|
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—НАЧАЛА ХХ В.(ПО МАТЕРИАЛАМ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ) Важнейшей характеристикой провинциального быта купеческой семьи являлась патриархальность. Данное обстоятельство было обусловлено спецификой правового положения купечества, а также особенностями осуществления предпринимательской деятельности в данной среде. В торгово–промышленной деятельности все члены семейства выступали только как доверенные лица начальника капитала. После смерти отца сыновья могли оставаться в одном деле, в обратном случае каждый из них должен был объявить собственный капитал. Выходец из пензенской купеческой семьи А.П. Кузнецов в своих мемуарах писал, что «…три брата после смерти отца жили некоторое время вместе, несмотря на то, что были уже все многосемейные, и имели общую неразделенную торговлю. Раздел же между братьями произошёл не из каких–либо распрей и недовольства, а лишь в силу того, что всем вместе жить стало тесно и дело торговое после Крымской кампании и особенно после эмансипации 1861 года быстро росло и крепло»[204]. Концентрация капитала в немалой степени способствовала успешному ведению бизнеса, поэтому многие купеческие патриархи не спешили предоставлять своим детям самостоятельность. Дочери оставались в семейном капитале до замужества. А многие мужчины вполне зрелого возраста, даже вступившие в брак, числились «купеческими сыновьями», а не купцами. Так, по воспоминаниям современника, «старший сын симбирского купца Зеленкова был уже женатым и имел маленьких детей, но отец не отделял его от себя, заставлял жить в одной квартире с собой…»[205]. Воспитание детей – и сыновей, и дочерей – основывалось на принципах веры и религии. «Вся семья должна была ходить ко всенощным и обедням в праздники и воскресные дни. Уклонения от этих обязанностей допускались лишь в редких и исключительных случаях: болезни или экстренного, не терпящего отлагательства дела». «Религия – это первое дело русского купечества. Никогда хозяин не выйдет из дому за своими делами, не помолившись Богу»[206]. При этом нередко религиозность, особенно в отношении молодого поколения, носила лишь формальный характер. Так, С.И. Зеленков «не только требовал от детей, чтобы они ходили в церковь, но и проверял их. Обычно он посещал церковь Вознесения и стоял там обедню до конца каждый праздник. Дети ловко приспособились к нему. Когда отец проходил мимо них (он всегда стоял впереди, на почётном месте, которое предоставлялось только именитым купцам), они вставали так, чтобы он их заметил, а затем уходили гулять или к знакомым в гости, где находились во время церковной службы. А яркой иллюстрацией торговых нравов и обычаев могут послужить воспоминания представителя симбирской купеческой семьи А.В. Ястребова: «Как ни строг, ни бдителен был хозяин, а все–таки приказчик всегда умел урвать из его богатства малую толику. И что всего удивительнее, так это то, что купцы все хорошо знали, что приказчики у них воруют, но считали это в порядке вещей: сами они прошли такую же школу». Недаром в те времена была поговорка: «Приказчик, грош в ящик, а пятак за сапог». Так, «у купца Н.С. Зеленкова был старший приказчик Соловьев, который в отсутствие хозяина распоряжался в магазине. Однажды в магазин был принят на работу молодой парень, и он скоро стал приказчиком. Как–то раз он заметил, что Соловьев взял из кассы магазина пачку денег и положил себе в карман. Это сильно взволновало парня, так как когда недосдача денег при подсчете будет обнаружена, в этом обвинят, конечно, не старшего приказчика, которого хозяин знает много лет, а его, молодого, которого хозяин еще не знает как следует. Взволнованный парень прибежал в кабинет хозяина и рассказал ему о случившемся. Зеленков сказал: «Я давно это знаю. Соловьев – человек многосемейный и очень нуждающийся, так что деньги ему нужны. Но он человек весьма аккуратный, так что лишнего не возьмет»[207]. Досуг купечества в середине XIX в. ограничивался рамками семьи и был достаточно традиционным. Хождение в гости и приглашение гостей были одной из самых распространённых форм времяпрепровождения. Также следует отметить, что в конце XIX столетия «в жизни купечества, несомненно, наступил перелом. В этот период в городах исчезли купеческие типы вроде Кабанихи и Дикого, за весьма редким исключением. Культура начинает просачиваться в этот мир, и уже не было тогда купчих, которые считали паровоз огненным змеем и слепо верили глупым рассказом странниц и приживалок»[208]. В повседневный досуг купечества рубежа XIX–ХХ вв. прочно входит чтение. Так, А.П. Кузнецов описывает времяпрепровождение своих ближайших родственниц следующим образом: «Бабушка моя Федосья Ивановна… сидела больше за чтением как светских, так и духовных книг. Хотя образования она никакого не имела, но чтением увлекалась и прочла на своём веку немало книг… Мать моя Наталья Александровна… очень любила читать, собрала порядочную свою библиотеку и была всегдашней подписчицей единственной городской общественной библиотеки. Она много читала мне вслух и я, не зная ещё грамоты, знал наизусть много стихотворений»[209]. Как констатировал современник, купцы «стали тянуться за дворянством и определяли своих детей в гимназии или коммерческие училища, а затем и высшие учебные заведения»[210]. Неудивительно, что досуг юных отпрысков купеческих семейств постепенно приобретает интеллектуальную направленность. Из дневника Н.А. Финогеевой, дочери пензенского купца 1–й гильдии А.Ф. Финогеева: «… целый вечер читала». «Вечером я с мамою ходила в Реальное училище. Там был вечер, и играли на рояле, на скрипке, говорили стихи, пели и представляли сами реалисты «Демьянову уху» и из «Недоросля» – «Митрофан и его учение». Мне очень понравилось…». «Нынче утром я с мамою играла на рояле в четыре руки». «До обеда я писала диктовки – французскую и немецкую»[211]. Некоторые купцы тяготели к художественно–творческой деятельности. Пример тому представляет собой предприниматель К.П. Головкин (1871—1925). Будучи сыном самарского купца, он сам являлся вполне успешным дельцом – ему принадлежал собственный писчебумажный и художественный магазин на одной из центральных улиц города. Тем не менее, его интересы не ограничивались только сферой предпринимательской инициативы – Головкин страстно увлекался искусством. Он инициировал и вложил средства в выставки картин самарских художников, собрал уникальные археологические коллекции. Пензенский купец 2–й гильдии А.П. Барсуков (1856—1916), получивший художественное образование, был известен как оформитель российских павильонов на всемирных выставках[212]. Приблизительно с 1880–х гг. важной составляющей купеческого досуга становятся театральные представления: «Купцы считали, что раз дворяне ходят в театр, им тоже отставать нельзя. И они иногда всем семейством брали ложу и появлялись на спектакле в театре, хотя мало что понимали»[213]. Несмотря на определённый консерватизм, повседневная жизнь купечества во второй половине XIX в. постепенно сближается с дворянскими нормами и обычаями. Это выражалось как в изменении форм организации публичного досуга (посещение театров, других общественных мероприятий), так и в частной жизни (распространение в купеческой среде чтения, рост образовательного уровня). В.Б. Безгин Тамбов, Тамбовский государственный технический университет Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|