Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Данные объективного исследования





Общий осмотр больного. Общее состояние больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое). Положение больного в постели, палате: активное, пассивное, вынужденное. Выражение лица: обычное, страдальческое, возбужденное и т.д. Кожные покровы, слизистые: обычные, бледные, гиперемированы, цианотичны, сухие, влажные. Лимфатические узлы. Температура тела. Рост, телосложение, вес. Выраженность подкожной клетчатки. Особенности волосяного покрова, ногтей. Форма черепа – нормоцефалия, брахицефалия, гидроцефалия, микроцефалия, башенный череп. Перкуссия костей черепа. Конфигурация позвоночника: наличие сколиоза, кифоза, уплощения позвоночного лордоза. Перкуссия остистых отростков, давление на них и паравертебральные точки, вертикальная нагрузка на позвоночник. Подвижность позвоночника в шейном и поясничном отделе.

Состояние суставов, подвижность в них. Наличие дизрафического статуса – деформация грудной клетки (кифосколиоз), стоп (стопа Фридрейха), полидактия, плоская стопа.

Состояние мышечной системы, ее развитость.

Система дыхания. Ритмичность, глубина и частота дыхания. Кашель. Одышка (в покое или при нагрузке). Результаты перкуссии и аускультации легких.

Сердечно-сосудистая система. Наличие болей, неприятных ощущений в области сердца. Данные перкуссии и аускультации сердца: границы, тоны сердца. Пульс и его характеристика. Артериальное давление. Состояние подкожных вен.

Система пищеварения. Язык и зубы, возможные особенности их. Живот, его конфигурация, участие в акте дыхания. Результаты пальпации и перкуссии подложечной, подвздошной области, области живота, печени, желчного пузыря. Функция органов пищеварения. Боли в животе, диспепсические расстройства, тошнота, рвота, состояние стула. При наличии тошноты, рвоты уточнить, что им предшествует и чем это сопровождается (головная боль, головокружение, связь с переменой положения тела).

Мочеполовая система Функция тазовых органов. Мочеиспускание: свободное, безболезненное, затруднено, периодическое или постоянное недержание мочи, императивные позывы. Боли внизу живота, рези при мочеиспускании. Половые функции.

Эндокринная система. Пальпируемость щитовидной железы, ее величина. Нет ли признаков нарушения функции щитовидной и паращитовидной железы, надпочечников, гипофиза (синдром Иценко-Кушинга, несахарное мочеизнурение, сахарный диабет. гипофизарный нанизм, акромегалия)?

Половая функция. Жалобы. Функция. Половые расстройства: импотенция и другие нарушения.

Нервная система

Высшая нервная деятельность

Контакт с больным: продуктивному контакту доступен, недоступен. Состояние сознания: ясное, оглушенное, сопор, кома, психомоторное возбуждение. Ориентировка больного в месте, времени, в собственной личности. Вступление с обследуемым в контакт: легкое, неохотное, затруднено, односложное и т.п. Кратковременная и долговременная память (память на ближайшие и отдаленные события). Внимание: устойчивое, быстрая отвлекаемость. Поведение при исследовании (мимика, жестикуляция, манера изложения, эмоциональная реакция на беседу с врачом). Мышление: темп (замедленное, ускоренное, повышенная обстоятельность, абстрактность ). Лексикон. Интеллект: соответствует возрасту, образованию, жизненному опыту, социальному положению. Эмоциональная сфера, настроение, поведение (адекватное, подавленное, необщительное, замкнутое, негативное, агрессивное, эйфория ). Сон и его нарушения (сонливость, бессонница, извращение сна), скорость засыпания, глубина сна, сновидения и их характер, самочувствие после сна. Отношение больного к своему заболеванию.

Речь - способность к разговорной речи. Для оценки речи исследуется экспрессивная и импрессивная речь. Предлагают больному рассказать о себе, ответить на поставленные вопросы, повторить простые и сложные фразы, слова, слоги. Спонтанная речь: плавность, четкость, модулирование - моторная речь. Артикуляция речи и ее особенности: дизартрия, скандированность, монотонность, брадилалия, заикание, косноязычие. Обращенную речь больной понимает и выполняет все задания, но сам не говорит или говорит отдельные слоги, слова, парафазии, персеверации - моторная афазия. Понимание обращенной к больному речи, понимание смысла слов, простых и сложных предложений, способность называния предъявляемых предметов – вариант нормы сенсорной речи, а непонимание обращенной речи, неспособность называния предметов – сенсорная и амнестическая афазия.

Сохранность целенаправленных движений по команде и по подражанию - праксис. Неспособность выполнения этих функций - идеаторная и динамическая апраксия. Способность больного из частей сложить целое или схематически изобразить что-нибудь (домик, человека и т.п.) – конструктивный праксис. Неспособность выполнения этих действий – конструктивная апраксия.

Гнозис – способность распознавания событий, явлений, предметов по информации о них. Распознавание слуховых, вкусовых, обонятельных, соматосенсорных, зрительных раздражителей (разновидности гнозиса). Неспособность выполнения этих функций – агнозия.

Обонятельный гнозис проверяется путем вдыхания поочередно каждой половиной носа, при закрытых глазах, предъявляемых знакомых пахнущих веществ.

Зрительный гнозис проверяется предъявлением различных предметом для их узнавания.

Вкусовой гнозис проверяется путем поочерёдного нанесения кислого, сладкого, горького, пресного раствора на корень языка.

Слуховой гнозис проверяется путем проверки способности распознавать события, явления, предметы по звуковым сигналам (произносимые слова, различные звуки, в том числе и музыкальные).

Соматосенсорный гнозис (стереотаксис) проверяется путем проверки способности распознавать различные знакомые предметы наощупь

Не осознание своего заболевания (анозогнозия) и не осознание своего тела (аутотопоагнозия), ощущение наличия лишних частей тела: рук, ног (псевдомелия). Ориентировка в пространстве и топографии частей тела (аутотопогнозия).

Способность счета и математических функций, понимание музыки, способность писать и читать. Расстройство перечисленных функций - акалькулия, амузия, аграфия, алексия.

Черепные нервы

При отсутствии нарушения функции черепных нервов отмечается их нормальная функция, а при наличии нарушения их - указывается характер выявленных нарушений.

1 пара – обонятельный нерв. Обоняние исследуется набором известных больному ароматических веществ (настойка валерианы, одеколон и т.п.) отдельно справа и слева и проверяется способность распознавания пахнущего вещества - обонятельный гнозис. Необходимо уточнить, не испытывает ли больной какого-нибудь запаха при реальном его отсутствии: (обоняние сохранено, гипосмия, аносмия, гиперосмия, галлюцинации, обонятельная агнозия). Нельзя применять вещества с раздражающим запахом (нашатырный спирт, уксусная кислота), которые воспринимаются не обонятельными рецепторами, а чувствительными окончаниями тройничного нерва.

П пара – зрительный нерв. Проверяется острота зрения без коррекции и с коррекцией, поля зрения, цветоощущение, глазное дно. Острота зрения проверяется с расстояния 6 метров с помощью таблицы Головина и др. Следует уточнить, нет ли амблиопии или амавроза, ощущения пелены перед глазами, зрительных галлюцинаций. Уточнить время их появления. Нужно проверить поля зрения с помощью периметра или ориентировочно (путем нахождения средины растянутого перед больным полотенца и другими приёмами), уточнить, нет ли гемианопсии (гомонимной, гетеронимной, квадрантной, скотом, сужения полей зрения)?

Цветоощущение определяется с помощью полихроматической таблицы Рабкина, а ориентировочно – с помощью разноцветных предметов, бумажек.

Осмотр глазного дна проводится с помощью офтальмоскопа (нормальное, застойные соски, побледнение, атрофия зрительных нервов, состояние сосудов глазного дна: извиты, полнокровные вены, симптом медной или серебряной проволоки).

Для описания состояния зрительного анализатора (зрительного нерва) можно использовать данные осмотра окулиста.

Ш, 1У, У1 пара – глазодвигательный, блоковой, отводящий нервы. Отмечается ширина и равномерность глазных щелей, величина и форма зрачков (равномерность, анизокория) и их прямая и содружественная реакция на свет, аккомодацию и конвергенцию. Для проверки реакции зрачков на свет больному предлагают смотреть прямо, ладонью закрывают от света оба глаза, а затем, спустя 3-5 секунд поочередно резко открывают то один, то второй глаз. При открывании глаза зрачок суживается. Для проверки содружественной реакции зрачков закрывают один глаз и следят за зрачком открытого глаза, зрачок которого при этом слегка расширяется. Уточняется, нет ли диплопии и синдрома Горнера. Определяется подвижность глаз вверх, вниз, вправо, влево, следя глазами за молоточком, который располагается на расстоянии 30-40 см. от его лица. При этом следят, нет ли нистагма (его темп, ритм и направление) и косоглазия (сходящегося, расходящегося)?

У пара - тройничный нерв. Проводят исследования чувствительной и двигательной его функции. У больного выясняют, нет ли болей или онемения в области лица. Проверяют болезненность или безболезненность надавливанием на точки выхода ветвей тройничного нерва. Исследуется болевая, температурная и тактильная чувствительность в зоне иннервации ветвей этого нерва. При исследовании двигательной функции просят сжать зубы, (обращают внимание на равномерность напряжения жевательной мускулатуры), пожевать, открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо, влево. Проверяют корнеальный, надбровный и нижнечелюстной рефлекс и рефлексы орального автоматизма. Назолабиальный рефлекс вызывается легким поколачиванием по спинке носа. Штриховой рефлекс вызывается легким штриховым касанием к губам, хоботковый вызывается легким постукиванием молоточком по верхней или нижней губам. При всех этих приемах наблюдается легкое сокращение круговой мышцы рта. Корнеальный и коньюктивальный рефлексы вызываются осторожным прикосновением ваткой к склере или конъюнктиве. При этом происходит смыкание век. Нижнечелюстной рефлекс вызывается ударом молоточка по подбородку при слегка открытом рте. Ответной реакцией является движение нижней челюсти кверху.

УП пара – лицевой нерв. Определяют симметрию лица в покое. Обращают внимание на положение углов рта, выраженность и симметрию носогубных складок, складок на лбу и ширину глазных щелей. Для определения функции мимической мускулатуры проверяют способность больного наморщить лоб, зажмурить глаза, надуть щеки, показать зубы, воспроизвести задувание спички, свечи. Выявляется симметрия этих движений. Сравниваются надбровный, корнеальный, коньюктивальный рефлексы слева и справа. Проверяются симптомы орального автоматизма (хоботковый, штриховой, ладонно-подбородочный и др.). Назолабиальный рефлекс (носогубной, Аствацатурова) – при постукивании молоточком по корню носа наблюдается выпячивание губ вперед. Хоботковый (Бехтерева) рефлекс вызывается лёгким постукиванием по губам. Штриховой рефлекс вызывается при легком касательном штриховом касании пальцем вдоль губ. Дистант-оральный рефлекс Корчикяна вызывается имитацией нанесения удара молоточком по губам. Повторение методики вызова перечисленных рефлексов обусловлено тем, что они осуществляются при участии тройничного и лицевого нервов. Ладонно-подбородочный рефлекс Маринеску-Родовичи вызывается при штриховом раздражении области тенера. При этом наблюдается сокращение подбородочной мышцы и нижняя губа поднимается вверх. Ответная реакция всех перечисленных рефлексов такая же, как и при носогубном рефлексе. Отмечается наличие слезотечения или сухости глаз, наличие сухости во рту, наличие гиперакузии, чувства онемения языка, проверяется состояние вкуса и вкусовой гнозис путем поочередного нанесения капли соленого, кислого, сладкого раствора на правую и левую половину корня языка. В норме человек различает «сладкое», «кислое», «соленое», «горькое». При выявлении пареза мимической мускулатуры необходимо уточнить, поражением какого нейрона он обусловлен (центрального или периферического).

УШ пара – слуховой и вестибулярный нервы. Для определения состояния функции слухового нерва необходимо выяснить, нет ли звона, шума в ушах, проверить остроту слуха на шепотную речь с расстояния в 6 метров, нет ли гиперакузии, акузии, гиперакузии, дизакузии. Для определения характера нарушения слуха (звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата) применяются камертонные пробы Ринне, Вебера, Швабаха.

При определении функции вестибулярной порции этого нерва необходимо выяснить наличие головокружения (системного – вращение самого больного или окружающего в каком-то одном направлении, или несистемного – чувство проваливания, качания почвы под ногами), тошноты, рвоты в покое и при смене положения головы. Уточнить переносимость езды в автобусе, самолете, корабле. Уточняют наличие нистагма. Больной фиксирует взгляд на молоточке, перемещаемом врачом вправо, влево, вверх, вниз.

1Х и Х пара - языкоглоточный и блуждающий нервы. Обратить внимание на фонацию речи, функцию глотания, состояние голоса (дизартрия, гнусавость, дисфагия, поперхивание при еде, дисфония, афония). Исследовать подвижность мягкого неба и положения язычка. Проверить глоточные и небные рефлексы, вкус на корне языка с обеих сторон, наличие рефлексов орального автоматизма для определения характера паралича (бульбарного или псевдобульбарного). Глоточный рефлекс проверяется путем легкого дотрагивания шпателем к задней стенке глотки поочередно слева, а затем справа. Ответ – рвотный рефлекс, сокращение мышц глотки. Небный рефлекс проверяется дотрагиванием шпателем к мягкому небу. Ответ – сокращение мышц мягкого неба со стороны прикосновения.

Х1 пара – добавочный нерв. Для определения состояния этого нерва необходимо определить контуры трапециевидной и грудиноключичнососковой мышц, нет ли атрофий мышечных подергиваний. Проверить способность поворота головы во все стороны, поднять надплечья, поднять руки вверх, максимально свести лопатки.

ХП пара – подъязычный нерв. Отмечают положение и вид языка при открывании рта и высовывании его изо рта (отклонение его в сторону поражения от средней линии, наличие атрофии, складчатости, фибриллярных подергиваний при периферическом параличе, а при центральном – лишь отклонение языка в противоположную сторону от поражения). Отмечают четкость произношения слов. Нарушение функции этого нерва ведет к дизартрии и частичной дисфагии.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.