|
Законодательства об образованииКомпетенция в нормативно-правовом регулировании образования в Российской Федерации. Под компетенцией государственного органа в правовой науке понимается совокупность юридических прав и обязанностей (полномочий) конкретного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) и, тем самым, возможность и способность решения этим органом (должностным лицом) определенного круга вопросов (дел). Применительно к сфере образования термином «компетенция» обозначается совокупность юридических прав и обязанностей (полномочий) по принятию решений правового характера (в ходе законотворческой или правоприменительной деятельности) по вопросам образования. Установленная ст. 28 и 29 Закона РФ "Об образовании" компетенция федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ является исчерпывающей и может быть изменена только законом. В последний раз компетенция государственных органов в сфере образования была изменена федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ. Так, из области компетенции РФ было исключено два пункта и введено два, из области компетенции субъектов РФ исключено четыре пункта. Разграничение компетенции между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разграничение компетенции между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством соответствующих субъектов. Принцип федерализма в сфере образовательно-правовой законодательной компетенции имеет три уровня: конституционный, федеральный и региональный. На уровне Российской Федерации наиболее важное, принципиальное значение имеют положения, требования, ориентированные на реализацию интегративной функции принципа федерализма в законодательстве об образовании, что проявляется в следующем: - Российская Федерация имеет исключительные полномочия в нормативно-правовом регулировании правовых институтов, которые находятся на стыке образовательного права и отрасли права, названной в ст. 71 Конституции РФ; - на уровне общих вопросов образования предмет ведения Российской Федерация ограничивается сферой непосредственно образовательных отношений между обучающимися, педагогическими работниками и образовательным учреждениям; - относительно отношений, находящихся на стыке образовательного законодательства и трудового, административного, налогового и других отраслей права, Российская Федерация правомочна вырабатывать принимать как общие, так и конкретные нормативно-правовые установления и предписания; - Российская Федерация правомочна устанавливать и конкретизировать общую компетенцию субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также устанавливать общие положения относительно структуры органов управления образованием. Деятельность упомянутых органов призвана обеспечить реализацию Федеральную программу развития образования до 2010г. и Национальной концепции развития образования в РФ, государственные образовательные стандарты и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов. Благодаря принятым в 1990-х годах федеральным законам по вопросам образования в РФ: 1) была установлена компетенция и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) единообразное нормативное закрепление получили общие вопросы образования, которые должны одинаково решаться всеми субъектами РФ; 3) введены общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и, в соответствии с которыми, последние могут осуществлять собственное правовое регулирование в сфере образования. Определяя предметы ведения Федерации и ее субъектов в сфере образования, следует руководствоваться не только п. «е» ст. 72 Конституции РФ, но и всеми положениями ст. 71, 72. При этом отношения, отнесенные к ведению Федерации, не могут принимать иной статус в области образования. Но точно так же и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов не могут переходить в исключительную компетенцию Федерации. Например, не соответствуют Конституции РФ пункты 10 и 11 ст. 28 Закона РФ «Об образовании», согласно которым в исключительном ведении Федерации находятся разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных отношений, а также регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в названных учреждениях. Все эти вопросы входят в систему образовательного, административного либо трудового права и в соответствии со ст. 72 Конституции РФ могут находиться только в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Систематизация образовательного законодательства и проблемы его кодификации. Всякий нормативно-правовой массив, в том числе и, подчеркнем, особенно сфере образования, объективно требует своей систематизации, т.е. приведения этого массива в определенную систему в целях облегчения его учета, обработки и применения. К числу основных способов такой систематизации обычно относят инкорпорацию, консолидацию и кодификацию нормативно-правовых актов (законодательства). Эти способы, в сочетании с различными направлениями и средствами систематизации, формируют множество различных вариантов, по которому может осуществляться систематизация. Так, известный исследователь в области теории образовательного права проф. В.М. Сырых полагает, что совершенствование федерального законодательства об образовании РФ возможно в нескольких направлениях [? 33]. Первый путь - принятие кодекса об образовании Российской Федерации. Второй путь представляет собой последовательное увеличение массива законодательных актов посредством разработки и принятия федеральных законов в определенной последовательности, с учетом реальных требований современности, но имея конечной целью разработку кодекса об образовании на основе уже достаточно полно разработанной законодательной базы в области образования. Наконец, третий путь состоит в необходимости разработки федеральных законов по мере возникновения «острых» ситуаций в системе образования, разрешение которых можно осуществить только законом. Положительный момент первого пути развития, т.е. движения по пути разработки и принятия Кодекса РФ об образовании, казалось бы, очевиден (более подробно об этом будет сказано ниже). Вместе с тем, ученый предупреждает, что создание в короткий промежуток времени универсальной и в то же время качественной комплексной законодательной базы образования невозможно, особенно в условиях отсутствия достаточно развитой законодательной базы. Поэтому для В.М.Сырых более предпочтительным представляется третий путь совершенствования системы образовательного законодательства. В то же время ученый не только не отрицает идею кодификации образовательного законодательства, т.е. создание Кодекса об образовании, но напротив, считает, такая кодификация позволяет устранить разного рода нестыковки и разночтения, возникающие в связи с применением большого количества разрозненных нормативных правовых актов в сфере образования; обеспечивает унификацию понятийного аппарата, содействует отмене неэффективных и устаревших (не действующих) норм и т.д. Однако, созданию такого нормативного правового акта должна предшествовать такая систематизация нормативно-образовательного правового массива, которая должна проводиться по уровням образования и завершиться подготовкой ряда инкорпорированных сборников нормативно-правовых актов типа «Сборник нормативных актов по вопросам общего образования», «Сборник нормативных актов по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования» и т.д. Проект Кодекса РФ образовании. В российской правовой доктрине кодекс традиционно понимается как своего рода «венец» законотворчества, как высший результат упорядочения законодательства. Кодификация законодательства заключается в качественной переработке действующих юридических норм, устранении несогласованностей и противоречий правового регулирования, восполнении пробелов и отмене устаревших норм. Результат кодификации, являющийся разновидностью правотворчества, представляет собой издание нового сводного акта-кодекса (устава). Проект такого акта – Кодекса – для сферы образования разработан в России впервые в России. Заметим, что в мире образовательный кодекс существует и действует только во Франции. Идея разработки и принятия кодекса была высказана еще в 1993 г. Разработка проекта Образовательного Кодекса (первоначальное, рабочее название) была возложена на Управление правового обеспечения Минобразования России и должна была завершиться в IV квартале 2004 г. Написанию текста проекта Общей части Кодекса РФ об образовании предшествовала подготовка развернутой Концепции Кодекса, в разработке которой приняло участие около сорока специалистов в области образования и образовательного права - высококвалифицированные специалисты Минобразования России, Совета Федерации, Государственной Думы, а также ведущих научных и учебных заведений страны: юридических факультетов МГУ и Российского университета дружбы народов, Государственного университета - Высшей школы экономики, Российской академии правосудия, Академии труда и социальных отношений, Российской академии образования и других организаций. В отличие от Закона РФ «Об образовании», который в силу его общего содержания не содержит отдельных глав, призванных регулировать специфику образовательных отношений, разработчики Кодекса выделили в самостоятельные разделы нормы и институты, направленные на регулирование именно этих отношений как непосредственного ядра, основы предмета правового регулирования образовательного права, и придать им соответствующую правовую форму. Благодаря Кодексу представляется возможным преодолеть один существенный недостаток Закона РФ «Об образовании» - отсутствие действенных механизмов реализации закрепление прав участников образовательных отношений. Проект детально закрепляет основные права и обязанности педагогических работников, которыми они наделяются с учетом специфики деятельности в образовательных учреждениях: дошкольного, общего образования, начального профессионального и других видов. В проекте содержатся и другие нововведения - по вопросам правового статуса участников образовательных отношений, обеспечения их реального действия и надлежащего функционирования образовательной сферы. Большое внимание уделяется также вопросам органичного взаимодействия проектируемых норм с Конституцией РФ, другими отраслями права. Так, проект устраняет явное несоответствие Конституции РФ (ст. 28) и Закона РФ "Об образовании» (ст.29) в вопросах, касающихся компетенции субъектов РФ в области образования. Конституция РФ отдельно определяет предметы ведения, отнесенные к компетенции только Федерации, к совместному ведению Федерации и ее субъектов и, наконец, к компетенции субъектов РФ. Проект кодекса расширил возможности получения бесплатного образования в нашей стране, приведя его в соответствие с действующим законодательством РФ, оставив при этом возможность дальнейшего увеличения случаев применения этой правовой нормы. Его также отличает стремление к сохранению и систематизации всех действующих правовых норм в области образования, многие из которых ныне закреплены в подзаконных актах. Принципиальное значение для систематизации норм образовательного права имеет обоснование и определение содержания «образовательных отношений» как самостоятельного вида общественных отношений. В результате структура проекта кодекса приобрела логически стройный вид. В ней выделены разделы об основах правового регулирования в области образования, образовательных отношениях, управлении системой образования, комплексных институтах образовательного законодательства, дисциплинарной и материальной ответственности участников образовательных отношений. Важное значение в проекте занимают положении, направленные на совершенствование правового статуса образовательных учреждений (организации), развитие их автономии, принципов самоуправления, самостоятельности в осуществлении образовательного процесса и финансово-экономической деятельности, на одновременное повышение ответственности образовательных учреждений (организаций) за качество образования и надлежащее обеспечение прав обучающихся. По сравнению с действующим законодательством проект кодекса значительно глубже и шире регламентирует вопросы защиты прав обучающихся, устанавливает признаки понятия «дисциплинарной проступок» применительно к поведению обучающихся, порядок расследования совершения дисциплинарного проступка и применения дисциплинарного взыскания, участия общественности в этом вопросе. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|