Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО





 

§1. Право на образование в системе прав и свобод человека. Образование и право: грани соотношения социальных институтов. Понятие и общая характеристика права на образование. §2. Образовательная политика государства и образовательное право. Государственная политика в области образования (образовательная политика). Образовательное право: понятия, основные черты. Образовательно-правовая подготовка будущего педагога.

 

Право на образование в системе прав

И свобод человека

Образование и право: грани соотношения социальных институтов. Выступая в роли социальных институтов, роль которых в обществе исключительно высока, образование и право органически взаимосвязаны между собой. Ранее уже было показано, какое место занимает образование в правовом пространстве. Но едва ли менее значимое место занимает и право в образовательном пространстве, о чем в общем виде уже говорилось в главе 1. Здесь мы акцентируем внимание на тех содержательно-смысловых и понятийных гранях, которые предстают в результате взаимосвязи и взаимодействия этих двух институтов социума, более подробная характеристика которых будет приведена ниже.

Уже в самом первом приближении и возможно, и целесообразно выделить три такие основных грани: право на образование, образовательное право, правовое образование.

Право на образование есть элемент системы прав человека, отражающее, в самом общем плане, гарантируемое обществом и его институтов, прежде всего и главным образом, государства, притязание всякого человека на его результативную социализацию. Более развернутая характеристика права на образование будет дана ниже.

Образовательное право – термин, обозначающий несколько одноименных понятия.

Во-первых, под образовательным правом понимается комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются образовательные отношения. Следует сказать, что проблема выделения образовательного права в качестве правовой отрасли, пусть и комплексной, в настоящее время относится к числу весьма дискуссионных в среде юридической научной общественности.

Во-вторых, в понятии «образовательное право» отражает совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов (прежде всего, актов федеральных органов государственной власти и актов органов государственной власти субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления, локальных актов), регулирующих отношения в сфере образования. В этом смысле понятие «образовательное право» идентично по содержанию и объему понятию «образовательное законодательство».

В-третьих, термином «образовательное право» может обозначаться одно из прав (свобод) участников образовательных отношений, совпадающее фактически с каким-либо субъективным правом, предоставляемым и гарантируемым действующим образовательным законодательством, К примеру, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ право на образование есть, в сущности, одно из основополагающих образовательных прав всякого гражданина РФ и иного индивида, проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации)..

В-четвертых, термин «образовательное право» включен в наименование новой дисциплины, входящей в блок дисциплин предметной подготовки федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 032700 Юриспруденция (квалификация выпускника – учитель права). Вышедший ряд учебников и учебных пособий под таким же названием (учебники В.И. Шкатуллы, пособия В.М. Сырых, Ю.А. Кудрявцева, М.Ю. Федоровой и др.) входит в учебно-методическое обеспечение данной дисциплины.

Наконец, в-пятых, образовательное право в последнее время обоснованно рассматривается как одно из актуальных и перспективных научных направлений, находящееся на стыке целого ряда научных дисциплин – педагогики, правоведения, философии и теории образования и права,

Правовое образование – понятие весьма широкое и охватывает собой, по меньшей мере, следующие моменты социально-правовой действительности: а) системы педагогических и организационных мер по правовому обучению и воспитанию различных категорий населения: б) целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на формирование у обучающихся системы правовых знаний, их умений и навыков правомерного поведения в правовой сфере, а также на формирование и развитие общей и специальной правовой культуры (правовое воспитание).

Из названных выше понятий, характеризующих особенности соотношения образования и права как социальных институтов, предметный интерес в данном случае представляют два первых – право на образование и образовательное право. Обратимся к ним более подробно.

Понятие и общая характеристика права на образование. В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000). Небезынтересно, что право на образование – единственное из социальных прав, присутствующее в европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что является свидетельством того, какое место отводится этому праву в целом в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 упомянутого Протокола № 1 (1952) говорится, в частности, о: а) всеобщности права на образование (никому не может быть отказано в этом праве), б) важной роли и функции государства в области государства и в) обязанности государства уважать при этом религиозные и философские убеждения родителей [ ]. В приложении к данной главе при водятся тексты соответствующих статей приведенных международных и европейских документов.

В Конституции Российской Федерации общие вопросы права на образования закреплены в ст. 43, текст которой приведем полностью:

  Статья 43   1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.  

 

Прежде, чем дать характеристику права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, раскроем его сущность как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его широкое распространение, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любом истолковании отражают природу и существенные свойства явления, которые отражаются в данном понятии.

Данное понятие, во-первых, отражает факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных потребностей и интересов (экономических, политических, социальных, культурных, гражданских, т.е. личных), которые не могут и не должны зависеть от государственной власти и/или других субъектов общественной жизни.

Во-вторых, эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своих социальных места и роли, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. В этом смысле права и свободы есть одновременно социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и, так сказать, согласие общества (государства) в политико-правовой форме (т.е. посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства) с этими притязаниями и согласия на их удовлетворение и гарантирование (защиту и охрану) (б). Уместно в этой связи заметить, что в подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни.

В-третьих, названные социальные притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие членам общества как человеку, т.е. биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различение прав и свобод человека и гражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

В-четвертых, права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» однопорядковы и даже в известном отношении совпадают с понятием «юридические субъективные права», соотносящимся с различными субъектами правовых общественных отношений.

Наконец, в-пятых, несмотря на свою близость, понятия «права» и «свободы» все же являются равнозначащими. Права – это социальные притязания, предполагающие активную роль в их гарантировании, т.е. обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.). Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив, пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению, незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы будут использоваться в ущерб другим людям, т.е. будет иметь место злоупотребление этими свободами, то в этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества или самого общества и государства. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод. Однако, эта тема является предметом особого анализа.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, в понятии «право на образование» отражается следующее.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать рассчитывать (сам или через своих родителей (законных представителей) на то, что общество в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, на то, чтобы ему была оказана помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, появившимся на белый свет. Это вполне понятно, поскольку такие притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне социума такие притязания не только бессмысленны, но и невозможны. Применительно к рассматриваемому праву всякий человек (каждый) может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков. В то же время слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым гражданину, имеющему различный (в зависимости от типа государства и его политического режима) «набор» прав и свобод, корреспондирует о набор обязанностей государства по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных. Но может такое государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании.

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как об этом уже говорилось выше, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость».

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт). Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенного ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена ч.1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, часть 4 ст. 27 Конституции Испании, часть 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). В Конституции Польши обязательной закреплена учеба для всех, не достигших 18 лет (ч.1 ст. 70), а японской Конституцией устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается (ч.2 ст. 26).

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, в том числе конституционных актов различных государств и, конечно, прежде всего, ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, различных научных комментариев и научных исследований, дают основания выделить, помимо сказанного о его сущности и главном содержании, следующие характерные черты этого важного права.

Первое. Право на образование есть интегральное право, которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным). Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование есть одна из ведущих социальных подсистем (сфер) общества. Право на образование есть одновременно и культурное право, поскольку именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность. Право на образование есть, наконец, и гражданское, личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после, как уже было показано, выполнения им при помощи родителей или законных представителей своей обязанности получить общее образование. Ведь, как известно, человека, получившее общее образование, никто не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования. Если такое принуждение и существует, то оно связано с критериями и требованиями, определяемыми конкретным родом и видом профессиональной деятельности, к которой рано или поздно приобщается закончивший школу. Другими словами, Конституция может безусловно гарантировать лишь то, что получение образования не является привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения и даже способностей, вправе получать любое образование; но это не означает, что человек получит не только надлежащее образование, но и минимально необходимое для занятия определенной деятельностью по причине отсутствия у конкретного человека способностей или материальных средств для получения такого образования. Все остальное в сфере права на образование - это, в лучшем случае, условные права, которые реализуются в зависимости не от способностей и желания человека, а от материальных условий жизни [1, 248]. Однако, это уже несколько иной аспект, о котором в дальнейшем будет сказано подробнее.

Второе. Право на образование есть конституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется в конституционных актах всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо прочего, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый ч. 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе. Как и многие другие конституционные права, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое в значительном нормативно-правовом массиве, среди которых ведущую роль играют федеральные законы «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут рассмотрены в отдельной главе пособия.

Третье. Право на образование есть право относительное. В теории прав человека выделяются абсолютные (основные) права человека и права относительные. Критерием такого различения выступает возможность ограничения того или иного права федеральным законодательством в условиях чрезвычайного положения. Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (и только федеральным законом!) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например, право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др. Относительные права – права, которые могут ограничиваться только федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция включает и право на образование. Это означает, что данное право может быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование – право всеобщее. Эта особенность выше уже была рассмотрена. Здесь мы лишь обратим внимание еще на то, что это право распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и на лиц различного возраста. Данное обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен есть, прежде всего, предмет социологической науки, хотя эдукологические и педагогические исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагает доступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность органически связана с его всеобщностью, о которой выше уже шла речь. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.

Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию. что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, получающим платное образование. В этом плане было бы и конституционно обоснованным, и социально справедливым, если бы законодатель освободил от налогов деятельность образовательных учреждений, предоставляющих образование за плату (в той части их деятельности, которая не выходит за пределы предоставления образовательных услуг). Дело в том, что такие налоги фактически оплачиваются лицами, которые вынуждены оплачивать свое образование, так как государство и общество не в состоянии обеспечить такое образование бесплатно для этих лиц [1, 248]

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования [2].

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, получил юридическое закрепление как общедоступность образования. В ст. 5 этого же Закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости.

Как можно видеть, доступность образования определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой будет дана ниже, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным ограничителем права на образования.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.