Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учреждений в Российской Федерации





Общая характеристика управления образованием и его правовые основы. Вся сложная система образовательных учреждений, выступающая одним из основных элементов всей системы образования в Российской Федерации, является столь же важным звеном управления образовательной сферы. Ведь именно через образовательные учреждения происходит трансляция управленческих сигналов, исходящих от вышестоящих субъектов системы образования, до непосредственных исполнителей этих решений – педагогов, руководителей, организаторов, воспитателей.

Рассмотрим кратко основные элементы управленческого аспекта системы образования, выступающие также, как и другие ее элементы, объектом правового воздействия.

В литературе по проблемам теории социального управления представлено множество подходов к толкованию самого «управление». Управлением, в частности, называют:

- сознательное воздействие на объекты и процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность деятельности и получить желаемые результаты;

- конструирование процессов под предварительно описанное состояние и модели поведения, общие для любого взаимодействия;

- процесс формирования целенаправленного поведения некоей системы посредством вырабатываемых информационных воздействий;

- процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (системы).

Последняя трактовка (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.) наиболее близка к тому, что мы называем управлением образовательной системой (образовательными системами»), так как все указанные признаки (планирование, организация и др.) присутствуют в последнем. Более того, поскольку в каждом из представленных определений понятия управления акцентируется внимание на ту или иную сторону управления, то каждое из этих понятий также вполне приложимо к управлению образовательной системой.

Более распространена трактовка управления (социального управления) как осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество (группу людей) по упорядочению и совершенствованию социально-деятельностной структуры в процессе выработки и достижения цели [ ]. Такой подход, при котором выделяется элемент упорядочения общественных отношений и, тем самым, установления и поддержания определенного порядка в различных структурных компонентах социальной системы, особенно ценен в контексте правового регулирования управленческими процессами в сфере образования.

Управление образованием в таком контексте представляет собой деятельность органов государственной власти, негосударственных организаций, направленную на повышение эффективности функционирования образовательной системы и в целом образования как социального института. Управление в то же время представляет собой и процесс, регулирующий достижение целей образовательной политики, которая включает в себя анализ и оценку сложившейся практики в сфере образования, и постановку целей и задач образовательного управления, и планирование деятельности по реализации поставленных задач, и организацию согласованной между всеми элементами системы образования деятельности субъектов, включая контрольную деятельность. В этом смысле управление системой образования есть управление системное.

В обобщенном виде выделяются следующие главные задачи системного управления:

- системное управление функционированием образовательных систем (подсистем);

- системное управление е совершенствованием образовательных систем (подсистем);

- синтез образовательных систем;

- выражение заказа на сведения об образовании и пользования ими;

- систематизация информационного обеспечения системного управления образованием [ ].

Все названные задачи тесно переплетены между собой, нередко осуществляются одновременно и в единстве и направлены, в конечном счете, на одно – на обеспечение устойчивого функционирования, структурной четкости и развития (совершенствования) образования в целом как важнейшего социального института, его оптимального взаимодействия с другими социальными институтами – экономикой, наукой, политикой и др.

В Российской Федерации сложилась достаточно стройная система государственного управления образованием, хотя в ней еще немало проблем и процесс совершенствования этой системы идет непрерывно.

Система государственного управления в России постсоветского периода была создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ ото 9 января 1992 г. и включает в себя два уровня: федеральный и региональный (т.е. уровень субъектов РФ).

На федеральном уровне государственная система управления образованием представлена Министерством образования и науки Российской Федерации, на уровне субъектов РФ – министерствами образования республик и отдельных областей и краев (например, в Свердловской области, управление образованием осуществляет Министерство общего и профессионального образования), управлениями (главными управлениями), комитетами, департаментами образования в областях, краях, автономных образованиях и городах федерального подчинения (гг. Москва и Санкт-Петербург).

Управление образованием на уровне местного самоуправления не входит в систему государственного управления образованием, однако его значение исключительно велико, поскольку оно наиболее близко к управлению и организации самой разветвленной системы сети образовательных учреждений - общеобразовательных учреждений.

Главное различие между различными уровнями управления образованием в правовом отношении состоит в более или менее четком установлении законодательством предметов ведения (компетенции) каждого уровня.

Компетенция федеральных и региональных органов власти. Прежде всего, следует отметить, что вопросы разграничения компетенции, и не только в сфере образования, представляют весьма острые, а в политическом отношении часто и болезненные. Федеральные законы и законы субъектов РФ закрепляют исходные, первичные нормы в сфере образования, которые дополняются и конкретизируются подзаконными нормативно-правовыми актами, состоящими из четырех элементов: федеральных подзаконных нормативно-правовых актов, подзаконных нормативно-правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации; нормативно-правовых актов органов местного самоуправления; локальных нормативных актов, принимаемых образовательными учреждениями.

В соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об образовании» с учетом поправок, внесенных в него Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, к компетенции федеральных органов государственной власти, прежде всего, Минобразования России, относится (перечень полномочий приводится здесь полностью):

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

13) установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;

14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств;

16) установление:

федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений;

общих принципов финансирования образовательных услуг;

образовательного ценза педагогических работников;

ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп;

социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита;

федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий;

17) финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг;

18) ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;

20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

21) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

22) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

23) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

24) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.

 

В Приложении 1 к настоящей главе приводятся полные тексты положения о Министерстве образования и науке Российской, а также положений о Федеральном агентстве по образованию и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки как структурных подразделений Министерства. Анализ полномочий Министерства, Агентства и Службы дает достаточно полную и подробную картину их управленческих возможностей в сфере образования на федеральном уровне.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» субъекты Российской Федерации ( с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) обладают следующими полномочиями:

1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;

3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

5) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

6) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта российской Федерации;

7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

8) установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов;

9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование;

10) установление местных налогов и сборов на цели образования;

11) установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации;

12) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

13) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин;

14) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

15) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

16) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

Таким образом, законами субъектов Российской Федерации об образовании должны регулироваться лишь те отношения, которые федеральными законами отнесены к компетенции субъектов РФ. В приложении 2 к главе в качестве примера приведено Положение о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, анализ которого даст представление, во-первых, представление о месте, роли и полномочиях региональных органов управления образованиях и, во-вторых, о том, насколько эти полномочия соответствуют федеральному законодательству.

Компетенция органов местного самоуправления. Указанным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ более четко определена компетенция органом местного самоуправления в области образования. К их полномочиям относится:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детей и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

6) опека и попечительство.

2. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

3.1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в подведомственных им общеобразовательных учреждениях, в том числе за счет субвенций, выделяемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в соответствии с утвержденными законами субъектов Российской Федерации нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.

4. Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

5. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием

 

Проблемы разграничения образовательно-правовой компетенции и не всегда своевременное их разрешения в законодательном порядке приводят к тому, что в ряде случае в субъектах РФ и органами местного самоуправления принимаются инициативные решения, направленные на снижения напряженности в этой области. Так, среди нормативных документов, определяющих правовой статус образовательных учреждений и порядок осуществления их деятельности, выделяют нормативные договоры о разграничении полномочий в сфере образования.

Вариантом договора о разграничении полномочий в сфере образования на местном уровне, является традиция заключения договоров о разграничении полномочий по управлению образовательным учреждением.

Например, в Республике Башкортостан между органами местного управления и министерством народного образования существует практика заключения соглашений, на основании которых, муниципалитеты возлагают на себя обязательства по нескольким на­правлениям:

1. Создание и организация деятельности образовательных учреждений: создание, реорганизация и ликвидация му­ниципальных образовательных учреждений, планирование развития сети учреждений народного образования города; планирование, организация, регулирова­ние и контроль деятельности управления образованием образовательных учреждений города; обеспечение гражданам, проживающим на данной территории, конституционного права на получение образования; регулирование в пределах своих полномо­чий и компетенции отношений собственности в системе образования; лицензирование, аттестация и государст­венная аккредитация образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, кроме инноваци­онных образовательных учреждений; руководство опекой и попечительством в городе.

2. Содержание образования: разработка и реализация программы раз­вития образования в городе; разработка и внедрение школьного компо­нента базисного учебного плана; оформление заказов и обеспечение учеб­никами и учебно-методическими пособиями обра­зовательных учреждений; обеспечение учебных заведений школьно-письменными принадлежностями; обеспечение учреждений образования не­обходимым оборудованием, станками, мебелью в соответствии с санитарно-гигиеническими требо­ваниями.

3. Кадры: назначение и увольнение руководителя органа управления образованием по согласованию с Министерством народного образования; назначение и увольнение руководителей муниципальных образовательных учреждений и муниципальной собственности; целевое направление абитуриентов в пе­дагогические учебные заведения; содержание жилищно-бытовых условий для педагогических работников.

4. Контроль, инспектирование, отчёт­ность: инспектирование всех образовательных учреждений и управления образования города; контроль за исполнением закона Респуб­лики Башкортостан «Об образовании»; контроль за охраной здоровья детей в об­разовательных учреждениях города; организация контрольно-ревизионной ра­боты в общеобразовательных учреждениях горо­да; представление статистических отчётов, установленных государственными органами; рациональное использование бюджетных средств и направление их по назначению; представление информации, отчётов, ана­литических материалов, не установленных государственными органами, необходимых для опера­тивного решения проблем образования.

В Свердловской области, например, также существует подобная практика. Скажем, в г. Екатеринбурге между управлением образования администрации Екатеринбурга и Управлением образования администраций района города (в городе 5 административных районов) также заключаются такие нормативные договоры, согласуемые в обязательном порядке с главой администрации района. Предметом таких договоров является деятельность сторон в области управления образовательным комплексом города Екатеринбурга: исключительная компетенция сторон в области управления и совместная компетенция. К исключительной компетенции Управления образования города относится создание, реорганизация и ликвидация МОУ города, утверждение их уставов, установление порядка приема на ступени образования, определение языка обучения, ведение реестра муниципальных образовательных учреждений, внесение проектов соглашений между администрацией города и Советом председателей райкомов профсоюзов работников образования, координация работы районных органов управления образованием, разработка, реализация и контроль целевых программ в области образования.

К исключительной компетенции Управления образования администрации района города относится заключение договоров, определяющих отношения между Управлением образования администрации района и образовательными учреждениями, находящимися в его непосредственном подчинении, является главным распорядителем бюджетных средств образовательных учреждений, реорганизует и ликвидирует их, но не учреждает, согласовывает уставы МОУ района, заключает трудовые договоры с руководителями МОУ района, а также иные хозяйственные договоры.

К сфере совместной компетенции относятся вопросы экспертизы нормативно-правовой документации, обеспечивающей функционирование городского образовательного комплекса, осуществление контроля за сохранностью и эффективным использованием муниципальной собственности, согласуют проекты на строительство МОУ, договоры о закреплении за МОУ муниципального имущества на праве оперативного управления, заявки на заключение договоров аренды помещений, переданных МОУ в оперативное управление, осуществление контроля и координации работ образовательных учреждений района по профилактике правонарушений среди детей и подростков, формирование банка данных о кадровом составе МОУ, заказ на подготовку и переподготовку специалистов, заключают двусторонние и многосторонние договоры с образовательными учреждениями профессионального образования на подготовку специалистов и другие мероприятия. Компетенция сторон, устанавливаемая такими договорами закрепляется в уставах органов управления образованием. Стороны не вправе самостоятельно принимать к своему исполнению и рассмотрению вопросы, отнесенные к исключительной компетенции другой стороны, если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ. Сроки действия таких договоров-3 года.

Органы управления образованием районов города заключают договоры с учреждениями образования, находящимися в их непосредственном подчи­нении. Это право делегировано им согласно договорам о разграничении пол­номочий между Управлением образования города и районными органами управления образованием. Договоры о разграничении полномочий определя­ют исключительную и совместную компетенцию городского и районных ор­ганов управления образованием в области управления образовательным ком­плексом города Екатеринбурга. Так, к компетенции Управления образования администрации Екатеринбурга отнесены вопросы создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, установление порядка приема в МОУ, координация деятельности районных органов управления образованием и образовательных учреждений и контроль за их деятельностью по обеспечению прав граждан на общедоступное и качест­венное образование. Органы управления образованием районов осуществля­ют непосредственную организацию деятельности образовательных учре­ждений на территории районов, заключение договоров с учреждениями, подготовку, обоснование и исполнение сметы доходов и расходов района в области образования, заключение контрактов с руководителями ОУ и дру­гие направления деятельности.

Все учреждения образования Екатеринбурга имеют статус юридического лица. Деятельность образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Уставами, утвержденными учредителем - Управлением образования администрации г. Екатеринбурга и согласованными с Комитетом по управлению имуществом Муниципального образования «г. Екатеринбург». Между учредителем или уполномоченным им органом и образовательными учреждениями заключены договоры, разграничивающие компетенцию и ответственность сторон, в области осуществления образовательного процесса, содержания и развития учреждений, (в том числе материально-технической базы).

Органы управления образованием районов города заключают договоры с учреждениями образования, находящимися в их непосредственном подчинении. Это право делегировано им согласно договорам о разграничении полномочий между Управлением образования города и районными органами управления образованием. Договоры о разграничении полномочий определяют исключительную и совместную компетенцию городского и районных органов управления образованием в области управления образовательным комплексом города Екатеринбурга. Так, к компетенции Управления образования администрации г. Екатеринбурга отнесены вопросы создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, установление порядка приема в муниципальные образовательные учреждения, координация деятельности районных органов управления образованием и образовательных учреждений и контроль за их деятельностью по обеспечению прав граждан на общедоступное и качественное образование. Органы управления образованием районов осуществляют непосредственную организацию деятельности образовательных учреждений на территории районов, заключение договоров с учреждениями, подготовку, обоснование и исполнение сметы доходов и расходов района в области образования, заключение контрактов с руководителями образовательных учреждений и другие направления деятельности.

Для полной реализации прав граждан на получение качественного образования в соответствии с государственными стандартами и действующими нормами под постоянным контролем Управления образования администрации г. Екатеринбурга находятся: условия соблюдения лицензионных требований к организации образовательного процесса, уровень и качество подготовки выпускников образовательных учреждений, повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

В 1996г. Министерством общего и профессионального образования Свердловской области Управлению образования города было делегировано право проведения лицензионной экспертизы муниципальных образовательных учреждений города, причем право выдачи лицензии осталось в компетенции Министерства в соответствии с Законом РФ “Об образовании”.

В 1998г. город получил также право аттестации образовательных учреждений, что подтверждено доверенностью на проведение данной процедуры, выданной Министерством. Аттестация образовательных учреждений, государственная (итоговая) аттестация выпускников обеспечивают контроль за обеспечением прав граждан на получение качественного образования. Управлением образования города в тесном сотрудничестве с органами управления образованием районов ежегодно разрабатывается Программа управленческих действий по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации, на основании которой органами управления образованием районов создаются необходимые нормативно-правовые, организационно-содержательные и информационные условия для организации и проведения итоговой аттестации выпускников.

Взаимосвязь и взаимообусловленность всех аттестационных процессов позволяет осуществлять на постоянной основе мониторинговую деятельность, целью которой является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии (условиях, процессе, результатах) образовательной деятельности. Результаты мониторинга хода аттестационных процессов являются основанием для определения системы управленческих действий, направленных на реализацию государственной и региональной политики в сфере образования.

В Приложении 3 представлен Устав Управления образования г. Екатеринбурга, анализ которого даст достаточные представления об управленческой деятельности органов управления местного самоуправления.

Система образовательных организаций. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об образовании» одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть, т.е. система реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Что касается самого понятия образовательного учреждения, то под ним закон понимает учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Для образовательного учреждения характерны следующие черты.

1. Образовательное учреждение есть всегда юридическое лицо, за исключением (временным) государственных и муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, которые пока могут и не иметь статуса юридического лица. В этом случае они выступают структурным подразделением муниципального органа управления образованием.

Как юридическое лицо, образовательные учреждения (имеющие такой статус), обладают имущественной обособленностью, ведут самостоятельную смету и имеют отдельный расчетный счет в банке. Кроме того, образовательные учреждения характеризуются организационным единством и имеют орган управления, наделенный властными полномочиями и правом совершать юридически значимые действия от имени образовательного учреждения, управлять его внутренними делами. Как и любые юридические лица, образовательные учреждения могут выступать в образовательных отношениях и в гражданском обороте от своего имени, иметь юридический адрес и наименование, нести самостоятельную имущественную ответственность по своим долгам всем принадлежащим учреждению имуществом.

2. Образовательное учреждение в гражданско-правовом отношении есть некоммерческая организация, т.е. основная – образовательная – деятельность учреждения не направлена на получение прибыли.

Вся система образовательных учреждений дифференцируется по типам, видам и организационно-правовым формам. Действующим законодательством предусматриваются следующие типы образовательных учреждений:

1) дошкольные учреждения

2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

3) учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского)

4) учреждения дополнительного образования взрослых

5) учреждения специального (коррекционного) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

б) учреждения дополнительного образования детей

7) учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Законодательство РФ допускает возможность существования и иного типа учреждений, осуществляющий образовательный процесс.

В рамках каждого типа могут создаваться учреждения различных видов (например, в рамках высшего профессионального образования могут открываться университеты, академии, институты) общего – лицеи, гимназии и т.д.)

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимся в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.