Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ





Одним из наиболее распространенных направлений экономических, социологических и психологических исследований молодежи выступает анализ социально-экономических ориентации старшеклассников. Как особое направление теоретических исследований в нашей стране оно возникло в 20-30-е гг. Методики изучения личности школьников разрабатывались А. П. Болтуновым, С. Г. Геллерштейном, Н. Д. Левитововым, А. Ф. Кларком и др. Социологические опросы учащихся выпускных классов были возобновлены с конца 50-х гг. и получили широкое распространение в 60 - 80-е гг. Их адекватность вновь возрастет к концу XX в., когда проблемы выбора жизненного пути встанут перед многочисленной когортой молодежи, рожденной в 80-х гг.

Остановимся на некоторых методических аспектах изучения социально-профессиональных ориентации старшеклассников. В научной литературе встречается большое разнообразие понятий, используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи: жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под намерением выпускника школы понимается первоочередной предполагаемый выбор учебного заведения или сектора экономики и профессии, по которой опрашиваемый собирается быть занят после окончания школы.

Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или только будущая профессия, или только место будущей учебы и работы; 3) неконкретное намерение, если не указано ни то, ни другое.

Большинство исследований ограничивается регистрацией намерений без конкретизации. В результате фиксируется лишь первоочередное намерение выпускника и отсутствует полная картина отношений каждого опрашиваемого ко всему спектру возможных вариантов выбора после окончания школы.

Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника. Под установкой понимается отношение опрашиваемого к возможности осуществления каждого из вероятных вариантов выбора после окончания школы. При этом различают следующие установки:

позитивную - наиболее желательный вариант выбора;

маргинальную - запасной вариант выбора;

Таблица 11.6

Установки выпускников школ на продолжение обучения в вузе

Намерение Всего опрошено Из них имеют установку
позитивную маргинальную негативную неопределенную
Поступить в вуз, %          
Балл, присвоенный данному ответу - +1 +0,5 -1  

негативную - нежелательный вариант выбора;

неопределенную - отсутствие отношения к предлагаемым вариантам выбора,

Такая формулировка вопроса была предложена социологом А. Ю. Прохватиловым в конце 70-х гг. Иногда в разработках позитивную и маргинальную установки объединяют в положительную.

Изучение установок выпускников школ позволяет полнее учесть весь спектр намерений. Пример распределения выпускников школ по результатам опроса (%) приведен в табл. 11.6.

Полученные результаты можно выразить обобщенной оценкой отношения всех опрошенных к возможности продолжения обучения в вузе:

Данный показатель дает обобщенную характеристику мнений всех опрошенных относительно данного варианта выбора (намерения) после окончания школы. Этот показатель изменяется от +1 до -1.

Заметим, что наиболее желательный вариант выбора, даже осуществленный, не всегда свидетельствует об определенности социально-профессиональных ориентации. Последние могут измениться в процессе взросления личности. Поэтому важным моментом является выявление социально-профессиональной направленности молодежи. Под социально-профессиональной направленностью понимаются профессия и социальный статус, стремление к достижению которых определяет поведение личности в период молодости. Далее предлагается образец опросного листа, предназначенного для изучения социально-профессиональных ориентации выпускников 11-го класса.

Образец опросного листа

1. Укажите Ваше отношение к каждому возможному варианту вы -бора дальнейшего пути после окончания школы (отметьте один вариант ответа по каждой строке):

Вариант выбора Уверен, что пойду и постараюсь добиться своего Могу пойти, если не получится то, что задумал Не пойду ни при каких обстоя-тельствах Не дум ал об этом, затрудняюсь ответить
Продолжить обучение на дневном отделении:  
профтехучилища        
техникума        
вуза        
Совмещать работу с учебой        
Только работать        

2. Вы указали свой наиболее желательный выбор. Теперь расскажите о нем подробнее. Если вы еще не решили, то напишите <не выбрал (а)>.

Я собираюсь поступать в ______________________________________________________

название учебного заведения

По специальности _________________________

Я собираюсь работать в _______________________________________________________

указать сектор: государственный, частный

По профессии________________________________________________________________

3. Представьте себе, что Вам исполнилось 30 лет:

У Вас ___________________________________________________________ образование,

Ваша профессия, специальность________________________________________________

Сектор занятости ____________________________________________________________

Ваш примерный доход________________________________________________________

4. Фактически поступил(а)_____________________________________________________

4-й вопрос заполняется после опроса по результатам фактического поступления выпускника на учебу или работу после окончания школы.

Проведение опроса по предлагаемой схеме позволяет углубить анализ социально-профессиональных ориентации молодежи и перейти к изучению иерархии установок. Под иерархией социальных установок будем понимать взаимосвязь установок на весь спектр возможных вариантов выбора после окончания школы.

Рассмотрим порядок построения иерархии установок на примере возможных вариантов выбора после окончания 9-го класса общеобразовательной школы:

После окончания 9-го класса собираюсь продолжить обучение в Иерархия установок
10-м классе школы профтехучилище техникуме
Положительная положительная положительная Альтернативная, на три вида обучения
    негативная Альтернативная, на обучение в школе и профтехучилище
  негативная положительная Альтернативная, на обучение в школе и техникуме
    негативная Безальтернативная, на обучение только в школе
негативная положительная положительная Альтернативная, на обучение в профтехучилище и техникуме
    негативная Безальтернативная, на обучение только в профтехучилище
  негативная положительная Безальтернативная, на обучение только в техникуме

Полученные результаты позволяют более обоснованно прогнозировать соотношение приема (конкурса) в существующие типы учебных заведений (школы, профтехучилища, техникумы) на основе оценки доли выпускников, имеющих безальтернативную (однозначную) установку, а также с определенной вероятностью долю выпускников, имеющих альтернативную иерархию установок (одновременно на два типа учебных заведений). Такая методика позволяет обосновать необходимость возникновения новых типов учебных заведений при наличии высокой доли тех, кто указал альтернативную иерархию установок на обучение в школе, техникуме и профтехучилище. Такие новые типы учебных заведений должны отличаться сочетанием хорошей общеобразовательной подготовки и профессионального обучения.

Рассмотренные подходы к изучению школьного образования не являются общепринятыми. Их преимущество в том, что они позволяют объединить существующую информацию демографической статистики, ведомственной статистики школьного образования, данные выборочных социологических опросов школьников в единый мониторинг развития школьного образования, Такой мониторинг может быть осуществлен органами статистики в каждом субъекте Российской Федерации.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.