Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бронштейн А. И. Сенсибилизация органов чувств: Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова. - Ленинград: тип. Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова. - 1946. - 134 с.





Драпкина С.Е. Влияние соотношения длительности и громкости звука на его локализацию // Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности. Сборник экспериментальных исследований. Том XV. - Л.: Министерство здравоохранения СССР труды государственного института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. - 1947. - С. 74-83.

Дьяченко М.И. Советская психологическая наука на службе Родины // Вопросы психологии. - № 3. - 1985. - С. 5-13.

Зюзин И.К. О восстановлении зрительного иллюзорного восприятия при черепно-мозговых травмах под влиянием некоторых фармакологических веществ // Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности. Сборник экспериментальных исследований. Том XV. – Л.: Министерство здравоохранения СССР труды государственного института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. - 1947. - С. 158-162.

Каничева Р.А., Яpмоленко А.В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. - № 6. -1985. - С. 3-7.

Кекчеев К.Х., Вознесенская В.К. Влияние утомления и физиологических стимуляторов на координацию движений // Вопросы психофизиологии. Труды научно-исследовательского института психологии. – М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1947. - С. 55-59.

Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Деятельность психологов в годы Великой Отечественной войны // Психологический журнал. - №3, Т.11. -1990. - С. 16-25.

Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - М.: Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН. - 2006. - 360 с.

Коробко Б.Г. Глубинное зрение. - Симферополь: Крымиздат. - 1946. - 80 с.

Кравков С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. - 1946. - 71 с.

Лазарев П.П. Исследования по адаптации. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. - 1947. - 260 с.

Лысакова Е.Н. Отечественная авиационная психология: прошлое, настоящее, будущее // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. №136. [Электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-aviatsionnaya-psihologiya-proshloe-nastoyaschee-buduschee (дата обращения: 17.03.2016).

Маркова Е.Н. К вопросу о связи эмоций с изменениями азотистого обмена // Психологические очерки. Труды кафедры педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического института им. Тимирязева и Башкирской республиканской психиатрической больницы. Под ред. заслуженного деятеля науки БАССР профессора И.Ф. Случевского. – Уфа: Башгосиздат. - 1944. - С. 84-86.

Рубинштейн С.Л. Советская психология в условиях Великой Отечественной войны // Очерки. Воспоминания. Материалы. - М.: Наука. - 1989. - С. 374-395.

Субботник С.И. Стимуляция нервной системы: (Опыт применения препарата кола) / Д-р мед. наук проф. С. И. Субботник; Глав. воен.-сан. упр. Красной Армии. - М.: Центр. тип. им. Ворошилова. - 1945. - 63 с.

Шварц Л.А. Воздействие физиологических стимуляторов на точность радиоприема и радиопередачи // Вопросы психофизиологии. Труды научно-исследовательского института психологии. – М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1947. - С. 69-72.

Центральный государственный архив Советской Армии: Путеводитель. /Сост. Н.Д. Егоров, О.В. Бризицкая, Т.Ф. Каряева и др. Ред. Т.Ф. Каряева, М.В. Стеганцев, Л.В. Двойных. Т. 2. 1993 [Электронный ресурс] // URL: http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=121&sid=92182 (дата обращения: 21.03.16).

Шеварева В.К. Оценка временных промежутков в разных условиях // Вопросы психофизиологии. Труды научно-исследовательского института психологии. – М.:-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1947. - С. 60-63.

 

 

Psychophysiological studies in the years of the Great Patriotic War

E.V. Marchenko

(Centre of Emergency Psychological Aid of EMERCOM of Russia)

 

Several little-known studies on psychophysiology carried out during the Great Patriotic War are considered in the article. The studies were published in the years of the War or in the coming years.

Dealing with the above-mentioned studies and published results of the experimental research as well as proceedings of the chairs of pedagogy and psychology of Timiryazev Bashkir State Pedagogical Institute that were published during the period from 1944 to 1947 and Institute of psychology of Academy of pedagogical sciences helped distinguish the following three directions of psychological research during the War. The first one is visual perception and influence of various internal and external factors on it, the possibility of changing visual thresholds, action-oriented aspects of using camouflage and dazzling the enemy pilots. The second one is studying sensory and perception processes as well as their interrelation and disfunctions, sensitization and sensory adaptation, sensitivity enhancement. The third one is fatigability problem and situational working capacity enhancement.

Each direction was to tackle both action-oriented tasks of war-time and fundamental ones such as psychophysiologic mechanisms and perception processes as well as their interrelation.

The carried out analysis of the publications shows that the subject common to all the psychophysiological studies of the period from 1941 to 1945 was focused control over psychophysiologic functions. Revision of psychophysiological war-time studies that embody important scientific and practical ideas appears to be of current importance.

Keywords: psychophysiology, psychophysiological studies, perception, perception processes, sensory adaptation, sensitization, sensitivity shift, physiological stimulant, working capacity, fatigue.

Вопросы определения трудотерапии в годы Великой Отечественной войны

Талмач М.С.

(ФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России)

В статье рассмотрено развитие трудотерапии в годы Великой Отечественной войны, когда она приобрела особое значение в практике восстановления ослабленных или выпавших функций раненых. Анализ материалов позволил выявить различия в понимании целей, содержания, результатов, видов трудотерапии, а также места трудотерапии в области восстановительной деятельности. Предполагается, что причины различий связаны с существованием различных подходов к пониманию трудотерапии.

В подходе, уделяющем большое внимание психологической составляющей трудовых движений, была разработана целостная теоретическая модель, способная удовлетворить потребности практики. В ней были представлены содержательная, мотивационная и операциональная составляющие трудотерапии. Результаты реализации концепции указывали на ее высокую эффективность.

Исследование материалов не позволяет сделать вывод о широкой представленности данной концепции трудотерапии, несмотря на то, что в отчетах эвакогоспиталей, в сборниках научных работ можно найти много информации о практической реализации подобной формы восстановительной деятельности. Изучение данного вопроса требует дальнейшего поиска источников и их фундаментального анализа.

Ключевые слова: трудотерапия; восстановительная трудовая терапия; трудовое движение; содержательная, мотивационная, операциональная составляющая трудотерапии, эвакогоспитали.

Введение

В рамках проекта «Отечественные психологи в годы Великой Отечественной войны» не могло остаться без внимания одно из важных направлений восстановления боеспособности и трудоспособности раненых в годы войны - трудотерапия. Практика трудотерапии имела большое значение как для быстрого возвращения раненых на фронт, так и для их адаптации в тылу, восстановления и приобретения трудовых навыков, позволяющих выполнять впоследствии трудовую деятельность (Геллерштейн, 1943a). Направленность трудотерапии на реализацию двух важнейших задач военного времени привела к повышению интереса к данной форме деятельности по восстановлению функций раненых. Трудотерапия активно внедрялась в госпиталях, создавались различного рода мастерские трудотерапии (Сакович, 2006), что нашло отражение в нормативных документах: в 1944 году был издан приказ наркомздрава СССР «О внедрении трудотерапии в практику лечебной работы эвакогоспиталей» (Мануйлова, 2001).Раненые с большим интересом вовлекались в осуществление направленной трудовой деятельности, организованной как в мастерских, так и в госпитальных палатах, быстрее и эффективнее шел процесс восстановления, сокращалось количество койко-дней (Мельник, 1944). Значительно улучшалось психологическое состояние больных, и в качестве примера можно представить высказывание начальника отделения выздоравливающих одного из госпиталей: «Я по одному только внешнему виду, по особой подтянутости и по осанке раненых могу узнать тех, кто занимается трудовой терапией» (Геллерштейн, 1943a, с.8).

О трудотерапии как об обще восстановительном направлении заговорили еще в годы первой мировой войны. Позднее трудотерапия стала использоваться как дополнительный метод в лечении тяжелых соматических заболеваний. Известны случаи применения трудотерапии в учреждениях для слепых, в стационарах для лечения больных туберкулезом, а также хирургических стационарах (Мошков, 1945; Геллерштейн, 1946). Несмотря на наличие большого количества материалов, в которых упоминается трудотерапия в довоенный период, нами не были найдены работы, содержащие теоретические основы данной деятельности, ее сформулированные задачи и выстроенные алгоритмы реализации.

Великая Отечественная война смогла изменить положение трудотерапии: «Отечественная война по-новому осветила эту слишком устоявшуюся в своих шаблонах отрасль лечебной работы, внесла свежую сторону, разбудила инициативу и раскрыла новые возможности применения трудовой терапии» (Геллерштейн, 1943а, С.18). В становлении трудотерапии как самостоятельного лечебно-восстановительного направления большую роль сыграла группа специалистов, привнесших психологическое содержание в данную деятельность. Разработанные ими психологические идеи способствовали возникновению системного подхода к трудотерапии, расширению понимания механизмов ее воздействия. Исследование психологической основы трудовых движений, а именно их предметно-целевой направленности, а также восстановительной ценности каждого отдельного трудового движения привело к возникновению стройной научной концепции, которая воплотилась в трудах С.Г. Геллерштейна, А.Г. Власовой, А.В. Запорожца, Б.Б. Митлиной, В.М. Когана (Когана-Ясного), Д.И. Рейтынбарга, С.Я. Рубинштейн и др. При этом в настоящее время имеется достаточно мало информации о том, как эта концепция реализовывалась на практике. Мероприятия по трудотерапии часто упоминались в отчетах работы лечебных учреждений, в сборниках эвакогоспиталей, в статьях периодических изданий. Но анализируя данные материалы, сложно сделать вывод о том, на чем концептуально базировались эти мероприятия: на известных прежде диффузных представлениях о трудотерапии, на научно обоснованных теоретических разработках или же на локальных избирательных наблюдениях, осуществляемых в отдельных лечебных учреждениях. В литературе не найдено развернутых статей, в которых бы рассматривался этот вопрос, несмотря на то, что отдельные работы авторов, занимавшихся трудотерапией, хорошо известны в профессиональном сообществе психологов и медиков. Представляется, что ответ на этот вопрос, с одной стороны, сможет способствовать привлечению внимания молодого поколения к данной тематике и формированию у него целостных представлений об осуществлении трудотерапии в годы войны, с другой стороны, позволит отдать дань памяти масштабной деятельности специалистов, направленной на создание научной основы трудотерапии и устремленной на практическую реализацию. В добавление к этому, обращение к теоретическим основам и их практической реализации может привести к росту интереса к трудотерапии в ее современном контексте, в котором встречаются достаточно редуцированные представления о том, что такое «лечение трудом», отсутствует рассмотрение данной тематики в учебных программах подготовки психологов и врачей в высших учебных заведениях. Возращение научной основы, привлечение внимание к психологическим аспектам трудотерапии может способствовать возникновению нового современного этапа развития трудотерапии как ценного метода восстановления ослабленных или утраченных функций у больных. В данной статье мы хотим приблизиться к ответу на поставленный вопрос.

 

Источники исследования

Поиск материалов по теме данной статьи велся в двух направлениях. Первое представляло собой поиск известных, опубликованных в военное время монографий, пособий по трудотерапии, находящихся в фондах Российской Государственной Библиотеки имени Ленина, а также Национальной электронной библиотеки. Вторым направлением стал поиск любых материалов, содержащих слово «трудотерапия» и его производные в каталогах библиотек периодических изданий и сборников научных работ военных лет. Помимо этого, были изучены отчеты ряда эвакогоспиталей, планы мероприятий институтов, оказывающих помощь эвакогоспиталям, которые были найдены в государственных архивах регионального и муниципального уровня и ведомственных архивах, в том числе опубликованных в сети интернет.

Вопросы определения трудотерапии в годы Великой Отечественной войны

Изучение и систематизация материалов, посвященных трудотерапии, позволило нам сделать вывод о том, что в источниках трудотерапия определяется различными авторами по-разному.

В первую очередь обращают на себя внимание различия в понимании целей и видов трудотерапии, которые отражаются в используемой авторами терминологии. Самым распространенным термином, описывающим деятельность в рассматриваемом направлении, являлся «трудотерапия». Однако можно отметить использование следующих терминов, содержание которых не всегда раскрывалось авторами: «трудовая терапия», «тонизирующая трудотерапия», «восстановительная трудотерапия», «восстановительно-тонизирующая трудотерапия», «трудтерапия», «труд-процессы» или «трудовые процессы», «трудолечение», «трудобучение» или «трудовое обучение» и т.д. В некоторых источниках эти термины использовались как синонимы: трудотерапия как трудовое обучение (Макридин, 1944), трудовые процессы как трудотерапия (Мошков, 1945), трудотерапия как трудтерапия (Трепкина, 1943) трудотерапия как трудолечение (Мошков, 1945).В других – между терминами отмечались незначительные или значительные различия, определяемые содержанием деятельности в данной области. Так В.В. Гориневская различает трудовую терапию и трудовые процессы, отмечая, что «…трудовые процессы действуют благотворно на весь организм в целом…», в то время как «…трудотерапия – лечение трудом – может быть направлена непосредственно на упражнение поврежденного органа» (Гориневская, 1944, С. 11). С.Г. Геллерштейн, анализируя и обобщая имеющиеся представления о трудотерапии, различает следующие виды: тонизирующая трудотерапия, восстановительная трудотерапия и восстановительно-тонизирующая трудотерапия. Тонизирующая трудотерапия представляла собой включение раненого в любую трудовую деятельность и была направлена на повышение жизненного тонуса, введение «…человека в деятельное состояние…» и «…гармоничное функционирование как организма в целом, так и отдельных его систем…» (Геллерштейн, 1943а, С. 16). Цель восстановительной трудотерапии заключалась в восстановлении конкретной выпавшей двигательной функции путем включения человека в виды деятельности, имеющие наиболее высокую восстановительную ценность для данной функции. При этом данный вид трудотерапии косвенно включал в себя тонизирующую функцию. Цель же восстановительно-тонизирующей трудотерапии заключалась в мобилизации психических функций посредством включения раненого в трудовую деятельность. Данный вид трудотерапии использовался в госпиталях «… где сосредоточены мозговые травматики или раненые с выраженной астенизацией, дающие на почве той или иной травмы невротические и психастенические реактивные образования и явления общей психической слабости…» (Геллерштейн, 1943а, С. 20).

Помимо различий в понимании целей трудотерапии наблюдаются различия в понимании места трудотерапии в области восстановительной деятельности. Трудовая терапия довольно часто сопоставлялась с другими формами лечебной деятельности, в некоторых случаях даже приравниваясь к ним. В.В. Гориневская относит трудотерапию к отдельномуметоду лечебной деятельности, проводимому в комплексе с остальными методами (хирургическими методами воздействиям, лечебной физкультурой, физической подготовкой, закаливанием и труд-процессами) (Гориневская, 1944).В.Н. Мошков оценивает трудотерапию как метод функциональной терапии, отмечая это следующим высказыванием «…упорная и длительная функциональная терапия - лечебная физкультура, трудотерапия, бальнео-физиотерапия и ортопедические мероприятия в комплексе – может дать удовлетворительный эффект» (Мошков, 1944, С. 22). Трудотерапию как «функциональный метод»определяет и С.Г. Геллерштейн, отмечая, что она «… является стимулятором раскрытия двигательных возможностей и в этом смысле метод этот способен сигнализировать целесообразность или нецелесообразности оперативного вмешательства» (Геллерштейн, 1943а, С. 155).Нередко встречается приравнивание трудотерапии к лечебной физкультуре. В сборниках научных трудов эвакогоспиталей и научных статьях военного времени можно встретить следующие высказывания: «…формами лечебной физкультуры у нас являлись: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, индивидуальное повторение упражнений по заданию, массовые формы и трудотерапия» (Райхинштейн, 1945, С. 124), «В настоящее время трудотерапия является неотъемлемой частью лечебной физической культуры как комплекса активного режима раненого в госпитале…» (Макридин, 1944, С. 7).В то же время другими специалистами подчеркивается иная связь трудотерапии и лечебной физкультуры. В.М. Коган отмечает, что «Трудотерапия дополняет лечебную физкультуру <…> но не заменяет и не исключает ее» (Коган, 1942, С. 3).В.В. Гориневская говорит о том, что трудотерапия - это «…метод лечения, дополняющий и усиливающий занятия по лечебной физкультуре» (Гориневская,1944, С. 12).С.Г. Геллерштейн резюмирует: «На помощь лечебной физкультуре приходит лечение трудом…» (Геллерштейн, 1946, С.12), «… трудовая терапия непосредственно продолжает мероприятия по лечебной физкультуре…» (Геллерштейн, 1943а, С.8). «…физкультурные и трудовые восстановительные движения друг друга дополняют, составляя вместе существенные звенья в общей системе лечебно-восстановительных мероприятий» (Геллерштейн, 1943а, С.62). Помимо этого, С.Г. Геллерштейнсопоставляет трудотерапию и с механотерапией, для которой также характерно выполнение активных движений. С.Г. Геллерштейн пишет «Характер движений, стимулируемых механотерапией и трудовой терапией совершенно различен. Тем не менее оба этих принципа не исключают друг друга» (Геллерштейн, 1943а, С.69). «…механотерапия вместе с лечебной физкультурой и трудовая терапия составляют взаимно дополняющие друг друга средства восстановления движений» (Геллерштейн, 1943а, С. 70).

Встречаются также разногласия в том, к каким результатам должна была приводить трудотерапия в отношении трудоустройства раненых. Выход циркулярного распоряжения НКЗ СССР, НКСО РСФСР и Главвоенсанупра Красной Армии от 29 мая 1942 года не ставил под сомнение, «… что все подготовительные шаги для трудоустройства инвалидов войны должны осуществляться в госпиталях» (Геллерштейн, 1943а, С. 194). Но это не означало, что трудотерапия должна была сводиться к трудоустройству раненых. Для обозначения этой идеи С. Г. Геллерштейном были предложены две новые формы госпитальной работы: первая – «восстановительная трудовая терапия», и вторая – «профессиональная консультация, трудовое обучение и трудоустройство» (Геллерштейн, 1943). Цель первой формы заключалось в целенаправленном восстановлении функций раненых, в то время как цель второй формы – в создании условий для раненых, способствующих приобретению конкретных трудовых навыков и облегчающих их трудоустройство по выходу из госпиталя. Эти формы хоть и очень тесно связаны между собой, но они имеют различные цели и задачи, и их нельзя приравнивать. Несмотря на это, в отчетах госпиталей данные формы нередко объединяются, смещая цели трудотерапии и рассматривая ее преимущественно как способ дальнейшего трудоустройства раненых (Стрелков, 1942).

Предполагается, что причины подобных различий могут быть связаны с существованием различных подходов к пониманию трудотерапии, где данная деятельность либо редуцируется до выполнения любых отвлекающих больного действий, либо ориентирована на обще восстановительную задачу с учетом благоприятного воздействия трудовых движений на состояние больного, либо четко направлена на восстановление выпавшей или ослабленной функции с учетом предметно-целевой направленности и восстановительной ценности трудового движения.

Основополагающим элементом трудотерапии является трудовое движение, которое как и труд в целом приобретает особое «стимулирующее качество», не свойственное другим двигательным процессам (Геллерштейн, 1943а). Именно специфическое мотивирующее воздействие трудового движения способствует тому, что «раненые работают в мастерских по четыре часа» (см.: Дом купца Коткова: путь от гимназии к университету), не щадя больную конечность и превозмогая боль. Исходя из этого, невозможно рассматривать трудотерапию вне психологического контекста, если речь идет о создании целостной теоретической модели, способной удовлетворить потребности практики. Рассмотренные источники по трудотерапии позволили сделать вывод о том, что наиболее разработанной концепцией по трудотерапии, учитывающей психологическое содержание трудовых движений, является концепция группы специалистов под руководством С.Г. Геллерштейна. Воспринимая трудовое движение не как простой двигательный акт, а как «… высшую форму двигательных проявлений…» (Геллерштейн, 1943а, С. 23), они смогли выделить его специфические особенности как на мотивационном, так и на операциональном уровне и использовать их в восстановительной работе. Можно выделить три важных составляющих трудотерапии, осуществляемой специальными трудовыми движениями: содержательную, мотивационную и операциональную.

 

Содержательная составляющая

Содержательная составляющая подобной трудовой терапии состоит в том, что посредством осуществления трудовых движений раненый получает конечный предметный результат. По определению С.Г. Геллерштейна, трудовые движения «результативны», то есть они производят видимый, осязаемый продукт: «…трудовые движения <…> направлены на изготовление полезных вещей…» (Геллерштейн, 1943а, С. 88). Последнее имело особенную ценность, учитывая острую нехватку элементарных вещей в военный период. Раненые в процессе трудотерапии занимались починкой механизмов, обработкой металла, изготавливали мебель (стулья, скамейки и т.д.), шили одежду, плели корзины, вязали сумки, штамповали пуговицы, изготавливали обувь и даже «… обеспечивали госпитали тапочками» (Стрелков, 1942, С. 8)

Помимо этого, еще одним важным содержательным компонентом трудовой терапии является то, что выполнение трудовых движений позволяет восстановить конкретную функцию раненого. При этом в зависимости от выпавшей или ослабленной функции выбирается трудовое движение, имеющее наибольшую восстановительную ценность, ведь «...каждая трудовая операция в какой-то степени может быть более или менее пригодной для активации самых разнообразных движений» (Геллерштейн, 1943а, С. 6).

Мотивационная составляющая

Мотивационная составляющая трудовой терапии заключается в первую очередь в том, что раненый осуществляет осмысленную деятельность. Трудовые движения имеют особую мотивационную структуру.Будучи частью трудовой деятельности, «…трудовые движения неизбежно приобретают все те же стимулирующие качества, какими обладает труд в целом» (Геллерштейн, 1943,).Основным в развитии трудового движения и его стимулирующей силы является потребность, которая формируется для достижения трудовой цели (предметной, осязаемой). «Поставленная перед больным трудовая цель и практическое значение работы мобилизуют волевые усилия раненого и помогают ему производить движения с большой силой и большим размахом» (Геллерштейн, 1946,). С. Г. Геллерштейн приводит пример: «В самом простом случае, когда оказывается, например, необходимым, взять двумя пальцами – большим и указательным – тот или иной предмет, происходит такая мобилизация двигательных импульсов и мышечных усилий, какая не может быть, как правило, вызвана беспредметной, нецелевой попыткой совершить аналогичное движение…» (Геллерштейн, 1943а, С. 49).Необходимо отметить принудительный характер трудовых движений – они как будто вынуждают раненого выполнить деятельность в соответствии с намеченной целью, соразмерять и самооценивать свои двигательные возможности: в трудовых движениях заключен «…некий «принудительный» момент, обусловленный необходимостью придать предмету определенный размер, форму, гладкость и т.д. и побуждающий к выполнению целесообразных движений, оцениваемых самим исполнителем и коррегируемых им непрерывно путем соотношения производимых движений с получающимся результатом» (Геллерштейн, 1943а, С.49). Реализуя трудовое движение, раненый выполняет целый ряд осмысленных действий, которые «… своей предметно-целевой направленностью и составом, входящих в них движений, приводит к восстановлению функций» (Геллерштейн, 1943а).

Помимо стимулирующей специфики осуществления осмысленных трудовых движений, к мотивирующему воздействию трудотерапии можно отнести и возможность раненых видеть результаты своей работы. Осознавание, чувствование того, что травмированная паретичная, а иногда и парализованная конечность включается в осуществление движения, выполняет дополнительную стимулирующую функцию: «Когда больной видит, что рука его не совсем беспомощна, у него возникает большая уверенность в благоприятном исходе лечения» (Геллерштейн, 1946).

И последнее, большую роль в мотивации раненых играет обозначаемый С.Г. Геллерштейном «субъективный фактор», который выражается в заинтересованности раненого в восстановлении утраченных или ослабленных функций: «Жизненный тонус раненого, его установка – в широком значении этого слова – играют первостепенную роль в процессах восстановления функций» (Геллерштейн, 1943а, С.154).

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.