|
ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НОРМАЛИДля анализа школьного образования, как отмечалось ранее, используется метод социально-экономической нормали. Он может рассматриваться как универсальный, применимый для анализа разнообразных социальных явлений. Его основой являются методика динамического социального норматива (ДСН), разработанная в 80-е гг. И. М. Сыроежиным, и матричная модель эффективности, предложенная У. И. Мересте. ДСП позволяетоценить функционирование социально-культурного комплекса и выработать меры по его управлению. Рассмотрим построение социально-экономической нормали, включающее шесть этапов: обоснование системы первичных абсолютных показателей, отражающих спрос на услуги и ресурсное обеспечение отрасли социальной сферы; построение матрицы вторичных относительных показателей; построение матрицы относительных темпов изменения по относительным показателям; экспертная оценка темпов изменения показателей с учетом качественного развития и доступности услуг социальной сферы; перестроение матрицы темпов изменения; построение системы социально-экономических нормалей. Система показателей, включаемая в анализ, должна содержать абсолютные характеристики спроса и предложения по изучаемому виду социальных услуг, а также ресурсное их обеспечение, включающее оценку трудовых, материальных, институционных и финансовых, скорректированных на уровень инфляции, ресурсов. Введем обозначения системы показателей: С, П, Т, М, И, Ф. На основе отобранной системы показателей строится симметричная комбинационная таблица, в подлежащем и сказуемом которой содержится одинаковый перечень первичных показателей:
В каждой клетке комбинационной таблицы строится относительный (вторичный) показатель, образуемый делен нем первичного показателя, находящегося в столбце, на первичный показатель по строке. Получается матрица вторичных показателей, симметричная относительно единичной диагонали:
При этом элементы, расположенные симметрично относительно диагонали, являются взаимообратными величинами: От матрицы относительных (вторичных) показателей переходим к матрице темпов их изменения:
Расположенные в симметричных относительно единичной диагонали клетках темпы изменения построены по взаимообратным показателям и поэтому изменяются в противоположных направлениях при совершенствовании качества услуг. Если Проводится экспертная оценка каждой пары темпов изменения по взаимообратным относительным показателям, и выделяются элементы, имеющие тенденцию к росту при совершенствовании качества услуг. Перестраивается матрица темпов изменения таким образом, чтобы элементы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю:
, при В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая последовательность изменения первичных показателей образует основную социально-экономическую нормаль. Покажем построение нормали на примере следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования: численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С); численность учащихся начальных классов (У); число школ (Ш); численность учителей начальных классов (Т); расходы на начальное школьное образование в год (Ф). Строим комбинационную таблицу и систему относительных показателей:
Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:
Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:
Выделим темпы, имеющие тенденцию к росту; вычислим в каждом столбце число таких темпов роста и перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.
Число темпов роста в столбце Матрица темпов изменения перестраивается следующим образом:
Проверим, что все темпы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю. В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям):
Основными направлениямииспользования нормалей являются: анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием нормали и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения); обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых услуг; моделирование и выработка обоснованных нормативов; построение индексной системы, характеризующей влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг. Например, на базе нормали можно построить следующую взаимосвязанную систему показателей: или где На основе нормали возможно построение индексной системы для измерения динамики общих расходов в целом и за счет выделенных факторов: Некоторые направления использования социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры. ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|