Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II.1994- 2002 годы – период формирования развитой отрасли.





Общественные отношения как сфера деятельности носят прикладной, зависимый от ситуации в обществе характер. Поэтому можно сказать, что после 1994 года были созданы более благоприятные условия для формирования ПР-отрасли.

В 1995 году появляются Федеральные Законы « О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об общественных объединениях». Косвенно эти законы регулируют деятельность по управлению общественными отношениями, так как касаются публичной информационной сферы

Рынок ПР-услуг в середине 90-х годов стремительно развивается. Например, в 1993 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывалось около 400 фирм, предлагающих ПР-услуги, а в 1997 году их было уже более 1000.

 

В 1997 году учреждена Национальная премия в области связей с общественностью – «Серебряный лучник». Среди учредителей – Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России, РАСО. Вручение Национальной премии «Серебряный лучник» по нескольким номинациям производится ежегодно и становится заметным событием в общественно-политической жизни и в деятельности профессионального сообщества.

Учреждаются региональные премии в области связей с общественностью: PRоба ( Санкт-Петербург), «Белое крыло» ( Екатеринбург). Активно вовлекается в творческое состязание молодежь: приобретает популярность общероссийский конкурс «Хрустальный апельсин» -на лучшие студенческие проекты в области связей с общественностью.

За 90-е годы сформировалась система профессиональной подготовки. Первой ступенью является краткосрочная подготовка для лиц, занятых в сфере рекламы и ПР, второй – преподавание ПР в рамках других специальностей, третьей- обучение по специальности 022000 –«связи с общественностью» (сейчас это специальность 350400) . К концу 90-х годов уже более 60 вузов страны получили лицензии на подготовку ПР-специалистов. Основной базой стали факультеты и отделения журналистики. Характерно, что вскоре стали готовить ПР-мэнов и гуманитарные кафедры технических вузов, а также негосударственные вузы..



Развитость отрасли в определенной степени характеризует наличие периодических профессиональных изданий. К концу 2002 года российские ПР-специалисты имели неплохой выбор таких изданий. Ежемесячные журналы «Советник», «СО-общение», «PR в России». А также журнал «PR-диалог», объявленный как ежемесячник, но выходивший нерегулярно.

На первом этапе развития ПР россияне осваивали новую сферу деятельности по переводным источникам, преимущественно американских и британских авторов. Значительную роль сыграл учебник С.Блэка «Паблик рилейшнз- что это такое?», изданный в 1990 году большим тиражом СП «АСЭС-Москва». Позднее , на втором этапе появляются труды российских авторов-исследователей в области общественных отношений. Самые известные и востребованные авторы: Е.Блажнов, А.Чумиков, М.Шишкина, И.Викентьев, И.Яковлев, Т.Лебедева, А.Зверинцев, И.Алешина. Среди русскоязычных авторов , чьи труды, являющиеся адаптированными к условиям СНГ переводами американских классиков, особую известность приобрели Г.Почепцов и В.Королько.

Участие в международных ассоциациях – важный фактор развития отрасли. С 1997 года Россия является полноправным членом Европейской Конфедерации по связям с общественностью (СЕRP). Представителем РАСО в CERP и членом исполкома CERP избирается президент РАСО С.Д.Беленков (2001 г.). Вице-президент РАСО , руководитель консалтинговой группы «Имидж-контакт» , профессор А.П.Ситников является представителем России в Международной Ассоциации по связям с общественностью (IPRA). РАСО сотрудничает с рядом национальных ассоциаций США, Великобритании, Болгарии, Венгрии, Украины, Белоруссии и др.

РАСО ведет большую работу по установлению принципов профессионального поведения в области общественных отношений в России. Была разработана и принята Декларация профессиональных и этических принципов 1994 года, а также Хартия « Политические консультанты за честные выборы» (1999 год). К осени 1999 года РАСО завершила разработку национального Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, который был принят исполнительным советом РАСО 26 сентября 2001 года.

В мае 2000 года по инициативе РАСО создается Общественный Комитет по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. В него вошли авторитетные и признанные ПР-специалисты. Ими разработан Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, а также система критериев, по которым определяется уровень подготовки претендентов на сертификат. Общественный Комитет по профессиональной сертификации активно работает. Итоги его деятельности и все документы размещены на сайте www raso.ru.

В 2001 году РАСО выступила с инициативой о включении профессии « связи с общественностью» в официальный реестр Министерства труда и социального развития РФ. Разработаны основополагающие квалификационные характеристики ПР-специалиста. Документы рассмотрены Министерством труда и социального развития, профессия «связи с общественностью» получила официальный статус.

В 2001 году активизировались деловые контакты РАСО с Центральной избирательной комиссией РФ. По обращению Центризбиркома РАСО организовала предварительную экспертизу проектов федеральных законов по проблемам выборов. Проводились также совместные мероприятия в целях повышения социальной ответственности политконсультантов и содействия формированию электоральной культуры.

III. 2003 –начало нового периода, обретения нового качества ПР-отрасли.

Многие специалисты однако сходятся во мнении, что несмотря на довольно солидный уровень развития отрасли, ПР в России пока не достигли зрелости. Объясняется это прежде всего тем, что сама страна ( государство, социальные, политические институты ) все еще не вышла из стадии переходного периода. Слишком много неопределенности как в экономической сфере, так и в государственном строительстве, развитии правовой базы , институтов гражданского общества.

Однако!

В мировом профессиональном сообществе признаны серьезные различия между американской и европейской школами ПР. Можно ли говорить о феномене российских ПР? Каковы национальные особенности ? Какая из мировых школ ПР нам ближе и почему? Российские ученые, спортсмены, писатели , артисты приобретают широкую известность за рубежом. Будут ли удивлять мир российские ПР-мэны? Что вы об этом думаете?

 

Вопросы для повторения.

1.Какие коммуникативные технологии предшествовали появлению ПР?

2.К какому времени относится зарождение пропаганды как коммуникативной технологии?

3.Что означают выражения «Бостонское чаепитие», «Бостонская резня»? Какое отношение они имеют к истории ПР?

4. Роль Айви Л.Ли в истории ПР.

5. Заслуги Э.Бернайза в развитии общественных отношений.

6. Первая значительная политическая кампания в истории ПР, сыгравшая важную роль в развитии крупного государства.

7. Что вы знаете о клубе «Стеклянный дом»?

8. Роль Люсьена Матра в истории ПР.

9. Когда создана Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA)?

10. Когда создана Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО)?

11. Какие профессиональные периодические издания по ПР выходят в России?

12. Какие признаки развитой ПР-отрасли в России вы можете назвать?

13. Назовите имена, вошедшие в историю зарождения российских ПР.

14. Какая национальная премия учреждена в области связей с общественностью?

15. Какие документы регламентируют ПР-деятельность в России?

16. Где сформировалась первая научная школа ПР-логии в России?

Задания для самостоятельной работы.

  1. Сопоставьте даты зарождения ПР в США, во Франции и России. Прокомментируйте , объясните .
  2. Известны ли вам лауреаты национальной премии в области связей с общественностью «Серебряный лучник»? Соберите о них информацию, особенно о ваших земляках или представителях близкого вам региона. Сформулируйте практическую значимость отмеченного национальной премией ПР-проекта.

 

 

Литература.

1.Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое?- М.:Новости, 1990.

2.Буари Филипп А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия: Пер. с фр.- М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-КОНТАКТ»: ИНФРА-М, 2001.

3.Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учебное пособие для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Б.Л.Еремина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

4.Катлип, Скот, М., Сентер, Ален,Х., Брум,Глен, М. Паблик рилейшнз. Теория и практика, 8 –е изд.: Пер. с англ.: Уч. Пос.- М.: Издательский лом «Вильямс», 2000

5. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. – М., 1999.

6.Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Часть I. Монография.-М.: Евразийский регион,1998.

7.Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып.1: Сб.статей/ Отв. Ред. А.Д.Кривоносов.—СПб.: Изд-во «Роза мира», 2003.

8. Почепцов Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением.-М.: Центр, 1998

9. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: «Рефл-бук»,К.: «Ваклер»-1999.

10.Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления . СПб., 1999.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.