Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тарифные разряды, используемые в металлообрабатывающей промышленности Нижней Саксонии





 

Разряд 1 - Простые виды деятельности с неупорядоченными нормативами, фиксированной производительностью, выполняемые на основе инструкций. Их выполнение предусматривает также наличие знаний, приобретае­мых, как правило, в процессе месячного курса обучения.

 

Разряд 2 - Виды работ с неупорядоченными нормативами, выполняемые на ос­нове инструкций. Выполнение подобных работ предусматривает нали­чие знаний или навыков, предпосылкой которых является, как правило, двухгодичное законченное профессиональное образование. Эти знания и навыки могут быть также приобретены в процессе соответствую­щей практической деятельности.

 

Разряд 3 - Виды работ, выполняемых с известной степенью самостоятельности на основе полученных общих инструкций. Выполнение подобных работ предусматривает наличие знаний или навыков, предпосылкой которых является законченное профессиональное образование, полученное в процессе более чем двухгодичного обучения. Эти знания и навыки мо­гут быть также приобретены в процессе соответствующей практичес­кой деятельности.

 

Разряд 4 - Виды работ, к которым предъявляются повышенные требования и которые выполняются самостоятельно на основе полученных общих ин­струкций. Выполнение указанных работ предусматривает наличие до­полнительных знаний или умений, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности или путем обучения в системе повышения квалификации.

 

Разряд 5 - Сложные виды работ, требующие самостоятельности и ответственно­сти, а также обширных знаний и навыков, полученных в итоге многолет­ней профессиональной деятельности и соответствующих уровню сред­него технического образования.

 

Разряд 6 - Сложные виды деятельности, выполняемые самостоятельно и ответственно по основным направлениям работы и требующие обширных знаний и разносторонних умений, приобретенных в процессе многолет­ней практической профессиональной деятельности или равноценного обучения в системе повышения квалификации кадров.

 

Разряд 7 -Виды деятельности высокой степени сложности, выполняемые без посторонней помощи на основе знания основных направлений работы и сопряженные с принятием ответственных решений.

 

Специалисты в сфере управления производительностью утверждают, что высокой производительности достигнуть без напряженных нормати­вов невозможно.

 

При этом часто самым сложным для специалистов по организации труда оказывается убедить коллектив, что новые нормативы являются вполне обоснованными и не ведут к большему «закручиванию гаек» с тем, чтобы за ту же самую или даже большую работу платить меньше. Поэтому при составлении рабочих нормативов и их пересмотра следует привлекать рядовых исполнителей в качестве экспертов. Они должны понимать, что такое норматив, что в него входит, как он рассчиты­вается; их необходимо убедить в том, что затраты времени, оговоренные в нормативе, являются вполне обоснованными. Еще Ф. Тейлор исполь­зовал индивидуальный подход для повышения готовности работников работать в соответствии с нормативами, значительно превышающими средний уровень производительности.

 

Преимущество подхода, связанного с рабочими стандартами, состоит в том, что в данном случае оценка эффективности работы персонала основывается на объективных показателях. Чтобы можно было успешно использовать стандарты (нормативы) для оценки рабочих показателей, они не только должны быть хорошо обоснованы, но и восприниматься работниками как справедливые.

6.2. Оценка на основании письменных характеристик

В ряде случаев руководителю требуется подготовить развернутую характеристику на подчиненного. Это обычно делается при подготовке к аттестации, при решении вопросов о подготовке резерва на замеще­ние руководящих должностей и при назначениях на должность и пере­мещениях в другие подразделения.

Важной составной частью оценки, которая осуществляется в ходе аттестации, является написание письменной характеристики на работ­ника его непосредственным руководителем, Необходимость стандар­тизации характеристик, предоставляемых аттестационной комиссии, требует, чтобы руководители готовили их в соответствии с установ­ленной формой, определяющей тс вопросы, которые должны быть ос­вещены (например, рабочие достижения, уровень профессиональной подготовки, сильные и слабые стороны работника, потребность в обу­чении и повышении квалификации, возможность перевода на более сложную и ответственную работу и др.).

 

Тот факт, что руководителю при подготовке письменной характе­ристики на подчиненных приходится давать свои предложения и реко­мендации по оплате труда, повышению в должности, переводу на дру­гую работу или высказывать свое мнение по поводу их обучения и повышения квалификации, сам по себе является важным стимулом к анализу работы персонала и выявлению факторов, негативно влияю­щих на итоговые рабочие показатели.

Основные трудности при оценке работы на основании письменных характеристик состоят в следующем:

  • Их объем и содержание могут сильно различаться. Например, один руководитель может много написать о потенциальных возможностях и сильных сторонах подчиненного и умолчать о его недостатках. Дру­гой может все внимание направить в основном на недостатки работ­ника. Третий особенно подробно может рассматривать вопросы обучения и повышения квалификации. Производить оценку работников и сравнивать их рабочие достижения на основании таких характерис­тик иногда очень затруднительно.
  • На оценку также могут влиять навыки письменного изложения, ко­торыми обладает руководитель, производящий оценку. Руководи­тель, умеющий хорошо «подать» своего подчиненного, при желании может добиться того, что средний работник будет на бумаге выгля­деть лучше, чем он есть на самом деле.
  • Серьезной проблемой для многих организаций является отсутствие практики работы с информацией, содержащейся в письменных характеристиках.

При проведении аттестации в аттестационных комиссиях скапливаются горы материалов, с которыми никто не работает: нет четких алгоритмов для их обработки и последующей систематизации полученных результатов.

В определенной степени, приведенные выше трудности удается пре­одолеть при использовании стандартных бланков, в которых не только четко указано, что в работе или в рабочем поведении подчиненных сле­дует оценить, но и предлагаются конкретные ориентиры («подсказки»), которые облегчают подготовку письменной характеристики.

6.3. Шкалы оценки  
  Шкалы оценки дают возможность руководителю оценить степень развития у работников деловых качеств, склонность к определенным ви­дам рабочего поведения или готовность к достижению определенных рабочих результатов. Шкалы оценки предполагают использование специальных оценочных форм. Оценочная форма (бланк) состоит из ряда шкал, оценивающих разные аспекты работы, такие, как профессиональ­ные знания, качество и количество работы, способность к самостоятель­ной работе, уровень развития профессиональных навыков и др.   При заполнении оценочной формы руководителю или другому чело­веку, производящему оценку, предлагается на основании предлагаемой шкалы оценить деловые качества работников или их готовность к опре­деленным видам рабочего поведения. Приведем пример пятибалльной шкалы:   Инструкция: оцените развитие у работника навыков управления, исполь­зуя следующую шкалу: 5 - очень высокий уровень; 4 - высокий уровень; 3 - средний уровень; 2 - ниже среднего; 1 - неприемлемый.
Планирование деятельности и распределение ресурсов
           
Планирование, постановка целей          
           
Корректировка этих целей в случае необходимости          
           
Распределение и контроль ресурсов          
           
Учет всей доступной информации для своевременногопринятия решений          
           
                 

 

 
Эти формы могут использоваться как при проведении аттестации, так и в практике работы оценочных центров.   Разработка шкал оценки рабочего поведения   По большому счету, универсальных оценочных форм не существует. Перед специалистами, разрабатывающими методы оценки работы пер­сонала, встает задача конструирования таких оценочных шкал, которые бы максимально учитывали специфику организации или особенности выполняемых работ. При этом важно учитывать, что оценочные шкалы должны иметь следующие характеристики:   • Оцениваемые характеристики и особенности рабочего поведения должны соотноситься с содержанием и ключевыми показателями, определяющими эффективность профессиональной деятельности работников. • Шкалы должны быть направлены на оценку таких характеристик ра­ботников, за которыми стоят конкретные поведенческие проявления, которые может наблюдать оценивающий. • Каждый пункт (градация) шкалы должен быть кратким, однозначным и соответствовать оцениваемому показателю. При этом следует избегать излишне общих характеристик. Например, если оценивается инициативность работников, то лучше использовать следующие градации: (1) «высокая активность и самостоятельность в принимаемых решениях и действиях»; (2) «не склонен к проявлению самостоятельности и активности в работе»; (3) «избегает самостоятельных решений и действий в работе», чем (1) высокая, (2) средняя и (3) низкая инициативность. • Показатели шкалы должны быть сбалансированы и не смещаться к одному полюсу. Например, «очень хорошо», «хорошо», «средне», «ниже среднего» и «плохо». При сдвиге в негативную сторону шкала будет иметь следующий вид: «хорошо», «средне», «ниже среднего», «плохо» и «очень плохо»; при сдвиге в позитивную сторону шкала может иметь, например, следующий вид: «очень высокая эффективность», «высокая эффективность», «средняя эффективность», «низкая эффективность». • Используемые шкалы должны охватывать весь спектр возможных показателей эффективности. Хорошо сконструированный инструмент оценки отличает: • Использование стандартной процедуры оценки, что облегчает сравне­ние работников. • Относительная простота заполнения оценочной формы. • Такие инструменты хорошо принимаются как оценивающими, так и оцениваемыми.   Практика показывает, что разработка шкал для оценки рабочего по­ведения персонала требует тесного сотрудничества разработчиков с теми, кто будет использовать эти оценочные шкалы. Для этого часто бывает необходим ряд встреч. Обычно разработка проходит 3 этапа:   1 этап - Составление перечня наиболее существенных харак­теристик работника, оказывающих влияние на эффективность его работы. На первом этапе процесса разработчики обсуждают наиболее важные составляющие эффективной работы (профессиональные знания и навыки, личностные особенности и др.) и составляют их список.   2этап - Определение образцов эффективных и неэффективных видов рабочего поведения. Разработчики наблюдают, описывают и классифицируют образцы, примеры эффективного и неэффективного поведения, способы и методы выполнения работы или рабочие навыки. Для каждой оцениваемой составляющей эффективной работы надо написать как можно больше соответствующих поведенческих проявлений (характеристик). Затем эти поведенческие проявления соотносятся с соответствующими показателями эффективности. Для того чтобы соответствующие образцы поведения были включены в шкалу для оценки данной составляющей эффективной работы, должно быть достигнуто согласие 60-80 процентов оценивающих (экспертов, руководителей). В работе над опросником следует избегать нечетких формулировок, способных привести к появлению расхождений в их понимании со стороны оценивающих.   3этап - Присвоение шкальных значений каждой поведенческой характеристике внутри каждой оцениваемой составляющей. Основное требование при этом - оценки должны покрывать весь спектр эффективности, а не смещаться к какому-то одному полюсу шкалы. При этом разным характеристикам поведения, приведенным в оценочных формах, могут быть присвоены разные веса (коэффициенты значимости) в зависимости от того, какой вклад вносит тот или иной вид поведения в общую эффективность работы. Например, для определенной категории работников проявление инициативности в работе может иметь вес 0,5, проявление творчества, нестандартного подхода к решению рабочих проблем - 0,4, а дисциплинированность - 0,3. Имеется в виду, что хотя все указанные характеристики поведения относятся к числу ключевых, но организация по-разному оценивает их вклад в конечные рабочие результаты: творчество, самостоятельность и проявление инициативы ценятся выше дисциплинированности. При подведении окончательного итога оценки по каждому оцениваемому показателю умножаются на со­ответствующий коэффициент.   Шкалы оценки, в которых даются описательные характеристики об­разцов поведения, соответствующих каждому пункту шкалы, могут иметь ряд преимуществ перед простыми шкалами:   • Эти шкалы разрабатываются при активном участии руководителей и специалистов, которые будут участвовать в проведении оценки, что понижает вероятность формализма при проведении оценки. • Поведенческие характеристики, соответствующие тем или иным показателям эффективности, определяются на основании каждодневного наблюдения за работой и поведением исполнителей, что дает возможность максимально точно оценить вклад оцениваемого сотрудника в ра­боту организации и избежать субъективизма и предвзятости в оценках. • Шкалы, оценивающие рабочее поведение персонала, можно исполь­зовать для обеспечения полной и конкретной обратной связи, позволяющей исполнителю получить информацию о своей профессиональной эффективности.   Использование шкал оценки рабочего поведения может сталкиваться с рядом серьезных проблем. Основными проблемами являются следу­ющие:   • Один из основных недостатков использования таких шкал заключается в том, что для их разработки требуется много времени и высокая заинтересованность исполнителей (разработчиков, экспертов и руководителей, производящих оценку). • Для разных категорий работников надо разрабатывать свои шкалы. • Разные люди, производящие оценку, в зависимости от образования, имеющегося опыта и личностных особенностей могут по-разному пони­мать содержание оценочных шкал. • Серьезной проблемой является выбор оцениваемых сторон рабочего поведения. В оценочную форму часто включают такие характеристики (образцы трудового поведения, профессиональные знания, рабочие навыки), которые слабо связаны с содержанием профессиональной деятельности оцениваемых работников. При этом существует опасность не включить в оценочную форму такие характеристики, которые составляют ядро профессиональной эффективности. • При использовании оценочных шкал свой негативный вклад могут вносить и распространенные психологические ошибки, возникающие в процессе оценки: эффект ореола, ошибки центральной тенденции, снисходительности и строгости. Подробнее эти ошибки будут рассмотрены позже.
 

 

6.4. Методы ранжирования

В работе руководителя большое значение имеют такие методы оцен­ки работы подчиненных, которые дают возможность производить сравне­ние работников друг с другом, а не только с установленным стандартом или нормативом. Такое сравнение можно произвести, используя методы ранжирования. Эти методы характеризуются тем, что они:

  • просты в использовании;
  • позволяют легко разделить хороших и плохих работников;
  • дают информацию, необходимую для принятия административныхрешений (повышение зарплаты, увольнение, повышение или понижениев должности и др.).

Существует несколько разновидностей ранжирования:

  • прямое ранжирование;
  • чередующееся ранжирование;
  • парное сравнение.

Прямое ранжирование

Прямое ранжирование требует от человека, который производит оценку, проранжировать работников, входящих в оцениваемую группу, по какому-то определенному показателю (например, профессиональная компетен­тность, самостоятельность, уровень развития лидерских качеств и т.п.) от самого плохого до самого хорошего или от наименее эффективного до наиболее эффективного. В этом случае самый лучший работник получа­ет самый высокий ранг, а худший - низший.

Прямое ранжирование можно использовать и в том случае, когда ра­ботников оценивают одновременно по нескольким показателям. В этом случае ранжирование по каждому из показателей осуществляется от­дельно, а результаты ранжирования могут быть сведены в таблицу. В таблице 6 дается пример такого многофакторного ранжирования.

Сумма рангов по используемым показателям определяет «ценность» данного работника для организации.

Чередующееся ранжирование

Рассмотрим данный метод на конкретном примере. Допустим, руко­водителю необходимо оценить подчиненных по интегральному критерию - ценности работника для организации (подразделения). Фамилии ра­ботников, которые должны быть проранжированы, перечисляются с ле­вой стороны листа. Руководитель должен выбрать самого ценного работника из списка, зачеркнуть его фамилию с левой стороны и написать ее первой по порядку с правой стороны листа. Затем надо выбрать наиме­нее ценного работника, зачеркнуть его фамилию и написать ее последней с правой стороны. Этот процесс повторяется затем для всего списка. В результате получается полный список работников с правой стороны лис­та, где они проранжированы от самого ценного до наименее ценного.

Для оценки работников с использованием чередующегося ранжиро­вания может также применяться любой другой критерий: способность к наставничеству, производительность, качество работы и др.

Парные сравнения

Этот метод также лучше всего проиллюстрировать на примере. Пред­положим, что оценивающему надо оценить шесть работников. Фамилии этих работников перечислены с левой стороны листа. Затем оцениваю­щий сравнивает первого работника со вторым по определенному кри­терию эффективности, такому, как, например, производительность тру­да. Если оценивающий считает, что у первого работника выше произво­дительность, чем у второго, то он ставит знак «+» против имени первого работника. Потом первый работник сравнивается с третьим, четвертым, пятым и шестым по тому же самому критерию эффективности. Знак «+» ставится против имени того работника, который имеет более высо­кую производительность труда или который делает больше работы в каждой из сравниваемых пар. Процесс повторяется до тех пор, пока каж­дого работника не сравнят с каждым по всем избранным критериям. Работник, набравший самое большое количество плюсов, может рассмат­риваться как самый эффективный по выбранному критерию, а тот, у кого их меньше всего, - как наименее эффективный.

Для проведения парных сравнений удобно использовать специально подготовленные матрицы (табл. 7).

Основной недостаток метода парных сравнений заключается в том, что он становится очень громоздким, когда оценивается большое количество работников. Количество сравнений можно определить по формуле:

Количество сравнений = N (М - 1)/2, где N - число работников.

Так, для сравнения 10 работников надо произвести 45 сравнений, а для сравнения 15 - уже 105 сравнений.

 

6.5. Заданное распределение

Известно, что при оценке эффективности работников руководители часто сталкиваются с трудностями, обусловленными действием ошибок оценивания (подробнее эти ошибки будут рассмотрены ниже). Заданное распределение используют для того, чтобы исключить такие ошибки оценки, как ошибка центральной тенденции и ошибка снисходительности.

Заданное распределение является формой сравнительной оценки, при которой руководитель относит подчиненных к определенной категории в соответствии с заранее заданным правилом. При этом исходят из того, что проявление оцениваемых рабочих характеристик подчиняется зако­ну нормального распределения.

 

Например, при оценке подчиненных можно исходить из того, что в соответствии с законом нормального распределения 10% персонала име­ют высший уровень производительности, 20% - производительность выше среднего, 40% - средний уровень, 20% - ниже среднего и 10% - низший уровень производительности. Таким образом, в группе из 20 человек при использовании метода заданного распределения оценивающему нужно будет двух работников оценить как отличных, четырех - как хороших, во­семь работников - как имеющих средний уровень производительности, четырех - ниже среднего и двух человек как имеющих очень низкие по­казатели производительности.

 

Для оценки подчиненных по методу заданного распределения оцени­вающему необходимо определить характеристики и параметры распреде­ления и вписать в соответствующие клетки таблицы фамилии сотрудни­ков, соответствующих, по его мнению, заданным параметрам (табл. 8).

В следующем разделе приводится пример использования метода заданного распре­деления в сочетании со шкалой оценки (табл. 9).

 

 

6.6. Оценка рабочего поведения
   

Для многих руководителей оценка рабочих показателей и трудового поведения подчиненных с использованием методов ранжирования свя­зана с определенными трудностями. Главным образом эти трудности обусловлены тем, что оценивающим бывает трудно провести различие между хорошим и очень хорошим, между средним и плохим работником. Оценка рабочего поведения с использованием специальных форм (ан­кет) позволяет преодолеть эти трудности, так как дает возможность оце­нивать конкретные образцы рабочего поведения работника.

 

При оценке (или самооценке) рабочего поведения используются оце­ночные формы, содержащие утверждения или формулировки, которые описывают эффективные и неэффективные виды рабочего поведения. При этом оценка осуществляется по ряду параметров, связанных с вы­полнением работы или с достижением намеченных целей. При заполне­нии вопросника руководитель, производящий оценку, отвечает «Да» или «Нет» на серии вопросов, касающихся рабочего поведения или отмечает знаком «+» нужный вариант ответа.

Дополнительные трудности, связанные с использованием этого ме­тода, заключаются в том, что образцы поведения, которые для одной про­фессиональной группы могут рассматриваться как эффективные, в рабо­те представителей других профессий могут не встречаться вообще. По­этому для каждой профессиональной группы требуется или разработка новых, или соответствующая адаптация («подгонка») уже существующих батарей вопросов, что требует достаточно высокой квалификации спе­циалистов, разрабатывающих такие оценочные формы, и больших затрат времени.

 

При оценке рабочего поведения в некоторых организациях при про­ведении аттестации используется и самооценка, то есть оценка самим работником собственных рабочих результатов. Это возможно для работ, предполагающих четкую регламентацию и определенные конечные ре­зультаты. В этом случае работник сам заполняет на себя специальную форму, предварительно подготовленную кадровой службой, которую до рассмотрения аттестационной комиссией он обсуждает со своим непос­редственным руководителем.

анный метод полезен при решении задач, связанных с развитием работников, поскольку он позволяет рассматривать их работу и получае­мые результаты через призму конкретных образцов поведения, что дает возможность руководителю наметить основные направления совершен­ствования работы каждого из его подчиненных.

 

Использование стандартных форм для оценки рабочего поведения подчиненных позволяет не только лучше решать комплекс задач, связан­ных с повышением эффективности труда персонала, но и одновременно развивать у руководителей навыки анализа и установления причинно-следственных связей между рабочим поведением и рабочими результа­тами подчиненных.

6.7. Управление по целям как метод оценки работы персонала

Оценка персонала через управление по целям основана на постанов­ке перед исполнителями целей, которые должны быть достигнуты за оп­ределенный период времени (месяц, квартал, год). Чаще всего этот ме­тод применяется для оценки работы специалистов и руководителей раз­ного ранга.

 

Управление по целям как метод оценки работников предполагает широкое использование объективных показателей, таких, как объем про­даж, прибыль в рублях, количество рекламаций и др.

Содержание процесса управления по целям

Основными элементами управления по целям являются:

постановка целей;

планирование работы;

текущий контроль;

оценка достигнутых результатов и подведение итогов.

 

Основное содержание этих элементов приведено в таблице 10.

Таблица 10. Основные элементы управления по целям

 

Основные элементы Содержание
Постановка целей   · Формулировка долгосрочных стратегических целей · Формулировка конкретных задач, стоящих перед всей организацией · Определение целей подразделения · Определение задач каждого работника
Планирование работы   · Установление основных этапов выполнения работы · Разработка плана конкретных действий по реализации поставленных целей · Выявление потребности в обучении · Ресурсное обеспечен
Текущий контроль     · Разработка и внедрение процедур контроля · Разработка механизмов коррекции нежелательных отклонений в работе · Установление механизма обратной связи  
Оценка достигнутых результатов и подведение итогов · Определение процедуры подведения итогов при завершении работы · Оценка эффективности работы исполнителя · Выявление факторов, затрудняющих выполнение работы · Поощрение за достигнутые успехи


Использование управления по целям при оценке работы полезно тем, что позволяет как оцениваемым, так и оценивающим лучше понять цели, критерии и стандарты, в соответствии с которыми оценивается их рабо­та, и на основании каких показателей будет определяться достигнутый прогресс. Главным в процессе управления по целям является то, что постановка целей, планирование работы и подведение итогов осуществ­ляются в ходе совместных обсуждений (консультаций) руководителя и подчиненных. Использование управления по целям в качестве оценоч­ной процедуры позволяет повысить уровень мотивации и личной ответ­ственности исполнителей.

 

Применение этого метода особенно подходит для оценки работы спе­циалистов и руководителей, обладающих достаточными полномочиями для принятия самостоятельных решений на своем участке работы.

 

Этапы управления по целям

 

Управление по целям - это сложный процесс, включающий в себя ряд этапов и предполагающий учет множества факторов, которые оказывают влияние на достижение поставленных целей (см. рис. 4).

 

Из шести этапов процесса управления по целям, приведенных в таб­лице, наибольшее значение имеют этап постановки целей и этап подве­дения итогов, так как именно эти этапы дают руководителю основную информацию, позволяющую оценить работу его подчиненных.

 

В процессе управления по целям должны присутствовать следующие шаги:

1. Работник вместе с непосредственным руководителем анализирует содержание своих должностных обязанностей.

2. Работник составляет список целей, которые, по его мнению, позволяют добиться установленного уровня рабочих показателей. Этот список целей должен учитывать цели, стоящие перед подразделением (организацией), и включать в себя план саморазвития работника.

3. Обсуждение поставленных целей с непосредственным руководителем, внесение соответствующих корректив и утверждение поставленных целей. При этом руководитель выступает не в роли судьи или оценивающего, а скорее в роли консультанта, наставника или учителя, ори­ентированного на развитие подчиненного.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.