Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Які три точки зору на роль техніки аналізує К.Ясперс? Яка з них для Вас є найбільш переконливою? Аргументуйте свою відповідь.





 

Ясперс К. О мировой истории.

Ось мировой истории следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирова­ние человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось ми­ровой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 годами до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в исто­рии. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

Характеристика осевого времени

В это время происходит много необычайного. В Китае жили то­гда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской фи­лософии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в фи­лософии – в Индии, как и в Китае, – были рассмотрены все возмож­ности философского постижения действительности, вплоть до скеп­тицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине высту­пали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, воз­никло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная бес­помощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ста­вит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах са­мосознания и в ясности трансцендентного мира.



Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осозна­вало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Нача­лась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить дру­гого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытыва­лись самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в про­тиворечивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, – все это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сего­дня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел ко­нец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (ло­госа против мифа), затем борьба за трансцендентного Бога, против де­монов, которых нет, и вызванная этическим возмущением борьба про­тив ложных образов Бога. Божество неизмеримо возвысилось посред­ством усиления этической стороны религии. Миф же стал материалом для языка, который теперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ.

Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал.

Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. Человек выходит за пределы своего индивидуального существования, сознавая свое место в целостности бытия, он вступает на путь, пройти который он должен в качестве данной индивидуальности. Он может отказаться от всех мирских благ, уйти в пустыню, в лес, в горы; став отшельником, познать творческую силу одиночества и вернуться в мир обладателем знания, мудрецом, пророком. В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью.

То, что достигается отдельным человеком, отнюдь не становится общим достоянием. В те времена дистанция между вершинами человеческих возможностей и массой была чрезвычайно велика. Однако то, чем становится единичный человек, косвенным образом изменяет всех людей. Человечество в целом совершает скачок.

Еще раз: схема мировой истории

Вся история человечества делится на три последова­тельно сменяющие друг друга фазы: доисторию, историю и мировую историю.

1. Длительный период доистории охватывает время становле­ния человека – от возникновения языка и рас до начала историче­ских культур. Здесь мы соприкасаемся с тайной человеческой сущ­ности, осознаем неповторимость существования человека на Земле, перед нами встает вопрос о нашей свободе.

2. История охватывает события приблизительно пятитысяче­летней давности в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе. Здесь складываются сначала великие культуры древности: шумерийская, египетская, эгейская, культура доарийской Индии, куль­тура долины Хуанхэ.

Затем в результате завоеваний возникали новые культуры. Они формировались во взаимодействии победителей и побежденных, в ходе восприятия победителями преднайденных исконно существо­вавших было в Китае, в арийской Индии; так восприняли культуру побежденных вавилоняне, персы, греки и римляне.

Всем этим географически сравнительно небольшим областям противостояли изолированные культуры Мексики и Перу, а также разбросанные по всему земному шару первобытные народы, сохра­нявшие до соприкосновения с европейцами в эпоху великих геогра­фических открытий все многообразие своих примитивных культур.

3. С возникающего в наши дни глобального единства мира и че­ловечества фактически начинается универсальная история земного шара, мировая история. Ее подготовила эпоха великих географиче­ских открытий, начало ее относится к нашему веку.

В первой фазе все происходящее близко тому, что бессозна­тельно происходит в природе. Доисторические или неисторические народы жи­вут в сфере фактической общности языка и культуры. Непосредственный и сознательный кон­такт между людьми ограничивается обычно самой узкой сферой при абсолютной разбросанности их существования. Фактический же контакт, происходящий посредством распространения достижений цивилизации, охватывает обширные пространства, иногда даже весь земной шар, но без ведома людей. Культуры первобытных народов были распространены по всему земному шару.

Во второй фазе развертывание немногих великих культур идет параллельно. Это – отдельные истории. Единство этих исторических процессов не более чем идея; ни в коей степени нельзя считать, что все становится повсюду известным и повсюду оказывает свое воздействие. Напротив: самое высокое и значительное остается ограниченным рамками узкого пространства и времени. Оно расцветает, погибает и как будто надолго, быть может навсегда, забывается. Здесь нет никакой уверенности в том, что оно будет сохранено и передано другим поколениям. Правда, в сфе­ре каждой данной культуры как будто сохраняется последователь­ность традиций. Культура распространяется и живет, но вскоре дос­тигает той границы, за которой следует упадок и гибель.

В третьей фазе выступает единство целого, за пределы которого вследствие его окончательной пространственной замкнутости выйти уже невозможно. Предпосылкой здесь служит реализованная возможность всемирного общения. Это фаза – еще не историческая реальность, но предвосхищение грядущих возможностей.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.