы права, система отрасли права. Из курса «Гражданское право» вспомнить особенности гражданских правоотношений, понятие правоспособности и дееспособности. Изучить структуру Семейного Кодекса Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Родителей.
Родителей. (2 часа)
1.Выявление, устройство и защита детей, оставшихся без попечения родителей. Органы, на которые возложено осуществление данных функций. 2. Понятие, условия и правовая природа усыновления. 3.Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. 4.Опека и попечительство над несовершеннолетними. 5.Приемная семья. Патронат. Задание для подготовки к лекции. Посмотреть отличия правоотношений между родителями и детьми от правоотношений, возникающих между усыновителями и усыновленными. Самостоятельно изучить порядок установления усыновления, особенности усыновления детей, граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Обратиться к ФЗ от 24 апреля 2008 №48 «Об опеке и попечительстве». Изучить постановление Пленума ВС РФ, разъясняющее применение законодательства об установлении усыновления (удочерения). Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Тематический план для студентов заочной ускоренной формы обучения
Раздел I. Общие положения. Задание для подготовки к лекции. Ознакомиться со ст.72 Конституции РФ. Вспомнить из курса «Теории государства и права» такие понятия как отрасль права, предмет и метод права, принципы права, система отрасли права. Из курса «Гражданское право» вспомнить особенности гражданских правоотношений, понятие правоспособности и дееспособности. Изучить структуру Семейного Кодекса Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Тематический план для студентов заочной ускоренной формы обучения (группа выходного дня).
Раздел I. Общие положения. Задание для подготовки к лекции. Ознакомиться со ст.72 Конституции РФ. Вспомнить из курса «Теории государства и права» такие понятия как отрасль права, предмет и метод права, принципы права, система отрасли права. Из курса «Гражданское право» вспомнить особенности гражданских правоотношений, понятие правоспособности и дееспособности. Изучить структуру Семейного Кодекса Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой.
Родителей.
Родителей. (2 часа)
1.Выявление, устройство и защита детей, оставшихся без попечения родителей. Органы, на которые возложено осуществление данных функций. 2. Понятие, условия и правовая природа усыновления. 3.Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. 4.Опека и попечительство над несовершеннолетними. 5.Приемная семья. Патронат.
Задание для подготовки к лекции. Посмотреть отличия правоотношений между родителями и детьми от правоотношений, возникающих между усыновителями и усыновленными. Самостоятельно изучить порядок установления усыновления, особенности усыновления детей, граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Обратиться к ФЗ от 24 апреля 2008 №48 «Об опеке и попечительстве». Изучить постановление Пленума ВС РФ, разъясняющее применение законодательства об установлении усыновления (удочерения). Ознакомиться с рекомендованной учебной литературой. Практические занятия Тематический план практических занятий для студентов очной формы обучения – 20 часов. Раздел I. Общие положения
Раздел II. Заключение и прекращение брака Тема 2. Заключение и прекращение брака (4 часа) Практические интерактивные занятия 1.Понятие и юридически значимые признаки брака. 2. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. 3. Порядок заключения брака. 5. Основания прекращения брака. 6. Судебный и административный порядок расторжения брака. 7. Недействительность брака. 8. Последствия признания брака недействительным. Задания для подготовки к занятию: Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Анализ судебной практики по делам о расторжении брака. Подготовка к деловой игре по фабуле, указанной преподавателем. Возможно моделирование проблемной ситуации из практики, анализ такой ситуации и поиски возможных путей решения. Составление проектов исковых заявлений и судебных решений с учетом норм материального и процессуального права. Родителей Раздел I. Общие положения
Раздел II. Заключение и прекращение брака Тема 2. Заключение и прекращение брака (2 часа) Практическое интерактивное занятие 1. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. 2. Порядок заключения брака. 3. Основания прекращения брака. 4. Недействительность брака.. Последствия признания брака недействительным. Задания для подготовки к занятию: Прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач по указанию преподавателя. Анализ судебной практики по делам о расторжении брака. Подготовка к деловой игре по фабуле, указанной преподавателем. Возможно моделирование проблемной ситуации из практики, анализ такой ситуации и поиски возможных путей решения. Составление проектов исковых заявлений и судебных решений с учетом норм материального и процессуального права. Родителей Родителей
Раздел II. Заключение и прекращение брака Тема 2. Заключение и прекращение брака (2 часа) Практическое интерактивное занятие 1. Услови Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|