Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Закон ограниченности ресурсных возможностей





 

Как уже отмечалось выше, потребности обладают пе­чальной особенностью: в целом они не ограниченны, не насыщаемы и к тому же непрерывно возрастают в ко­личественном и качественном отношении. Конечно, неко­торые потребности отдельного потребителя вполне мож­но удовлетворить полностью. Как отмечают авторы одно­го из учебников по экономике, потребность человека в операции по удалению аппендицита вполне удовлетво­ряется одной операцией. Даже самому большому любите­лю пива достаточно десятка бутылок для насыщения. Вряд ли семье понадобится больше трех холодильников в квартире. Но индивидуальные желания в отношении бо­гатства, денег не имеют явно выраженного предела. То же самое касается стремления людей приобрести те ценнос­ти, которых у них просто нет. Если же говорить о коллек­тивных, общественных, государственных потребностях, то они воистину во многом, если не во всем, практически беспредельны в том смысле, что трудно назвать четкие, конкретные пределы, уровни их полного удовлетворения.

Итак, люди, население, страны желали бы потреблять весьма значительное, практически неограниченное коли­чество конечного экономического продукта в виде потре­бительских товаров и услуг. Для их производства необхо­димо еще большее количество и разнообразие промежу­точных продуктов (факторов производства), получение которых требует изначального использования экономиче­ских ресурсов: природных, трудовых, материальных, фи­нансовых, информационных. Вот здесь-то и возникает не­избежное противоречие между желаемым и возможным, между потребностями и ресурсами.

Дело в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограниченны и в количественном, и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Пахотные земли и земельные массивы для размеще­ния экономических объектов, водные ресурсы, воздуш­ный бассейн, полезные ископаемые, животный и расти­тельный мир - все это имеет конечные пределы исполь­зования, во многом относится к невозобновляемым природным ресурсам.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количест­вом рабочего времени.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно задан­ными пределами, обусловленными возможностями их со­здания, характером и эффективностью применения, вы­бытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и по­требления лишь частично позволяет восстановить затра­чиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть ин­формационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовер­шенным для решения экономических проблем, возникаю­щих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средст­во приобретения других видов ресурсов, то они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также об­ладают ограниченностью.

Таким образом, принцип ограниченности экономи­ческих ресурсов носит всеобъемлющий характер, в свя­зи с чем в экономической литературе его именуют фун­даментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторы оп­ределяют экономическую науку как предмет, изучаю­щий, каким образом общество, обладающее ограничен­ными ресурсами, решает, что, как и для кого произво­дить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации уровня удовлетворения потребностей, потребительско­го эффекта, полезности с учетом ограниченности ресур­сов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

При всей важности, значимости принципа ограничен­ности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отно­шению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимо­заменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача за­ключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.

В научной экономической литературе изложенные выше положения повсеместно именуются принципом ог­раниченности ресурсов. Если понимать этот принцип как превышение запросов людей по отношению к их реаль­ным ресурсным возможностям, то его вполне можно счи­тать законом.

Люди практически всегда хотят иметь больше, чем им могут реально дать ресурсы, которыми располагает эконо­мика. В этом проявляется психологическая сторона закона ограниченности ресурсных возможностей. Ограничен­ность доступных для себя ресурсов многие люди, семьи, социальные группы, страны, народы воспринимают не как объективную реальность. Они полагают и убеждены в том, что ресурсы, конечно, есть, но по несправедливости доста­лись другим. К числу расхожих относится мнение, что де­нежные средства государства ничем не ограничены (что стоит подпечатать?), но жадное государство забирает их себе и не желает раздавать людям. Несомненно, что одной из причин ограниченности ресурсов одних служит их из­быток у других. Но даже при самом справедливом распре­делении общее количество располагаемых ресурсов заведомо недостаточно, чтобы удовлетворить запросы на них.

 

Зависимость структуры личного потребления от дохода.

Закон Энгеля

 

Количество и виды приобретаемых потребителями товаров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей. Прусский статистик Эрнест Энгель еще в XIX веке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потреби­телей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, умень­шается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, увеличивается.

Уменьшение доли расходов высокодоходной части на­селения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, не обязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров. Действи­тельно, если для приобретения жизненно необходимых товаров повседневного спроса семье из четырех человек необходимо затратить, скажем, 500 евро в месяц, а ее ме­сячный доход и расход равны 1000 евро, то доля таких то­варов в семейном бюджете составит 50 %. Для семьи же, расходующей в месяц 5000 евро, приобретение тех же по­вседневно необходимых товаров потребует затраты толь­ко 10 % общей суммы расходов семейного бюджета.

С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может проис­ходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые «вымываются» из зоны потребления. Богатый человек, употребляющий на завтрак чашечку кофе и бу­терброд с черной икрой, вполне может отказаться от чая и булочки так же, как едущий в такси отказывается от ус­луг общественного транспорта.

Интересно отметить, что изменение структуры по­требления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученными, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Известен случай, когда муж-экспериментатор решил разыграть свою жену и сказал ей, что на их облигацию пал крупный выигрыш. Ему хотелось проверить психологическую реакцию супруги на такое со­общение. Пока муж раздумывал, в какой момент сооб­щить, что это шутка, жена взяла в займы у соседей крупную сумму денег и накупила столько дорогих вещей, что рас­считываться с долгами пришлось очень долго.

Закон изменения структуры потребления в зависимо­сти от уровня дохода проявляется не только в стремлении к потреблению дорогих товаров и услуг людьми с высо­ким уровнем доходов для получения большего удовольст­вия, высокой полезности, более полного удовлетворения

материальных запросов. Состоятельным в денежном от­ношении людям свойственно прибегать к так называемо­му показательному (показному) потреблению, подчерки­вающему их важность, исключительность, значимость. Это потребление в целях повышения собственного имид­жа, призванное создать впечатление о себе у других лю­дей. Более подробно о показательном потреблении гово­рится ниже, при изложении закона Веблена.

Как и другие экономические и психологические зако­ны, закон Энгеля не носит абсолютного характера. В мире достаточно много Гобсеков, Плюшкиных и просто неприхотливых людей, структура потребления которых слабо зависит или даже не зависит от величины доходов.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.