Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Федеральное образовательное законодательство





Соглас­но статье 15 Конституции Российской Федерации федеральная правовая система включает Конститу­цию, федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, иные нормативные акты палат Фе­дерального Собрания, указы Президента, поста­новления Правительства, акты органов исполни­тельной власти.

Закон об образовании всегда определяет круг национального образовательного законодательства, и указывает, что данная отрасль права включает в себя Конституцию, законы Парламента, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативно-правовые акты в области образования.

Нормативные положения основного закона в области образования (базового, интегрального) дополняются другими специальными (отраслевыми, уровневыми) национальными законами, а также законами субъектов федерации.

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся законы, утверждающие Национальную доктрину образования, законы об образовании, кодифицированные акты образования.

В числе наиболее значимых законов, принимаемых по вопросам образования, призванных регулировать отношения в отдельной сфере (подсистеме образования) - «сегментарных» законов - можно назвать, закон об образовании (дошкольном, школьном, профессиональном), о гарантиях по социальной защите обучающихся, о порядке регистрации и деятельности образовательных учреждений, о государственном образовательном стандарте образования, о государственной аттестационной службе и другие законы.



Таким образом, законы в сфере образования классифицируются по объекту регулирования образовательных отношений, это базовые (многофункциональные) законы (Закон об образовании), законы по вопросам организации управления образованием (Закон о государственных стандартах, о нормативах финансирования, о государственной аккредитации образовательных учреждений), законы, регулирующие особенности правовых отношений применительно к каждому уровню образования (Законы о среднем образовании, о начальном профессиональном об­разовании, об общем образовании, о дошкольном и дополнительном образовании); социальные законы, направленные на социальную защиту участников образовательного процесса (Закон о статусе педагогического работника, о государствен­ной поддержке обучающихся), специализированные законы (о вос­питательной функции образования, об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (спе­циальном образовании), о частном образовании); непрофильных для сферы образования законы (о финансировании системы образования, о налогообложении в сфере государственного и частного образования).

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992). Данный законотносится к базовому типу законов, обладает, как и всякий иной закон, высшей (после Конституции РФ) юридической силой. Федеральный закон от 12.07.1995г., утвердивший новую редакцию Закона РФ «Об образовании», устанавливает исходные, первичные нормы правового регулирования в сфере образования. Его нормативные положения дополняются другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Закон «Об образовании» имеет сложную структуру и состоит из 58 статей и 6 глав. Первая глава «Общие положения» составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование. Вторая глава «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования. Третья глава «Управление системой образования» содержит нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с распределением компетенции Российской Федерации и ее субъектов, местных органов самоуправления и образовательных учреждений в области образования и компетенции иных органов. В главе IV «Экономика системы образования» определяются основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование составляет содержание V главы. Здесь закрепляются права обучающихся и воспитанников, права и обязанности родителей, работников образовательных учреждений. Глава VI регулирует отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений.

Закон определяет сферу законодательства по вопросам образования, которое состоит из Конституции РФ, данного Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативно-правовых актов РФ, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ. Так, федеральные законы разграничивают компетенцию и ответственность в области образования между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Субъекты РФ могут принимать законы (в соответствии с их статусом и компетенцией) и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются (ст. 4): 1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Феде­рации на образование; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физиче­ских и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Настоящим законом также определяются вопросы языковой политики в сфере образования (ст.6), политики в сфере формирования государственных образовательных стандартов, включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения (ст.7); порядок формирования системы образования как совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образователь­ных стандартов различного уровня и направленности и сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их органи­зационно-правовых форм, типов и видов, и иных положений, касающихся вопросов отдельных сфер образования, образовательных программ и направлений образовательной политики.

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Этот законодательный акт является специальным отраслевым законом. По своей структуре онсостоит из семи глав, которые определяют систему высшего и послевузовского профессионального образования, круг субъектов учебной и научной деятельности в данной системе, их права и обязанности, управление данной системой, ее экономика и международная деятельность вузов.

Государственная политика в области высшего образования основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также принципах суверенности прав субъектов РФ в определении собственной политики в области высшего образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, непрерывность и преемственность процесса образования, интеграция системы высшего образования РФ при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования, конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников.

Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию.

Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее чем три процента расходов Федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию, недопущения сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

3) предоставления налоговых льгот высшим учебным заведениям и образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) создание условий для равного доступа к высшему образованию;

6) содействие созданию и функционированию негосударственных высших учебных заведений.

Законом гарантируется гражданам получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных вузах в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В главе II излагается структура системы вузовского и послевузовского образования, определяются ступени профессионального образования, сроки и формы его получения, утверждается перечень документов о высшем профессиональном образовании, определяются задачи и структура вуза, его виды и наименования, порядок создания и реорганизации, прием на обучение и подготовку специалистов. Глава III определяет правовой статус студентов, слушателей, докторантов, аспирантов, соискателей, научно-педагогических работников социальные льготы, предоставляемые им, определяется порядок присвоения ученых степеней, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском образовании. Главой IV определена компетенция РФ, ее субъектов в указанной области. Главой V регулируются отношения собственности и финансирования вузов, платной деятельности вуза, оплаты труда работников вуза, главой VI формулируется возможность осуществления международной и внешнеэкономической деятельности вузов.

Подзаконные акты федеральных органов управления образованием. К этому виду нормативно-правовых образовательных актов относятся Указы Президента Российской Федерации и нормативные акты правительства, министерств и ведомств по вопросам образования Российской Федерации (постановления, распоряжения, приказы, письма, информационные письма, решения коллегий Министерства образования, решения профсоюза педагогических работников).

Среди федеральных подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам образования наиболее распространены нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, нормативные решения Президента РФ оформляются в виде Указов Президента РФ. Специфика указов Президента состоит в том, что они могут издаваться по любому вопросу обеспечения образовательной политики. Какой-либо определенной тенденции в регулировании определенных отношений не наблюдается. Нормативные акты Правительства РФ должны соответствовать указам Президента РФ.

Свои нормативные решения Правительство принимает в виде постановлений и распоряжений. Как федеральный орган исполнительной власти Правительство принимает нормативные решения по вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. Оно определяет порядок применения тех или мер социальной защиты участников образовательных отношений, присвоения ученых степеней и званий, размеры и порядок оплаты труда работникам образовательных учреждений и др.

Вопросы оплаты труда регулируются преимущественно постановлениями Правительства РФ, федеральными законами о социальном обеспечении. Вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан - приказами Минобразования РФ, приказами других министерств и ведомств, решениями коллегий Минобразования РФ, выплаты пособий – приказами и письмами профильного министерства, назначение пенсий – совместными приказами Минтруда, Минобразования, Минздрава, Пенсионного Фонда РФ, вопросы общего образования – приказами Минобразования, специального образования – информационными письмами и письмами Минобразования, профессионального образования – приказами и распоряжениями министерства.

Значительный удельный вес в системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов занимают нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ. Они регулируют вопросы содержания общего среднего образования, оценки качества образования, итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства, Минобразования России устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, разрабатывает и утверждает типовые положения об образовательных учреждениях, федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, утверждает положения о государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, и иные вопросы, отнесенные к его компетенции.

Нормативно-правовые акты Минобразования РФ принимаются в форме приказов, писем, инструкций, разъяснений, решений Коллегии. Минобразования России устанавливает нормы, регулирующие собственные отношения Министерства, своих органов, образовательных учреждений с гражданами, иными организациями, не входящими в систему Министерства. Такие акты принято называть общеобязательными и все они подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Общеобязательные нормативно-правовые акты Минобразования России, не прошедшие процедуры регистрации и не имеющие номера государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, не могут вступать в действие, а содержащиеся в них нормы права - регулировать общественные отношения.

Подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам образования могут приниматься органами исполнительной власти Российской Федерации, главой их исполнительной власти, органами управления образованием. Акты могут приниматься в пределах компетенции этих органов и в строгом соответствии с действующими федеральными законами, законами ее субъекта Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. На этом уровне правового регулирования могут приниматься нормы, закрепляющие республиканские, региональные нормативы финансирования образования, дополнительные к федеральным льготы обучающимся и работникам образовательных учреждений, дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части норм и санитарных правил и по другим вопросам.

Возможность существенного уточнения и конкретизации задач раз­вития российской системы образования в рамках, заданных Феде­ральным законом "Об утверждении Федеральной программы разви­тия образования", возникла после принятия Национальной доктрины образования в Российской Федерации и особенно Концепции модерни­зации российского образования на период до 2010 года..

Эти политиче­ские документы в совокупности с Законом РФ "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональ­ном образовании" четко определили конкретные направления при­оритетного развития российского образования на долгосрочную пер­спективу, которые затем были нормативно закреплены соответствую­щими постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, конкретизировавшими в том числе этапы и сроки реали­зации мероприятий по модернизации образования. Все перечисленное вместе с постановлением Правительства Российской Федерации, ус­тановившим порядок реализации Программы, позволило министерст­ву в короткий срок сформировать эффективный механизм формиро­вания и утверждения ежегодного перечня первоочередных работ, вы­текающих из системы мероприятий Программы, принятых федераль­ным законом, в основе которого лежит ежегодное утверждение колле­гией Минобразования России перечня приоритетных направлений реа­лизации Программы. Трехлетний опыт реализации Программы дока­зал эффективность структуризации ее мероприятий в рамках не очень большого (не более 15) числа функционально ориентированных на­правлений, обеспечивающих решение однородных задач различных уровней образования.

В связи с изложенным, для разработки Федеральной программы развития образования на новый период необходимо вернуться к рас­смотрению назначения и статуса Программы с позиций их более чет­кой регламентации. При этом политической основой построения Про­граммы должны служить действующие в этой части документы - Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Национальная док­трина образования в Российской Федерации, Концепция модерниза­ции российского образования на период до 2010 года, решения Пра­вительства Российской Федерации по перспективам социально-экономического развития страны и конкретным направлениям модерни­зации образования.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.