Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исследовательские работы по психофизиологии 1941-1945 гг.





Усиление внимания к психофизиологии в довоенный период приходится на 1924-1929 гг., когда были открыты Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-воздушных сил СССР (ЦПФЛ ВВС СССР) в Москве, психофизиологические лаборатории в военных округах при летных школах. В Путеводителе Центрального государственного архива Советской армии отмечается: «Для изучения психофизиологических аспектов деятельности летного состава ВВС была создана Центральная психофизиологическая лаборатория ВВС и Военно-санитарного управления РККА и соответствующие лаборатории в учебных заведениях ВВС, округах, фронтах, армиях (приказы РВС СССР N 874 от 28 июня, N 1208 от 28 сентября 1924 г., N 205 от 19 февраля 1925 г.)» (Центральный государственный архив Советской армии. Путеводитель, 1993, с.330).

Усложнение и развитие военной техники, появление нового оборудования вызвало усиление внимания психофизиологов в период, предшествующий ВОВ, к проблеме психофизиологических возможностей человека при взаимодействии с этой техникой, утомления при выполнении профессиональной деятельности, организации деятельности с оптимальным режимом труда и нормированной нагрузкой (Лысакова, 2010).

И, несмотря на кризисный период для педологии и психотехники, связанный с выходом специального постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 г., психофизиология не только не прекратила своего развития в эти годы, а, наоборот, усилила свои научные позиции.

В годы Великой Отечественной войны исследования в этой области проводились, но тематика их претерпела изменения и была представлена тремя основными направлениями:

- зрительное восприятие и влияние различных факторов внешней и внутренней среды на него, возможность изменения порогов зрительного восприятия, прикладные аспекты маскировки и светомаскировки, (исследованиями занимались А. И. Богословский, Л. И. Галочкина, Л. М. Гассовский, А.А. Гершун, В. И. Дмитриев, А. А. Дубинская, К. Х. Кекчеев, С. В. Кравков, В. М. Мишин, Н. А. Никольская, Е. Л. Островский, А. М. Поминов, А. И. Романчук, Е.Н. Семеновская, Б. М. Теплов, С. В. Титов, Л. А. Шварц, Г. Ф. Шелковский и др.).

- изучение сенсорных и перцептивных процессов, их взаимосвязи и нарушения функционирования, сенсибилизация и адаптация органов чувств, повышение чувствительности органов чувств (исследователи –

Б. Г. Ананьев, З. М. Беркенблит, А. И. Бронштейн, Л. Л. Васильев, Г.В. Гершуни, А.Н. Давыдова, А. И. Долгова, Н. В. Зимкин, А. И. Зотов, И. К. Зюзин, В. И. Кауфман, Б. Г. Коробко, С. В. Кравков, П. П. Лазарев, Е. Н. Маркова, М. Ш. Синаюк, А. В. Ярмоленко, С.Г. Яфаров и др.).

- проблема утомляемости человека и повышение его работоспособности в различных условиях (В.К. Вознесенская, О.А. Добрякова, К.Х. Кекчеев, С.И. Субботник, Л.А. Шварц, В.К. Шеварева и др).

Исследования, связанные с изучением зрительного восприятия, направлены на решение проблем ускорения процесса темновой адаптации, изменения чувствительности ночного зрения и цветовой чувствительности глаза, влияния на зрительное восприятие в состоянии утомления с помощью физиологических стимуляторов. Они освещены в работах А.В. Барабанщикова (Барабанщиков, 1985), Р.А. Каничевой, А.В. Яpмоленко (Каничева, Ярмоленко, 1985), В.А. Кольцовой, Ю.Н. Олейника (Кольцова, Олейник, 1990, 2006). В них упоминаются имена Крикора Хачатуровича Кекчеева и его известные работы 1942 г. «Ночное зрение. Как лучше видеть в темноте» и «Психофизиология маскировки и разведки» и Сергея Васильевича Кравкова, чей «Очерк общей психофизиологии органов чувств» вышел в 1946 г., а труд «Глаз и его работа» был издан четыре раза в 1932, 1936, 1945, 1950 гг.

Среди работ второго направления можно выделить работы узконаправленные, посвященные изучению локальных процессов восприятия и возможности влияния на эти процессы (работы З. М. Беркенблит С. Е. Драпкиной, И. К. Зюзина, Е.Н. Марковой,, и др.) и психофизиологические исследования, которые являлись этапами исследований фундаментальных, направленных на изучение механизмов сенсорных и перцептивных процессов, их взаимосвязи, возможностей адаптации органов чувств и способов повышения их чувствительности (исследования А. И. Бронштейна, Б.Г. Коробко, С.В. Кравкова, П.П. Лазарева и др.).

Необходимость узконаправленных психофизиологических исследований была связана с решением актуальных задач военного времени – поиск эффективных способов тренировки зрительного и слухового восприятия, изменение болевого порога, влияние на процессы восприятия с помощью препаратов или веществ.

Изучением слухового восприятия и влияния соотношения длительности и громкости звука на определение места его локализации испытуемыми, занималась С. Е. Драпкина, которая в своей статье, вышедшей в 1947 г., приводит описание экспериментов по исследованию пространственного слуха. Оно проводилось в лаборатории, где источником звука был электрогенератор и динамики, расположенные в различных направлениях (справа, слева, сзади, впереди, сверху). Испытуемые располагались в центре лаборатории, а динамики на расстоянии двух метров. Испытуемые изначально не знали пространственного расположения всех источников звука и самостоятельно определяли их расположение в пространстве. В ходе эксперимента, им были указаны все направления, в том числе, которые они не называли, после чего они смогли их различить. С.Е. Драпкина приходит к выводу, что «… знание и определенное представление о пространственном расположении источника звука (причем в направлениях самых трудных) существенным образом определяло его распознавание, а, следовательно, и локализацию …» (Драпкина, 1947, С. 82). Исследование показало, что слуховое восприятие поддается тренировке и возможно его улучшение при выполнении определенных упражнений.

Результаты исследований болевых ощущений под влиянием представлений о боли, проведенных З. М. Беркенблит, были опубликованы также в 1947 г. в сборнике экспериментальных исследований «Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности». В начале опубликованной статьи она пишет о том, что эксперименты, проведенные ею ранее, показали, что когда испытуемые имели возможность словесно регулировать силу наносимого им раздражения («… раздражения наносились до тех пор, пока испытуемый не указывал, что ему очень больно, и просил дальнейшее повышение прекратить …» (Беркенблит, 1947, С. 113), у них повышалась выносливость к боли и верхний болевой порог также повышался (Беркенблит, 1947).

Исследование, описанное в работе, продолжилось с использованием индукционного тока. Раздражение наносились экспериментатором электродом диаметром в 1см на тыльную сторону первой фаланги 4-го пальца правой руки. Вторая серия эксперимента строилась из расчета на максимальную активность испытуемого: в первом варианте испытуемый сам словесно характеризовал экспериментатору силу предъявляемого ему раздражения и в результате вычислялся размер ошибки при оценке этой силы. Автор приводит примеры таких суждений: «Нет, это слабей. Примерно на 9,25. О силе сужу не только по боли, но зрительно, как сводит руку» (Беркенблит, 1947, С. 118). Во втором варианте испытуемый сам наносил себе раздражение, прижимая электрод, следил за временем, длительностью каждого раздражения, при этом у него были все возможности регулировать ход эксперимента.

В результате проведенного эксперимента, З.М. Беркенблит приходит к выводу, что для всех испытуемых основным моментом являлась их собственная активность, возможность сравнить болевые ощущения, их качество. Она пишет, что овладение болью «…выражается в повышении выносливости к боли на основе включения в переживание боли волевых механизмов: стремления испытуемых к осуществлению намерений, формирующихся у них в процессе эксперимента…» (Беркенблит, 1947, С. 126). Такие эксперименты с болевыми ощущениями давали понимание того, что можно повышать выносливость к боли и сам болевой порог путем тренировок.

И. К. Зюзин в своей работе описывает исследования, посвященные проблеме пространственной агнозии, которая являлась следствием черепно-мозговых травм у пациентов. Впервые результаты его работы были озвучены на Всегрузинской конференции неврапатологов и психиатров в 1945 г. В последующие годы исследования продолжились и в 1947 г. вышла статья в журнале «Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности». Описывая больных в опубликованной работе, он отмечает, что при восприятии рисунков геометрических фигур у таких больных наблюдается переоценка острых углов, вертикальных линий, деформации круга, «… у них как бы выключается установка, не происходит переработки, осмысливания внешних раздражений, между тем как у здоровых, нормальных людей восприятие является опосредованным, осмысленным …» (Зюзин, 1947, С. 158). В ходе эксперимента, отслеживалось действие стрихнина, кофеина и фенамина. В результате работы установлено, что восстановление пространственного восприятия у всех исследованных было кратковременным, через несколько часов действие веществ завершалось и эффект исчезал, но при этом наиболее эффективным было воздействие фенамина, при его использовании пространственное восприятие временно восстанавливалось в 90% случаев.

В 1944 г. в сборнике «Психологические очерки. Труды кафедры педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического института им. Тимирязева и Башкирской республиканской психиатрической больницы» вышла статья «К вопросу о связи эмоций с изменениями азотистого обмена» Е.Н. Марковой.

Работа посвящена вопросу связи между введением некоторых фармакологических веществ и наступающих, благодаря этому, страху и ужасу. Изначально проводились наблюдения за больными эпилепсией, в дальнейшем осуществлялись эксперименты над животными. Е. Н. Маркова отмечает, что собакам вводились аммонийные смеси, после чего они проявляли «…оборонительные реакции в виде гневной попытки наброситься на экспериментатора, или обнаруживают эмоцию страха, забиваясь под стол…» (Маркова, 1944, С. 85). На людях подобные эксперименты проводились в случае душевного заболевания, при шизофрении, эпилепсии и тяжелых психоневрозах, где введение солей применялось с терапевтической целью и приводило к возникновению состояния страха или гнева у пациентов. Подводя итог, Е.Н. Маркова приходит к выводу, что эмоции теснейшим образом связаны с изменениями азотистого обмена, который сводится к повышению содержания в крови азота аммиака и снижению азота мочевины, при наступлении резко выраженного эмоционального переживания, (Маркова, 1944).

Важными и фундаментальными работами по психофизиологии, которые вышли в период 1946-1947 гг., стали труды С.В. Кравкова «Очерк общей психофизиологии органов чувств», А. И. Бронштейна «Сенсибилизация органов чувств», П.П. Лазарева «Исследования по адаптации» и монография Б.Г. Коробко «Глубинное зрение».

Профессор С.В. Кравков отмечает, что «…взаимодействовать – это значит осуществлять те или иные внешние или внутренние перемены в ответ на те, или иные раздражения, падающие на организм. Сплошь да рядом раздражитель может нами и не чувствоваться, а между тем свое действие на нас оказывать…» (Кравков, 1946, С. 5). В своей работе он рассматривает проблему специфичности органов чувств, уровни чувствительности, тему адаптации, упражняемости органов чувств, при этом в книге упоминается большое количество современных на тот момент исследований, которые проводились К.Х. Кекчеевым, Л.И. Галочкиной, Б.М. Тепловым, Е.Л. Островским, Е.Н. Семеновской, А.И. Богословским, Л. А. Шварц и др.

А.И. Бронштейн в своем труде «Сенсибилизация органов чувств», рассматривая проблему психофизиологической чувствительности органов восприятия, пишет о том, что «…сенсибилизация носит локализованный характер. В слуховом приборе она сказывается только на том ухе, к которому прилагались раздражения. В рецепторах, воспринимающих вибрации, она обнаруживается преимущественно в зоне одноименной иннервации…» (Бронштейн, 1946, С. 123-124). В заключении работы автор указывает, что последействие адекватных раздражений может выражаться не только в снижении чувствительности органов чувств, но и в повышении ее. Повышение может составлять одну из фаз колебания чувствительности, следующую непосредственно за однократным раздражением, или же быть сравнительно стойким. Стойкое повышение чувствительности органов чувств – их сенсибилизация – наблюдалась при многократном действии пороговых звуковых, вибрационных и световых раздражений, наносимых соответствующим рецепторам (Бронштейн, 1946).

Две довольно редкие монографии, посвященные изучению зрительного восприятия, адаптационных возможностей глубинного и периферического зрения, связаны с именами П. П. Лазарева и Б. Г. Коробко.

Работа П. П. Лазарева - «Исследования по адаптации» (1947 г.), рассматривает адаптационные возможности периферического зрения. В разделе «От автора» он поясняет: «Понятие об адаптации охватывает как состояние, следующее за воздействием раздражителя, так и изменения, происходящие при отключении раздражения», и далее говорит, что «…все процессы, протекающие при работе чувствительных аппаратов высших органов чувств, связаны с явлениями приспособления, с явлениями адаптации, математические законы которой одинаковы с законами адаптации, установленными мною для периферического зрения…» (Лазарев, 1947, С. 7-8). Большое количество исследовательских работ, посвященных зрительному восприятию, были проведены под руководством К.Х. Кекчеева и С.В. Кравкова в военный период. П.П. Лазарев в своем труде затрагивает довольно узкие и специфические темы: исследование порядка реакции восстановления зрительного пурпура при адаптации, влияние витаминов и гормонов на восстановление зрительного пурпура и на адаптацию при периферическом зрении, влияние возраста на адаптационную кривую, влияние освещения кожи на адаптацию глаза при периферическом зрении (Лазарев, 1947).

Монография Б. Г. Коробко «Глубинное зрение», вышедшая в 1946 г. в Симферополе, названа редактором, профессором Н.И. Медведевым, первой попыткой монографически изложить вопросы глубинного зрения (Коробко, 1946). Работа посвящена пространственному восприятию. В книге рассматривается роль и значение глубинного зрения, его виды, факторы, определяющие его качество, способы определения стереоскопического и глубинного зрения.

Определяя понятие глубинного зрения, Б.Г. Коробко отмечает, что «…под этой функцией следует понимать способность ориентироваться в пространстве, получать реальное представление о расположении предметов как по отношению к себе, так и по отношению друг к другу…» (Коробко, 1946, с.8), подчеркивая практическую значимость глубинного зрения в условиях современного боя на суше и на море, когда военным специалистам приходится определять дистанции между движущимися объектами.

Б.Г. Коробко отмечает, что глубинное зрение – это функция, которая меняется, но «… навык, тренировка, опыт являются факторами, весьма сильно влияющими на остроту глубинного зрения в сторону повышения этой функции, понижения порога глубины и уменьшения времени, в течение которого этот порог себя проявляет …» (Коробко, 1946, С.53). Он приводит примеры тренировки глубинного зрения. Например, картинки Е. М. Фишер, таблицы Пульфрих-Компанейского и Пульфриха (Коробко, 1946, С.61).

Среди исследований третьего, выделенного нами направления и посвященных проблеме утомления и возможности использования физиологических стимуляторов для его снижения, проведенных в годы войны и опубликованных после ее окончания, интересны работы учеников С.В. Кравкова – Л.А. Шварц и В. К. Шеваревой, а также доктора медицинских наук, профессора С. И. Субботника, доктора медицинских наук, профессора К. X. Кекчеева, В. К. Вознесенской.

Исследование Л.А. Шварц, опубликованное в 1947 г., рассматривает возможность воздействия физиологических стимуляторов на точность радиоприема и радиопередачи, которые осуществляли ученики радиошколы. Школьники 14-15 лет с помощью азбуки Морзе передавали одинаковые по степени трудности тексты (радиопередача) и принимали на слух другие тексты, полученные по азбуке Морзе трансмиттером (радиоприём). Критерием качества работы было число ошибок в тексте, переданном или принятом за 15 минут. Целью работы было обнаружить влияние утомления на работоспособность, а также сравнить эффективность деятельности, выполняемой утром и вечером.

Результаты исследования и сравнение числа ошибок, показали, что утомление возрастает к вечеру, как при радиоприёме, так и при радиопередаче. После получения этих результатов в каждом классе были выделены две равные по успеваемости и по количеству учеников группы. В экспериментальной группе все её участники умывались холодной водой перед началом восьмого урока. В контрольной группе это не делалось. Результат исследования показал, что воздействие холодовых раздражителей на температурные рецепторы кожи не только препятствует нарастанию числа ошибок в результате утомления, но даже уменьшает их число, «снимая» утомление. В другие дни на тех же учениках радиошколы был испытан другой, предложенный К. X. Кекчеевым физиологический стимулятор - форсированное глубокое дыхание, связанное с гипервентиляцией лёгких. Форсированное дыхание применялось около 1 минуты перед восьмым уроком.

Л.А. Шварц, подводя итоги исследования, отмечает, что раздражение одного органа чувств оказывает влияние на все высшие психические функции. В данном случае холодовый раздражитель и форсированное глубокое дыхание на фоне состояния утомления способствуют возбуждению органов чувств, действие которого распространяется на все высшие психические функции (Шварц, 1947).

Работа В.К. Шеваревой, посвященная исследованию слухового восприятия, входит в серию работ, целью которых является «… попытка выяснить, изменяется ли и в каких именно направлениях, течение психических процессов при воздействии на органы чувств адекватными раздражителями…» (Шеварева, 1947, С. 60). Испытуемым давались для сравнения два временных отрезка, один из которых был постоянным, а второй переменным. Как отмечает автор, в экспериментах без воздействия внешних факторов через некоторое время у испытуемых наступало утомление, и точность оценки временных промежутков понижалась на 20%. В качестве стимуляторов в ходе исследования применялись холодовый стимулятор, гипервентиляция, зелёный и красный засветы, форсированное дыхание и запрокидывание головы назад. По отношению к холодовому стимулятору выяснилось, что он может действовать и как фактор стимулирующий (в тёплое время года или в тёплом помещении), и как угнетающий (в холодном помещении или в холодное время года). Форсированное дыхание оказывало благотворное действие и улучшало оценку временных промежутков у испытуемых (Шеварева, 1947).

В. К. Шеварева приходит к выводу, что воздействие стимуляторов на зрительные, термо- и проприорецепторы, безусловно, сказывается на психических процессах, связанных с оценкой временных промежутков.

Интересными представляются работы С.И. Субботника, который опубликовал в 1936 г. в «Вестнике воздушного флота» статью «Применение препаратов кола и их стимулирующая роль при дальних полетах». В 1945 г. в Главном военно-санитарном управлении Красной армии вышла отдельная работа под авторством С.И. Субботника «Стимуляция нервной системы (опыт применения препарата кола)». В работе даются общие сведения о препарате кола, его химическом составе, физиологическом действии, а также рассматриваются вопросы о терапевтическом использовании препарата кола, применении его в Красной армии (с приложением инструкции по применению), промышленности и на железнодорожном транспорте.

Подводя итоги своей работы, С.И. Субботник указывает, что в утомлении ведущую роль играет нервная система, а для предупреждения или устранения утомления рекомендуется применение стимуляторов. Одним из лучших стимуляторов нервной системы, по мнению автора, являются препараты колы, которые усиливают работоспособность, повышают возбудимость мышц и активируют мышечную активность, тонизируют сердечную деятельность, улучшают деятельность органов чувств, в частности зрения. Применение препаратов колы в Красной Армии на фронтах ВОВ в авиачастях, бронетанковых соединениях, пехоте и лыжных батальонах, а также на железнодорожном транспорте приводило к предупреждению и снижению утомления, улучшению самочувствия и повышению работоспособности, концентрации внимания, устранению и предотвращению сонливости. При этом автор отмечает, что прием колы необходимо осуществлять с интервалами по инструкции, тогда он безвреден, не оставляет последействий и не создает привыкания. Одним из противопоказаний к приему колы, С.И. Субботник определяет состояние нервно-психического возбуждения (Субботник, 1945).

В совместной статье К. X. Кекчеева и В. К. Вознесенской, которая опубликована в 1947 г. в «Трудах научно-исследовательского института психологии Академии педагогических наук РСФСР», описаны результаты исследования воздействия физиологических стимуляторов на умственную деятельность.

В предисловии отмечается, что исследование, методика и результаты которого приводятся в статье, открывает серию работ отдела психофизиологии Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, посвященных вопросу о физиологическом механизме влияния физического состояния человека на психические процессы. В ходе исследования испытуемые должны были зашифровать различные тексты (небольшие рассказы и т. п.) с обычной скоростью, ключи к которым были довольно простыми. После каждых четырех опытов ключ изменялся. Шифрование длилось 90 мин. После окончания эксперимента подсчитывалось число зашифрованных букв по периодам и, соответственно, число сделанных ошибок. Шифрование текста с максимальной скоростью все испытуемые оценивали как очень напряжённую и утомительную работу. В качестве физиологических стимулов были выбраны сахар (7-14 г.) и одноминутное вдыхание гераниола. Оба эти стимула способствовали повышению продуктивности умственного труда и снижению утомляемости (Кекчеев, Вознесенская, 1947).

Профессор К.Х. Кекчеев в 1947 г. в статье «Проблема физической и умственной работоспособности в свете современных представлений» писал, что «… теоретические основы проблемы работоспособности остро нужны и теоретикам-психологам, и физиологам, и гигиенистам, и руководителям предприятий и учреждений, которым необходимо повседневно думать о повышении производительности труда руководимого ими коллектива …» (Кекчеев, 1947, С. 137).

Психофизиологические исследования военных лет, связанные с проблемой утомляемости и работоспособности, были направлены на изучение психофизиологических механизмов этих состояний, оценку возможности влияния на них, поиск способов управления ими. Внимание к проблеме человеческого фактора в годы Великой Отечественной войны повышалось, психофизиологи искали универсальные «внешние» и «внутренние» инструменты, которые позволяли бы человеку выполнять деятельность в тылу или на фронте максимально эффективно с минимальным количеством ошибок.

 

Выводы

Психофизиологические исследования в период Великой Отечественной войны проводились в рамках трех основных направлений: проблема зрительного восприятия и возможности воздействия на него; изучение общих механизмов процессов восприятия, изменения их чувствительности и адаптационных возможностей; повышение работоспособности при выполнении различной деятельности, влияние на процессы утомления и истощения. Первое и последнее направление было направлено на решение практико-ориентированных задач, которые появлялись перед психофизиологией в связи с военным положением страны. В качестве внешних факторов воздействия на зрительное восприятие и состояние утомления, рассматривались физиологические стимуляторы, в ряде работ различные вещества и отмечалась роль волевых и мотивационных процессов.

Актуальность второго направления была связана с потребностью психофизиологов детально изучить механизмы работы органов чувств, чтобы в дальнейшем целенаправленно влиять на них. Полученные в результате экспериментальных исследований знания о возможности воздействия на процессы восприятия, изменение порогов чувствительности, позволяли более успешно выполнять специалистам боевые задачи и деятельность в тылу.

Психофизиологические исследования в период войны были как узконаправленными, решающими актуальные задачи военного времени, так фундаментальными, проблематика которых была связана с изучением общей работы процессов восприятия в их взаимосвязи. Деятельность психофизиологов велась как в лабораторных, так и в естественных условиях. В большинстве научные работы были начаты в довоенный период, продолжены в годы ВОВ, а результаты были опубликованы в журналах, сборниках, трудах кафедр или отдельного института, приобретали форму монографий. Многие исследования в последующие годы получили дальнейшее научное развитие и повлияли на развитие психофизиологии как науки и проблематику задач, решением которых она занимается до сих пор.

Одной из важных задач, которая решается психофизиологией на современном этапе, является поиск эффективных средств управления психофизиологическими функциями. Проведенный анализ исследовательских работ по психофизиологии периода 1941-1945 гг., позволяет утверждать, что эта задача была актуальна и для исследователей того времени. Малоизвестные психофизиологические работы периода Великой Отечественной войны интересны для современного поколения психологов, психофизиологов и требуют переосмысления. В этих исследованиях отражены попытки психологов понять природу процессов восприятия, научиться влиять на них. Они наполнены важными научными и практическими идеями, которые можно актуализировать на современном этапе и продолжить их изучение. В процессе такой работы могут возникнуть трудности в связи со сменой понятийно-терминологического аппарата, которая произошла за эти годы в психофизиологии. В этой связи представляется интересным в рамках дальнейшего изучения темы, сравнение основных психофизиологических понятий и терминов военных лет и более современных, отслеживание их изменения или трансформации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барабанщиков А.В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Вопросы психологии. - №2. - 1985. - С. 12-22.

Беркенблит З.М. Изменение болевых ощущений под влиянием представлений о боли при разных типах раздражений // Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности. Сборник экспериментальных исследований. Том XV. – Л.: Министерство здравоохранения СССР труды государственного института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. - 1947. - С. 112-126.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.