|
Нормы, правила, установки зачастую становятся важнее самой жизни и самого человека. Они рождают систему оценки – это хорошо, а это плохо.Другими словами – мы слишком зависим от мнения и действий окружающих людей. И одна из установок, привитая нам обществом: плохо испытывать негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду и т.п. Ребенку практически с рождения не разрешают выражать свои отрицательные эмоции. Почему кричит младенец? Уж точно не потому, что хочет обвинить в чем-то свою мать, не потому что хочет упрекнуть ее. Его отчаянный крик – чудесное явление, в основе которого лежит один из самых мощных инстинктов – инстинкт самосохранения, инстинкт выживания. Пока еще сам того не осознавая, ребенок кричит для того, чтобы привлечь внимание матери, обратить на себя внимание, чтобы позвать ее на помощь. Он будто говорит: мне плохо, дискомфортно, и ты можешь мне помочь, пожалуйста, сделай это. В этом он открывается ей, он откровенен с ней. Когда малейшее хныканье ребенка вызывает панику у матери и чувство вины (а оно во сто крат усиливается, если рядом присутствуют другие люди) мать начинает отчаянно успокаивать ребенка любыми способами, часто даже не разобравшись, что его беспокоит – лишь бы молчал. И тем самым сразу, уже в этом возрасте, дает понять ребенку, что испытывать, а тем более выражать негативные эмоции – это плохо. Далее, в ходе взросления, эта установка повторяется и закрепляется многократно, ставя подчас непреодолимые преграды на пути нашего развития и полноценной (счастливой?) жизни.
Эмоциональные Сигналы я бы назвала сигналами первого уровня Сигналы второго уровня – это Физические Сигналы.. Физические сигналы, представляя в большей или меньшей степени, угрозу физической жизни, действуют на уровне одного из самых сильных инстинктов человека – инстинкта самосохранения. Через него запускается сложная цепь физико-психических процессов, благодаря которым человек вынужден, так или иначе, поменять свое поведение и образ жизни. Невыраженные, скрытые эмоции повышают уровень стресса, а стресса, а хронический стресс, в свою очередь, становится причиной синдрома эмоционального выгорания.
Удивительно то, что способность замечать сигналы первого уровня (эмоциональные сигналы) и своевременно устанавливать их причину (выявлять рождающие их чувства), существенно (а иногда и полностью) устраняет риск возникновения сигналов второго уровня (физических сигналов), то есть человек перестает болеть. И, кажется, что нет ничего проще - отслеживай свои эмоции, ищи чувства и действуй согласно им. Но на деле все оказывается не так просто. Мы не замечаем свои эмоции и прячем от самих себя свои чувства совсем не потому, что недостаточно умны, и внимательны. А потому, что, живя в человеческом социуме, слишком часто и слишком рьяно стараемся жить «по правилам», придуманным не нами, а существующим в том обществе, в котором мы живем, в той семье, в которой мы выросли, среди тех людей, с которыми мы общаемся каждый день. Мы склонны смешивать свое и общественное. Многие вещи нам кажется немыслимыми и не правильными только потому, что так принято считать. Нам кажется, что негативные эмоции характеризуют нас с плохой стороны и чувствуем вину за них, неосознанно стараемся бороться с ними или не замечать. Мы во что бы то ни стало, хотим быть «хорошими», причем для всех. А в результате получаем депрессивные состояния, плохое самочувствие, а иногда – тяжелое заболевание. Слайд 9 Есть много причин, по которым мы скрываем собственные чувства и эмоции даже от себя самих. И это отдельная большая тема не этой встречи.
Самый короткий путь наладить связь с самим собой – это обратить внимание на то, что нам доступно. И в этом отношении физические сигналы как раз более понятны и доступны для нашего внимания. Уловить сигналы на уровне физического тела для нас гораздо проще. Слайд 10 Их можно разделить на три группы:
- болезненные состояния (недомогания, плохой сон, простудные и острые респираторные заболевания, вегето-сосудистые расстройства) - болезни (конкретные диагнозы). Болезненные состояния неподкрепленные диагнозом можно расценивать как карандашный набросок болезни. Незамеченные, игнорируемые болезненные состояния через какое-то время могут превратиться в завершенную «красочную картину» - конкретную болезнь.
От болезней и физического дискомфорта через осознание неудовлетворенности и страхов, через принятие собственных негативных эмоций и анализ причин их возникновения к устранению причин и восстановлению контроля над своей жизнью. Контроль над своей жизнью - есть свобода выбора и удовлетворенность этим выбором. И в этом отношении работа с телом становится одним из самых доступных и удобных способов самоподдержки и самоконтроля. 4. Юля передает слово Жене: Движение от болезни, т.е. лечение, устранение симптомов - западный подход. Это то, за чем обращаются к терапевту. Исцеление, т.е. возвращение целостности личности – восточный подход, основанный на взгляде на человека как на микрокосмос, гармоничную систему, имеющую огромный внутренний ресурс при бережном, экологичном обращении с ней. В данном случае речь идет о гигиене и профилактике на всех уровнях личности, и касается каждого человека – и врача, и клиента. Расскажу о почти утраченных гигиенических практиках древнего востока: Без западного разделения на Для души - для тела: - Гигиена полости рта: Кроме ежедневной чистки зубов и умывания, чистка языка, промывание носовой полости и носоглотки солевым раствором при помощи специального приспособления (нети-пот), использование спец.нити, пропускающейся через носоглотку. - Самомассаж глаз, ушей, лица, тела, включая пальцы рук, ног, живот и гениталии. Омовения, использование эфирных масел (втирания, благовония) - ежедневные физические практики (йога, у-шу, тай-дзи) - дыхательные практики (гармонизирующие работу всех систем органов: сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, выделительной и т.д.) - религиозные практики (пение мантр, молитв, в определенных позах – асанах, с наклонами и бандхами (энергетическими замками) - сексуальные практики (тантра-йога любви) Во всех культурах и религиях: трансовые молитвы-медитации с комплексом обязательных физических действий, омовения, благовония, пост (режим молитв, питания и сексуальной жизни). ______________________________________ 5. Вводное упражнение - проводит Юля со всей аудиторией Слайд 12 Упражнение 1
Сейчас у вас будет возможность почувствовать целостность своего Я. Упражнение короткое, вводное, упражнение - знакомство с собой. Музыка поможет вам легче войти в определенное состояние. Закройте глаза. Почувствуйте свое дыхание. Понаблюдайте за ним. Понаблюдайте за всем своим телом. Запомните что чувствуете – комфорт, дискомфорт, тепло, холодно. Позвольте телу просто быть. Просто плыть в пустоте. Найдите свои эмоции. Какие они? Какая часть тела ассоциируется у вас ними? Что вы думаете об этом? О чем вы думали во время сеанса? Участники кратко делятся своими впечатлениями. ___________________________________ 6. Переходим к следующему разделу Слайд 13
Физические упражнения, медитационная работа с телом помогут справиться с неосознанным сопротивлением клиента, помогут увидеть и почувствовать некие завуалированные скрытые эмоции, но об этих внезапно обнаженных чувствах и эмоциях обязательно нужно разговаривать с клиентом. Они, могут быть весьма неожиданными, иногда пугающими своей силой и мощью и оставлять клиента один на один с ними ни в коем случае нельзя. Телесно-ориентированные элементы терапии обязательно должны сопровождаться беседой, обсуждением произошедшего и происходящего. Слайд 14 Слайд озвучивает Женя или Юля – просто перечисляет возможные проблемы по ходу слайда
- для людей, пребывающих в состоянии сильного или длительного стресса - для людей с синдромом хронической усталости - для людей, переживших или переживающих физическое или эмоциональное напряжение - для людей, постоянно испытывающих чувство тревоги, беспокойства - для людей, недовольных своей внешностью (стремящихся похудеть, поправиться, изменить формы, помолодеть и др.) - для людей, обладающих скованностью в движениях - для людей, испытывающих трудности в общении с другими людьми - для людей, постоянно болеющих и испытывающих болезненные симптомы - для людей, имеющих сложности с выражением своих чувств и эмоций - т.е. для всех живых людей Слайд 15 Начинает Юля
![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|