Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ





ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2013/2014. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС.

Время выполнения: 120 минут.

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1.1. Налог на транспортное средство, подоходный налог, налог на наследство, налог на прибыль

1.2. Провокатор, подстрекатель, медиатор, посредник.

1.3. Троцкизм, маоизм, фашизм, нацизм.

Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

2.1.Инвестор, мерчендайзер, андеррайтер, дилер.

2.2.Теория, гипотеза, проблема, эксперимент.

2.3. Законность, справедливость, правомерность, недопустимость удвоения.

Заполните пропуски в ряду.

3.1. «Господство вечно вчерашнего» - традиционный господство; «господство внеобыденного дара» - ________; доверие всенародно избранным органам власти – рациональное господство.

3.2. Ф. Кэне – _________; А. Смит - классическая политическая экономия; Дж.Кейнс – кейнсианство.

3.3. Ф. Бекон – эмпиризм, Р. Декарт – рационализм; Ж.П. Сартр - ___________.

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

4.1.Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Эти строки М.Ю. Лермонтова являются примером рационального познания.

4.2. «Любостяжанья дщерь, а трудолюбья мать,

Избытки дальних стран обыкла собирать».

В этих строках В.В. Капниста отразилась особенность развития европейской промышленности в период первоначального накопления.

4.3.«Масоны обязуются почитать и соблюдать правила, предусмотренные в вышеизложенных двенадцати принципах регулярности. Никакому Масону не разрешается носить свои Масонские регалии - запоны, ленты, подвески и прочее - вне стен ложи и не во время регулярного и должным образом открытого собрания, кроме случаев особого распоряжения Великого Мастера». Перед вами пример корпоративных социальных норм.



4.4.Сегодня выборных монархий уже не существует.

4.5.Кривая средних постоянных издержек асимптотически приближается к оси отражающей количество товара.

4.6.Монополия получает сверхприбыль (т. е. положительную экономическую прибыль) вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами два сюжета, в которых представлены социальные ситуации, обозначаемые подобными понятиями.

Укажите понятие, дайте его определение.

Назовите фамилию (имя) исторического деятеля, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

Составьте предложение, в котором грамотно использовалось бы данное понятие.

А. «Где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его любовью. Я обнаружил, что закон любви действует так, как никогда не действовал закон разрушения. Сейчас наступили иные времена, и борьба за справедливость как в обществе в целом, так и в отношениях между отдельными людьми, к несчастью, нередко оказывается неотделима от силового нажима. Но это не означает, что закон любви перестал действовать: другого способа разорвать порочный круг насилия человечество пока не придумало». Р. Рыбаков. Идеи и движения мира.

А. 8.1. ________; 8.2. ___________; 8.3. _______________

Б. «Конституция, династические партии, синие и красные республиканцы, африканские герои, гром трибуны, зарницы прессы, вся литература, политические имена и ученые репутации, гражданский закон и уголовное право, - все исчезло, как фантасмагория, перед магической формулой человека, которого даже его враги не считают чародеем. Всеобщее избирательное право, казалось, продержалось еще одно мгновение только для того, чтобы перед глазами всего мира составить собственноручно свое завещание и заявить от имени самого народа: «Все, что возникает, достойно гибели». Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие». К. Маркс

Б. 8.1. ________; 8.2. ___________; 8.3. _______________

9. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера понятий и терминов.

1. Изменение учетной ставки. 2. Государственная экономическая политика. 3. Кредитно-денежная политика. 4. Государственная поддержка особо важных отраслей. 5. Бюджетно-налоговая политика. 6. Содействие конкуренции и ограничение монополий. 7. Изменение норм обязательных резервов. 8. Структурное направление. 9. Бюджет. 10. Налоги. 11. Стабилизационное направление. 12. Приватизация.

Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием номера из перечня, данного после неё.

Экономическая школа Положения, характерные для экономических школ
Марксизм  
Физиократия  
Меркантилизм  
Классическая  
Историческая  
Кейнсианство  
Монетаризм  
Мальтузианство  

1. Рост средств существования отстаёт от роста народонаселения.

2. Единственный самостоятельный фактор производства это – почва, природа.

3. Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

4. Всестороннее ограничение импорта товаров. Теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса.

5. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

6. Учение о прибавочной стоимости.

7. Трудовая теория стоимости.

8. Изучение развития хозяйства во времени; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах.

Развитие спроса и предложения, приводят к тому, что формируются различные рыночные ситуации.

Внесите в таблицу в соответствие с характеристиками рыночных ситуаций, расположенными в первом столбце таблицы, порядковые номера графиков спроса и предложения им соответствующих и буквенные обозначения видов товаров (благ).

Виды товаров (благ)
А.Выпускники ВУЗов
Б.Туристические путевки
В.Дневной свет
Г.Товары массового потребления среднего уровня качества
Д.Сельское хозяйство, рынок продовольствия

Рыночная ситуация График № Вид товара
Объем спроса не зависит от цены. Предложение этого блага велико и также не зависит от цены.    
Спрос изменяется пропорционально ценам – он эластичен. Ресурсы для производства имеются в достаточном количестве - предложение высоко эластично.    
Спрос не эластичен, предложение не эластично. Из-за особенностей рынка, цены могут падать, объем продаж меняться мало, а совокупная выручка снижаться. В иной ситуации предложение может падать, а цены вырастать до небес.    
И спрос и предложение высоко эластичны. Даже малые изменения цен приводят к изменению спроса и предложения.    
Предложение неэластично. Спрос эластичен. Если количество товара недостаточно - это временная ситуация.    

 

12. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Раскрытие обоснованности выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Свободная композиция и непринужденность повествования.

7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

8. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам.

Темы:

  1. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности (Б.М. Теплов)
  2. Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно (Ф. Бэкон)
  3. Природа не знает никаких прав, ей известны только законы (Д. Адамс)
  4. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (И. Шерр)
  5. Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды (О. Мирабо)
  6. Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей (М. Вебер)
  7. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком (А. де Сент-Экзюпери)
  8. Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами (А. Фаржд)
  9. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми (И.С. Кон)

 

 

Заполните пропуски в ряду.

3.1. «Господство вечно вчерашнего» - традиционный тип легитимности; вера в исключительные качества личности - ________; доверие всенародно избранным органам власти – рациональное господство.

3.2. Ф. Кэне – физиократическая школа; _______ - классическая политическая экономия; Дж.Кейнс – кейнсианство.

3.3. Возраст – предписанный статус; профессия – достигаемый статус; чемпион мира - ______.

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

4.1.Если ученик считает, что сейчас ему первым делом хочется прогулять уроки в школе, то эту потребность можно назвать первичной.

4.2. Социальная мобильность — это переход людей из одних общественных групп в другие.

4.3.Южный федеральный округ является субъектом Российской Федерации.

4.4.Выборные монархии сохранились до сегодняшнего дня.

4.5.Постоянные издержки не могут возрастать при увеличении объёма выпуска продукции.

4.6.Монополия получает сверхприбыль (т. е. положительную экономическую прибыль) вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Мораль как форма духовной жизни и как возникла уже в (……) . Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (……), там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (……) , ее нормы, как правило, (……) , они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (……) . Как и право, она имеет значение (……); в отличие от права – не (……). . .В морали на первый план выходит (……), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.

  1) первобытность 2) инстинкт 3) создается государством 4) общественное мнение 5) отношения между людьми   6) стихийно 7) императив 8) эпоха Средневековья 9) закреплены в законах 10) законодательный акт   11) не записаны 12) внутренний мотив 13) Древний Египет 14) государственное принуждение 15) государство

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Школьная наука» Философия  
«Противопоставление» Власть  
«Ведение домашнего хозяйства» Хозяйство  
«Святыня, благочестие, набожность» Духовная сфера    
«Искусственно сделанное» Культура  

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

7.1.Для рассмотрения уголовного дела в отношении У. и других 27 октября 2007 г. была сформирована коллегия присяжных заседателей, в состав которой включен К.

30 октября 2007 г. К. не прибыл на судебное заседание без объяснения причин неявки. 19 ноября 2007 г. он повторно не явился в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя.

Может ли К. быть привлечен к ответственности за неисполнение обязанностей присяжного заседателя?

Если да, то какой орган будет принимать об этом решение и как может быть наказан К.?

 

7.2. Гражданин Л. потребовал в Администрации города предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано.

Правомерен ли отказ Администрации города гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять?

 

Мужчины

Женщины

 

 

Совесть не позволила. Из отвращения к поступку.
Страх наказания. Неловко перед людьми.  
Из принципиальных соображений. По нерешительности.  

 

12. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

9. Раскрытие обоснованности выбора темы.

10. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

11. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

12. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса.

13. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

14. Свободная композиция и непринужденность повествования.

15. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

16. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам.

Темы:

  1. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности (Б.М. Теплов)
  2. Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно (Ф. Бэкон)
  3. Природа не знает никаких прав, ей известны только законы (Д. Адамс)
  4. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (И. Шерр)
  5. Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды (О. Мирабо)
  6. Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей (М. Вебер)
  7. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком (А. де Сент-Экзюпери)
  8. Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами (А. Фаржд)
  9. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми (И.С. Кон)

 

Заполните пропуски в ряду.

3.1. Рынок труда – регулирование отношений занятости, _________ - купля-продажа ценных бумаг, рынок товаров - спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.

3.2. Монархия – правление одного; аристократия – правление нескольких; ­__________ - правление многих.

3.3. Буржуазия - класс; кшатрии - каста; дворянство - _______.

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

4.1.Президент Российской Федерации вправе отменить закон, противоречащий Конституции Российской Федерации.

4.2.В командной экономике потребности людей могут быть ограничены решением правительства.

4.3.Проблема ограниченности ресурсов может быть решена, если государство будет печатать столько денег, сколько нужно каждому человеку.

4.4. Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед ее отравит. Верно ли я рассуждаю?

4.5.К характерным признакам государства относится выборность органов государственной власти.

4.6.При прочих равных условиях, реклама здорового образа жизни способствует увеличению спроса на услуги тренажерных классов.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает ………., в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса или ………..

Изначально ………. была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.

Процесс производства невозможен и без ……….. Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса.

Немаловажным экономическим ресурсом является ……….. Этот термин имеет много значений. В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.

За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, землевладельцы (частник или государство не имеет значения), собственники средств производства, за таким ресурсом как ……….- организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме ………., ……….– процент, ……….- ренту, ………. – прибыль.

По поводу этого дохода между его владельцем и ………. возникает система сложных экономических отношений.

1) труд человека 2) предпринимательская деятельность 3) земля 4) производственная деятельность 5) дивиденды 6) деньги 7) фактор производства 8) хозяйственная деятельность 9) капитал 10) собственник земли 11) заработная плата 12) государство 13) собственник капитала 14) предприниматель 15) общество

 

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Священная власть» Социальная структура  
«Противопоставление» Власть  
«Власть немногих» Формы правления  
«Святыня, благочестие, набожность» Духовная сфера    
«Искусственно сделанное» Культура  

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

8.1.Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье.

Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита? Какой ответ должен быть дан гражданину С.?

 

8.2. Гражданин Л. потребовал в Администрации города предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано.

Правомерен ли отказ Администрации города гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять?

 

В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами два сюжета, в которых представлены социальные ситуации, обозначаемые подобными понятиями.

Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить его проявления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

  1. «…дороже денег».
  2. Самая древняя форма; дипломатический этикет.
  3. Сакральные тексты.
  4. Они похожи на патриархальную семью прошлого, в которой главой был отец, подчиняющий своей воле других членов семьи.
  5. Правило «State daisies». В переводе с латинского «предшествующий».
  6. С древнерусского «предел, граница».
  7. Делалась ссылка на положения Ульпиана, Гая, Павла и др. в Древнем Риме.
  8. Публикуются в газете «Российские ведомости».

 

11. Прочитайте текст, раскрывающий суть 2-х мировых религий. Заполните, приведённую ниже таблицу:

1) подпишите колонки таблицы, определив названия соответствующих религий;

Мужчины

Женщины

 

Совесть не позволила. Из отвращения к поступку.
Страх наказания. Неловко перед людьми  
Из принципиальных соображений. По нерешительности  

12. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

17. Раскрытие обоснованности выбора темы.

18. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

19. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

20. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса.

21. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

22. Свободная композиция и непринужденность повествования.

23. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

24. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам.

Темы:

  1. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности (Б.М. Теплов)
  2. Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно (Ф. Бэкон)
  3. Природа не знает никаких прав, ей известны только законы (Д. Адамс)
  4. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (И. Шерр)
  5. Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды (O. Мирабо)
  6. Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей (М. Вебер)
  7. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком (А. де Сент-Экзюпери)
  8. Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами (А. Фаржд)
  9. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми (И.С. Кон)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.