Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Моторное развитие детей младшего школьного возраста, имеющих различную биологическую зрелость по методике Р.Н.Дорохова





 

Для уточнения истинного соматического типа производится оценка варианта развития каждого обследуемого ребенка. Для обработки морфометрических размеров получения цифр, характеризующих процесс созревания, используется формула индикатора зрелости (Р.Н. Дорохов, 1991) или «индикатор варианта развития» (ИВР).

ИВР=

По характеру изменений показателя ИВР или его сигмальным отклонениям можно судить о варианте развития. Выделяется три варианта развития (ВР): ускоренный – ВР «А», обычный – ВР «В» и растянутый – ВР «С».

Ю.Е.Политыко (2009) установил, что степень биологической зрелости детей тесно связана с ведущими параметрами телосложения и признаками функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В возрасте 7-8 лет установлена преимущественная умеренная взаимосвязь с коэффициентом корреляции 04-0,5. В 9 лет эта зависимость становиться более тесной − коэффициентом корреляции 0,62-0,77. Факторный анализ позволил установить особенности связей между морфологическими и функциональными критериями у девочек и мальчиков 7-9 лет различного варианта развития. Крайне мало морфологических критериев (ОГК, мышечная масса, жировая масса), связанных с вариантом развития у девочек 7 лет типа «А». У представительниц обычного варианта развития в этом возрасте имеют сопряженность поперечные размеры тела, жировой и мышечный компоненты массы тела. Установлено, что у девочек ВР «С» корреляционная зависимость между значениями варианта развития и ОГК, шириной таза, мышечной массой, гемодинамикой умеренная (r=0,5) и слабая (r=0,3) (Р≤0,05).

У девочек 8 лет ВР «А» продемонстрирует умеренную (r=0,5) и сильную (r=0,7) (Р≤0,05) корреляционную связь с шириной плеч и таза, жировой, мышечной и костной массой, гемодинамикой, энергопотенциалом и жизненным индексом. У школьниц обычного и замедленного варианта развития выявлены умеренная (r=0,5) и слабая (r=0,3) корреляционные связи между компонентами массы тела и функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем при статистически значимости (Р≤0,01).



В возрасте 9 лет биологическая зрелость девочек связана с довольно небольшим количеством морфологических и функциональных признаков, при этом демонстрируя умеренную (r=0,5) и слабую (r=0,3) корреляционную зависимость.

В возрасте 7 лет у мальчиков ускоренный вариант развития наиболее связан с мышечной массой и гемодинамикой прямой связью, а с энергопотенциалом выявлена обратная зависимость (r =-0,62). У школьников обычный вариант развития умеренно связан с мышечной массой, апноэ и энергопотенциалом. Замедленный вариант развития мальчиков зависит от большего количества переменных и сопряжен сильными и умеренными корреляционными связями с ИГМР, шириной таза, жировой и мышечной массой, телосложением и апноэ.

У мальчиков в возрасте 8-9 лет у всех вариантов развития биологическая зрелость в основном коррелирует с компонентами массы тела, гемодинамикой и энергопотенциалом (r=0,5).

Таким образом, возникает несоответствие между хронологическим возрастом и тем возрастом биологического развития, который имеет исследуемый ребенок в данный момент. Эти особенности необходимо учитывать в практической медицине, ЛФК и в массовой физической культуре.

Установлено моторное развитие детей младшего школьного возраста, имеющих различные варианты развития. Обследовано 40 детей обоего пола в возрасте 7-8 лет. Использованы методы исследования: антропометрических измерений; метрическое и компьютерное соматотипирование, определение варианта развития (по методике Р.Н.Дорохова,1991), педагогическое тестирование, 28% детей имели ускоренный вариант развития, 25% − растянутый вариант развития, большую долю составили дети обычного варианта развития − 47,%. Наиболее высоким моторным развитием отличаются дети обычного и растянутого варианта развития (Политыко Ю.Е.,2009) (Табл. 5, Рис. 5).

Таблица № 5

Показатели моторного развития у детей младшего школьного возраста различных вариантов развития

 

Вариант развития детей   Бег 10 м х3 (сек) Бег 30 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Отжимание от пола (кол-во раз)
«А» 10,51±0,1 7,004±0,2 114,2±2,0 3±1,0
«В» 9,84±0,2 6,54±0,1 134,4±2,5 17±2,0
«С» 9,99±0,2 6,83±0,1 128,6±3,0 18±2,0

 

Они имею хорошее развитие ловкости и быстроты, динамической силы верхних конечностей по сравнению с представителями ускоренного варианта развития (Р≤0,05). В показателях динамической силы нижних конечностей между тремя группами различия не достоверны.

Моторная деятельность ребенка, наряду с его органами чувств, всей суммой внешних впечатлений и эмоций составляет тот общий стимуляционный комплекс, под влиянием которого происходит дальнейшее развитие и самой центральной нервной системы, и прежде всего головного мозга. Двигательная нагрузка является непосредственным активатором скелетного роста и созревания, она осуществляет интеграцию клеточного метаболизма с функцией дыхательной и сердечно-сосудистой системы, обеспечивая формирование и высокой физической работоспособности ребенка, и максимальной экономизации всех его физиологических функций (И.М.Воронцов,2000). Именно это и является, по мнению И.А. Аршавского (1971), залогом здоровья и долголетия человека.

Принимая во внимание вышесказанное, был проведен педагогический эксперимент в группах детей различных вариантов развития. В проведении эксперимента был использован метод – типологически нормативный. Его особенностью является целенаправленное воздействие на то физическое качество, которое более всего отстает от среднепопуляционного норматива в данной соматической группе детей (В.В.Зайцева с соавт.,1998). Физкультурные занятия проводились с использованием средств оздоровительной аэробики и подвижных игр на протяжении 6 месяцев. По окончанию эксперимента педагогическое тестирование выявило существенное достоверное улучшение качества быстроты (бег на 30 м) у детей ускоренного и растянутого варианта развития (Р≤0,05); в челночном беге (ловкость) особенно результативны оказались младшие школьники обычного и ускоренного варианта развития (Р≤0,05). В развитии динамической силы нижних и верхних конечностей отличились дети ускоренного варианта развития (Р≤0,05) (Табл.6, Рис.5-7).

Таблица № 6

Показатели моторного развития у детей младшего школьного возраста различных вариантов развития до и после эксперимента

 

ВР Бег 10 м х3 (сек) Бег 30 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Отжимание от пола (кол-во раз)
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
А 10,51 9,0 7,004 7,031 114,2 120,5
В 9,84 7,64 6,54 6,64 134,4 146,3
С 9,99 9,24 6,83 6,45 128,6 142,7

 

 

Рис.5 Показатели ловкости и быстроты у детей различного варианта развития до (осень) и после (весна) эксперимента

 

Рис. 6 Показатели динамической силы нижних конечностей у детей различного варианта развития до (осень) и после (весна) эксперимента

 

 

Рис.7 Показатели динамической силы верхних конечностей у детей различного варианта развития до (осень) и после (весна) эксперимента

 

Таким образом, дети младшего школьного возраста имеют различную степень моторного развития. Поэтому концепция целей и задач оздоровительной физической культуры детей младшего школьного возраста должна учитывать особенности их морфологического строения, меру пластичности, скорость роста и развития. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что применение направленного физического воздействия способствует повышению функциональных возможностей детей, а также стимулирует их моторное развитие.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.