Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод устной истории в исследовании научного сообщества: гендерный аспект





Интервьюирование свидетелей прошлого, создание коллекций устной истории, включение данных устной истории в число равноправных исторических источников, несмотря на голоса категорических противников и конструктивных критиков, завоевывает все большую популярность. Выпускаются специализированные периодические издания, ежегодники, хрестоматии, отдельные труды, основанные на материалах устной истории. Историки, работающие в области устной истории, объединены в национальные и международные ассоциации.

Определенные традиции целенаправленного интервьюирования ученых сложились в нашей стране еще в советскую эпоху. Исследователь и практик создания архивов устной истории науки М.В. Мокрова упоминает в своей диссертации («Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению»(2004)) о нескольких проектах советского периода. Так, анкетирование интеллигенции в 1969–1973 гг. было осуществлено сотрудниками Отдела истории советского общества Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. В отличие от осуществлявшихся ранее опросов деятелей науки, круг вопросов, предложенных респондентам, был значительно расширен: помимо формальной кадровой, была собрана развернутая информация о коллегах, семье, привычках и личных пристрастиях, бытовых условиях. С 1967 г. в Московском университете старшим научным сотрудником В.Д. Дувакиным осуществлялась работа по созданию фонда фонодокументов по истории русской культуры и науки XX века. Беседы с учеными проводились с 1970 г. до года смерти Дувакина (1982 г.). Он записал на магнитную пленку беседы с более чем 800 респондентами о профессорах МГУ, их работе в университете, научной жизни. В 1991 году в структуре Научной библиотеки МГУ организован Отдел устной истории, фонд которого был сформирован на базе коллекции, созданной В.Д. Дувакиным.

В постсоветской России инициатором создания баз данных устной истории науки является Центр «Архив науки и техники» в Институте истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова (руководитель центра – С.С. Илизаров). С 2000 г. ведется паспортизация кассет, опись аудио документов.

Метод устной истории эффективен для реконструкции гендерных практик в сфере науки. В ряде зарубежных университетов реализованы архивные проекты «Women in Science and Engineering» (WISE). Один из первых осуществлен в 1976–77 гг., когда было интервьюировано 10 женщин–ученых Массачусетского технологического института. Проект концентрировался на формировании личности в науке, развитии интересов в науке, образовании, карьере, проблемах половой дискриминации[663].

Архивные проекты «Женщины в науке и технике» и, как результат их реализации, архивные коллекции активно формировались в зарубежных университетах в последние тридцать лет. Крупный архив WISE был создан в 1994 г. в университете штата Айова (Iowa State University). Не желая растворения женских коллекций в историко–научных собраниях, инициаторы проекта создали архив, сфокусированный на документах, раскрывающих разнообразный жизненный опыт женщин 20 века[664]. В Висконсинском университете (Мэдисон) также сформирована богатая коллекция интервью с женщинами–учеными[665], выделено четыре основных направления «говорения» женщин о себе[666]. Гендерный подход к истории андроцентричного научного сообщества позволяет понять не только особенности социально–профессионального сосуществования мужчин и женщин в научной среде, но также вскрыть технологию воспроизводства властных отношений в науке[667].

Справедлив ли «эффект Матфея–Матильды» в отношении научного сообщества страны Советов и ее преемницы России? Ответить на эти и другие вопросы я попыталась в процессе реализации проекта «Метод устной истории в исследовании регионального научного сообщества», проводившегося в 2006–2008 гг.[668] Опыт показал, что в рамках подобных обширных проектов анализ гендерной составляющей истории научного сообщества малоэффективен. Респонденты неохотно отвечали на вопросы, связанные с их полом, считая их второстепенными по отношению к вопросам, касавшимся собственно научной деятельности. Вероятно, более плодотворны специальные исследования, посвященные женщинам–ученым, опыт проведения которых уже имеется.

Среди последних проектов по устной истории женщин–ученых – исследование Н.Л. Пушкаревой[669] и совместный проект «Женщины–ученые Беларуси и России в постсоветский период», выполненный под руководством И.Р. Чикаловой и Н.Л. Пушкаревой. В его рамках изучались взаимосвязь и взаимозависимость историко–культурных факторов и гендерных стереотипов, их влияние на профессиональный рост женщин в науке[670].

Е.М. Варданян

Гюмри (Армения), Гюмрийский государственный педагогический институт

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АРМЕНИИ

Большинство исследований современных общественных отношений касаются темы демократии. Пересмотр привычных представлений в социальных, политических, гуманитарных знаниях с включением в них гендерного дискурса стал результатом взаимодействия ряда факторов исторического, политического, социологического и социокультурного характера. Новый подход основан на признании истории человеческой цивилизации историей взаимоотношений мужчин и женщин. Предмет исследований – гендерные отношения с присущими им асимметрией, стереотипами или гармонией.

Логика гендерного подхода к исследованию общественных отношений привела к структурированию гендерных исследований в соответствии с областью знаний. Речь идет о характеристике положения женщин в обществе, их правовых, экономических и социальных статусов, политического участия и возможностей влияния на общественное развитие. В Армении гендерные исследования получили распространение с конца ХХ века, когда гендерный подход стал применяться в социально–политических, экономических, этнографических и исторических исследованиях. Авторы этих исследований не только по–новому, в гендерном измерении, представляют важнейшие проблемы развития страны, но применением новых методических подходов способствуют модернизации общественно–политической мысли.

В армянской историографии интерес к гендерной проблематике трудно оценить однозначно[671]. Часто в основе исследований находится проблема востребованности и допустимости «гендера» как теоретического и политического подхода с точки зрения армянской культуры и менталитета. В последние годы наблюдаются обращения к «истории женщин» и «женского вопроса» в армянском обществе XIX века[672]. Интерес к данному периоду армянской истории не случаен, ибо в этот период происходит не только подъем освободительного движения, активными участниками которого становятся женщины, но и рост женского образования[673]. В историческом знании интерес представляют публикации по армянской женской и гендерной истории[674].

Гендерный анализ политических процессов – одно из приоритетных направлений деятельности Центра гендерных исследований Ассоциации женщин с университетским образованием и Центра гендерных исследований «Циацан» при Гюмрийском ГПИ. В статьях и исследованиях[675] осуществляется анализ гендерных отношений и проблем установления гендерного равенства, представлены философские, социокультурные, этнологические и политические обоснования восприятий и интерпретаций гендерных проблем в армянском обществе. Для выработки стратегии гендерного равенства особое значение имеют исследования женского движения в прошлом и настоящем[676], а также исследования, осуществленные по материалам социологических опросов (начиная с 1998 года)[677].

Результаты опросов стали существенными аргументами при обосновании гендерного содержания общественных и политических процессов. Ценности и нормы демократии, которые лежат в основе процесса демократизации, предстали вопросами установления социальной справедливости и равенства в отношении женщин. Гендерные исследования политических отношений, проблем трансформации и демократизации общества привели к аналитическим исследованиям конкретных ситуаций, связанных с представленностью женщин в органах власти, на уровнях принятия решений. В связи с этим подготовлены и изданы «Гендерная ситуация в Армении», «Политическое участие женщин в парламентских выборах 2007 года в Республике Армения», основанные на результатах мониторингов процесса расширения права и возможностей участия женщин в политической жизни в контексте международных обязательств, целей тысячелетия и проблем внутреннего развития страны[678].

Использование гендерного подхода в исследовании общественных процессов становится востребованным в аспекте разработки политических стратегий демографического развития страны, национальной безопасности, здравоохранения и т.п. Сегодня власти Армении в рамках международных обязательств пытаются реализовать конкретные шаги по установлению гендерного равенства. Важным шагом в этом направлении считаем принятие Концепции государственной гендерной политики. В Армении накоплен значительный опыт организации гендерного образования, изданы учебные и методические пособия[679]. Важное значение имеют работы посвященные концептуальному обоснованию гендерного образования и содержащие государственные стандарты гендерного подхода в разных областях знаний[680].

Гендерные исследования в Армении имеют несколько ракурсов: гендерный фактор в политике и общественно–политическом дискурсе, в международной политической теории и практике, в политической демократизации Армении. Применение гендерного подхода как инновационного позволило признать «гендер» в качестве объекта научных исследований, определить гендерную суть политического участия и политической культуры и последствия социально–экономической и образовательных политик в отношении женщин в различных обществах, обосновать востребованность политики гендерного равенства как наиболее актуального направления политического развития идей прав человека, равноправия и свободы, использовать гендерный подход в исследовании политических отношений в Армении с целью выявления соответствия гендерных принципов задачам политического развития Армении, ее историческому опыту и традициям.

Гендерные исследования в современной Армении реальность, которая достаточно гармонично дополняет общественно–политический дискурс.

С.Н. Некрасов

Екатеринбург, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.