Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—НАЧАЛА ХХ В.





(ПО МАТЕРИАЛАМ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Важнейшей характеристикой провинциального быта купеческой семьи являлась патриархальность. Данное обстоятельство было обусловлено спецификой правового положения купечества, а также особенностями осуществления предпринимательской деятельности в данной среде.

В торгово–промышленной деятельности все члены семейства выступали только как доверенные лица начальника капитала. После смерти отца сыновья могли оставаться в одном деле, в обратном случае каждый из них должен был объявить собственный капитал. Выходец из пензенской купеческой семьи А.П. Кузнецов в своих мемуарах писал, что «…три брата после смерти отца жили некоторое время вместе, несмотря на то, что были уже все многосемейные, и имели общую неразделенную торговлю. Раздел же между братьями произошёл не из каких–либо распрей и недовольства, а лишь в силу того, что всем вместе жить стало тесно и дело торговое после Крымской кампании и особенно после эмансипации 1861 года быстро росло и крепло»[204].

Концентрация капитала в немалой степени способствовала успешному ведению бизнеса, поэтому многие купеческие патриархи не спешили предоставлять своим детям самостоятельность. Дочери оставались в семейном капитале до замужества. А многие мужчины вполне зрелого возраста, даже вступившие в брак, числились «купеческими сыновьями», а не купцами. Так, по воспоминаниям современника, «старший сын симбирского купца Зеленкова был уже женатым и имел маленьких детей, но отец не отделял его от себя, заставлял жить в одной квартире с собой…»[205].

Воспитание детей – и сыновей, и дочерей – основывалось на принципах веры и религии. «Вся семья должна была ходить ко всенощным и обедням в праздники и воскресные дни. Уклонения от этих обязанностей допускались лишь в редких и исключительных случаях: болезни или экстренного, не терпящего отлагательства дела». «Религия – это первое дело русского купечества. Никогда хозяин не выйдет из дому за своими делами, не помолившись Богу»[206].

При этом нередко религиозность, особенно в отношении молодого поколения, носила лишь формальный характер. Так, С.И. Зеленков «не только требовал от детей, чтобы они ходили в церковь, но и проверял их. Обычно он посещал церковь Вознесения и стоял там обедню до конца каждый праздник. Дети ловко приспособились к нему. Когда отец проходил мимо них (он всегда стоял впереди, на почётном месте, которое предоставлялось только именитым купцам), они вставали так, чтобы он их заметил, а затем уходили гулять или к знакомым в гости, где находились во время церковной службы. А яркой иллюстрацией торговых нравов и обычаев могут послужить воспоминания представителя симбирской купеческой семьи А.В. Ястребова: «Как ни строг, ни бдителен был хозяин, а все–таки приказчик всегда умел урвать из его богатства малую толику. И что всего удивительнее, так это то, что купцы все хорошо знали, что приказчики у них воруют, но считали это в порядке вещей: сами они прошли такую же школу». Недаром в те времена была поговорка: «Приказчик, грош в ящик, а пятак за сапог». Так, «у купца Н.С. Зеленкова был старший приказчик Соловьев, который в отсутствие хозяина распоряжался в магазине. Однажды в магазин был принят на работу молодой парень, и он скоро стал приказчиком. Как–то раз он заметил, что Соловьев взял из кассы магазина пачку денег и положил себе в карман. Это сильно взволновало парня, так как когда недосдача денег при подсчете будет обнаружена, в этом обвинят, конечно, не старшего приказчика, которого хозяин знает много лет, а его, молодого, которого хозяин еще не знает как следует. Взволнованный парень прибежал в кабинет хозяина и рассказал ему о случившемся. Зеленков сказал: «Я давно это знаю. Соловьев – человек многосемейный и очень нуждающийся, так что деньги ему нужны. Но он человек весьма аккуратный, так что лишнего не возьмет»[207].

Досуг купечества в середине XIX в. ограничивался рамками семьи и был достаточно традиционным. Хождение в гости и приглашение гостей были одной из самых распространённых форм времяпрепровождения. Также следует отметить, что в конце XIX столетия «в жизни купечества, несомненно, наступил перелом. В этот период в городах исчезли купеческие типы вроде Кабанихи и Дикого, за весьма редким исключением. Культура начинает просачиваться в этот мир, и уже не было тогда купчих, которые считали паровоз огненным змеем и слепо верили глупым рассказом странниц и приживалок»[208]. В повседневный досуг купечества рубежа XIX–ХХ вв. прочно входит чтение. Так, А.П. Кузнецов описывает времяпрепровождение своих ближайших родственниц следующим образом: «Бабушка моя Федосья Ивановна… сидела больше за чтением как светских, так и духовных книг. Хотя образования она никакого не имела, но чтением увлекалась и прочла на своём веку немало книг… Мать моя Наталья Александровна… очень любила читать, собрала порядочную свою библиотеку и была всегдашней подписчицей единственной городской общественной библиотеки. Она много читала мне вслух и я, не зная ещё грамоты, знал наизусть много стихотворений»[209].

Как констатировал современник, купцы «стали тянуться за дворянством и определяли своих детей в гимназии или коммерческие училища, а затем и высшие учебные заведения»[210]. Неудивительно, что досуг юных отпрысков купеческих семейств постепенно приобретает интеллектуальную направленность. Из дневника Н.А. Финогеевой, дочери пензенского купца 1–й гильдии А.Ф. Финогеева: «… целый вечер читала». «Вечером я с мамою ходила в Реальное училище. Там был вечер, и играли на рояле, на скрипке, говорили стихи, пели и представляли сами реалисты «Демьянову уху» и из «Недоросля» – «Митрофан и его учение». Мне очень понравилось…». «Нынче утром я с мамою играла на рояле в четыре руки». «До обеда я писала диктовки – французскую и немецкую»[211].

Некоторые купцы тяготели к художественно–творческой деятельности. Пример тому представляет собой предприниматель К.П. Головкин (1871—1925). Будучи сыном самарского купца, он сам являлся вполне успешным дельцом – ему принадлежал собственный писчебумажный и художественный магазин на одной из центральных улиц города. Тем не менее, его интересы не ограничивались только сферой предпринимательской инициативы – Головкин страстно увлекался искусством. Он инициировал и вложил средства в выставки картин самарских художников, собрал уникальные археологические коллекции. Пензенский купец 2–й гильдии А.П. Барсуков (1856—1916), получивший художественное образование, был известен как оформитель российских павильонов на всемирных выставках[212].

Приблизительно с 1880–х гг. важной составляющей купеческого досуга становятся театральные представления: «Купцы считали, что раз дворяне ходят в театр, им тоже отставать нельзя. И они иногда всем семейством брали ложу и появлялись на спектакле в театре, хотя мало что понимали»[213].

Несмотря на определённый консерватизм, повседневная жизнь купечества во второй половине XIX в. постепенно сближается с дворянскими нормами и обычаями. Это выражалось как в изменении форм организации публичного досуга (посещение театров, других общественных мероприятий), так и в частной жизни (распространение в купеческой среде чтения, рост образовательного уровня).

В.Б. Безгин

Тамбов, Тамбовский государственный технический университет







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.