|
Тема: Б. ЖИТКОВ «КАК МЕНЯ НАЗЫВАЛИ». А. КуШНЕР «БОЛЬШАЯ НОВОСТЬ»Цели: познакомить с писателем Б. Житковым и его произведением «Что я видел»; совершенствовать навыки правильного выразительного чтения; учить работать в парах. Ход урока I. Организационный момент. ПОЧЕМУЧКА Почему на крыше кот? Почему у тигра рот? Почему люблю варенье? Почему есть день рожденья? Почему один скучаю? Почему все замечаю? Почему прошу ответить На вопросы: все на свете? Почему в Москве живу? Почему не пишет ручка? И еще я не пойму, Почему я почемучка? С. Николаева II. Объявление темы урока. На доске: выставка книг Б. Житкова, портрет писателя. ученик рассказывает о творчестве писателя. Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков. Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика, – все это отважные и умелые люди. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди. Самая знаменитая книга писателя – «Энциклопедия для тех, кому от трёх до шести лет», он назвал ее «Что я видел» («Почемучка»). Первым слушателем и критиком стал настоящий почемучка – его сосед Алеша. − Мы познакомимся с главами из этой книги. III. Работа по теме урока. Чтение рассказа Б. Житкова «Как меня называли». − Почему мальчика прозвали Почемучкой? – Какие «почему?» он задавал правильно, а какие нет? Чтение по ролям. – Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли. Обязательно ли читать слова автора? Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки. Чтение глав из книги. Работа по карточкам. Учитель берет с выставки книгу Б. Житкова «Что я видел». − Вы знакомы с этой книгой? Кто вам ее читал? – Кто захотел прочитатькнигу Б. Житкова «Что я видел»? – Прочитайте главы из книги Б. Житкова «Что я видел». Ответьте на вопросы. Карточка 1. ПРО ЧТО МАМА С ПАПОЙ ГОВОРИЛИ Вот один раз приходит папа с работы и говорит мне: − Пускай Почемучка уйдёт из комнаты. Мне нужно тебе что-то сказать. Мама мне говорит: − Почемучка, уйди в кухню, поиграй там с кошкой. Я сказал: − Почему с кошкой? Но папа взял меня за руку и вывел за дверь. Я не стал плакать, потому что тогда не услышу, что папа говорит. А папа говорил вот что: − Сегодня я получил от бабушки письмо. Она просит, чтобы ты с Алёшей приехала к ней в Москву. А оттуда он с бабушкой поедет в Киев. И там он пока будет жить. А когда мы устроимся на новом месте, ты возьмёшь его от бабушки и привезёшь. Мама говорит: − Я боюсь Почемучку везти – он кашляет. Вдруг по дороге совсем заболеет. Папа говорит: − Если он ни сегодня, ни завтра кашлять не будет, то, я думаю, можно взять. − А если он хоть раз кашлянет, − говорит мама, − с ним нельзя ехать. Я всё слышал и боялся, что как-нибудь кашляну. Мне очень хотелось поехать далеко-далеко. * * * − Какие вопросы задавал Алеша? Какие ответы на них получал? Карточка 2. КАК МАМА НА МЕНЯ РАССЕРДИЛАСЬ До самого вечера я не кашлянул. И когда спать ложился, не кашлял. А утром, когда вставал, я вдруг закашлял. Мама слышала. Я подбежал к маме и стал кричать: − Я больше не буду! Я больше не буду! Мама говорит: − Чего ты орёшь? Чего ты не будешь? Тогда я стал плакать и сказал, что я кашлять не буду. Мама говорит: − Почему это ты боишься кашлять? Даже плачешь? Я сказал, что хочу ехать далеко-далеко. Мама сказала: − Ага! Ты, значит, всё слышал, что мы с папой говорили. Фу, как нехорошо подслушивать! Такого гадкого мальчишку я всё равно не возьму. − Почему? − сказал я. − А потому, что гадкий. Вот и всё. Мама ушла на кухню и стала разводить примус. И примус так шумел, что мама ничего не слыхала. А я её всё просил: − Возьми меня! Возьми меня! А мама не отвечала. Теперь она рассердилась, и всё пропало! * * * − Какие вопросы задавал Алеша? Какие ответы на них получал? (Ответ на вопрос – в учебнике.) Чтение стихотворения А. Кушнера «Большая новость». − Каждый ответ на заданный вопрос – это новое открытие. Прочитаем стихотворение А. Кушнера «Большая новость» и узнаем, всегда ли новости новы. − Какую новость узнал мальчик? Для мамы это тоже было новостью? Для вас это тоже новость? − Как вы узнали о том, что Земля круглая? Повторное чтение стихотворения. IV. Итог урока. − Что было интересно на уроке? Что вам показалось важным? − Чем похожи мальчики из рассказа и стихотворения? − Что вы узнали о Б. С. Житкове? Давно уже нет на свете Б. Житкова, а люди продолжают читать и открывать для себя произведения этого талантливого человека.
Урок 14 Цели: познакомить с произведением Л. Пантелеева «Как поросёнок говорить научился»; формировать умение работать с текстом, навыки правильного чтения; расширять читательский опыт через самостоятельное чтение; воспитывать любовь к животным. Ход урока I. Организационный момент. Мне ученый поросенок Целый час стихи читал. Я спросил его: «Скажите, Почему всегда молчите, А сегодня вдруг решили Вы со мной заговорить?» Поросенок удивился, Поросенок извинился, И сказал он тихо мне: «Потому что мы во сне…» С. Николаева II. Объявление темы урока. − Ребята, поросята умеют разговаривать? (Нет, не умеют.) − А вот у Леонида Пантелеева есть произведение, которое называется «Как поросёнок говорить научился». – Леонид Пантелеев – автор повестей, очерков, рассказов. Герои его произведений – ребята, обыкновенные мальчишки и девчонки. Писатель рассказывает интересные, увлекательные, поучительные и забавные случаи из их жизни, свидетелем которых он был сам. − Прочитаем историю о том, «как поросёнок говорить научился» и кто его этому научил. III. Работа по теме урока. ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|