Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международная Организация Труда как субъект международного трудового права





Субъекты международного трудового права - это участники международно-правового регулирования труда, обладающие международными правами и обязанностями, которые они осуществляют на основе международных правовых актов. Их принято классифицировать на две группы - международные организации и транснациональные корпорации. В свою очередь, международные организации подразделяются на международные правительственные и международные неправительственные организации.

Международные правительственные организации представляют собой объединения государств на постоянной основе, которые создаются на базе либо учредительного документа либо международного соглашения для достижения следующих целей - решение определенных международных проблем; содействие всестороннего сотрудничества. Спецификой данных субъектов является то обстоятельство, что их правосубъектность отличается от правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Все международные правительственные организации типологизируются на два вида – всемирные и региональные.

МОТ является всемирной межправительственной организацией в сфере международного правового регулирования отношений в области реализации трудовой деятельности. Она представляет собой специализированное учреждение системы ООН. Ее создание в 1919 году на основании Версальского мирного договора было связано с целью продвижения принципов социальной справедливости и международно-признанных прав человека и прав в сфере труда.

В основе деятельности МОТ лежит принцип трипартизма - представители работников, работодателей и правительств открыто обсуждают в рамках данной организации свою национальную политику и практику, причем каждая сторона имеет равный голос. Деятельность МОТ, ее цели и задачи определяется ее Уставом[336]. Целями МОТ являются:



- установление всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости;

- достижение таких условий, при которых все люди независимо от расы, веры, или пола смогут осуществлять свое право на материальное благосостояние и свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

- признание обязательства способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью:

1) полную занятость и повышение жизненного уровня;

2) занятость работников на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;

3) обеспечение трудовой миграции;

4) предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы, рабочего времени и прочих условий труда, также как и прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;

5) эффективное признание права на коллективные переговоры;

6) расширение социального обеспечения;

7) необходимую защиту жизни и здоровья работников на всех работах;

8) защиту благосостояния детей и матерей;

и) обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;

9) обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.

В свою очередь, задачи МОТ состоят в следующем: регламентация рабочего времени, включая установление максимального рабочего дня и рабочей недели; регламентация набора рабочей силы; борьба с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защита работников от болезней, несчастных случаев на производстве; защита детей, подростков, женщин; обеспечение выплаты пенсий по старости; защита интересов работников. занятых заграницей; признание принципа равной заработной платы за равный труд; признание принципа профсоюзной свободы и организации профессионального обучения.

Органами МОТ являются: 1) Генеральная конференция ( ГК); 2) Административный совет ( АС); 3) Международное бюро труда.

Формирование и деятельность ГК определяется Уставом МОТ и Регламентом ГК.[337]

Нормы Устава относительно ГК, в общем и целом, можно классифицировать на несколько групп - 1) нормы, относящиеся к образованию конференции; 2) нормы о полномочиях делегатов; 3) нормы, определяющие правовой статус советников делегатов.

Следует отметить, что ГК должна созываться каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, но не реже одного раза в год. За исключением случаев, когда Конференция сама примет решение относительно места созыва следующей сессии Конференции, место созыва Конференции определяется Административным Советом.

Конференция составляется по принципу: 4 представителя от каждого члена, из которых два являются правительственными делегатами , а два других представляют соответственно: один работодателей, а второй работников каждой страны-члена.

Делегат голосует индивидуально по всем вопросам повестки дня. Предусматривается также процедура в соответствии, с которой Конференция может не допустить делегата к работе.

Особо решается вопрос, связанный с правовым положением неправительственных делегатов - в том случае, если член Организации из 2 неправительственных делегатов не назначил одного, то этот делегат может только присутствовать на заседании ГК, однако он не будет иметь права голоса.

Каждый делегат может иметь советников (не более двух на каждый вопрос повестки дня). Всех советников также можно классифицировать на несколько групп - обычные советники; женщины, в обязательном порядке; лица, представляющие какую-либо территорию вне метрополии.

Участие женщин-советников является обязательным, если вопросы, рассматриваемые на Конференции, касаются их проблем.

Каждому из своих делегатов член Организации ответственный за международные отношения территорий находящихся вне метрополий может назначить только определенные категории дополнительных советников: представителей подобной территории; представителей несамоуправляющихся территорий. Если же территория находится под совместным управлением двух или более членов Организации советники назначаются в каждую из двух делегаций.

Конференция осуществляет контроль в отношении, как делегатов, так и советников, применяя к ним следующие требования: 1) необходимо согласие на назначение неправительственных делегатов и советников от наиболее представительных профсоюзных организаций, объединений работодателей и работников; 2) советники лишены права голоса при голосовании и выступают только по поручению делегата; 3) МБТ несет ответственность за получение и хранении информации о делегатах их советниках; 4) в том случае, если правила представительства на Конференции были нарушены, она имеет право большинством в 2/3 голосов отказаться допустить либо делегата, либо его советника.

Повестка дня сессий Конференции составляется Административным Советом. Генеральный директор МОТ действует в качестве Генерального секретаря конференции. Правительство любого члена Организации имеет право возражать против включения любого вопроса или вопросов в повестку дня Конференции.

Генеральная конференция является высшим органом МОТ и обладает широкими полномочиями в следующих сферах- 1) нормотворческой: принятие и отмена Конвенций и Рекомендаций, а также внесение поправок к ним; приостановление действия Регламента; рассмотрение и принятие поправок к Уставу МОТ; 2) организационной: выборы Административного Совета, комитетов и конференц-групп; 3) прием новых членов и отстранение от участия в голосованиях тех из них, которые имеют задолженности по выплате членских взносов в бюджет Организации;4) финансовой: рассмотрение и утверждение бюджета.

Кроме того, ГК осуществляет контроль за применением Конвенций и Рекомендаций на национальном уровне. С принятие Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда на Конференцию была возложена обязанность изучать глобальный доклад о соблюдении ее требований. Следует также отметить, что ГК в настоящее время является мировым форумом, на котором свободно обсуждаются трудовые и социальные вопросы, имеющие мировое значение.

Процедурные вопросы деятельности ГК урегулированы ее Регламентом, который состоит из двух частей - Общий регламент и Специальный Регламент. В первой части решаются общие вопросы деятельности Конференции. В Специальном Регламенте ГК рассматриваются следующие вопросы: проверка полномочий делегатов и их советников; прием новых членов; отстранение от голосования в случае не выплаты членских взносов; принятие Конвенций и Рекомендаций МОТ, внесение в них поправок; выборы Административного Совета; выборы комитетов и конференц-групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Генеральная Конференция МОТ высшим органом организации, которая в общем и целом определяет как основные цели МОТ, так и способы их достижения.

Административный Совет, в свою очередь, является высшим исполнительным органом МОТ. Его деятельность регулируется Уставом МОТ и рядом Регламентов [338].

Данный Орган избирается на сессии Генеральной Конференции на срок 3 года. Заседания АС подразделяются на 2 категории - в полном объеме (3 с половиной дня, причем, им предшествует работа в комитетах, которая проводится в течение полудня) и неполном объеме(1 день). Сессии проводятся 3 раза в год (причем две из них – полные (3,5 дня) а одна(1 день)- не полная; она собирается после заседания Генеральной конференции).

Полномочия АС состоят в следующем: выборы Генерального Директора; руководство деятельностью МБТ и Генерального директора ,которое осуществляется либо непосредственно либо через создаваемые комитеты;

одобрение проекта программы и бюджета для утверждения на Конференции; определение и разработка повестки дня Конференции; участие в уставных процедурах по поводу применения ратифицированных конвенций; исполнение обязательств возложенных на него Декларацией основополагающих принципов и прав в сфере труда; исполнение иных полномочий в соответствии с Уставом МОТ и практикой деятельности, включая вопросы связанные с реформой организации; уполномочивание на участие в Конференциях МОТ межправительственных и международных неправительственных организаций.

В соответствии с нормативными актами МОТ (Устав, Регламенты) АС состоит из 56 постоянных членов и 66 заместителей. Из них – 28 членов представляют правительства государств-членов МОТ; причем, 10 из них не избираются, а выдвигаются от 10 промышленно развитых стран мира, таких как Бразилия, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Россия, Великобритания, США. Другая часть членов (18 человек), в свою очередь, избирается на Конференции Правительственной избирательной коллегией, которая состоит из представителей всех правительств, за исключением 10 делегатов от правительств, которые входят в состав АС без выборов. Причем, этот орган также выбирает и 28 заместителей.

В свою очередь, Избирательные коллегии работников и работодателей также избирают по 14 постоянных членов и по 19 заместителей.

Административный Совет возглавляется Председателем и двумя заместителями Председателя. Председатель, как правило, выбирается из представителей правительств на основе принципа региональной ротации. Два его заместителя - один от представителей работников, а другой от представителей работодателей - избираются от соответствующих групп и могут быть в дальнейшем переизбраны.

Полномочия Председателя АС состоят в следующем:

- утверждение повестки АС;

- рассмотрение обоснованности предложений и жалоб со стороны объединений работников и работодателей в соответствии со ст.24 и 26 Устава МОТ. Иными словами, если какая-нибудь организация работодателей или работников сделает МОТ представление о том, что какой-либо член организации не обеспечил должным образом соблюдения конвенции, участником которой он является, АС может передать это представление правительству, против которого оно сделано, и пригласить его сделать заявление по этому вопросу, которое оно сочтет уместным. Кроме того, каждый из членов Организации имеет право подавать жалобу в МБТ на какого-либо другого члена Организации, который, по его мнению, не обеспечил эффективного соблюдения конвенции, ратифицированной ими обоими. Если АС не считает необходимым сообщить жалобу данному правительству или если после сообщения жалобы он не получил удовлетворяющего его ответа в разумный срок, он может назначить комиссию для расследования жалобы или для представления доклада по этому вопросу;

- определение повестки дня, структуры отраслевых или иных экспертных заседаний;

- дает разрешение на участие в сессиях Конференции международным правительственным и неправительственным организациям;

- обеспечивает участие МОТ в основных мероприятиях ООН;

- разрабатывает программы встреч, симпозиумов, семинаров организованных МОТ либо единолично, либо совместно с другими международными организациями;

- решение иных повседневных дел, связанных с деятельностью организации.

Следует отметить, что в соответствии с законодательством, АС осуществляет свою деятельность либо непосредственно, то есть в форме своих пленарных заседаниях, либо через систему созданных им комитетов, подкомитетов и рабочих групп, которые входят в его структуру - Комитет по свободе объединения; Плановый, финансово-административный комитет, Комитет по правовым вопросам и международным трудовым стандартам, Комитет занятости и социальной политики; Комитет по вопросам отраслевых и технических заседаний; Комитет по техническому сотрудничеству; Подкомитет по вопросам транснациональных корпораций; Подкомитет по вопросам сооружений; Подкомитет по вопросам информации и коммуникационных технологий; Рабочая группа по вопросам социального аспекта глобализации.

В свою очередь,правовой статус МБТ определяется Уставом МОТ. Так, функции данного органа состоят в следующем:

1. сбор и распространение сведений по всем вопросам, относящимся к международному регулированию условий труда и положения работников;

2. изучение вопросов, которые предполагается представить на рассмотрение Конференции с целью принятия международных конвенций;

3. проведение различных специальных обследований, которые могут быть поручены ему Административным советом;

4. подготовка документации по различным вопросам повестки дня сессий конференции;

5. оказание помощь правительствам, по их просьбам и по мере своих возможностей, в выработке законов и правил на основе решений Конференции и в улучшении административной практик и системы инспекций;

6. выполнение обязанности в отношении эффективного соблюдения Конвенций;

7. издание и распространение различного рода публикации, относящиеся к проблемам промышленности и труда и представляющие международный интерес.

Кроме того, МБТ может иметь также и другие обязанности, которые могут быть поручены ему Конференцией или Административным Советом.

Во главе Международного бюро труда стоит Генеральный директор, который назначается Административным советом, работает по его инструкциям и отвечает перед ним за эффективную работу Бюро и за любые вопросы, которые могут быть ему поручены.

В систему специализированных учреждений МОТ включаются следующие органы:

- Комитет по свободе объединения;

- Комитет экспертов МБТ по применению Конвенций и Рекомендаций; Комитет ГК по применению Конвенций и Рекомендаций ;

- Бюро по гендерному равенству.

Деятельность Комитета экспертов МБТ по применению Конвенций и Рекомендаций связана с контрольным механизмом МОТ - как только страна ратифицировала Конвенцию МОТ она должна регулярно представлять отчеты о мерах принятых для ее осуществления.

Комитет был создан в 1926 году для изучения всех правительственных докладов относительно ратифицированных конвенций. Он состоит из 20 юристов, назначаемых Административным советом на трехлетний срок. Роль данного органа состоит в беспристрастной оценке состояния применения международных трудовых норм.

В свою очередь, каждые два года правительство должно предоставлять Комитету докладов о мерах принятых на уровне законодательства по поводу реализации 8 основных и 4 приоритетных Конвенций.

Для всех других Конвенций предусмотрен срок в 5 лет. Правительства должны представить копии своих докладов организациям работодателей и работников, а те имеют право высказывать собственные замечания по их поводу.

При рассмотрении докладов о применении международных трудовых стандартов Комитет составляет два вида документов – замечания по поводу соблюдения Конвенций и Рекомендаций; прямые запросы правительствам.

Эти замечания содержатся в ежегодном докладе Комитета, который состоит из трех частей - в первой части содержатся комментарии относительно соблюдения государствами-членами своих обязательств в соответствии с Уставом МОТ; во второй части формулируются выводы относительно применения международных трудовых стандартов в той или иной стране мира;

третья же часть посвящена общему исследованию состояния применения конвенций и рекомендаций.

Затем этот ежегодный доклад поступает на рассмотрение Комитета ГК по применению Конвенций и Рекомендаций, который по результатам дискуссии готовит собственный отчет, утверждаемый на пленарном заседании ГК.

Прямые же запросы Комитета экспертов связаны, прежде всего, с получением дополнительной информации или носят чисто технический характер.

Комитет ГК по применению Конвенций и Рекомендаций является постоянным органом, который состоит из представителей правительств, работодателей и работников.

Отчет экспертов МБТ поступает в данный орган в декабре каждого года, а рассматривается на его заседании только в июне следующего года. На сессии Комитета ГК анализируются отдельные замечания доклада экспертов МБТ в рамках трехсторонней дискуссии.

В случае необходимости, члены Комитета ГК имеют право затребовать ответы представителей правительств по поводу соблюдения той или иной Конвенции.

По результатам рассмотрения определенной проблемы комитет может рекомендовать конкретному государству принять меры по устранению негативных ситуаций связанных с реализацией международных трудовых стандартов или обратится к МОТ с просьбой оказать этой стране техническую помощь. Выводы Комитета ГК фиксируются в его ежегодном общем докладе.

Бюро по гендерному равенству (БГР) оказывает поддержку и консультирует работников МОТ как на уровне руководящих органов, так и региональных подразделений в вопросах устранения дискриминации в сфере труда. Кроме того, оно координирует глобальную сеть МОТ по гендерным вопросам, которая объединяет специалистов в данной области в штаб-квартире МОТ, подразделениях и на местах.

БГР выполняет также функции информационного источника в сфере устранения дискриминации по признаку пола. Данная организация участвует и в процедуре гендерного аудита.

Основными целями БГР являются:

1) содействие реальному обеспечению гендерного равенства;

2) обеспечение процесса ратификации и применении трудовых стандартов касающихся равенства полов;

3) исследование и распространение информации по вопросам равенства мужчин и женщин в сфере труда;

4) техническое сотрудничество в целях развития.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.