|
Раздел 3. Понятие и критерии биологического возраста
При описании основных морфологических особенностей человека в различные возрастные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития явилось основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития (Никитюк Б.А., Чтецов В.П., 1990). Возраст индивидуума в каждый конкретный момент времени можно охарактеризовать с различных позиций − хронологический, биологический и моторный, или двигательный. Наиболее распространенными типами возраста человека считают абсолютный и условный возраст. Абсолютный возраст − это собственно календарный или хронологический возраст, т.е. отрезок времени от даты рождения до конкретной даты его определения. Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Введение в научный оборот термина "биологический возраст" связано с именами В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и П.Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего, гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации. Биологический возраст (возраст развития) характеризует состояние обмена веществ и зрелость функциональных и морфологических систем организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического (календарного возраст). О биологическом возрасте, прежде всего, судят: по зубной и скелетной зрелости, по уровню половой зрелости и моторной зрелости. Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой группы. Для правильной оценки биологического возраста необходимо использовать несколько показателей в их сочетании. В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и "Филиппинский тест". При проведении "Филиппинского теста" правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. "Филиппинский тест" считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины (Рис. 1).
Рис. 1. Выполнение "Филиппинского теста"
Зубной возраст. Зубная зрелость определяется по количеству и последовательности прорезывания зубов и сопоставлению этих данных с существующими стандартами. Представления о сроках прорезывания молочных и постоянных зубов являются информативными показателями биологического и физического развития детей младенческого, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возрастов. После завершения процесса кальцификации зубы сформировываются окончательно и более не подвергаются изменениям. Зубной возраст используется как индикатор биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные зубы – с 6 лет до 13, за исключением третьих моляров (Табл. 1). Таблица 1 Примерные сроки прорезывания постоянных зубов у детей дошкольного и школьного возраста (в годах) (Баранов А.А., с соавт., 2010):
При определении общего количества постоянных зубов учитываются зубы всех степеней прорезывания − от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полностью сформировавшегося зуба. На рубеже первого и второго детства наиболее информативны и удобны в применении два критерия биологической зрелости: одонтологический и Филиппинский тест в качестве соматического критерия. Необходимость их одновременного использования диктуется низким уровнем корреляций между ними. Распределение детей по степени зрелости в общей выборке различается в зависимости от пола и критерия зрелости. По обоим критериям зрелости девочки старше мальчиков, но по соматическому средний уровень зрелости преобладает у девочек, а по одонтологическому − у мальчиков; среди последних также меньше акселератов и больше ретардантов. Гармония оценки биологической зрелости наблюдается менее чем в 40% случаев, причем у мальчиков преобладает совпадение средних оценок, а у девочек совпадение критериев зрелости повышается от ретардации к акселерации. (Н.Р.Карелина, Е.Н.Комиссарова, Т.В.Панасюк, 2011). Существует связь между сроками прорезывания зубов и физическим развитием. Так, прорезывание постоянных зубов происходит несколько раньше у девочек, чем у мальчиков, за исключением первых моляров и медиальных резцов, появление которых происходит почти одновременно. У девочек длительность прорезывания короче, чем у мальчиков. Наибольшие отличия установлены в сроках появления клыков, которые прорезываются в нижней челюсти у девочек на 11-12 месяцев раньше, чем у мальчиков. Сроки и очередность прорезывания в некоторой степени зависит от условий среды. У детей из хорошо обеспеченных семей сроки прорезывания постоянных зубов происходит на 3,5 месяца раньше, чем у детей из неблагополучных семей. У детей, живущих в районах, где наблюдается повышенная концентрация в воде фтора, сроки прорезывания постоянных зубов задерживаются. При гиперфункции щитовидной железы, при раннем удалении молочных зубов постоянные зубы прорезываются раньше. Прорезывание постоянных зубов в значительной мере определяется наследственностью. Сроки прорезывания зубов более консервативны, чем сроки оссификации скелета или развития вторичных половых принаков. При исследовании моно- и дизиготных близнецов было показано, что между индивидами одной пары наблюдается большее сходство по зубной зрелости, нежели по соматической или костной (Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999). Скелетная зрелость (костный возраст). Данный критерий используется для всех периодов онтогенеза. Показателями возрастных изменений костей являются стадии оссификации скелета: учитывается число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки формирования синостозов. Окостенение скелета тесно связано с биологическим развитием организма. Существуют несколько методов определения зрелости скелета. Наиболее показательны процессы в костях кисти. Для каждой из шести костей запястья получают балл зрелости с последующим их суммированием. Сумма баллов сверяется с нормативом. В период старения критерием биологического возраста являются проявления остеопороза и остеосклероза, остеофиты, различные деформации суставов. Зрелость скелета дифференцируется с учетом не только возрастных, но и половых особенностей: окостенение скелета у девочек опережает аналогичные процессы у мальчиков. В дальнейшем костный возраст девочек также опережает костный возраст мальчиков на 12-18 месяцев. В период полового созревания эта разница увеличивается до 18-24 месяцев. Динамика полового созревания влияет на развитие скелета. Началу активного функционирования половых желез соответствует появление сесамовидной кости в первом пястно-фаланговом суставе. Этот элемент костной системы формируется одновременно с вторичными половыми признаками. Пубертатный скачок роста приходится на время формирования сесамовидной кости и образования синостоза в первой пястной кости. Существует взаимосвязь между половым созреванием и оссификацией скелета: при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем – задерживается. У девочек с ранним сроком менархе костный возраст опережает календарный, а при поздних сроках – костный возраст отстает от календарного. Костный возраст определяется по стадиям окостенения (оссификации) скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. Для определения костного возраста на практике в большинстве случаев используют рентгенограмму костей кисти и запястья, оценивая стадии оссификации. При анализе рентгенограмм с целью оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами, приведенными в специальных атласах, либо определяют сроки появления точек окостенения и формирования синостозов в отдельных костях. В литературе пока нет общепринятой схемы для оценки степени синостозирования эпифизарных зон. Ряд авторов предлагают определять в баллах фазы образования синостозов. Целесообразно пользоваться схемой Б. А. Никитюка и В. В. Безюка (1971). Согласно этой схеме, фазы формирования синостоза определяются следующим образом: 0 баллов — эпифизарная зона открыта; 1 балл — начало синостозирования, закрыто менее половины протяжения эпифизарной зоны; 2 балла − синостозирование охватило от половины до ⅔ зоны роста; 3 балла — синостозирование почти всей эпифизарной зоны, по краям сохранились небольшие, свободные от костной ткани участки; 4 балла — синостозирование закончено, на месте эпифизарной зоны остается в виде белой полоски участок склерозированной кости; 5 баллов — участок склероза в эпифизарной зоне исчез. У взрослых процесс старения костей выражается изменением компактного вещества (его истончение), губчатого (разряжение с исчезновением отдельных трабекул), а также изменения рельефа наружной поверхности кости (появление костных выступов - остеофитов) (Б.А.Никитюк, В.П.Чтецов, 1990; Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999). По срокам формирования вторичных половых признаков оценивают половое созревания подростков. Половое созревание, или возмужалость, − это морфофункциональная перестройка организма в ходе индивидуального развития, в связи с приобретением им способности к продлению рода. Несмотря на то, что первичным звеном в этом процессе являются нервная система, эндокринный аппарат и половые органы, изменениям подвергаются размеры тела, особенности телосложения, отдельные органы и системы органов. Антропометрические признаки могут не менее информативно охарактеризовать половое созревание, чем так называемые вторичные половые признаки. Интенсивность протекания полового созревания имеет индивидуальные различия. В качестве индикаторов биологической зрелости используют показатели развития вторичных половых признаков. Уровень полового созревания детей пубертатного возраста достаточно надежно характеризуется стадией развития вторичных половых признаков. Для установления степени полового созревания определяется (Баранов А.А., с соавт., 2010): У девочек − оволосение подмышечных впадин (Ax), оволосение лобка (P), развитие грудной железы (Ma), возраст наступления первой менструации (Me). Первая менструация − это наиболее четкая веха на пути полового созревания женского организма. Остальные признаки связаны с ее появлением, при этом развитие молочных желез связано со сроками начала менструаций теснее, чем появление волос на лобке и в подмышечных впадинах. Последовательность развития вторичных половых признаков у девочек выглядит следующим образом. Вначале происходит расширение тазовых костей и усиливается отложение жира в этой области и в области бедер. Одновременно появляются первые изменения в молочных железах, затем начинается развитие железистой ткани. В этот же период увеличиваются яичники, начинают развиваться половые пути. Пубертатный скачок роста начинается у девочек вскоре после первых признаков обволошения лобка и достигает максимума в год, предшествующий началу менструаций. В отношении времени появления конкретного признака полового развития у девочек можно сказать следующее. Молочные железы начинают увеличиваться в интервале от 8,5 до 13 лет. От этого момента до менархе проходит в среднем больше 2 лет. Начальное обволошение лобка начинается на 3-8 месяцев позже первых признаков роста молочных желез. Обволошение подмышечных впадин начинается через 1,5 года после лобкового и достигает максимума к 18 годам. С 9−10 лет и до окончания полового созревания происходит интенсивное развитие внутренних элементов половой сферы женщины. Менархе у девочек в настоящее время отмечается в возрасте 12,5−13,5 лет. Существуют расовые отличия. Отклонением от нормы следует считать увеличение молочных желез до 8 лет или возраст менархе 9−10 лет, отсутствие развития вторичных половых признаков у девочек 13 лет и отсутствие менархе в 15 лет. Активизация роста тела в длину (пубертатный скачок роста) происходит примерно за год до появления менструаций, а усиленное накопление подкожной жировой ткани − через год после ее наступления. В период становления менструальной функции к организму предъявляются высокие требования, адаптация к которым сопровождается снижением активности соматического роста и расходом энергии, аккумулированной в жировых депо организма. Пубератный скачок роста у девочек наступает раньше, чем у мальчиков (9,6+0,1 у девочек, 11,7+0,09 – у мальчиков). У мальчиков − оволосение подмышечных впадин, оволосение лобка, мутация голоса (V), оволосение лица (F), развитие кадыка (L). Самый ранний признак − увеличение яичек, оно начинается с 9 лет и достигается их максимум в 13–14 лет. Вторичные половые признаки появляются позднее: волосы на лобке − в 12 лет, на верхней губе и в подмышечных впадинах – в 14 лет, на подбородке − в 15 лет, набухание грудных желез − в 14 лет, первые поллюции в среднем − в 14,8 года. Субъективность оценки признаков полового созревания затрудняет разработку нормативных значений половой зрелости. Можно признать, что отсутствие следов растительности на лобке и в подмышечных впадинах в 15–16 лет требует внимания медиков. Между стадиями полового созревания и интенсивностью ростовых процессов у мальчиков, как и у девочек, существует определенное соответствие. Мутация голоса обычно предшествует наибольшей активизации роста; усиленное оволосенения лобка, появление выступа щитовидного хряща гортани совпадают с максимальным приростом длины тела, появление растительности на лице соответствует снижению темпов роста тела в длину. Степень развития этих показателей определяется по следующим критериям: Развитие волос в подмышечной впадине: Ах0 − отсутствие волос; Ax1 − единичные, короткие; Ax2 − занимают центральный участок впадины, более густые; Ax3 − расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся. Развитие волос на лобке: Р0 − отсутствие волос; P1 − единичные, короткие; P2 − занимают ограниченное пространство, более густые, длинные; P3 − на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые; P4 − расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота. Развитие молочной железы: Ма0 − детская стадия; Ma1 − сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается; Ma2 − сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята; Ma3 − сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве; Ma4 − сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована, свойственна взрослой женщине. Оволосение лица: F1 − появление густого пушка над верхней губой; F2 − появление отдельных жестких волос на лице; F3 − наличие сформированных усов и бороды. Развитие кадыка: L1 − не контурируется, но ясно выражен при пальпации; L2 − выступает. Мутация голоса: V1 − ломающийся; V2 − установившийся мужской. В заключении составляется формула полового развития. Примеры формулы полового развития: Девочки Ax0 P1 Ma1 Me0 Мальчики Ax1 P2 F0 L0 V0 Ax3 P4 Ma3 Me 11 лет Ax3 P4 F2 L1 V1 Таким образом, определение биологического возраста подростков по степени выраженности вторичных половых признаков может служить надежным критерием для правильной оценки их развития.
В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков. Длина тела определяется с помощью ростомера или антропометра, а ее прибавка − по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год. Отношение окружности головы к длине тела − коэффициент ОГ/ДТ − определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах. Функциональными критериями биологического возраста также служат показатели, отражающие зрелость нервной и вегетативных систем, опорно-двигательного аппарата. К биохимическим критериям относятся ферментативные, гормональные и цитохимические показатели. При определении биологического возраста используются возрастные показатели метаболизма. Так, с 2-3 дней до 1,5 лет обмен повышается, с 1,5 лет до 18-20 лет постепенно снижается, в пубертатном периоде наблюдается некоторое повышение скорости общего обмена веществ.
Моторное развитие детей. Существуют представления не только о биологическом возрасте, но и о двигательном возрасте, как степени совершенства в выполнении человеком естественных движений тела и той их сумме, которой он обладает на момент времени, оцениваемый хронологическим или паспортным возрастом. Спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. В первые годы моторика ребенка может служить одним из надежных критериев его биологического возраста. Уже во второй половине беременности происходит образование целого ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень по Н.А. Бернштейну называется «таламопаллидарным». Весь двигательный арсенал плода ребенка первых 3—5 мес жизни может быть отнесен к моторике этого уровня. Он включает все рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические или «спонтанные» движения новорожденного ребенка. Следующим этапом развития является включение в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. На этом этапе начинается и формирование пирамидной системы. Данный уровень организации движений назван «пирамидностриарным». Движения этого уровня включают в себя все основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1—2-м годах жизни. Наиболее отчетливо смена одного двигательного возраста другим прослеживается на 1-м году жизни ребенка, когда он последовательно овладевает умением держать голову (2-3 месяца), садиться с поддержкой и без поддержки (5-7 месяцев), стоять, ходить 8-12 месяцев). Совершенствование этих движений продолжается многие годы (А.В. Мазурин, И.М.Воронцов, 2000).В период раннего, первого и второго детства двигательный возраст определяется совершенствованием естественных видов движений, степень которого зависит от двигательных качеств (скоростных, силовых и т.д.), развивающихся на основе анатомо-физиологических задатков в условиях двигательной деятельности. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|