Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные этапы онтогенеза и их особенности





Онтогенез или индивидуальное развитие организма − это прогресс развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. Постнатальный период начинается от рождения человека. Он подразделяется на 3 этапа: эволюционный, стабильный и инволюционный. На всем протяжении этих этапов клетки и ткани организма непрерывно обновляются. На смену разрушающимся образуются новые. Однако выраженность процесса разрушения или образования новых структур на разных этапах онтогенеза различна.

Эволюционный этап характеризуется преобладанием образующихся структур над разрушающимися. В результате этого нарастает масса тела, увеличиваются его размеры. Увеличение массы тела или органа, обусловленное увеличением количества и размеров клеток, именуется ростом. Таким образом, рост − это количественное прибавление клеточной массы. При достижении определенного уровня количественных изменений происходит смена одного качественного состояния другим, т.е. происходит развитие.

Стабильный период характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток и сохранением относительно неизменными массы и размеров тела. Стабильность, конечно условная и воспринимается как таковая по сравнению с предыдущим и последующим этапами. Прекращение роста говорит о наступлении зрелости. Масса тела может увеличиваться за счет отложения жировой ткани.

Инволюционный этап отличается преобладанием разрушающихся структур над образующимися. В результате происходит постепенное уменьшение доли специфических тканей и разрастание стромы органа, что сопровождается ослаблением функциональной активности органа.



В пределах трех возрастных этапов онтогенеза выделяют периоды. В настоящее время используется схема возрастной периодизации, принятая в 1965 году. В ней выделяется 12 периодов онтогенеза. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Период от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный или критический период индивидуального развития.

Согласно этой схеме периодизации принято выделять следующие диапазоны (табл. 1), опирающиеся на стационарные возрастные нормативы, учитывающие как морфофункциональные показатели развития, так и (особенно у взрослых) некоторые социальные запросы общества (Б.А.Никитюк, В.П.Чтецова, М., 1990).

 

Таблица 1

Возрастная периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по

проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.) и краткая характеристика этапов

 

№ п/п Периоды Границы
Новорожденность 1 - 10 дней
Грудной возраст 10 дней - 1 год
Раннее детство 1 - 3 года
Первое детство 4-7 лет
Второе детство 8-12 лет (мальчики)
    8-11 лет (девочки)
Подростковый возраст 13-16 лет (мальчики)
    12-15 лет (девочки)
Юношеский возраст 17-21 год (юноши)
    16-20 лет (девушки)
Зрелый возраст - 1-й период 22 -35 лет (мужчины)
    21-35 лет (женщины)
Зрелый возраст - 2-й период 36 - 60 лет (мужчины)
    36 - 55 лет (женщины)
Пожилой возраст 61-74 года (мужчины)
    56 - 74 года (женщины)
Старческий возраст 75 - 90 лет
Долгожители 90 лет и старше

 

 

Характеристика сенситивных периодов в развитии организма

В отдельные возрастные периоды процессы роста и развития протекают неравномерно. Функциональные системы организма и органы имеют свои специфические закономерности органогенеза, что наглядно подтверждают процессы роста и развития, особенно в детском возрасте.

В процессе развития всех детей возникают сенситивные (особо чувствительные) периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей, лет:

Ø период развития речи (0-6);

Ø период восприятия порядка (0-3);

Ø период сенсорного развития (0-5,5);

Ø период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5);

Ø период развития движений и действий (1-4);

Ø период развития социальных навыков (2,5-6).

Установлено, что организм ребенка отличается от организма взрослого выраженными особенностями строения и функций органов. Главное отличие заключается в том, что организм ребенка в отличие от организма взрослого находится в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумеваются, главным образом, происходящие количественные изменения организма, под развитием − в первую очередь, качественные, такие, как процессы дифференцировки органов и тканей. Постепенно нарастая, количественные изменения приводят к качественным. Глубокая морфологическая перестройка происходит во всех органах и тканях организма детей. Дефинитивное (окончательное) формирование структуры органов заканчивается в различные возрастные периоды. При этом периоды быстрого роста органа сменяются периодами относительного замедления процессов, в течение которых происходит совершенствование функциональных параметров. Рост и развитие отдельных органов и систем организма неразрывно связаны между собой. Так, совершенствование органов дыхания благоприятно отражается на функции сердца, и, наоборот, усиление деятельности органов кровообращения способствует развитию респираторного аппарата. Совершенствование же функций центральной нервной системы оказывает благотворное влияние на весь организм. Незаконченность процессов дифференцировки тканей, незавершенность функционального развития делают организм ребенка по сравнению с организмом взрослых менее устойчивым ко всякого рода неблагоприятным внешним факторам, поэтому у детей нередко возникают различного рода функциональные расстройства и заболевания, имеющие тенденцию к острому течению (Мартиросов Э.Г., Тяпин А.Н., Крикун Е.Н., 2004).

1-й период − Новорожденность – самый короткий этап жизни (от рождения до 10 дней). Он ограничивается временем вскармливания ребенка молозивом. В этот период происходит адаптация ребенка к условиям внешней среды: появляется легочный тип дыхания, лактотрофный тип питания. В сердечно-сосудистой системе закрываются Боталов и Аранциев протоки, овальное отверстие, пупочные вена и артерия. Новорожденных разделяют на доношенных и недоношенных. Пренатальное развитие первых длится 39-40 недель, а вторых – 28-38 недель. Кроме сроков пренатального развития учитывается масса тела. Доношенными считаются новорожденные с массой тела 2500 г и больше (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными – новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500г. В настоящее время масса тела доношенных мальчиков чаще всего составляет 3400-3500 г, а девочек 3250-3400 г, длина тела для обоих полов – 50-51 см. От средних показателей отклоняются и доношенные недоупитанные дети с массой тела 2550-2800 г при длине 48-50 см.

2-й период − Грудной возраст (от 10 дней до 1 года). Начало его связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. В это время ребенок постепенно адаптируется к внешней среде. Данный период характеризуется наибольшей интенсивностью процесса роста по сравнению со всеми этапами жизни. Так, длина тела до года увеличивается почти в 1,5 раза, а масса – в 3 раза. У грудных детей учитывают и абсолютные размеры тела, и их месячные прибавки. Индивидуальные данные сравнивают со стандартами. Грудные дети растут быстрее в течение первого полугодия. Удвоение массы тела происходит в 4 месяца. Для оценки уровня развития грудных детей важно соотношение обхватов груди и головы. У новорожденных обхват головы больше чем груди, но затем грудная клетка начинает расти быстрее и обгоняет рост головы. Обхват груди становится равным обхвату головы в возрасте от двух до трех месяцев. Для грудных детей очень важны сроки прорезывания молочных зубов, которые появляются в определенной последовательности: первыми прорезываются центральные резцы – 6-8 месяцев, затем – боковые резцы – 8-12 месяцев. Центральные резцы появляются на нижней челюсти раньше, чем на верхней, а боковые – наоборот. Показателями биологического возраста грудных детей является также закрытие родничков на голове и психомоторное развитие. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение взрослых, в 4 месяца устойчиво встает на ножки с посторонней помощью, в 6 месяцев пытается ползать, в 8 месяцев – делает попытки ходить, к году ходит без поддержки.

3-й период − Раннее детство (1-3 года). В этот период наблюдается уменьшение прироста размеров тела, особенно после 2 лет. Одним из показателей биологического возраста является зубная зрелость. В период раннего детства прорезываются первые коренные зубы (в 12-15 месяцев), клыки (в 16-20 месяцев) и вторые коренные зубы (в 20-24 месяца). Обычно к 2 годам дети имеют все 20 молочных зубов. Заканчивается формирование костей лицевого черепа, придаточных пазух носа. Осваиваются основные локомоторные акты: ходьба, бег. Развивается речь.

4-й период − Первое детство (4-7 лет). Биологический возраст в этот период оценивается по соматическому, зубному и костному показателям. В 3 года по длине и массе тела можно предсказать те окончательные размеры, которых достигнет индивидуум, когда его рост прекратится. Небольшое увеличение скорости роста в 4-7 лет называют первым ростовым скачком. Характерная особенность периода первого детства – начало смены молочных зубов на постоянные. В среднем, в 6 лет прорезываются первые постоянные коренные зубы, причем на нижней челюсти раньше, чем на верхней. У многих детей этот процесс происходит в 5 лет, а у некоторых детей первый постоянный зуб появляется в 7 лет и даже между 7 и 8 годами. В первом детстве прорезываются первые резцы, в основном между шестью и семью годами. Затем наступает 10-12-ти месячный период покоя, после чего начинают появляться боковые резцы. У 40-50% городских детей эти зубы прорезываются на нижней челюсти к 7 годам, но в основном этот процесс происходит уже после периода первого детства. При определении зубного возраста в первом детстве принимают во внимание, как сроки прорезывания постоянных зубов, так и общее количество молочных и постоянных зубов. Индивидуальные данные ребенка сравнивают со стандартом. Это позволяет судить об ускоренном или замедленном развитии. У девочек постоянные зубы прорезываются раньше, чем у мальчиков. Костный возраст определяется по рентгенограммам кисти и локтевого сустава. Происходит дальнейшая дифференцировка мышечной ткани. Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу.

Период первого детства характеризуется первыми признаками полового диморфизма в показателях компонентов массы тела детей. Девочки имеют меньше костной массы, но больше жировой массы по сравнению с мальчиками в 5-7 лет. У мальчиков активное увеличение мышечного компонента совпадает со снижением жирового. У девочек активный прирост жировой ткани отмечен в 5-6 лет, а мышечной ткани в 6-7 лет (Е.В.Чаплыгина, 1999; Е.Н.Комиссарова, 2002).

5-й период − Второе детство (8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки). У обоих полов начинается усиленный рост в длину, но его темп выше у девочек, так как процесс роста тесно связан с половым созреванием, которое начинается у женского пола на 2 года раньше, чем у мужского. Уже в 10-летнем возрасте девочки обгоняют мальчиков по основным размерам тела. У девочек быстрее растут нижние конечности, массивнее становится скелет. В этот период повышается секреция половых гормонов, особенно у девочек. У мальчиков начинают увеличиваться наружные половые органы. У обоих полов в этот период появляются вторичные половые признаки.

Адаптация к новым условиям (обучению в школе) сопровождается интенсивным развитием нервной системы − формированием центров речи (письменной, слуховой, зрительной), интенсивно развиваются лобные доли мозга.

6-й период − Подростковый возраст длится у мальчиков от 13 до 16 лет, а у девочек – от 12 до 15 лет. Это период интенсивного полового созревания, фазы которого по времени не совпадают у мужского и женского пола. Бурное созревание приходится у девочек на начало подросткового периода, а у мальчиков – на его середину. Для подросткового периода характерен пубертатный ростовой скачок размеров тела. При этом у девочек максимальные приросты длины тела происходят в возрасте от 11 до 12 лет, то есть еще во втором детстве, но скачок массы тела наблюдается у них в подростковом периоде – между 12 и 13 годами. У мальчиков эти максимумы скоростей роста проявляются соответственно между 13-14 и 14-15 годами. Максимальные приросты тела у мальчиков столь велики, что в 13,5-14 лет они уже превосходят девочек по длине тела, и в дальнейшем эта разница увеличивается. К концу подросткового периода рост почти прекращается (Никитюк Б.А., 1978).

Строение внутренних органов, сосудов, мускулатуры приближается к состоянию их у взрослого человека. Активно развивается эндокринный аппарат, половая система. Формируются вторичные половые признаки. Интенсивно развивается мышечная система. Наиболее четким показателем полового созревания у девочек является первая менструация

Половое созревание. С подростковым и юношеским возрастами по времени совпадает половое созревание, в течение которых происходит радикальная биохимическая, физиологическая, морфологическая и нервно-психическая перестройка организма. В результате этого процесса формируются биологические и интеллектуальные особенности взрослого человека, в том числе достигается половая зрелость (способность к размножению). Развитие половой системы сочетается со значительными морфологическими и функциональными изменениями всех органов и систем организма. Единство формирования организма проявляется в том, сто под влиянием эндокринной системы гармонично развиваются вторичные половые признаки и размеры тела. К вторичным половым признакам относят величину и форму тела, интенсивное развитие мышц у мужского пола, третичной волосяной покров, набухание сосков, ломка голоса, развитие кадыка, поллюции у юношей, молочные железы и менструации у девушек (менархе). Развитие каждого полового признака проходит определенные стадии. Вторичные половые признаки появляются в определенной последовательности. Сроки полового созревания отдельных людей и групп людей отличаются, что обусловлено генетическими особенностями, этнической принадлежностью, условиями внешней среды.

Возраст полового созревания иначе называют пубертатным периодом, который рассматривается как возрастной кризис. Организм развивается интенсивно, но разные органы созревают неравномерно. Это происходит на фоне усилившегося обмена веществ. Вследствие такого несоответствия могут развиваться и обостряться болезни сердечно-сосудистой системы, а также проявления психических заболеваний.

Психология подростка в переходном возрасте проявляется весьма характерно. Дальнейшее развитие центральной нервной системы, эндокринная перестройка, смена преимущественного функционирования одних желез внутренней секреции другими влияют на всю психическую сферу подростка и его поведение. Усиленная деятельность щитовидной и половых желез повышает возбудимость высших отделов ЦНС, в связи с чем подросток легко возбудим и порой груб, отмечается рассеянность, временное снижение работоспособности, снижение требований к себе, ослабление воли. В этот период наблюдается повышенная чувствительность, маскируемая намеренной грубостью и развязностью. (Харрисон Дж. и др., 1979; Левонтин Р., 1993; Хромов-Борисов Н.Н., 1996). Држевецкая И.А., 1987; Хрисанфова Е.Н., 1990; Физиология человека, 1996

7-й период − Юношеский возраст (17-21 год юноши, 16-20 лет девушки), завершающий для растущего организма. В этом возрасте заканчиваются процессы роста и формирования организма достигая дефинитивных величин.

8-й период − Зрелый возраст (1-й период) − 22 -35 лет (мужчины), 21-35 лет (женщины)

9-й период − Зрелый возраст (2-й период) − 36 - 60 лет (мужчины), − 36 - 55 лет (женщины)

Зрелый возраст. Возрастная изменчивость у взрослых проходит с различной скоростью, на ее темп влияют многие факторы. У взрослых четких критериев оценки биологического возраста почти нет из-за разновременности возрастной динамики различных систем организма. Из всех проявлений возрастной изменчивости у взрослых, прежде всего, развиваются первичные специфические процессы на молекулярном уровне, обуславливающие энергетические и структурные изменения в организме. Есть данные, что после 28-29 лет меняются глубинные свойства клеток. Самый ранний признак старения – уменьшение количества активных нейронов мозга, которое начинается с 15-16 лет, а в коре мозга – с 30 лет. Поэтому устойчивость организма к вредным влияниям постепенно уменьшается. Уже с 27-29-летнего возраста снижается общий уровень обменных процессов, а к 100 годам обменные процессы составляют всего 50% их уровня в 30 лет. Итак, все функции организма характеризуются максимумом интенсивности в возрасте 20-25 лет. Сразу после окончания роста и развития начинаются изменения в иммунной системе, в способности организма противостоять заболеваниям. С возрастом происходит нарушения всех иммунных функций. Значительные изменения происходят в эндокринной системе: уменьшается концентрация в крови гормонов половых желез, снижаются функции щитовидной, вилочковой желез, надпочечников. Эти первичные изменения ведут к видимым вторичным изменениям: атрофии покровов, вялости, дряблости, морщинистости кожи, поседению и выпадению волос, сокращению объема и тонуса мускулатуры, ограничению подвижности в суставах. Ограничение объема двигательной активности начинается с 40 лет, но особенно сильно проявляется в 70 лет.

(Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999. С. 128)

Весьма важны изменения, происходящие в жировой ткани. Жир является энергетическим аккумулятором. Энергетика сбалансирована, если поступающая с пищей энергия полностью растрачивается. В этом случае у человека будет стабильный вес – система находится в динамическом равновесии, что является показателем здоровья. Возрастное увеличение количества жира происходит в результате снижения двигательной активности и в результате повышения порога чувствительности жировой ткани к регуляции ее гормональными факторами. С возрастом нарушается обмен углеводов, глюкоза пищи превращается в липиды, которые не используются в должном объеме на энергетические нужды. Энергетическое старение начинается с 30 лет. В возрасте 20-25 лет наблюдается идеальный вес для данного человека. К 30 годам он становится больше на 3-4 кг. После 45-48 лет запас жира становится инертным по отношению к обменным процессам. Чем интенсивнее увеличивается вес, тем интенсивнее протекают возрастные процессы. У мужчин ожирение начинается раньше, чем у женщин (после 34-35 лет). Но заболевания, обусловленные ожирением (атеросклероз, диабет, подагра, болезни печени и почек), у женщин выражены сильнее. Биологический возраст у взрослых определяется по следующим показателям: жизненная емкость легких, артериальное давление, частота пульса, уровень холестерина в крови, мышечная сила рук, острота зрения, уровень гормонов в биологических жидкостях, подвижность в суставах, число залеченных зубов и ряд психомоторных качеств.

Возрастные изменения в нервной системе и психике. Динамика основных нервных процессов в связи с возрастом заключается в ослаблении процессов торможения, потере подвижности – лабильности реакций, в повышении порога возбудимости, снижении слуха, зрения и т.д. К 70 годам начинает отмечаться недостаточная концентрация нервных процессов, во многих случаях ведущая к неуравновешенности личности. Возрастные изменения в психике более выражены у женщин. Для старости характерны люди с неуравновешенным психическим складом и интраверты. Биологический возраст в психической сфере можно оценить по наличию интереса к внешним событиям, стремлению к активной деятельности, сохранению социальных контактов.

Возрастные изменения в костной системе определяется путем исследования рентгенограмм кисти. Относительно быстрое костное старение свойственно людям тучным, с большим весом, медленное – худощавым и подвижным. Народам Севера присущи быстрые изменения в костях кисти, а для народов Средней Азии характерен замедленный темп таких изменений. Наиболее медленный темп наблюдается у долгожителей Абхазии. У женщин Абхазии даже в 50-60-летнем возрасте встречаются «молодые» варианты строения кисти.

Критическим периодом для организма человека является климактерический период. Климакс – это возрастной период между началом нарушения репродуктивной функции и окончательным ее прекращением. В основе климакса у представителей обоих полов лежат возрастные сдвиги в гормональной системе. В это время происходят коренные преобразования во всем эндокринном комплексе, возникает новое равновесное состояние эндокринных желез. Наступление климакса свидетельствует об усилении общих регрессивных процессов в организме. Период климактерического синдрома наиболее ярко выражен у женщин. Кроме нарушения менструальной функции, климакс сопровождается отклонениями в работе сердечно-сосудистой, нервно-психической и других систем. У женщин климакс длится около 2-8 лет, после чего наступает менопауза. В преддверии менопаузы и во время нее у женщин повышается аппетит, уменьшается подвижность, увеличивается вес. Часто в этот период начинается диабет, гипертония и другие болезни, связанные с нарушением обмена. Сейчас средний возраст менопаузы увеличивается, приближаясь в цивилизованных странах к 50 годам. В мужском организме детородная функция не прерывается так резко, как в женском, однако характерные возрастные явления в обмене веществ и эндокринном комплексе в целом принципиально не отличаются у обоих полов. По мере старения и мужчинам свойственны нарастание массы тела, появление отклонений в работе сердечно-сосудистой системы, в психической сфере. Климакс у мужчин более растянут во времени и может длиться 10-15 лет.

10-й период − Пожилой возраст (61 − 74 года мужчины, 55 − 74 года женщины). Он характеризуется постепенным снижением уровня физиологических функций организма. Продолжение периода оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений организма в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения".

11-й период − Старческий возраст (75 - 90 лет). Старость – завершающий этап онтогенеза.

Старение – это совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах организма в связи с возрастом, которые сокращают адаптационные возможности организма и повышают вероятность смерти. В старости, так же как и в зрелости, степень возрастных изменений часто не соответствует паспортному возрасту, а темп этих изменений различен. В настоящее время существует две основные группы теорий старения. Первая основывается на предположении о том, что старение – это следствие накопления во времени случайных ошибок в геноме организма (мутаций, разрывов ДНК, повреждений хромосом), что влияет на все основные функции организма. Следовательно, старение как отдельный этап онтогенеза фатально не запрограммировано в наследственности человека.

Вторая группа теорий старения основана на предположении о существовании запрограммированного процесса старения. Согласно этим теориям организм стареет как интегральная, сложно регулированная система. Накопление ошибок в геноме рассматривается уже как следствие, а не как причина старения. В этом случае оптимальная продолжительность жизни генетически обусловлена и контролируется специальным генным комплексом. Сейчас открыты специальные временные гены, которые стимулируют появление структурных и функциональных признаков на различных этапах онтогенеза, то есть определяют темп процессов жизнедеятельности. Таким образом, создается определенный ритм включения генорегуляторных механизмов, определяющих особенности поздних стадий онтогенеза. Чем медленнее и более плавно работает этот механизм, тем вероятнее достижение большей продолжительности жизни. Существуют и другие точки зрения. Так, например, считается, что старость не является функцией времени, а представляет собой закономерное нарушение регуляции в организме через нарушение основного функционального гомеостаза.

И.И.Мечников в начале 20 века сформулировал концепцию старости, в соответствии с которой старость является патологией, возникшей в результате постепенно накапливающегося самоотравления организма ядами бактерий, обычно живущими в кишечнике. Он считал, что процессы старения можно замедлить, заменив кишечную флору бациллами молочной кислоты.

К числу внешних изменений в старости относят: уменьшение роста (в среднем на 0,5 – 1см за каждое пятилетие после 60 лет), изменение формы и состава тела, сглаживание контуров, усиление кифоза, ускоренное уменьшение мускульного компонента, перераспределение жирового компонента, снижение амплитуды движений грудной клетки, уменьшение размеров лица в связи с потерей зубов и редукцией альвеолярных отростков челюстей, увеличение объема мозговой части черепа, ширины носа и рта, утончение губ, уменьшение количества сальных желез, толщины эпидермиса и сосочкового слоя кожи, поседение.

К возрастным изменениям ЦНС относят уменьшение массы мозга, величины и плотности нейронов, отложение липофусцина, падение работоспособности нервной клетки, изменения в ЭЭГ, снижение уровня биоэлектрической активности, уменьшение остроты зрения, аккомодационной способности глаза и слуха, снижение вкусовой и некоторых видов кожной чувствительности.

В старости происходит замедление и уменьшение биосинтеза белка, изменяется соотношение липидных фракций, снижается толерантность к углеводам и инсулиновой обеспеченности организма; снижается секреция пищеварительных желез; уменьшается жизненная емкость легких; снижаются основные почечные функции; уменьшается сократительная способность миокарда, повышается систолическое давление, замедляется ритмическая деятельность сердца; наблюдаются сдвиги в протеинограмме; снижается число тромбоцитов, интенсивность гемопоэза, гемоглобина, наблюдается снижение гуморального и клеточного иммунитета.

К изменениям на клеточном и молекулярном уровнях, а также в системе генетического аппарата относят: угасание функциональной активности клеток и генов, изменение проницаемости мембран, уменьшение уровня метилирования ДНК, увеличение доли неактивного хроматина, повышение частоты хромосомных нарушений. Однако, процесс старения внутренне противоречив, так как в ходе его не только возникают деградация, дезинтеграция, снижение функций, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы, то есть развертываются компенсаторно-старческие процессы. Например, снижение уровня секреции некоторых гормонов компенсируется повышением чувствительности клеток к их действию; в условиях гибели одних клеток функции других усиливаются.

Темпы старения зависят от среды. Так, городской образ жизни определяет быстрый темп старения. Сказываются снижение подвижности при отсутствии ограничения в пище, частые отрицательные эмоции. На темп старения влияют гигиена труда, гигиена умственной активности, гигиена отдыха, степень социальных контактов.

Геронтологи используют следующие параметры для определения биологического возраста: массу тела, артериальное давление, содержание холестерина и глюкозы в крови, степень развития сутулости, морщинистость кожи, остроту зрения и слуха, динамометрию кисти, подвижность суставов, данные некоторых психомоторных тестов, снижение памяти (Б.А.Никитюк, 1990).

12-й период − Долгожители (старше 90 лет). Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов. Долгожительство – проявление обычной изменчивости, в данном случае – изменчивости продолжительности жизни. Среди млекопитающих наблюдается большое разнообразие видовой продолжительности жизни: от 70-80 лет у слона до 1-2 лет у мыши. Продолжительность жизни человека – биологический феномен, зависящий от социальных факторов. Индивидуальная продолжительность жизни может колебаться от возраста новорожденности до 100 и более лет. Группы населения с повышенным долголетием отмечены в Эквадоре, Колумбии, Пакистане, США, Индии, на Северном Кавказе, Закавказье, Якутии. Много долгожителей среди абхазов, у которых отмечены относительно замедленное физическое созревание и половое развитие детей и подростков, относительно поздний возраст вступления в брак, плавное и замедленное старение, то есть замедленный темп онтогенеза. Абхазские долгожители отличаются склонностью к постоянному и ритмичному физическому труду, как правило, до глубокой старости. Сознание своей полезности сохраняет интерес к жизни. Обусловленность долгожительства связана с питанием, которое характеризуется невысокой калорийностью, оптимальным содержанием жира, высоким содержанием витаминов и веществ с антисклеротическими свойствами. Национальная культура абхазов регламентирует восприятие стрессовых ситуаций. Идеальным типом телосложения для всех возрастов у абхазов считается худощавый.

Долгожители отличаются в психо-неврологическом аспекте легкой возбудимостью, подвижностью и динамичностью психических реакций, только 20% их обнаружили склонность к неврозам и психозам. Личностная установка оптимистичная. По темпераменту большинство из них сангвиники, то есть люди, переживания которых не носят затяжного характера. Это склонные к удовольствию, хорошо приспособленные к своей микросреде люди, эмоциональная жизнь которых интенсивна и гармонична. Последние три периода характеризуются инволютивными изменениями в органах. Однако начало старения не имеет четких границ − в разных органах этот процесс может протекать по-разному.

В педагогической практике обычно используют несколько иную схему, согласно которой в зависимости от задач обучения и воспитания выделяют следующие этапы и границы (Мартиросов Э.Г., Тяпин А.Н., Крикун Е.Н., 2004) (табл. 2).

Таблица № 2

Этапы и границы детского возраста

 

№ п/п Возраст, этап Границы
1. Младенческий до 1 года
2. Преддошкольный 1−3 года
3. Дошкольный 3−7 лет
4. Младший школьный 7−11/12 лет
5. Средний школьный 11/12−15 лет
6. Старший школьный 15−17/18 лет

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.