Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Необходимые условия для успешной оценки





Развитие новых направлений деятельности организации, повышение уровня требований к качеству работы различных категорий персонала требует соответствующих из изменений в системе оценке. Для создания в организации системы оценки рабочих показателей необходимо соблюдение ряда условий, среди которых наиболее важны­ми являются следующие:

 

1. Заинтересованность и поддержка со стороны высшего руководства;

2. Наличие в организации обученных, высококвалифицированных спе­циалистов, отвечающих за работу системы оценки;

3. Подготовка документов, регламентирующих работу системы (поло­жения, инструкции, формы и т.п.);

4. Своевременное информирование персонала о целях и содержании си­стемы оценки эффективности;

5. Установление четкой связи в работе системы оценки рабочих пока­зателей с системой оплаты труда.

1. Заинтересованность и активная поддержка со стороны высшего руководства. Было бы легкомясленно думать, что для совершенствования старой (уже существующей) или создания новой системы оценки достаточно инициативы и ответственного отношения отдельных энтузиастов или хорошей заинтересованной работы отдельных подразделений организации. Развитие или совершенствование в рамках организации системы оценки работников возможно лишь в случае понимания и за­интересованной поддержки этой работы со стороны высшего руковод­ства. Попытки развития систем оценки без такой поддержки, как пра­вило, заканчиваются плачевно, так как механизм торможения включается каждый раз, когда требуется согласование выработанных предложений или подходов с представителями высшего руководства.

2. Наличие в организации высококвалифицированных обученных спе­циалистов, отвечающих за работу системы оценки. Практический опыт многих предприятий показывает, что создание системы оценки работы персонала требует наличия в организации специалистов, обладающих со­ответствующими знаниями и опытом. Это не только знания в области нормирования и оплаты труда, подготовки профессиограмм, но и достаточный уровень компетентности в об­ласти тех аспектов управления и организационного поведения, которые связаны с оценкой рабочего поведения персонала.

3. Подготовка документов, регламентирующих работу системы (положения, инструкции, формы и пр.). Работа системы оценки не должна ограничиваться положениями по оплате труда и премирова­нию разных категорий работников. Важное значение имеет весь ком­плекс документов, используемых при подготовке и проведении проце­дуры оценки работы специалистов и руководителей в ходе аттестаций. Сюда включаются должностные инструкции и положения, регламен­тирующие работу подразделений организации, типовые формы и блан­ки, анкеты, методические материалы и др.

4. Своевременное информирование персонала о целях и содержа­нии системы оценки эффективности. Это одно из ключевых условий успешной работы системы оценки, хотя ему часто уделяется явно недостаточное внимание. Чтобы добиться понимания и поддержки со стороны персонала организации, необходимо своев­ременное и полное информирование работников как о задачах, ко­торые решаются в ходе оценки их работы, так и о тех процедурах, которые при этом будут использоваться. Если эту задачу не решать или откладывать ее решение, то, как правило, возникают слухи, на­пряженность и сопротивление со стороны работников, опасающих­ся негативных последствий для себя в результате действия системы оценки. Это может сильно затруднить проведение оценки рабочих результатов и снизить отдачу от нее.

5. Установление четкой связи оценки рабочих показателей и опла­ты труда. Оценка рабочих показателей персонала позволяет устано­вить более четкую связь между рабочими показателями и оплатой тру­да. Важнейшим фактором, снижающим мотивацию работников. на многих предприятиях сегодня является недостаточная связь оплаты тру­да и того вклада, который работник вносит в достижение целей органи­зации. Уравнительная система оплаты труда, когда работники, имею­щие более низкие показатели, получают столько же или даже больше, чем их коллеги с более высокими профессиональными достижениями, к сожалению, является широко распространенным явлением для многих российских компаний.

 

Требования к системе оценки

 

К системе оценки предъявляются следующие требования:

1. Действенность;

2. Практичность;

Понятность.

 

1. Действенность. Важнейшим требованием к системе оценки является ее действенность. Система оценки можнт считаться действенной, если в результате ее применения будет обеспечена четкая связь результатов труда и его оплаты, высокий уровень мотивации и максимальная отдача от работников. Если после проведения трудоеской аттестации, одной из основных целей которой была более четкая увязка оплаты труда с рабочими показателями, руководител обнаруживает, что работники, получившие низкие оценки, получают, к примеру, премию в том же размере, что и работники, получившие высокие оценки, то он может сделать обоснованное заключение о низкой действенности используемой системы оценки.

 

2. Практичность. Практичность используемой системы оценки обеспечивается удобством ее использования на практике как людям, проводящим оценку, так и тем, кто оценивается. Если система оценки не получает общего признания, если используемые в процессе оценки методы излишне сложны, а оценочные показатели вызывают сомнение, то внедрение системы оценки скорее всего натолкнется на сопротивление работников, и руководителям будет трудно использовать ее результаты на практике.

 

3. Понятность. Методы оценки рабочих результатов должны быть понятны для всех оценивающих. Высоко надежный и валидный метод оценки может быть совершенно бесполезным, если квалификация и уровень подготовки людей, производящих оценку, не позволяет использовать его должным образом.

5.3. Место системы оценки в процессе управления персоналом

Смысл оценки работы персонала становится понятен лишь в общем контексте кадровой политики, реализуемой организацией. Очень сложно оторвать какую-то отдельную функцию или отдельное направление ра­боты с персоналом от всего комплекса задач, решаемых в процессе уп­равления персоналом.

Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых каждой конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента.

 

Оценка работы персонала призвана содействовать лучшему исполь­зованию человеческих ресурсов организации за счет тесной увязки за­дач, решаемых в ходе оценки, с другими направлениями работы с пер­соналом, в первую очередь, со следующими направлениями:

  • анализ работы, определение требований работы;
  • обучение и развитие персонала;
  • поиск и отбор новых работников;
  • кадровое планирование;
  • развитие работников и планирование их карьеры;
  • система стимулирования труда;
  • формирование кадрового резерва и работа с ним.

Место оценки рабочих результатов в общей системе управления пер­соналом организации показано на рис. 1.

Рассмотрим взаимоотношения системы оценки с другими функция­ми управления персоналом.

 

Анализ работы. Для оценки работы персонала большое значение имеет выработка критериев, в соответствии с которыми будет произво­диться оценка, то есть тех показателей или характеристик работы, кото­рые определяют успешность данной профессиональной деятельности. Разработка критериев оценки предполагает тщательный анализ работы, выполняемый специалистами. Первым шагом здесь является заполне­ние специального вопросника по анализу работы (если такой анализ необходим), анализ полученной информации и подготовка должностных инструкций (или внимательное изучение уже существующих).

Критерии оценки могут быть выражены как в количественной, так и каче­ственной форме. Примерами количественных критериев являются производительность труда, уровень брака, объем продаж, то есть все то, что может быть выражено в форме числа; примерами качественных - отношение к делу, качество обслуживания покупателей, уровень ответствен­ности и самостоятельности работника и т.п.

 

Отбор персонала. Одной из важнейших задач при отборе кадров является разработка процедур многоэтапного оценивания с целью от­сева претендентов, не соответствующих установленным критериям. Кан­дидаты, не отвечающие требованиям организации (например, низкие по­казатели по тестам специальных способностей, определяющим знания и навыки в той профессиональной сфере, в которой предполагается ис­пользовать кандидата), не приглашаются на следующий этап отбора. Кри­терии отбора могут также определяться на основе установления мини­мально приемлемого для организации уровня производительности или рабочей эффективности. Эффективная система оценки дает возможность разрабатывать, уточнять и подтверждать критерии отбора и таким обра­зом совершенствовать используемые методы отбора кадров. Результа­ты периодической оценки работы персонала подтверждают (или не под­тверждают) правильность прогноза профессиональной успешности кан­дидатов, сделанного на основе используемых методов и процедур отбо­ра. Без такого рода обратной связи совершенствование системы отбо­ра невозможно.

Система оценки помогает организации в решении целого комплекса задач, связанных с повышением отдачи от человеческих ресурсов. Ин­формация, полученная в результате оценки, может быть использована для формирования кадрового резерва, через выявление работников с высоким управленческим потенциалом, способных выполнять более сложную и ответственную работу. Кроме того, оценка работы подчинен­ных помогает руководителям при планировании карьеры работников и решении задач, связанных с их обучением и развитием.

 

Обучение и развитие. Оценка рабочих результатов имеет большое значение для определения потребности работников в обучении, выявляя недостаток профессиональных знаний или навыков, препятствующий достижению требований или стандартов выполнения работы, установ­ленных организацией. Во многих российских компаниях специалисты из отделов обучения определяют потребность в обучении скорее интуитив­но (как лесковский Левша, «глазом пристрелявши»), чем на основании оценки работы сотрудников. Оценка результатов профессионального труда позволяет определить как потребность в обучении отдельных ра­ботников, так и потребность в обучении разных категорий персонала. Эта оценка дает информацию, которая может быть положена в основу плана (планов) проведения обучения, разработки соответствующих программ обучения, переобучения или повышения квалификации работни­ков разного уровня - от рядовых работников до высших руководителей.

Результаты оценки работы персонала могут быть также использова­ны в целях кадрового планирования, помогая выяснить, насколько квали­фикация, знания и опыт работников соответствуют настоящим и буду­щим потребностям организации.

 

Мотивация труда и стимулирование персонала. Оценка рабочих показателей, будучи органично связана с системой оплаты труда и с программами, направленными на повышение уровня трудовой мотива­ции персонала, позволяет поддерживать на должном уровне заинтересо­ванность работников в достижении высоких рабочих результатов. Как уже отмечалось, эффективность системы стимулирования труда находится в прямой зависимости от того, насколько размер оплаты увязан с вкла­дом работников в достижение целей организации (подразделения), на­сколько справедливой считают ее те, чей труд подвергается оценке.

Еще одна важная задача, стоящая перед действующей в организации системой оценки, - вдохновить работника на улучшение работы, заинте­ресовать его в освоении новых подходов к работе, стимулировать дости­жение новых уровней профессиональной эффективности. Эта задача может быть успешно решена путем пропаганды достижений лучших ра­ботников, доведения до сведения сотрудников данных, показывающих как они справляются со своей работой. Такая информация может указать работникам на необходимость соответствующих изменений в работе, поведении, установках, навыках или на необходимость приобретения но­вых знаний. Это информирование выполняет функции обратной связи, проясняя для работников требования и ожидания руководства в отно­шении их работы.

5.4. Критерии оценки

Общие положения

 

Оценка рабочего поведения основывается на том предположении, что существуют эффективные и неэффективные виды поведения, опре­деляющие успех выполнения той или иной работы. Основным показа­телем эффективности или неэффективности поведения являются те ре­зультаты (желательные или нежелательные), к которым оно приводит. Например, продавец может быть оценен по тому, как он общается с по­купателями, как взаимодействует с другими продавцами и как он орга­низует свою работу.

При разработке системы оценки рабочих показателей необходимо решить, на основании каких критериев будет производиться оценка.

 

Критерии – это те показатели, те характеристики, на основании кото­рых можно судить о том, насколько хорошо работник выполняет свою работу. Они составляют необходимые «стандарты совершенства», которые необходимо достигнуть, чтобы как организация, так и индивид могли реализовать свои цели.

 

Следовательно, критерии позволяют оценить вклад работника в достижение Целей организации, на их основании организация принимает различ­ные административные решения (продвижение, зарплата, премии и т.п.). Критерии, на которые опирается система оценки (оценка индивидуальных качеств работников, оценка их поведения или рабочих резуль­татов) связаны с тем, кто будет оцениваться и как предполагается ис­пользовать получаемые результаты,

Ниже в таблице приведены примеры некоторых критериев, которые используются на практике при оценке персонала (табл. 2).

Таблица 2. Критерии, используемые при оценке персонала

 

Показатели Критерии
Количественные показатели - Производительность труда - Объем продаж в штуках - Объем продаж в рублях - Количество обработанных документов - Количество заключенных контрактов - Количество откликов на рекламу
Качество работы - Количество ошибок (при печатании бумаг, заполнении бланков, ведомостей и других документов) - Уровень брака - Количество жалоб или претензий со стороны клиентов - Стоимость некачественно выполненной или непринятой работы
Потери времени - Число прогулов и невыходов на работу - Число опозданий на работу - Количество и частота несанкционированных перерывов
Текучесть кадров - Количество увольнений по инициативе администрации - Количество увольнений по собственному желанию - Стаж работы для разных групп увольняющихся
Обучение, развитие и продвижение по службе - Время, требующееся для достижения установленных стандартов выполнения работы - Число повышений по службе за определенный период времени - Сколько раз работник рассматривался как кандидат на продвижение - Время, затрачиваемое на обучение - Стоимость обучения работников - Количество работников, охваченных разными программами обучения
Индивидуальные особенности работника - Личные качества - Особенности рабочего поведения - Деловые качества

 

Оценка количественных показателей является наиболее распростра­ненной формой оценки работы персонала. Это самый понятный, самый объективный и, пожалуй, самый прямой способ оценки, при котором работники оцениваются на основании достигнутых результатов (объем продаж в рублях, объем выполненной работы и т.д.). Для руководителя главным результатом его работы являются производственные показате­ли, достигнутые руководимым им коллективом (подразделением).

 

При проведении оценки следует учитывать возможность действия факторов, оказывающих влияние на оцениваемые рабочие резуль­таты. Например, более удачное расположение магазина может пре­допределять более высокий уровень продаж на одного продавца, чем в других магазинах этой же торговой компании. Один рабочий может работать на более новом или более современном оборудова­нии, чем другой. Поэтому количественные показатели рабочих ре­зультатов могут не всегда отражать различия в ценности работни­ков для организации.

 

Оценка качества работы. Очень часто для организации качество работы важнее, чем производительность труда. Выпуск большой партии некачественной продукции вместо прибыли оборачивается для органи­зации значительными убытками. Широкую огласку в свое время полу­чил печальный опыт «Дженерал Моторс», когда для исправления допу­щенной конструкторами ошибки компания была вынуждена вернуть на заводы сотни тысяч проданных автомобилей, что привело к огромным финансовыми потерями.

 

Как и при оценке количественных показателей, здесь могут действо­вать факторы, «загрязняющие» результаты оценки качества работы. На­пример, устаревшее оборудование может привести к более низкому ка­честву выполнения работы или к большему количеству ошибок по сравнению с работой на более современном оборудовании.

 

Оценка потерь рабочего времени. Прогулы, опоздания, несанкци­онированное отсутствие работника на рабочем месте обычно обора­чиваются для организации большими издержками. Потери рабочего времени являются чувствительным показателем для оценки уровня тру­довой морали и степени приверженности работников своей организа­ции. Эти потери могут быть вызваны действием разных факторов: индивидуальными особенностями работников, степенью удовлетворен­ности работников условиями работы, особенностями организацион­ной культуры, отношениями, сложившимися между работниками и руководителями и др.

 

Уровень текучести кадров. Показатели уровня текучести кадров ча­сто показывают не только качество управления в подразделении или в организации в целом, но и степень удовлетворенности персонала сло­жившимися условиями труда и взаимоотношениями с руководством. По сути дела, уровень текучести кадров может использоваться как показа­тель состояния «здоровья» организации.

 

Оценка характеристик, связанных с обучением персонала (время обучения, стоимость обучения, успешность обучения). Использование этого критерия дает возможность получить объективную, документаль­но подтвержденную и точную оценку способностей и уровня подготов­ки работника в той или иной профессиональной области, временных и финансовых затрат организации на обучение, а также степень его эф­фективности.

 

Оценка индивидуальных особенностей работника предполагает ис­пользование различных оценочных шкал, вопросников или тестов, по­зволяющих оценить личные и деловые качества, а также особенности рабочего поведения, оказывающие влияние на эффективность рабо­ты. При оценке личных качеств работника на первый план выходят те качества, которые имеют наибольшее значение для достижения высо­ких рабочих результатов: коммуникабельность, личностная зрелость, эмоциональная устойчивость и др. При оценке деловых качеств, как правило, определяется степень проявления у работника качеств, ха­рактеризующих его отношение к порученной работе, таких как само­стоятельность, ответственность, инициативность, надежность, настой­чивость и др. Оценка рабочего поведения, как правило, призвана определить, в какой степени работнику свойственны те виды поведе­ния, которые способны внести позитивный вклад в достижение высо­ких рабочих результатов, – поведение в трудных ситуациях, особенности рабочего поведения при взаимодействии с руководителями, това­рищами по работе, с клиентами.

 

Оценка индивидуальных особенностей работников может столкнуть­ся со следующими проблемами:

1. Разные люди могут по-разному интерпретировать одни и те же каче­ства. Например, общительность один человек может расценить, как способность эффективно взаимодействовать с другими людьми, а другой человек это же качество может оценить, как неспособность сосредоточиться на порученной работе.

2. Один и тот же список качеств может использоваться для оценки лю­дей, выполняющих совершенно разные виды работ. В результате мо­жет получиться так, что работник будет оцениваться на основании тех качеств, которые не имеют никакого отношения к его работе. Современные тенденции в оценке персонала состоят в постепенном отказе от оценки личных качеств работников. Сегодня организации все реже обращаются к использованию результатов оценки личных качеств для административных целей, вместо этого используя преимущественно оценку рабочего поведения или оценку достигнутых результатов.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.