Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ У БАШКИР В XVIII – НАЧАЛЕ XX В.





В башкирском обществе неизменным вниманием и уважением пользовались пожилые люди. Статус пожилого человека был высоким. Старики передавали молодежи историю народа. К ним обращались за советом, при решении споров за посредничеством[229].

Уважение к старшим проявлялось в повседневной жизни: в действиях и поступках молодых. Дети посещали престарелых родителей, даже если те жили далеко. Если старики оставались одинокими, они жили у близких, окруженные уходом, как и родители. Дети были обязаны помогать родителям, даже если те были в состоянии вести самостоятельную жизнь[230]. Несоблюдение его осуждалось общественностью[231]. И если даже в семьях иногда встречалось некоторое небрежное отношение к старикам, в обществе отношение к ним всегда было внимательным и уважительным.

У башкир наследником дома, усадьбы, очага и движимого имущества, оставшегося во владении отца, считался младший сын. В номенклатуре родства башкир имеется специальный термин – кинйя/кинжя, тёпсёк[232]. У башкир в обязанности младшего входило: похоронить отца, уплатить его долги, содержать мать, справить приданое и выдать замуж незамужних сестер. В случае отсутствия сыновей престарелые родители попеременно жили у дочерей. И здесь преимущество отводилось младшей дочери, часто она оставалась с мужем в родительском доме. Раздел имущества неразделенной семьи осуществлялся после смерти его главы[233]. Благоприятное положение было у стариков в неразделенных семьях.

В неразделенных семьях статус пожилого мужчины и его жены был особенно высоким. Старшая женщина–мать пользовалась почетом и уважением. Она была посвящена в семейные дела, распоряжалась домашними работами. С приходом в дом невестки свекровь освобождалась от работ по хозяйству, которые теперь выполняла молодая женщина. Становление невестки как самодостаточной, полноправной женщины проходило под влиянием свекрови[234].

О возрастном рубеже старости в дореволюционный период судить сложно[235]. Из–за непосильного труда и тяжелых условий жизни башкирская женщина в 40–50 лет выглядела как старуха[236]. Возрастной анализ говорит, что каждая вторая женщина детородного возраста не доживала до 40 лет[237]. Причем такая ситуация сохраняется без изменений вплоть до конца XIX века.

Быстрая старость и ранняя смерть женского населения после 40 лет связана с тяжелыми бытовыми условиями труда, частыми родами, истощавшими организм женщины. Башкирская женщина играла большую роль в производстве благ. Уходом за детьми занималась женщина; период кормления продолжался до 1,5–2,5 лет, 2,5 лет – предельный срок. В силу этих причин женский организм изнашивался, что приводило к ранней старости и смерти женщин от 21 до 45. Но у женщин, прошедших опасный рубеж, увеличивались шансы прожить до глубокой старости.

Статус пожилой женщины зависел от того, насколько она смогла реализовать себя как женщина и мать. Если у нее было много сыновей, окружали внуки, сама она была полна энергии, то пользовалась вниманием и авторитетом в семье и кругу родственников[238]. Наряду с мужчиной она выполняла обязанности старшей в родственной группе.

Отношение к пожилой женщине зависело от ее дееспособности, затребованности и участия в хозяйственной жизни. Пожилые женщины принимали участие в домашних и хозяйственных работах. Велика была их роль в воспитании детей и уходе за ними. В малых семьях пожилые женщины присматривали за детьми, готовили еду, заготавливали продукты, занимались рукоделием, обрабатывали шерсть, вязали. Тем более, что в XVIII–первой половине XIX в. главе женской половины дома приходилось решать за мужа и сына, т.к. мужчины часто отлучались от дома в связи с восстаниями, не говоря о службе.

Оставшись без мужа с малыми детьми, семью возглавляла вдова при участии братьев или родственников мужа[239]. Если сын или сыновья были взрослыми, обязанности главы переходили к старшему или следующему по старшинству брату мужа. Мать фактически влияла на сыновей советами и уговорами. Мужчина не вмешивался в дела женской половины, потому старшая женщина чувствовала себя хозяйкой.

Похоронные обряды невозможно представить без участия пожилых женщин. Ролевые функции распределялись четко. В подготовке покойного, обмывании и обряжении, если это был мужчина, участвовали мужчины, если женщина – женщины. В дом покойника собирались люди с подарками: полотенцем, мылом, платками. Принесенные подарки с молитвами собирала пожилая женщина, чтобы раздать участникам похорон[240]. За водой ходили пожилые женщины. Это связано с требованиями «чистоты» в погребальных ритуалах, у пожилых женщин уже не было месячных. После обмывания умершего облачали в саван. Женщины не принимали участия в погребальной процессии, их присутствие было нарушением святости могил[241].

Взаимоотношения пожилых людей с детьми регулировались шариатом и нормами права. Дети обязаны любить и уважать родителей, оказывать им внимание. Шариат признавал за детьми (внуками) обязанность содержания престарелых родителей и погребения их. Из–за высокой смертности населения дети оставались полусиротами или сиротами, основная опека ложилась на бабушек и дедушек.

Статус пожилых людей и женщин был высоким, они пользовались авторитетом в семье и обществе, им оказывали внимание и почтение, к советам прислушивались женщины и мужчины.

Ю.В. Аргудяева

Владивосток, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

БРАК И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ У РУССКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ В ШТАТАХ АЛЯСКА И ОРЕГОН США [242]

Старообрядчество продолжает существовать как самобытная, устойчивая к изменениям русская культура, сохранившая народные и православные традиции не только на «материнской» территории – в России, но и в странах зарубежья, куда они мигрировали в разные исторические периоды послераскола в русской православной церкви в 60–е годы ХVII в.

Весной и летом 2010 г. дальневосточными учёными было совершено два исследования среди старообрядцев Аляски и Орегона с целью изучения степени сохранности традиционной русской культуры в иноэтничном окружении у локальной группы русского этноса – старообрядцев.

В США первые небольшие группы старообрядцев появились в конце ХIХ в. из Царства Польского. Большинство из них быстро ассимилировалась, некоторые воссоединились с Русской православной церковью за границей. Значительные по численности группы старообрядцев прибыли в штат Нью–Джерси США в 60–е гг. ХХ в. В последующие годы они расселились в других штатах. Самые крупные из них находятся в штатах Орегон и Аляска. Здесь поселились старообрядцы–беспоповцы часовенного согласия. Они представляют локальные группы староверов, получившие в зависимости от места выхода неофициальные названия «турчане», «синьцзянцы», «харбинцы». Их единая религиозная принадлежность позволила быстро сблизиться и наладить брачные контакты. Каждая из этих групп сформировалась после раскола в русской православной церкви в разные исторические периоды на азиатском континенте. «Турчане» – потомки русских казаков– «некрасовцев», ушедшие с Кубани в пределы турецких владений в начале ХVIII в. вначале в Добруджу, затем в Азиатскую Турцию. «Синьцзянцы» – в прошлом старообрядцы–«кержаки» и «поляки», пришедшие на северо–запад Китая с российского Алтая в 1930–е годы. «Харбинцы» – русские старообрядцы, эмигрировавшие в Маньчжурию также в 1930–е годы из южной части Дальнего Востока. И «синьцзянцы», и «харбинцы» – крестьяне, спасавшиеся от коллективизации. Группы староверов попали в США в 1960–е–1970–е годы. По религиозному составу преобладают старообрядцы–беспоповцы. Общины старообрядцев–поповцев, составляющие четверть всего старообрядческого сообщества, возникли уже на американском континенте в 1980––е гг. из числа беспоповцев.

На процессы образования семей и семейную жизнь современных русских старообрядцев в Америке влияние оказывают религиозные воззрения, хотя процессы адаптации к местным условиям и образу жизни, местному англоязычному населению, общие преобразования и технический прогресс в течение полувекового пребывания на американском континенте в определенной степени повлияли на утрату жестких религиозный позиций, но не изменили установки на демографическое поведение и семейные ценности. Такая ситуация бытует у старообрядцев–беспоповцев и у старообрядцев–поповцев. Возникновение поповщины повлекло распад брачных союзов, так как один из супругов не пожелал переходить в поповские общины. В этом плане консервативней оказались женщины, не захотевшие перейти в поповство. Для них религиозные воззрения оказались важнее супружества и одиночества с несколькими детьми на руках. Разъединялись не только супружеские пары, но и многие родительские семьи, где братья и сестры до сих пор не общаются друг с другом.

Ушли в прошлое традиции вступления в брак по выбору родителей. Сейчас молодые ищут себе брачного партнера, но они должны точно нать – нет ли между ними менее 8 степеней кровного и духовного (институт крёстных) родства, иначе придется разводиться. И если в 1960–е – начале 1970–х гг., т.е. в период первых лет жизни в США разных групп староверов–беспоповцев, не было проблем с поиском брачных партнеров, то к настоящему времени они появились. Во–первых, породнились многие фамильные кланы «турчан», «синьцзянцев» и «харбинцев». При значительной многодетности в каждой семейной паре, один клан разрастается до двухсот и более человек. Во–вторых, возникла проблема вступления в брак поповцев с беспоповцами. Для вступления в брак беспоповки (с учетом отсутствия кровного и духовного родства) требуется не только согласие родителей с обеих сторон, но и согласие наставника и священника. Если такой брак будет заключен, беспоповка всегда уйдет в общину мужа, т.е. примет священство.

В такой ситуации молодежь в поисках брачных партнеров ездит на праздники в старообрядческие общины ряда стран Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, реже – в Россию. Часть старообрядок вступает в брак с американцами. Если последние переходят в старообрядчество, брак, обычно, стабильный. Но чаще такие семейные союзы со временем распадаются. Случаев вступления в брак мужчин–старообрядцев с американками практически нет. По свидетельству староверов, они знают, что русская жена будет варить, парить, убирать, стирать, т.е. традиционное деление труда на мужской и женский, принятое в крестьянской среде российских русских, потомками которых они являются, продолжает сохраняться. А американки, по их мнению, слишком уж вольные, стремятся к равноправию и считают, что муж должен готовить, варить, убирать, мыть туалет, выполнять прочую домашнюю работу.

Часть молодых людей, сделав 2–3 попытки вступить в брак и выявив, пусть и отдаленную, но родню, вступает в гражданские отношения с американками или эмигрантками–мексиканками, что не приветствуется ни родителями, ни общиной. В настоящее время увеличился возраст вступления в брак: у девушек с 14–15 лет до 16–22 лет, у юноши с 17–18 до 28 лет. Всё большее число девушек стремятся получить среднее, а иногда и профессиональное образование, тогда как их матери, вступали в брак, едва закончив 6–7 классов и занимались только домашним хозяйством. Уменьшилась рождаемость. Сейчас не рожают, как в прошлом, 10–15 детей, самое большее – 5 детей. И хотя религия против вмешательства в процесс уменьшения рождаемости, современные старообрядки тайно широко используют контрацепцию, систему подсчёта благоприятных и неблагоприятных для зачатия дней. Абортов нет. Внебрачная рождаемость имеет место, но в редких случаях.

Растет число разводов. По религиозным канонам, если жена оставила мужа, ему разрешается вступить в брак вторично. Разведенной женщине на законных основаниях, т.е. через оформление повторного брака в молельне (или церкви), не разрешается завести семью. Муж ей дан пожизненно. Даже если муж осужден за сексуальные развратные действия и отбывает длительный тюремный срок, жена должна его ждать. Во многих житейских ситуациях, связанных с распадом семьи, которые рассматриваются руководителями общины, мужчина всегда имеет определенные послабления, женщина – практически никогда. Поэтому многие современные старообрядки, не желающие мириться с такой ситуацией, повторно вступают в гражданский брак, что также осуждается общиной.

Ю.Д. Коробков

Магнитогорск, Магнитогорский государственный университет







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.