Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опыт лучших западных компаний





 

В практике работы некоторых компаний США используется оценочное интервью, направленное на многостороннее изучение личности. При этом личность рассматривается в виде системы, в которую входят четыре компонента: (1) интеллект, (2) мотивация работника, (3) темперамент и характер и (4) опыт работы.

 

Так, при оценке интеллекта рекомендуется получать информацию на следующие вопросы:

Каковы особенности мыслительной деятельности оцениваемого работника?

Логика его рассуждений?

Каким образом он строит свою речь?

Понятна ли она?

Может ли он вчувствоваться в проблему? и т.д.

 

При оценке мотивации выясняется характер интересов, ценностные ориентации, энергетический уровень деятельности. В данном случае могут быть заданы вопросы, касающиеся отношения к работе, интересов в работе и в сво­бодное от работы время и т.д.

 

При оценке темперамента и характера выясняется, главным образом, лич­ностные качества (общительность, замкнутость, эмоциональность и т.п.).

Для изучения опыта ставятся вопросы, касающиеся общего образования, опыта работы, профессиональной квалификации и обладания какими-то специальными навыками. На проведение интервью отводится один час.

 

Все американские менеджеры не раз проходят через систему подобных интервью, их обучают методике его проведения.

 

 

Подготовка к проведению оценочного собеседования

 

Для того чтобы собеседование было успешным, как руководитель, про­водящий собеседование, так и подчиненный должны принимать одина­ково активное участие в его проведении. Поэтому к собеседованию дол­жны быть готовы обе стороны.

Подготовка руководителя

Руководители и специалисты, участвующие в процедуре оценки, долж­ны подготовиться к сбору и анализу информации, а также к тому, чтобы сделать из нее соответствующие выводы, которые позволяют принять меры, способные положительно отразиться на эффективности работника.

 

 

Рекомендации по подготовке к собеседованию

 

1. Установите день, время и место проведения собеседования, которые устроят всех. Это надо сделать заблаговременно, чтобы у обеих сторон было достаточно времени для подготовки. Обычно на подготовку достаточно десяти дней. Дайте подчиненному письменное подтверждение даты проведения собеседования. Если дата проведения собеседовния назначена, старайтесь не переносить ее.

2. Выделите достаточное время для собеседования, чтобы провести его не торопясь. Следует четко планировать время и придерживаться установленного графика, чтобы не было спешки или неоправданного затягивания вре­мени. Все оцениваемые работники должны быть в равных условиях в отношении уделяемого им времени. Обычно на проведение собеседования достаточно от получаса до часа, хотя имеет смысл планировать время с небольшим
запасом для обсуждения каких-то неожиданно возникших вопросов.

3. Организация места проведения собеседования. Основные требования - отсутствие помех и отвлечений, обеспечение хороших условий (достаточный размер помещения, достаточное количество столов и стульев, хорошая вентиляция и освещенность), наличие оргтехники и материалов (ручки, бумага и т.п.).

4. Разработка типового сценария проведения собеседования, подготовка четких письменных инструкций для всех лиц (руководителей и специалистов кадровой службы), производящих оценку, подготовка вопросов к оцениваемым работникам.

5. Определение перечня необходимых документов. При проведении собеседования могут понадобиться должностные обязанности и рабочие планы подчиненных, личные дела, материалы предыдущих собеседований и другие документы и материалы. Подготовка (размножение) необходимого количества форм и бланков с учетом числа работников, проходящих оценочное собеседование.

6. Заполнение аттестационной формы на подчиненного, написание отзы­ва (характеристики). Если оценочное собеседование проводится в рамках регулярной аттестации, то руководителю требуется своевременно заполнить на подчиненного разработанные и утвержденные аттестационные формы, написать характеристику по установленному образцу.

Анкета для руководителей

 

Оцените свои навыки планирования оценочного собеседования. Это поможет вам выявить наличие пробелов в этой области и в дальнейшем повысить собственную эффективность при проведении оценки работы подчиненных.

Успех оценочного собеседования решающим образом зависит как от уровня подготовки руководителей, так и от их способности решать те проблемы, которые встают по ходу проведения собеседования.

 

Оценочное собеседование предполагает оценку самим подчиненным результатов своей работы и своих достижений за отчетный период. Воп­росы руководителя во время собеседования призваны установить не только истинный уровень эффективности работника, но и определить факторы, негативно действующие на его работу. После рассмотрения результатов работы за отчетный период можно переходить к постановке новых целей и определению планов на будущее. Оценочное собеседо­вание требует от руководителя не просто умения слушать, но умения слушать активно.

 

Во время отчета оцениваемого работника руководитель может ис­пользовать следующие приемы активного слушания:

  • слушать и задавать вопросы, чтобы уточнить свое понимание услы­шанного;
  • показывать, как понято услышанное, чтобы избежать недопонимания или неверного истолкования;
  • использовать вопросы и паузы для того, чтобы дать возможность подчиненному высказаться;
  • время от времени подводить итог сказанного;
  • указывать подчиненному на вопросы, которые требуют дальнейшего объяснения или прояснения;
  • поощрять работника к тому, чтобы он рассказывал о своих наиболее значительных достижениях;
  • для более точного понимания отношения работника к обсуждаемым вопросам внимательно следить за теми проявлениями невербального поведения (поза, мимика, жесты, тон голоса и др.), которые сопровождаютответы подчиненного на вопросы руководителя.

Следует стремиться закончить собеседование на позитивной ноте, чтобы подчиненный уходил от руководителя с хорошим настроем на работу. В конце следует четко сформулировать конкретные цели, кото­рые должны быть достигнуты в будущем. Кроме того, необходимо опре­делить дату, когда следующий раз будет подводиться итог проделанной работы.

 

Одна из основных трудностей при проведении оценочного собеседо­вания состоит в том, что оценивающий одновременно вынужден высту­пать и в роли судьи, и в роли консультанта по отношению к оцениваемым сотрудникам. При этом руководители, проводящие оценочное собеседование, часто стремятся избегать негативных оценок, чтобы поддержать хорошие отношения с подчиненными. Улучшить процесс оценочного собеседования можно с помощью следующих приемов:

  • Регулярного неформального контроля и установления обратной связи до проведения собеседования, чтобы избежать неприятных неожиданностей во время самого оценочного собеседования.
  • Максимальное привлечение к оценке самих оцениваемых. Руководитель при оценке работников, с одной стороны, опирается на самооценку работника (оценка работником результатов своего труда), а с другой, - побуждает сотрудника анализировать свои упущения, обсуждать их причины и предлагать решения.
  • Критика действий подчиненного должна быть конструктивной (то есть не ограничиваться указанием на то, что плохо, а рассматривать возмож­ности улучшений).

Для проведения эффективного оценочного собеседования руководи­тели должны обладать широким набором знаний и навыков, необходи­мых для успешного решения следующих задач:

 

 
1. Подготовка плана собеседования, вопросов к подчиненным и контроль за ходом собеседования. Предварительная подготовка плана собеседования, четкая формулировка его целей, осуществление контроля за выполнением поставленных задач (в противоположность неподготовленности, когда собеседование проходит без четкого плана или когда подчиненному дается возможность доминировать при его про­ведении). 2. Установление и поддержание психологического контакта. Ус­тановление и поддержание с самого начала собеседования благоприятного психологического климата, проведение беседы в доброжелатель­ ной манере, проявление внимания к проблемам подчиненного (в противоположность установлению климата недоверия, отчужденности или из­лишней фамильярности и панибратства, игнорированию проблем подчиненного). Такое проведение собеседования.способствует созданию обстановки сотрудничества и повышает готовность подчиненных к проявлению инициативы и ответственности. 3. Реакция на напряженную ситуацию. Спокойствие и доброжелательность даже тогда, когда подчиненный провоцирует конфликт, го­товность принести извинения в случае собственной неправоты, при этом не сдавая своих позиций, умение отстаивать свою точку зрения в ситуации нападок или других негативных реакций со стороны подчиненного (в противоположность неадекватной реакции на эмоционально напряжен­ные ситуации, раздражению или защитной позиции в ответ на претензии или обвинения со стороны подчиненного и излишней мягкости и уступ­чивости при столкновении мнений). 4. Управление конфликтом. Эффективное разрешение конфликтов любого рода между подчиненным и другими работниками (роль посредника), постановка перед подчиненными реалистичных рабочих целей, пре­дотвращающих рабочий конфликт, помощь и совет, способные предотв­ратить возникновение конфликтной ситуации (в противоположность слиш­ком грубому или нравоучительному обсуждению при возникновении конфликтов, неспособность оказать помощь или предложение таких реше­ний, которые усиливают конфронтацию и углубляют конфликт подчиненного с другими работниками, постановка целей, заведомо провоцирую­щих конфликты между подчиненными). 5. Получение необходимой информации. Умение отделить существенное от несущественного, умение выделить достоверную информацию, умение собрать информацию по всем ключевым вопросам (в проти­воположность излишнему застареванию на отдельных проблемах и дета­лях, задаванию вопросов, не относящихся к делу, неспособности отделить факты от мнений, неспособности рассмотреть проблему с точки зрения подчиненного). 6. Мотивация работников. Выбор эффективных средств воздействия на мотивацию работников, улучшающих их отношение к организации и побуждающих к добросовестному выполнению порученной работы; стимулирование к работе с полной отдачей сил, для поддержания работы персонала на уровне высших стандартов производительности и качества (в противоположность неспособности предложить оценивае­мому сотруднику такие стимулы, которые повысят их удовлетворенность работой в организации или заставят работать с полной отдачей в инте­ресах организации; отсутствию поддержки усилий работников, направ­ленных на достижение более высоких показателей в своей работе). 7. Развитие работников. Помощь работнику в его профессиональ­ном развитии, проявление интереса к его профессиональному росту; оп­ределение потребностей подчиненного в развитии и предложение кон­кретных мер, способных положительно отразиться на уровне его про­фессиональных достижений (в противоположность отказу подчиненному в помощи в вопросах профессионального развития, отсутствию заинте­ресованности в его профессиональном росте, неспособности дать пред­ложения по профессиональному развитию работника или бесполезным советам, не учитывающим его реальные возможности). Подготовка оцениваемого работника   Оцениваемый работник должен быть хорошо подготовлен к собесе­дованию. О дате проведения собеседования работника следует проинформировать, чтобы он имел возможность подготовиться как можно луч­ше. Чем больше времени им будет затрачено на подготовку, тем больше пользы он сможет получить от оценочного собеседования.   Предложите подчиненным оценить цели, которые были поставлены на отчетный период, обсудить встретившиеся трудности, достигнутые успе­хи, дать свои предложения и замечания относительно выполненной ра­боты. Некоторые аспекты трудовой деятельности работника могут быть скрыты от руководителя, поэтому иногда оценка собственной работы бывает точнее, чем оценка со стороны.   Среди факторов, влияющих на успех оценочного собеседования со стороны работника, выделяют следующие: 1. Активность работника. Чем активнее работник участвует в процессе оценки, тем выше его ответственность за выполнение решений принятых в ходе оценочного собеседования. 2. Восприятие работником оценки его труда как справедливой и обоснованной. Чем более справедливой считает работник оценку своего труда, тем выше его ответственность за выполнение решений, принятых в ходе оценочного собеседования, тем более он бывает удолетворен ходом собеседования, тем в большей степени готов согласиться с итоговой оценкой и тем выше вероятность того, что он предпримет реальные шаги для повышения эффективности собственной работы и своего профессионального роста в будущем. 3. Участие работников в постановке целей работы приводит к лучшим результатам, чем принуждение или критика со стороны руководителя. 4.Участие работника в обсуждении и решении проблем, влияю­щих на результаты его работы, повышает уровень его сотрудничества в ходе оценочного собеседования. 5. Понимание выгод для организации. Чем лучше работник понимает, как результаты его работы связаны с достижением целей всей организации, тем больших результатов можно ожидать от оценочного собеседования. Опыт лучших компаний   Привлечение рядовых работников к разработке системы оценки в компании CaliforniaEdison   Руководители и рядовые работники фирмы Rosemead, являющейся филиа­лом компании CaliforniaEdison, решили сделать процедуру оценки рабочих ре­зультатов менее травмирующей для оцениваемых. Первый шаг состоял в том, что всех желающих пригласили участвовать (под руководством консультанта) в работе комиссии, контролирующей работу системы оценки. Несмотря на заг­руженность работой, 40 человек из 335 работников фирмы вызвались участво­вать в этой работе. Среди них были как руководители, так и работники, не зани­мающие руководящих должностей. С помощью консультанта около шести ме­сяцев они выполняли работу, связанную с внедрением новой системы оценки. В итоге они пришли к выводу, что им нужен такой процесс оценки, при котором: 1. Ответственность возлагается не только на руководителей, но и на подчиненных. 2. Для того чтобы улучшить рабочие показатели, не только руководители, но и подчиненные осваивают новые навыки и умения. 3. Внимание обращается преимущественно на решение будущих, а не возникавших в прошлом проблем. 4. Обе стороны честны и искренни. 5. Обсуждение является не столько средством контроля, сколько появлением партнерских отношений между работником и руководителем.   К сожалению, для нашей культуры анализ уже проделанной, завер­шенной работы с целью выявления резервов ее более эффективного выполнения в будущем является совершенно нетипичным явлением. Мы рассчитываем, что более широкое внедрение новых методов управления будет способствовать тому, что склонность к анализу будет постепенно все больше прививаться в работе российских руководителей.
 

 

6.11. Сопротивление проведению оценки работы персонала

Общие положения

 

Сорок лет тому назад лет назад Дуглас Макгрегор показал, какой раз­рушающий эффект на рабочие показатели персонала оказывает ситуация, когда работники считают, что их рабочие показатели не получают справедливой оценки.

 

По мнению Макгрегора, традиционный взгляд на оценку и контроль работы персонала, который он назвал теория X, основывается на следую­щих допущениях:







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.