Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра общественного здоровья и здравоохранения





УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

 

Т.А. КУЛЬВИНСКАЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Учебно-методическое пособие для студентов 6 курса высших

Медицинских учебных заведений всех факультетов

Гомель 2008

 

УДК 614.2

ББК 5

К — 90

 

Рецензенты: начальник планово-экономического отдела Управления здравоохранения Гомельского облисполкома Т.А. Павлюк; кандидат эконмических наук, доцент, кафедры общественного здоровья и здравоохранения Гомельского государственного медицинского университетаЛ.М. Злотникова.

 

Кульвинская Т.А.

К 90 Планирование и финансирование здравоохранения в современных условиях: учеб.-метод. пособие для студентов 6 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов/ Т.А. Кульвинская — Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2008. ― 21 с.

ISBN

 

 

Предназначено для проведения занятий по экономике здравоохранения на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов неэкономических специальностей. В доступной форме изложены основные понятия по экономике, позволяющие разбираться в экономических явлениях повседневной жизни, оценивать складывающуюся ситуацию в национальной и мировой экономике.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 2008 г., протокол №

УДК 614.2

ББК 5



ISBN

© Кульвинская Т.А.., 2008

© УО «Гомельский государственный

медицинский университет», 2008

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время специалист любой отрасли, в том числе и сферы медицинского обслуживания населения, не может полностью реализовать себя без основательных экономических знаний. Все более возрастает потребность изучения будущими специалистами здравоохранения основ его планирования и финансирования. Это продиктовано теми задачами, которые стоят перед здравоохранением — повышение эффективности его работы при экономном и рациональном использовании государственных инвестиций, внедрение новых хозяйственных форм и методов управления.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, касающихся порядка планирования и использования финансовых ресурсов здравоохранения, организации бюджетного и внебюджетного финансирования учреждений здравоохранения.

 

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Позитивная и нормативная экономика — основные сходства и различия. Роль экономики в жизни общества на различных этапах его развития. Экономические проблемы современного этапа функционирования общественного производства. Место человека в системе экономики.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студенты должнызнать:

— основные положения Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003―2007 годы;

— нормы и нормативы, используемые в здравоохранении, в том числе для планирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению;

— основные принципы деятельности организаций здравоохранения, финансируемых за счет средств государственного бюджета в сочетании с реализацией платных услуг;

— мировые системы финансирования здравоохранения;

— основные принципы нового хозяйственного механизма в здравоохранении Республики Беларусь;

— существующие системы и способы оплаты труда.

Студенты должны уметь:

— правильно использовать методы планирования;

— на основе собранных данных производить расчет потребности населения в медицинской помощи;

— анализировать хозяйственную деятельность учреждения здравоохранения, давать прогнозную оценку выполнению плановых показателей;

— на основе норм и нормативов проводить расчет потребности организации в том или ином виде ресурсов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

1. Основные понятия и категории рыночной экономики.

2. Показатели деятельности стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений.

3. Организационно-правовые формы медицинской деятельности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Что понимается под планированием здравоохранения?

2. Сформулируйте задачи планирования здравоохранения.

3. Перечислите основные методы планирования здравоохранения.

4. Для чего рассчитывается «функция врачебной должности»?

5. За счет чего осуществляются поступления в бюджет государства?

6. Назовите этапы составления бюджета.

7. Раскройте суть механизма финансирования организаций здравоохранения республики.

8. Что включает в себя система минимальных социальных стандартов?

9. Как определяется величина норматива бюджетной обеспеченности?

10. В чем заключается организующее значение экономической классификации расходов бюджета?

11. Что такое смета расходов? Перечислите основные статьи сметы расходов медицинского учреждения.

12. Назовите основные виды нормативов в здравоохранении.

13. Как организуется финансовая деятельность учреждения путем безналичных расчетов?

14. В чем заключается ответственность распорядителя кредитов учреждения?

15. В каких случаях производится передвижение кредитов учреждения?

16. Перечислите внебюджетные источники поступления средств в здравоохранение.

17. Чем характеризуется тарифная система оплаты труда?

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

ПЛАНИРОВАНИЕ, ЕГО РОЛЬ И ЗАДАЧИ В РАЗВИТИИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ВИДЫ ПЛАНОВ.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование здравоохранения — плановая разработка системы мероприятий по медицинскому обслуживанию населения, направленных на повышение уровня здоровья, активной средней продолжительности жизни; улучшение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи.

Важность и значимость планирования здравоохранения обусловлена возрастающей потребностью населения в медицинской помощи, что связано с изменением возрастного состава населения, характером и структурой заболеваемости, спецификой социально-экономических процессов.

Планирование здравоохранения на современном этапе развития государства носит индикативный (рекомендательный) характер, который заключается в разработке системы планов, прогнозов и программ, отражающих различные стороны деятельности медицинских учреждений.

Задачи планирования здравоохранения определены в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003 ― 2007 годы:

1. Основой планирования должны быть потребности населения прикрепленной территории в определенных видах услуг.

2. Объемы медицинских услуг, предоставляемых лечебно-профилактическими учреждениями, должны быть основными показателями деятельности субъектов хозяйствования в данной отрасли.

3. На основании объемов медицинских услуг в расчете на одного жителя необходимо определять финансовые, трудовые и материальные ресурсы здравоохранения.

Народнохозяйственные планы подразделяются на территориальные и отраслевые. Планы здравоохранения являются прежде всего отраслевыми.

По срокам исполнения планы делятся на текущие и перспективные. Текущие планы рассчитаны на один год и являются составной частью перспективных планов. Перспективные планы в последние годы имеют в качестве основы концепции развития здравоохранения (Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003―2007 годы).

К основным методам планирования здравоохранения относятся следующие:

1. Аналитический метод. Используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода определяется обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками; исчисляются объемные показатели медицинской помощи (процент госпитализации, среднее число посещений на одного жителя в год), анализируется функция больничной койки (оборот койки) и врачебной должности (среднее число посещений на одну врачебную должность в год).

2. Сравнительный метод — составная часть аналитического — дает возможность определить направление процессов развития. Аналитический и сравнительный методы используются для оценки различных показателей, например, заболеваемости, смертности и других, в пространстве и времени, т.е. при сопоставлении их с аналогичными показателями других территориальных зон или в динамике за ряд лет.

3. Балансовый метод. Применяется для обоснования правильных соотношений между планами развития здравоохранения в различных экономико-административных районах страны.

4. Экономико–математический метод.

5. Экспериментальный метод.

6. Нормативный метод применяется при составлении любого плана и основан на использовании соответствующих норм и нормативов медицинской помощи. Различают следующие группы основных нормативов в здравоохранении:

— нормативы обеспеченности потребности населения в медицинской помощи;

— нормативы кадрового обеспечения;

— нормативы использования труда медицинских работников (нагрузка);

— нормативы материального обеспечения;

— финансовые нормативы.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ СТАЦИОНАРНОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

При планировании стационарной помощи определяется потребность населения в койках, а измерителем этой потребности считается число коек на 1000 обслуживаемого населения.

Т а б л и ц а 1 — Нормативы стационарной помощи населению

Специальность Число коек на 1000 населения
Терапия Педиатрия Хирургия Акушерство и гинекология Неврология Дерматовенерология Фтизиатрия Психиатрия 2,3 1,21 0,97 0,7-0,8 0,4 0,3 2,0 1,73

БЮДЖЕТ И ЕГО ВИДЫ

Бюджет — это составляемая ежегодно сбалансированная роспись (смета) доходов и расходов. Государственный бюджет — фонд денежных средств для финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры, обороны и других учреждений бюджетной сферы.

Бюджет имеет доходную и расходную части. Бюджет — основной финансовый план, предусматривающий доходы и расходы государства на предстоящий год. Доходы показывают источники поступления денежных средств, а расходы — направление этих средств на общегосударственные нужды.

Бюджет должен планироваться с превышением доходной части над расходной. Поступления в бюджет нашей страны осуществляются за счет налогов и прибылей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, внешней и внутренней торговли государственных структур), за счет налогов от населения и негосударственных организаций:

— индивидуальной трудовой деятельности;

— работы малых и арендных предприятий;

— лизинговых компаний;

— акционерных обществ;

— обществ с ограниченной ответственностью;

— совместных предприятий и т.д.

В повышении производительности труда важную роль должно сыграть здравоохранение как существенный экономический потенциал. В то же время уровень развития сферы материального производства определяет величину ресурсов, выделяемых на государственную систему здравоохранения. Таким образом, повышение уровня здоровья населения и экономическое развитие страны — взаимосвязанные процессы.

Бюджетная система организована в соответствии с государственным устройством. Согласно Конституции каждый орган государственной власти устанавливает свой бюджет, обеспечивающий выполнение возложенных на него задач. Госбюджет составляется на 1 год — с 1.01 по 31.12. Этот период называется бюджетным. В состав Государственного бюджета входят: республиканский бюджет и местные бюджеты.

Республиканский бюджет находится в ведении Совета Министров и обеспечивает расходы по финансированию важнейших отраслей народного хозяйства и социально-культурных мероприятий, имеющих общереспубликанское значение, а также расходы по организации обороны страны, государственной безопасности и развитию национальной культуры.

Местные бюджеты находятся в ведении местных Советов депутатов, составляют финансовую базу и призваны удовлетворять потребности хозяйственного и культурного строительства на местах. В соответствии со структурой органов государственной власти в регионах местные бюджеты подразделяются на следующие:

― областные;

― городские;

― районные;

― бюджеты рабочих поселков;

― бюджеты сельских Советов.

Бюджетная процедура в своем развитии обязательно проходит четыре этапа: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. Этапы составления бюджета следующие:

1. Анализ отчетных данных за истекший финансовый год.

2. Оценка ожидаемого исполнения текущего года.

3. Составление проекта бюджета на планируемый финансовый год.

Такой порядок полностью распространяется на каждое бюджетное учреждение.

 

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА (СМЕТЫ).

ПЛАТЕЖНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Учреждению здравоохранения в отделении одного из государственных банков открывается текущий счет. На него в соответствии с утвержденной сметой и поквартальной разбивкой поступают средства (бюджетные кредиты). Открытием кредитов называется предоставление распорядителям кредитов права на получение средств и производство расходов по смете. Руководители, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями (кредитами), называются распорядителями кредитов. Распорядителем кредитов в медицинском учреждении является главный врач. Он несет ответственность за правильное, рациональное расходование государственных денежных средств.

Ответственность за целевое использование бюджетных средств, выделенных по смете расходов, устанавливается в соответствие с Законом о бюджетной системе Республики Беларусь.

Учреждения здравоохранения осуществляют финансовую деятельность путем безналичных расчетов. Безналичные расчеты — денежные платежи, совершаемые путем перечислений денег со счетов плательщика на счета получателей.

Они имеют ряд преимуществ по сравнению с платежами наличными деньгами:

— экономия издержек обращения, т.к. при этих расчетах отпадают расходы на перевозки, пересчет и хранение наличных денег;

— сокращение времени расчетов;

— лучшие условия для контроля, осуществляемого Нацбанком на основе документов, по которым производятся платежи.

Основными документами, обязывающими банк произвести безналичную денежную операцию, являются:

— расчетные чеки;

— платежные требования плательщиков;

— платежные требования поставщиков.

Расчетный чек — банковский документ, которым распорядитель кредита (плательщик) предписывает банку списать со своего текущего счета и перевести указанную сумму на текущий счет другого учреждения — поставщика. Подписывается руководителем, главным бухгалтером и ставится гербовая печать. Расчетный чек сохраняет силу в течение 10 дней со дня его выдачи.

Платежное поручение — письменное распоряжение клиента банку о списании со своего расчетного счета и безналичном перечислении определенных сумм на счета получателя средств.

Платежное требование — это расчетный безналичный документ, выписываемый поставщиком на основании расчета или накладной, его требование к плательщику оплатить отпущенные ему товары или предоставленные услуги. Операция банка по взысканию платежей в пользу поставщиков называется инкассо.

Открываемые кредиты должны быть использованы в строгом соответствии со сметными назначениями. Однако в процессе исполнения сметы может возникать необходимость внести изменения в утвержденные годовые суммы ассигнований по отдельным статьям сметы. Такие вопросы решаются путем передвижения кредитов. Передвижение кредитов заключается в увеличении или уменьшении (перераспределении) годовых и квартальных бюджетных ассигнований в пределах общей суммы расходов на год, за исключением ассигнований на заработную плату, начислений на заработную плату и капитальный ремонт. Передвижение кредитов производится вышестоящей организацией.

При уточнении бюджета в процессе его исполнения в связи с изменением условий оплаты труда, цен на товары и услуги плановые ассигнования подлежат индексации.

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от реальных возможностей страны. На здравоохранение (как и на другие отрасли народного хозяйства) идет определенная часть от валового внутреннего продукта (ВВП), выраженная в процентах от расходной части бюджета.

На 2007 год расходы на здравоохранение определены в сумме 3,87 трлн. руб., что составляет 4,2% прогнозируемого объема валового внутреннего продукта. Согласно позиции ВОЗ здравоохранение страны может планомерно развиваться, если на него будет выделяться не менее 5% ВВП.

Одним из наиболее актуальных вопросов реформирования отечественной системы здравоохранения в настоящее время является не только повышение эффективности использования финансовых ресурсов, но и привлечение дополнительных источников финансирования. Министерство здравоохранения ежегодно доводит до подведомственных организаций план по привлечению внебюджетных источников финансирования, который составляет 5—10% к бюджетному финансированию.

Согласно закону «О здравоохранении» в Республике Беларусь финансирование государственного здравоохранения осуществляется из средств республиканского и местного бюджетов. Дополнительными источниками являются:

а) доходы от коммерческой деятельности организаций здравоохранения, в том числе:

— платные услуги населению;

— лечение иностранных граждан;

— услуги по хоздоговорам с организациями;

— арендная плата;

б) средства медицинского страхования;

в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц.

Основной дополнительный источник финансирования здравоохранения Республики Беларусь — платные медицинские услуги. В 2006 году по системе Минздрава их объем по отношению к 2005 году составил 110,5%. Доходы от внебюджетной деятельности возросли на 44,5 млрд. руб.

В числе внебюджетных источников финансирования здравоохранения в Республике Беларусь рассматривается также добровольное медицинское страхование, которое начало развиваться в стране во второй половине 90-х годов. Его расценивают как один из важнейших элементов системы рыночных отношений в здравоохранении. Главным принципом регулирования процесса предоставления медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования является экономическая выгода для всех его участников. То есть здесь присутствует заинтересованность как потребителя медицинских услуг в сохранении и поддержании собственного здоровья, так и страховой медицинской организации, для которой экономия средств страховщика возможна при условии применения в своей деятельности профилактических программ обследования и снижения уровня риска заболевания.

В мировой практике наряду с добровольным медицинским страхованием получило развитие, причем в значительно больших масштабах обязательное медицинское страхование. В Республике Беларусь этот вопрос пока не рассматривается. Для реального введения системы обязательного медицинского страхования необходима прежде всего разработка основ ее функционирования: правовой, экономической и организационной.

В настоящее время существенным источником поступления дополнительных средств в отечественное здравоохранение является гуманитарная помощь как отдельных государств, так и международных организаций, таких как Всемирная организация здравоохранения, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и других.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ

1. Изучить Концепцию развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003―2007 годы.

2. Изучить Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».

3. Изучить методику формирования и распределения расходов на здравоохранение за счет норматива бюджетной обеспеченности.

4. Провести анализ источников финансирования учреждений здравоохранения и обозначить меры по привлечению дополнительных финансовых ресурсов.

5. Провести анализ действующей системы оплаты труда работников здравоохранения. Рассмотреть зарубежный опыт оплаты врачебных услуг.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровья и здравоохранение / Учебник для вузов / Ю.П. Лисицын. — М.: Издат. Дом ГЭОТАР - МЕД, 2002. — 520 c.

2. Общественное здоровье и здравоохранение / Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. — М.: 2003. — 520 с.

3. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова. — 2-ое изд. — М.: Медицина, 1984. — 640 с.

4. О бюджете Республики Беларусь на 2007 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №191―3: принят Палатой представителей 11 декабря 2006 г.: одобр. Советом Республики 20 декабря 2006 г.

5. О концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003 — 2007 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 08.10.2003 № 1276 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — № 113.

6. О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18.07.2002 г. № 963 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2002. — № 84.

Дополнительная

1. Конашук, Г.Д., Рынок медицинских услуг Республики Беларусь в условиях глобализации // Белорусский экономический журнал /Г.Д.Конашук, В.Л. Тарасевич — 2003. — №1. — с.33―36.

2. О совершенствовании механизма финансирования здравоохранения: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 10.08.2000 № 1225 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — № 80.

3. О среднереспубликанских нормативах объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам государственными организациями здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь за счет средств бюджета на 2007 год: приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь, 11.01.2007 № 15.

4. О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями: постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — № 29.

5. О совершенствовании материального стимулирования отдельных категорий врачей: Указ Президента Республики Беларусь, 26.12.2005 г. № 619 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2005.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................ 3

1. Цель занятия.................................................................................. 3

2. Задачи занятия.............................................................................. 3

3. Требования к исходному уровню знаний.................................... 3

4. Контрольные вопросы из смежных дисциплин........................... 4

5. Контрольные вопросы по теме занятия....................................... 4

6. Учебный материал........................................................................ 4

7. Задания для самостоятельной работы студентов по реализации программных целей занятия 19

8. Литература.................................................................................... 19

 

 

Учебное издание

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ

УСЛОВИЯХ

 

 

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

 

Т.А. КУЛЬВИНСКАЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.