Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы моторного развития детей от 0 до 1 года





Непременным условием успешного моторного развития являются процессы морфофункциональной дифференцировки основных элементов центральной нервной системы (ЦНС).

По данным О.С.Кульбах (2006) двигательные системы мозгаимеют сложную многоуровневую организацию.

Первый уровень - это исполнительный аппарат моторных систем,который представлен мотонейронами. Их тела образуют двигательные ядра передних рогов серого вещества спинного мозга и мозгового ствола. Аксоны мо-гонейронов иннервируют мышцы. Для этого уровня двигательных систем характерна сегментарная организация.

Второй уровень представлен стволовыми центрамирегуляции мотор­ных функций: красное ядро, двигательная область ретикулярной формации, ядро Дейтерса, ядро крыши среднего мозга и др.

Третий уровень - стрионаллидарная система(СПС). Паллидум - фило­генетически древняя часть СПС, представленная бледным шаром. Активирует мотонейроны через стволовые центры управления моторикой. Стриатум - филогенетически новая часть СПС, представленная скорлупой чечевицеобразного ядра и хвостатым ядром. Стриатум подавляет нейроны паллидум, препятствуя гиперкинезии, и имеет связи со всеми полями коры полушарий.

Четвертый кортикальный уровень регуляции.Представлен:

1) моторной корой − вызывает сокращения отдельных мышц, имея прямой выход на эффекторные мотонейроны по системе пирамидных трактов; 2) премоторная корауправление сериями движений, основа автоматизации; 3) ассоциативная кора − задняя ассоциативная (теменно-височно-затылочная) кора и передняя ассоциативная (префронтальная) кора. Задняя ассоциативная кора, где хранится информация о двигательных навыках, приобретенных в процессе опыта, связана с премоторной корой, запускающей автоматизированные стереотипные движения. Она также связана с префронтальной корой, управляющей сложными формами двигательного поведения (замысел, планирование, программирование, прогнозирование, контроль).



Онтогенез моторных систем основан на последовательной смене уровней управления моторикой,обусловливающей совершенствование двигательных функций.

Уровни управления моторикой:

1. Руброспинальный(Н.А. Бернштейн, 1947) или ретикулярный(P.M. Бергстрем) − высший центр управления моторикой до 6-го месяца внутриутробного развития.

2. Паллидорубральный- высший уровень управления моторики с 6-го месяца внутриутробного развития до 3-5 месяцев после рождения. Ребенка первых месяцев жизни можно назвать паллидарным существом. Особенности моторики этого возраста могут быть охарактеризованы как непроизвольная, генерализованная, недифференцированная и не координированная двигательная активность. В движениях рук и ног активное участие принимают пальцы. К 5-мумесяцу заканчивается миелинизация стриарных путей и параллельно в первые месяцы активно протекает миелинизация пирамидных трактов. Это вызывает смену уровня управления моторикой.

3. Пирамидно-стриарныйуровень − высший уровень управления моторикой с 6-го месяца до конца 2-го года жизни. Особенности моторики − становление произвольности, появление дифференцированных, изолированных, координированных движений (стриатум подавляет массивные импульсы из бледного шара). Но еще долго (до 3-5 лет) произвольная моторика носит отпечаток паллидарности, т.е. сопровождается многообразными, избыточными, выразительными сопутствующими движениями. И процесс освоения какого-либо движения, направленный на автоматизацию, имеет две фазы − паллидарную и стриарную.

4. Теменно-премоторныйуровень - высший уровень управления мотори­кой до 10 лет, обеспечивающий высокую степень автоматизации.

5. Теменно-префронтальныйуровень высший центр управления моторикой с 10 лет, позволяющий управлять сложными формами целенаправленного двигательного поведения.

Таким образом, можно говорить об этапности развития моторики и нервных механизмов, обеспечивающих формирование конкретных двигательных актов. Каждый этап становления моторики ребенка обусловлен развитием определенного отдела ЦНС. Это дает возможность оценки биологической зрелости ребенка раннего возраста по его моторной деятельности.

Развитие произвольных движений в онтогенезе идет по пути преодоления врожденных рефлекторных реакций и формирования механизмов кортикального контроля, позволяющих осваивать и осуществлять необходимые сенсомоторные координации, являющиеся основой новых сложнокоординированных действий и навыков. При этом периферическое звено двигательной системы созревает значительно раньше, чем ее центральные механизмы (Н.М.Яковлев, 1981).

 

3.1. МОТОРНЫЙ ВОЗРАСТ

С целью определения моторного (двигательного) возраста сравнивают результат в каком-нибудь тесте (например, в подтягивании на перекладине) со стационарными нормативами (стандартами, заранее установленными для каждого календарного возраста). Например, если результат в данном тесте у ребенка 10 лет соответствует стандартам детей 12 лет, можно говорить, что ребенок опережает календарные требования. На этом основании в данном моторном задании его можно считать двигательным акселератом (опережающим в созревании двигательных качеств). Иными словами, двигательный возраст в конкретном задании у данного ребенка опережает календарный. Если ребенок отстает в том же задании, о нем говорят, как о двигательном ретарданте (запаздывающем в созревании двигательных качеств).

Характеристика сенситивных периодов в двигательной сфере

Анализ полученных результатов развития и совершенствования физических качеств является одним из базовых моментов в формировании рациональных двигательных действий, выделяют четыре основных физических качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) и несколько производных (скоростная, силовая, скоростно-силовая выносливость и скоростно-силовые способности). Поскольку физические качества взаимосвязаны, исследуемый возраст необходимо оценивать во взаимосвязи с особенностями и динамикой сенситивных (чувствительных к опережающему развитию качеств) периодов (рис.2).

 

Уровень развития физических качеств

 

Возраст

Рис. 2 Сенситивные периоды развития физических качеств у детей

(по В.П.Губа, 1998)

 

Из-за различного момента начала и конца сенситивного периода возникает вопрос о наиболее благоприятном времени развития конкретного физического качества. Ответить на него можно, только опираясь на показатели морфобиологической зрелости ребенка. Полученные данные указывают на неравномерное развитие и воспитание физических качеств у детей, что подтверждает наличие «своих» сенситивных периодов развития не только в процессе жизни, но и в каждом конкретном возрасте. Причем период до полового созревания характерен более точной оценкой физических возможностей, позже в результаты тестов вклинивается множество медико-биологических факторов (Мартиросов Э.Г., Тяпин А.Н., Крикун Е.Н., 2004).

Данные науки свидетельствуют о том, что дети разного биологического возраста отличаются друг от друга по уровню зрелости отдельных систем организма, по физическому и интеллектуальному развитию, показателям моторики. Лица одного и того же хронологического возраста иногда значительно отличаются друг от друга по биологическому возрасту, причем различия могут достигать 3−4 лет. В связи с этим педагогу, очень важно знать биологический возраст ребенка, в противном случае он вынужден рассматривать своих подопечных как равных по возрасту, «мерить» их одной и той же «меркой», предъявлять равные требования.

Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни. Именно эти обстоятельства и определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.

На основании наиболее типичных для каждого возраста морфофункциональных особенностей и осуществляется возрастная периодизация онтогенеза человека. Для оценки уровня биологической зрелости ребенка проводится сопоставление показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом, если показатели биологического развития ребенка соответствуют средним возрастно-половым значениям, то его биологическое развитие оценивается как соответствующее календарному возрасту нередко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.

Акселерация развития (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков. Термин «акселерация» был предложен немецким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX в. Явление акселерации включает в себя увеличение длины тела и веса тела новорожденных, более ранние сроки прорезывания и смены зубов, более раннее наступление половой зрелости. За последние 100 лет вес детей при рождении стал больше на 100-300 г, а удваивается он не к шести месяцам, а к 4 месяцам. Годовалые дети имеют длину тела на 5 см, а вес на 1,5 кг больше, чем 30-40 лет назад. У школьников длина тела увеличилась на 10-12 см. Сроки полового созревания сместились примерно на 2 года.

Причины акселерации объясняются несколькими гипотезами:

Ø Первая гипотеза связывает акселерацию с улучшением рациона питания (возросло потребление мяса, жиров, сахара, рационально использовались витамины). Но в Японии, где рацион менее богат мясом и жирами животного происхождения, тоже наблюдается акселерация.

Ø Вторая гипотеза связывает акселерацию с улучшением общих условий жизни.

Ø Третья гипотеза связывает акселерацию с возросшей двигательной активностью.

Ø Четвертая гипотеза – гипотеза урбанизации – связывает акселерацию с комплексом причин: ускоренным темпом городской жизни, увеличением в городе светового дня, увеличением объема дополнительной информации, умственной нагрузкой, ранним сексуальным просвещением.

Генетики высказали мнение, что акселерация походит на гетерозис, вызванный отдаленностью мест, в которых проживали брачующие люди, активно мигрирующие в наше время , что сказывается в биологии детей.

Акселерация привела к ряду негативных явлений: увеличению числа нервных болезней, вегетативным неврозам, широкому распространению кариеса, близорукости.

Выделяется также явление секулярного тренда (вековой традиции) – увеличение длины тела, более позднее наступление менопаузы, увеличение репродуктивного периода у женщин, увеличение продолжительности жизни.

Ретардацияразвития (от лат. retardatio — замедление, задержка) — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Расхождение паспортного и биологического возраста в наибольшей степени бывает выражено в пубертатном периоде, когда разница в скорости возрастного развития сверстников может достигать четырех и более лет. Поэтому в практике физического воспитания и спорта необходимо учитывать:

Ø возможность снижения у многих детей возрастных сроков для начала занятий спортом;

Ø необходимость учета индивидуальных морфофункциональных особенностей при регламентировании физических нагрузок; определении нормативов физической подготовки, оценке функциональных возможностей.

Спортивные перегрузки опасны для детей с негармоничной акселерацией, у которых развитие какой-то системы может отставать от роста соматометрических показателей. Например, у детей акселератов с гипоэволютивным сердцем, спортивные тренировки могут вызвать перенапряжение сердца (Т.И.Вихрук с соавт., 1999).

Таким образом, определение биологического возраста имеет большое значение для практики спорта.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем разница между биологическим и паспортным возрастом?

2. Какие существуют требования к показателям биологического возраста?

3. Перечислите основные критерии биологического возраста.

4. Как определяется биологический возраст по зубной зрелости?

5. Как определяется биологический возраст по скелетной зрелости?

6. Как определяется биологический возраст по степени развития вторичных половых признаков?

7. Что такое акселерация и ретардация развития?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.