Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА





Насилие по гендерному признаку уже не одно десятилетие рассматривается как политическая проблема. Это отражено во многих документах и резолюциях, принятых национальными и международными организациями с целью его искоренения. Организация Объединенных Наций, Совет Европы и Европейский Союз были инициаторами разных программ, направленных на решение этой задачи. Представим ключевые международные документы.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин(CEDAW). Важнейший инструмент международного законодательства, Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., однако в ней нет непосредственного упоминания о насилии. Этот документ является основой дальнейших резолюций по искоренению всех форм насилия в отношении женщин (CEDAW 1989, CEDAW 1992). Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны отчитываться перед Комитетом каждые четыре года. Конвенция до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. Ее неслучайно называют «Женской конвенцией». К концу ХХ в. ее ратифицировали более ста стран, включая Российскую Федерацию (Конвенция ратифицирована Президиумом ВС СССР 19 декабря 1980 г., а РФ как правопреемник СССР обязана выполнять международные обязательства).

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Протокол открыт для подписания и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 6 октября 1999 г. Протокол, предусматривающий признание компетенции Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (группа из 23 независимых экспертов, которая заседает дважды в год) принимать и рассматривать сообщения от жертв нарушения прав, изложенных в Конвенции. Документ подписан РФ 12 апреля 2001 г., ратифицирован в 2004 г.

В декабре 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию по искоренению насилия в отношении женщин. Она обращается к государствам с призывом разработать национальные планы действия по защите женщин от всех форм насилия, а также обеспечить соответствующее финансирование существующих инициатив и программ. Это первый международный документ, давший широкое толкование термина «насилие в отношении женщин». В нем содержатся определения основных видов насилия, а также главные области его проявления – в семье, в обществе, со стороны государства. Декларация – не соглашение, не конвенция и не договор: она не требует ратификации и не предусматривает механизма контроля за ее выполнением.

В Пекине в 1995 г. была принята Платформа Действий – заключительный документ Четвертой Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин, включающий в себя подробную информацию о насилии в отношении женщин и о мерах по его искоренению.

Генеральная Ассамблея ООН в 1997 г. приняла Резолюцию по искоренению насилия. Этот документ призывает государства «разработать и реализовать судебные механизмы и процедуры, соответствующие потребностям женщин, подвергающихся насилию, и обеспечивающие правосудие в этих случаях».

Практически на каждой сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (в котором Россия состоит с 1996 г.) принимается тот или иной документ или рекомендация, большинство которых затем преобразуются в официальные документы, принятые на сессиях ПАСЕ (где представлена и Россия). Все главы государств и правительств положительно восприняли рекомендации Ассамблеи Совета Европы и включили проведение общеевропейской кампании по борьбе с насилием в отношении женщин, в том числе с бытовым насилием, в План действий, принятый на Варшавском саммите Совета Европы (16–17 мая 2006 г.). В резолюции, принятой на ПАСЕ 19 мая 2006 года, Ассамблея Совета Европы постановила приступить к реализации инициативы, именуемой «Парламенты едины в борьбе с бытовым насилием в отношении женщин».

Более шестидесяти государств приняли специальные законы о бытовом насилии; семь государств имеют законы о насилии в отношении женщин; одно государство имеет гендерно нейтральный закон о насилии. В четырнадцати государствах действуют конкретные положения о бытовом насилии, содержащиеся в их уголовных кодексах; пять государств разработали гражданские процедуры, согласно которым виновных удаляют из дома; в конкретном законодательстве о бытовом насилии двенадцати государств содержатся ссылки на насилие в семье. В 102 государствах не приняты конкретные положения о домашнем насилии. В ряде стран проекты законов о бытовом насилии находятся на стадии разработки, или же имеются намерения разработать конкретное законодательство или законодательные положения о бытовом насилии. Данные содержатся в Углубленном исследовании Генерального Секретаря ООН, посвященном насилию в отношении женщин [552].

Деятельность в этом направлении ведется и на постсоветском пространстве. В Украине Закон о предупреждении насилия в семье принят парламентом еще в 2002 г. Но юристы считали, что закон недоработан, и применить его на практике практически невозможно. Кыргызское законодательство в области борьбы с насилием в семье является одним из самых передовых в регионе. Однако, по мнению экспертов, вышеназванный закон и применимые положения УК не работают и, соответственно, не выполняют задачи по обеспечению ответственности.

В России неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о домашнем насилии на рассмотрение в парламент. Последний проект Федерального закона «Об основах социально–правовой защиты от насилия в семье» в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 марта 1999 года (выписка из протокола № 198, пункт 53) был снят с рассмотрения «в связи с отзывом авторами» – несколькими депутатами Государственной Думы (ГД). Вместе с тем в 1999 году группой парламентариев были внесены четыре законопроекта, в которых содержались нормы, направленные на предотвращение насилия в семье, оказание помощи жертвам домашнего насилия и привлечение к ответственности лиц, совершивших такое насилие. К сожалению, по различным причинам ни один из этих проектов так и не стал законом. Вместе с тем следует отметить, что отдельные положения указанных законопроектов были учтены при внесении поправок в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации[553].

В настоящий период ряд российских неправительтвенных организаций продолжают деятельность по продвижению идеи создания в стране специального законодательства о домашнем насилии. Но для успеха необходимы совместные усилия общественности, законодателей и государства. К сожалению, такой тенденции в РФ не наблюдается.

Е.Я. Кулькова

СанктПетербург, С.Петербургский гос. инст. Псих. и соц. работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

В России насилие в семье в различных его формах приобрело значительные масштабы, а борьба с ним ведется неудовлетворительно. Статистика показывает, что 30–40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Статистика российских служб экстренной психологической помощи (телефонов «Доверия») свидетельствует, что: в 80% случаев обращений речь идет о семейном насилии; самой распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие.

В массовом сознании насилие в семье не признается особой социальной проблемой, практика последних лет доказывает осмысление данного вопроса, связанного с защитой прав человека: это и разработка Федерального Закона «Об основах социально–правовой защиты от насилия в семье»; и организация во многих городах России кризисных центров для женщин, и создание экспериментального банка данных по обращениям за помощью, социологические исследования, проведение научно–практических семинаров и конференций. Цель исследования: разработать программу психологической помощи женщинам, пострадавшим от насилия в семье, учитывая их психологические особенности.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что психологическая помощь женщинам, пострадавшим от насилия в семье будет результативной, если: 1) будут учтены психологические особенности женщин, будут подобраны формы психологической помощи, адекватные каждой конкретной ситуации насилия; 2) женщины, пострадавшие от насилия в семье, характеризуются рядом психологических особенностей, которые необходимо учитывать при отборе форм психологической помощи.

Исследование проводилосьна базеТерриториального центра социальной помощи семье и детям и отделения помощи женщинам, пережившим насилие в социуме и семье. В исследовании принимали участие 27 женщин г. С.–Петербурга в возрасте от 20 до 43 лет с высшим, среднеспециальным и среднетехническим образованием. С целью определения особенностей взаимоотношений в семье мы провели опрос женщин с помощью анкетирования. Все испытуемые 27 женщин, что составляет 100%, отметили, что со стороны мужа проявляются постоянные оскорбления, сквернословие и непристойные «клички». На второмместе – 21 женщина, что составляет 77,7% респондентов – угроза физической расправой. На третьем–19 чел., что составляет 70,4% респондентов, которые отмечают угрозу покончить жизнь самоубийством, т.е. постоянный шантаж, это приводит к эмоциональным срывам женщин, является психологическим насилием.

С помощью методики Омни в модификации О. Шарган «Мотивы насильственного поведения в семье» мы изучили преобладающие мотивы возникновения насильственных действий в семье по отношению к партнеру. В результате были получены следующие данные, свидетельствующие, что из 27 опрошенных женщин: 38% женщин среди всех мотивов на первое место поставили «мотив власти и контроля»; 27% женщин на второе место поставили мотив «ревности»; 18% женщин на третье место определили мотив физической агрессии; 9% женщин поставили мотив «традиции родительской семьи» на четвертое место; 5% женщин на пятое место поставили мотив «сексуальная неудовлетворенность»; 3% опрошенных женщин выделили мотивы: алкогольная зависимость, психопатологическое состояние, провоцирующее поведение мужа и т. п., поставив их на последнее место.

Учитывая небольшой объём исследуемой выборки, мы допускаем, что они носят вероятностный характер. Психологическое сопровождение при посттравматическом расстройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наиболее эффективной формой психологической помощи мы считаем сопровождение жертв насилия, которое осуществляется специалистами в работе с группой. В процессе реабилитации им рекомендуется предложить позитивные установки.

При групповой работе обсуждаются следующие основные темы: отношения между людьми, созависимость; мои жизненные ресурсы; насилие в семье (способы преодоления и избегания насилия по отношению женщин и детей); самозащита и план действий; повышаем самооценку; преодолеваем сексуальную зависимость; связь с родительской семьёй, проблемы родительской семьи. Для эффективности психологического сопровождения жертв насилия необходимо соблюдать определенные организационные и психологические условия, включающие в себя организацию пространства и времени консультирования. Помещение консультаций должно быть изолированным от звуков и достаточно просторным для выполнения предусмотренных техник. Консультативные беседы организуются с периодичностью не реже одного раза в неделю. Рассмотрим методы, которые могут использовать в психологическом сопровождении женщин, которые пережили насилие в семье.

Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с особенностями индивидуальной травмы и в зависимости от групповой динамики. По желанию можно продолжить работу в следующем цикле тренинговых занятий. Уместны упражнения в начале тренинговых занятий на групповую сплоченность, где участницы группы на одном большом листе бумаги все вместе рисуют свои представления, например, о безопасности. Так, участница К., сдерживая слезы, сказала, что такие длинные волосы она изобразила, потому что их ненавидит. А ранее, она рассказывала, что муж запрещает ей делать короткую стрижку, но часто «таскает» за волосы во время скандалов. Мы так охарактеризовали её работу: страх перед болью, неспособность выбрать форму поведения, ощущение бесполезности и беспомощности в попытке остановить терзания. Нос на маске сломан, так как она испытывает постоянное напряжение, печальные глаза делают из женщины – старушку, с болью ждут удара.Участница Р.: «Не хочу ничего видеть и слышать – я в своём мире. Нет ни малейшего желания, чтобы кто–то видел моё лицо». На её маске – светлый, солнечный тон лица. Это говорит о переживании положительных эмоций, чувствует себя хорошо. Однако лицо закрывают большие, красные руки, что свидетельствует о страданиях, скрываемых от окружающих.

Цикл занятий завершают упражнения на видение будущего, построение «линии жизни», обсуждение перспектив, построение планов. Предлагается упражнение, связанное с изображением прошлого, настоящего, будущего, указанием направления дальнейшего движения. Особую роль играет обсуждение возможных трудностей в ближайшем будущем. Таким образом, особую важность приобретает организованная психологическая помощь женщинам, пострадавшим от насилия в семье, так они, считают себя жертвой и не рассчитывают на уважение и признание окружающих.

Я.А. Самоделкин

Новоуральск, Центр гуманитарных и политических технологий







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.