Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ 1. Общие закономерности онтогенеза и его возрастная периодизация





МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

ВОЗРАСТНОЙ ГИГИЕНЫ

 

 

 

 

 

Учебное пособие

 

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

 

Е.Н. Комиссарова, П.В.Родичкин, Л.А.Сазонова

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

ВОЗРАСТНОЙ ГИГИЕНЫ

 

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

 

УДК 611 (075)

 

 

Рецензенты:

Л.А. Алексина – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедры анатомии человека им. М.Г.Привеса СПбГМУ им. академика И.П.Павлова.

Т.В. Панасюк – доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКСМ и Т

 

 

В учебном пособии рассмотрены теоретические и практические аспекты по возрастной морфологии. Материалы пособия имеют широкий спектр применения в профессиональной подготовке специалистов в области физического воспитания и здравоохранения, в изучении ряда учебных дисциплин: «Анатомия человека», «Физиология мышечной деятельности», «Биомеханика двигательной деятельности», «ЛФК и массаж», «Врачебный контроль» и др. При подготовке студентами и магистрантами академий и университетов физической культуры выпускных и квалификационных работ, магистрских диссертаций. Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 050100 «Педагогическое образование».

 

Комиссарова Е.Н. – разделы: 1, 2, 3, 4, глоссарий.

Родичкин П.В.. – разделвы: 2, 5.

Сазонова Л.А. − разделы: 2, 3, 4, 5.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..5

Раздел 1. Общие закономерности онтогенеза и его возрастная периодизация…………………………………………………………………6

1.1. Закономерности роста и развития………………………………………7

1.2. Для постнатального периода онтогенеза характерны следующие функциональные закономерности

Раздел 2. Возрастная периодизация………………………………………9

2.1. Основные этапы онтогенеза и их особенности……………………...10

2.2. Возрастные особенности дошкольников и младших школьников…..21

2.3.Морфологические особенности подростков, юношей и девушек….26

2.4.Морфологические особенности людей пожилого

и старческого возраста………………………………………………………30

Раздел 3. Понятие и критерии биологического возраста………………….32

Зубной возраст………………………………………………………………..34

Скелетная зрелость………………………………………………………….36

Половая зрелость……………………………………………………………37

Моторное развитие детей…………………………………………………...39

3.1. МОТОРНЫЙ ВОЗРАСТ………………………………………………….42

Раздел 4. СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕВОЧЕК 7-10ЛЕТ РАЗНЫХ ТЕМПОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………….46

4.1.Структура распределения девочек 7-10 лет разныхтемпов биологического развития………………………………………………………46

4.2.Моторное развитие детей младшего школьного возраста, имеющих различную биологическую зрелость по методике Р.Н.Дорохова……………52

Раздел 5.0. Влияние физических упражнений на процессы инволюции ……………………………………………………………………………………54

Глоссарий……………………………………………………………………….58

Список литературы………………………………………………………………59

 

 

Счастлив человек, способный распознать причины явлений

Вергилий (37 г. до Р.Х.)

ВВЕДЕНИЕ

Возрастная морфология изучает изменчивость соматопсихической целостности человека, обусловленную возрастом, а также функциональную обусловленность его строения на разных этапах индивидуального развития (онтогенеза). Возрастная морфология тесно связана с возрастной физиологией, изучающей возрастную перестройку функций организма и составляющих его систем и органов, а также механизмы регуляции физиологических процессов, а также обеспечивает научными данными медицину (педиатрию и гериатрию), педагогику, теорию и методику физического воспитания.

Необходимость знания как последовательности этапов жизни человека в процессе онтогенеза (периодизация по календарному возрасту), так и тех показателей возрастного развития, которые являются индикаторами и маркерами созревания, приобретает особое значение в детском и подростковом возрасте, кроме этого, крайне необходимо, учитывать индивидуальные особенности морфофункциональной конституции детей. Особенно значимым становится это в современных условиях жизни, когда индивидуально-типологическое расслоение детской популяции по ряду социально-экономических причин серьезно усилилось.

В конце ХХ столетия делался акцент на медицинские средства оздоровления лиц второго зрелого возраста, пожилого и старческого, то сегодня наука и практика многих стран мира ориентирована на профилактику заболеваний не медикаментозными средствами, ведущую роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности и лечебная физкультура. В связи с этим сохранение и улучшение здоровья людей названных возрастных групп, и, следовательно, продление жизни является актуальной геронтологической проблемой.

 

 

Моторное развитие детей.

Существуют представления не только о биологическом возрасте, но и о двигательном возрасте, как степени совершенства в выполнении человеком естественных движений тела и той их сумме, которой он обладает на момент времени, оцениваемый хронологическим или паспортным возрастом. Спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. В первые годы моторика ребенка может служить одним из надежных критериев его биологического возраста. Уже во второй половине беременности происходит образование целого ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень по Н.А. Бернштейну называется «таламопаллидарным». Весь двигательный арсенал плода ребенка первых 3—5 мес жизни может быть отнесен к моторике этого уровня. Он включает все рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические или «спонтанные» движения новорожденного ребенка. Следующим этапом развития является включение в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. На этом этапе начинается и формирование пирамидной системы. Данный уровень организации движений назван «пирамидностриарным». Движения этого уровня включают в себя все основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1—2-м годах жизни. Наиболее отчетливо смена одного двигательного возраста другим прослеживается на 1-м году жизни ребенка, когда он последовательно овладевает умением держать голову (2-3 месяца), садиться с поддержкой и без поддержки (5-7 месяцев), стоять, ходить 8-12 месяцев). Совершенствование этих движений продолжается многие годы (А.В. Мазурин, И.М.Воронцов, 2000).В период раннего, первого и второго детства двигательный возраст определяется совершенствованием естественных видов движений, степень которого зависит от двигательных качеств (скоростных, силовых и т.д.), развивающихся на основе анатомо-физиологических задатков в условиях двигательной деятельности.

Глоссарий

1. Акселерация − ускорение роста и развития детей и подростков

2. Антропометрические точки − точки, имеющие строгую локализацию и использующиеся для измерения продольных, поперечных и обхватных размеров тела

3. Антропометрия − совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков тела

4. Биологический возраст − возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов

5. Биологический возраст взрослого человека − степень подверженности организма, а также его органов и систем к действию процессов старения

6. Биологический возраст ребенка − степень приближенности организма в целом, а также его органов и систем к взрослому (зрелому) состоянию

7. Возрастная периодизация онтогенеза − выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам

8. Гемеостаз − постоянство внутренней среды организма − совокупность всех генов организма или его наследственных факторов

9. Зубной возраст − возраст, определяемый по состоянию прорезывания зубов

10. Костный возраст − возраст, определяемый по состояние различных отделов скелета

11. Критические периоды − периоды с высокой чувствительностью организма к различным внешним раздражителям

12. Миогенный лейкоциоз − увеличение количества лейкоцитов в крови во время и после мышечной работы

13. Половое созревание − морфофункциональная перестройка организма входе индивидуального развития, в связи с приобретением им способности к продлению рода

14. Пубертация − период полового созревания

15. Эритропения − уменьшение количества эритроцитов в крови

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Список основной литературы

1. Андронеску А. Анатомия ребенка. - Бухарест: Изд-во «Меридиане»,1970

2. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология / О.А. Антонова. –М.: Высшее образование, 2006. – 192 с.

3. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка)/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.

4. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей (эпохальная и внутригрупповая). М., 1976.

5. Морфология человека / Под ред. Б.А. и В.П. Чтецова. М., 1990.

6. Павловский О.М. Биологический возраст человека. М., 1987.

7. Павловский О.М. Биологический возраст человека. М.:Изд. МГУ,1987.

8. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979.

9. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

ВОЗРАСТНОЙ ГИГИЕНЫ

 

 

 

 

 

Учебное пособие

 

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

 

Е.Н. Комиссарова, П.В.Родичкин, Л.А.Сазонова

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

ВОЗРАСТНОЙ ГИГИЕНЫ

 

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

 

УДК 611 (075)

 

 

Рецензенты:

Л.А. Алексина – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедры анатомии человека им. М.Г.Привеса СПбГМУ им. академика И.П.Павлова.

Т.В. Панасюк – доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКСМ и Т

 

 

В учебном пособии рассмотрены теоретические и практические аспекты по возрастной морфологии. Материалы пособия имеют широкий спектр применения в профессиональной подготовке специалистов в области физического воспитания и здравоохранения, в изучении ряда учебных дисциплин: «Анатомия человека», «Физиология мышечной деятельности», «Биомеханика двигательной деятельности», «ЛФК и массаж», «Врачебный контроль» и др. При подготовке студентами и магистрантами академий и университетов физической культуры выпускных и квалификационных работ, магистрских диссертаций. Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 050100 «Педагогическое образование».

 

Комиссарова Е.Н. – разделы: 1, 2, 3, 4, глоссарий.

Родичкин П.В.. – разделвы: 2, 5.

Сазонова Л.А. − разделы: 2, 3, 4, 5.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..5

Раздел 1. Общие закономерности онтогенеза и его возрастная периодизация…………………………………………………………………6

1.1. Закономерности роста и развития………………………………………7

1.2. Для постнатального периода онтогенеза характерны следующие функциональные закономерности

Раздел 2. Возрастная периодизация………………………………………9

2.1. Основные этапы онтогенеза и их особенности……………………...10

2.2. Возрастные особенности дошкольников и младших школьников…..21

2.3.Морфологические особенности подростков, юношей и девушек….26

2.4.Морфологические особенности людей пожилого

и старческого возраста………………………………………………………30

Раздел 3. Понятие и критерии биологического возраста………………….32

Зубной возраст………………………………………………………………..34

Скелетная зрелость………………………………………………………….36

Половая зрелость……………………………………………………………37

Моторное развитие детей…………………………………………………...39

3.1. МОТОРНЫЙ ВОЗРАСТ………………………………………………….42

Раздел 4. СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕВОЧЕК 7-10ЛЕТ РАЗНЫХ ТЕМПОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………….46

4.1.Структура распределения девочек 7-10 лет разныхтемпов биологического развития………………………………………………………46

4.2.Моторное развитие детей младшего школьного возраста, имеющих различную биологическую зрелость по методике Р.Н.Дорохова……………52

Раздел 5.0. Влияние физических упражнений на процессы инволюции ……………………………………………………………………………………54

Глоссарий……………………………………………………………………….58

Список литературы………………………………………………………………59

 

 

Счастлив человек, способный распознать причины явлений

Вергилий (37 г. до Р.Х.)

ВВЕДЕНИЕ

Возрастная морфология изучает изменчивость соматопсихической целостности человека, обусловленную возрастом, а также функциональную обусловленность его строения на разных этапах индивидуального развития (онтогенеза). Возрастная морфология тесно связана с возрастной физиологией, изучающей возрастную перестройку функций организма и составляющих его систем и органов, а также механизмы регуляции физиологических процессов, а также обеспечивает научными данными медицину (педиатрию и гериатрию), педагогику, теорию и методику физического воспитания.

Необходимость знания как последовательности этапов жизни человека в процессе онтогенеза (периодизация по календарному возрасту), так и тех показателей возрастного развития, которые являются индикаторами и маркерами созревания, приобретает особое значение в детском и подростковом возрасте, кроме этого, крайне необходимо, учитывать индивидуальные особенности морфофункциональной конституции детей. Особенно значимым становится это в современных условиях жизни, когда индивидуально-типологическое расслоение детской популяции по ряду социально-экономических причин серьезно усилилось.

В конце ХХ столетия делался акцент на медицинские средства оздоровления лиц второго зрелого возраста, пожилого и старческого, то сегодня наука и практика многих стран мира ориентирована на профилактику заболеваний не медикаментозными средствами, ведущую роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности и лечебная физкультура. В связи с этим сохранение и улучшение здоровья людей названных возрастных групп, и, следовательно, продление жизни является актуальной геронтологической проблемой.

 

 

РАЗДЕЛ 1. Общие закономерности онтогенеза и его возрастная периодизация

 

Онтогенез, или жизненный цикл - одно из ключевых биологических понятий. Термин этот уже знаком Вам - мы неоднократно встречались с ним в ходе рассуждений. Впервые его использовал Э. Геккель при формулировании своего биогенетического закона, подразумевая под онтогенезом только процесс внутриутробного развития. В настоящее время с этим термином связывается весь спектр последовательных преобразований организма от момента зачатия до окончания жизненного цикла (смерти).

Онтогенез (от греч. ontos − существо и genesis − происхождение) − это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения.

Развитие организма ни в коем случае не следует представлять как простое увеличение в размерах. Биологическое развитие человека − сложное морфогенетическое событие. Это результат многочисленных метаболических процессов, деления клеток, увеличения их размеров, процесса дифференцировки, формообразования тканей, органов и их систем.

Рост любого многоклеточного организма, начинающийся всего с одной клетки (зиготы), можно разделить на четыре крупные стадии:

Ø гиперплазия (деление клеток) - увеличение числа клеток в результате последовательных митозов;

Ø гипертрофия (рост клеток) - увеличение размеров клеток в результате поглощения воды, синтеза протоплазмы и т.п.;

Ø детерминация и дифференцировка клеток - детерминированными называются клетки, которые "выбрали" программу дальнейшего развития.

Все без исключения стадии развития сопряжены с биохимической активностью. В результате белкового синтеза заключенная в ДНК информация реализуется в форме ферментов, регулирующих функциональную активность клетки. Изменения, происходящие на клеточном уровне, приводят к изменению формы, структуры и функции клеток, тканей, органов и, наконец, в целом, организма (морфогенеза).

В процессе этого развития клетки специализируются для выполнения определенных функций, то есть происходит их дифференцировка − на клеточные типы. Тип обусловлен спецификой экспрессии генов, которая на клеточном уровне поддерживается благодаря явлению цитоплазматической и ядерной памяти, морфогенез − конечным результатом упомянутых процессов является образование клеточных систем − тканей, а также органов и систем органов.

В процессе онтогенеза в организме происходят морфологические, биохимические и физиологические изменения, которые в большей степени обусловлены влиянием наследственных факторов, для регуляции проявления которых необходимы определенные условия окружающей среды. Онтогенез является частью филогенеза − всей истории развития данного класса, вида живых организмов (для человека, млекопитающих, приматов). В онтогенезе человека в полной мере проявляется свойственное всему живому на земле диалектическое единство консерватизма наследственности, обеспечивающего устойчивость видовой организации, и изменчивости под влиянием конкретных условий существования. В генотипе человека запрограммированы определенные границы возможных отклонений скорости возрастного развития и дефинитивных размеров тела. Фенотип же формируется под влиянием окружающей среды, которая определяет уровень осуществления генетического потенциала роста и развития. При этом имеет место неодинаковая соотносительная значимость наследственных и средовых факторов в различные периоды роста и развития организма человека: роль наследственности повышается от периода новорожденности к препубертатному, снижается во время полового созревания, затем вновь повышается, пубертатный период характеризуется усилением влияния факторов внешней среды.

В процессе онтогенеза происходит рост и развитие организма. Это сложные явления, результат многих метаболических процессов и размножения клеток, увеличения их размеров, процессов дифференцировки и формообразования. Рост в отличии от развития, это процесс количественного изменения клеточной массы; в процессе же развития происходит смена одного качественного состояния другим (например, смена хрящевой стадии развития на костную).

Человек является существом социальным, но его жизнедеятельность подчинена биологическим законам. Поэтому, изучая ход различных морфологических, функциональных и психологических изменений в онтогенезе, исследователь должен учитывать биологические и социальные факторы развития человека. Онтогенез делится на 2 периода − пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный).

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.