|
Тема: Введение понятий «согасный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».Стр 1 из 7Следующая ⇒ Цели: дать понятие «согласный звук»; учить различать согласные звуки по мягкости – твёрдости; познакомить с артикуляцией при произнесении звуков; развивать фонематический слух, внимание, память. Ход урока I. Введение в тему урока. – Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране чудес. Каждый представляет её по-своему. Закройте глаза. Послушайте музыку и представьте, что вы оторвались от земли и парите в воздухе. У вас хорошее настроение, никаких забот и волнений. Высокое ясное голубое небо. Солнышко улыбается вам. – А что это за девочка там внизу? «Поймайте» первые звуки слов и определите её имя: небо, игры, нос, азбука. – Какое имя у вас получилось? (Нина.) – Она просит нас взять её с собой в Страну чудес. Ей нужно сказать что-то важное мудрой королеве Грамоте. II. Повторение изученного материала. – Посмотрите, ворота замка закрыты, и попасть туда мы сможем только тогда, когда ответим на вопросы стражников. Готовы? 1. Как мама укачивает малыша? (А-а-а.) 2. Как воет волк? (У-у-у.) 3. Как удивляются? (О-о-о.) 4. Какие звуки вы произносили? (Гласные.) 5. Сколько гласных звуков? (6.) III. Сообщение темы урока. – Ворота открыты. Вперёд! Ой, кто это? Он бывает тихим, громким, А ещё глухим и звонким. Может быстро проскочить, А захочет – будет жить, До тех пор пока звонок Не отмерит ему срок. (Звук.) – Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.) – Как рычит собака? (Р-р-р.) – Эти звуки не произносятся свободно, мешают преграды: губы, зубы, язык. – Эти удивительные звуки, которые могут быть тихими, громкими, глухими, звонкими, даже твёрдыми и мягкими, приглашают в гости, чтобы вы могли с ними поближе познакомиться. – Нина стоит и улыбается: «Какое у меня удивительное имя!» – Что заметила Нина в своём имени? IV. Работа по теме урока. Звуковой анализ слова «Нина». – Посчитайте, сколько клеток в схеме. – Какой фишкой надо обозначать гласные звуки? – «Прочитайте» слово. Ведите указкой по схеме звукового состава. – Выделите первый звук. Произнесите его несколько раз. – Звук [н’] гласный? (Нет.) Докажите. – Обозначьте его фишкой жёлтого цвета. – Выделите второй звук. Произнесите его несколько раз. – Докажите, что он гласный. – Какой фишкой его обозначим? (Красной.) Аналогичная работа проводится с остальными звуками. – Сравните первый и третий звуки. – Объясните, чем они похожи. – Запомните: звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными. – Чем отличаются звуки [н], [н’]? (Первый звук произносится твёрдо, а второй – мягко.) Запомните: мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо обозначать фишкой синего цвета. – Замените жёлтые фишки. Расскажите, что вы сделали. Дети говорят, учитель проводит замены жёлтых фишек в схеме слова на доске. – Сколько гласных? Сколько согласных? – Сколько твёрдых? Сколько мягких? Сколько всего звуков? Звуковой анализ слова «пила». – Рассмотрите модель слова. Дайте характеристику каждому звуку. Звуковой анализ слова «санки». – Сколько клеток в схеме? – Что это значит? (В слове 5 звуков.) – «Прочитайте» слово, соотнося его проговаривание с движением указки по схеме. – Выделите первый звук, назовите его. – Дайте ему характеристику. – Какой фишкой обозначим этот звук? Аналогичная работа проводится с остальными звуками. – Сколько звуков в слове «санки»? – Сколько гласных? – Назовите первый гласный звук. – Назовите второй гласный звук. – Сколько согласных звуков? – Назовите мягкий согласный звук. Составление слова из заданных звуков. – Согласных звуков – 36. Как вы думаете, какие звуки чаще встречаются в речи? (Согласные.) – Давайте в этом убедимся. Отгадайте загадки и постройте схемы слов-отгадок. Загадки читают дети. Под крышей 4 ножки, А на крыше – суп да ложка. (Стол.) На овчарку он похож: Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман.) Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрыла серебром. (Зима.) Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт.) Роет, Роет, Ход подземный строит, Роет – строит ловко Спальню и кладовку. (Крот.) Заучивание наизусть стихотворения. А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь! В. Берестов – Попробуйте объяснить такое поведение согласных. – Давайте вернёмся к вопросу, что интересного в имени Нина. – Охарактеризуйте согласные звуки своего имени. – Постройте цветную звуковую схему. – Ваши схемы – это почтовые ящики. Я весёлый почтальон! Детям я давно знаком! Много писем и газет Возит мой велосипед! Разноцветные конверты, И открытки, и пакеты, И посылки, телеграммы Доставляю всех их вам я. М. Лаписова – Кто этот почтальон? (Печкин.) Учитель проверяет составленные схемы имён, на правильные прикрепляет звёздочку-макет. Дифференцированная работа. Составление слова из заданных звуков. – Назовите предметы. (Лиса, игла, сани, аист.) – Выделите указанные звуки. – Соедините их и прочитайте слово. (Лист.) – Выполните самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать». V. Закрепление нового материала. – Встаньте и поприветствуйте королеву Грамоту. Она надела шапку-невидимку. – Пофантазируйте: какая она – королева Грамота? Нарисуйте её. – Расскажите ей всё, что вы узнали сегодня, с кем познакомились в её королевстве, какую работу выполнили. VI. Итог урока. – Нам пора возвращаться. Закройте глаза. Представьте, что вы красивые бабочки и мотыльки. Солнышко печально смотрит вам вслед. Вы возвращаетесь в класс. Открыли глаза. Улыбнулись. Все вернулись? Где же Нина? (Предположения детей.) – Помните, Нина рисовала цветок. Вот он. Учитель показывает нарисованный цветок с красными, синими и зелёными лепестками. – Как вы думаете, что обозначают цвета лепестков? – Каким цветом обозначаются гласные звуки? – Почему для обозначения согласных необходимо два цвета? – Какие согласные обозначаются синим цветом? А какие – зелёным? Рефлексия. – Что было для вас самым трудным? – Попробуйте объяснить, почему.
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [а]; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух; воспитывать культуру учебного труда. Ход урока I. Организационный момент. Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки. II. Введение в тему урока. – Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.) – Обратите внимание на форму открытого рта. – А вы заметили, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен. – Отгадайте загадки: Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус! И зовут его… (арбуз). – Произнесите первый звук в слове «арбуз». Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. (Мак.) – Произнесите второй звук в слове «мак». Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. (Рябина.) – Произнесите последний звук в слове «рябина». III. Объявление темы и постановка целей урока. – Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а. IV. Работа по теме урока. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|