|
Период церковно-государственной помощи -Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава 1. Развитие идей защиты прав ребенка 1.1. Из истории проблемы защиты прав ребенка 1.2. Принципы социальной защиты ребенка и семьи
Глава 2. Уровни управления системой социальной защиты детства 2.1. Международный уровень социальной защиты детства 2.2. Государство в системе социальной защиты детства 2.3. Федеральный уровень управления системой защиты детства 2.4. Муниципальный уровень управления системой защиты детства 2.5.Институт уполномоченного по правам ребенка
Глава 3. Семья на современном этапе развития мирового сообщества 3.1. Качество жизни и уровни жизни современной российской семьи 3.2. Социальные проблемы современной семьи
Глава 4. Региональная система социальной защиты детства (на примере Самарской области) 4.1. Структура и деятельность Министерства по вопросам семьи и демографической ситуации Администрации Самарской области 4.2. Центры социальной помощи семье и детям "Семья" 4.3. Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями 4.4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних 4.5. Психолого-медико-педагогический центр (комиссии) диагностики и консультирования 4.6. Областной центр усыновления, опеки и попечительства 4.7. Социальные гостиницы
Список использованных источников Приложения
Введение
Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня для России. Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, т. к. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. Нарушения прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить социальный статус ребенка и реальными условиями его существования - без всякого преувеличения гибельными. В 1959 г. ООН была провозглашена Декларация прав ребенка, в 1989 г. принята Конвенция о правах ребенка, т.е. проблема прав и законных интересов детей, их защиты потребовала первостепенного внимания. Именно с момента подписания Конвенции и ее ратификации в 1990 г., в нашей стране намечается поворот национального самосознания к проблемам детей и начинает формироваться государственная политика в области защиты детства, ибо стало ясно, как много теряет общество, не заботясь о детях. Эта линия продолжается в 90-е и последующие годы, когда заметно возросло количество законодательных и других нормативных актов, закрепляющих права ребенка в России и направленных на создание правовых гарантий, обеспечивающих защиту его прав. Однако перестройка и реформирование современного российского общества, связанные со сменой общественного строя, негативно сказались, прежде всего, на положении детей и явились факторами, способствующими нарушению их прав. Официальная статистика говорит о проблемах бедственного положения детей в современной России, следовательно, необходимо предпринять меры для исправления ситуации в следующих сферах общественной жизни: демография, уровень жизни семей с детьми, состояние здоровья детей, образование, трудовая занятость подростков, положение детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детская безнадзорность, правонарушения несовершеннолетних. Сегодня острота проблем детства не только не снижается, а, напротив, создает серьезную угрозу будущему страны. В литературе и официальных документах отмечается, что реализация политики в интересах детей должна строиться на основе Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года. В ближайшем будущем необходимо сформировать позитивные тенденции снижения масштабов бедности в среде малообеспеченных семей с детьми, совершенствовать правовые и организационные механизмы сокращения детской безнадзорности и беспризорности, проституции, наркомании и алкоголизма, улучшить условия социализации детей, переломить негативную тенденцию роста масштабов социального сиротства. Следует предпринять меры для снижения детской заболеваемости, повышения качества образовательных услуг. Одним из важнейших условий реализации указанных направлений должно стать повышение роли субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, институтов гражданского общества, самих семей в защите прав и интересов детей. Трудно переоценить роль семьи в воспитании ребенка. З.Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в раннем детстве, к 5-6 годам, в то время, когда преобладающее значение в воспитании ребенка имеет семья. Мир семьи, ее уклад способствуют формированию личности ребенка. Родители, по мнению Л.Н. Толстого, могут воспитывать детей только своим примером, "только через себя". "Как одеваться, как кормить, как класть спать, как учить детей?" - спрашивал он. И отвечал: так же, как и себя. "Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, - утверждал Толстой, - то дети будут то же делать" [34, 280]. В этом случае трудность для родителей представляет не само воспитание, а поиск ответа на вопрос: как надо самому жить? Подобное суждение высказывал В.М. Бехтерев, отмечая, что "сама семейная жизнь, вся обстановка и детские игры должны быть орудиями воспитания ребенка". От совокупности всех этих условий, в конечном итоге, зависит дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности [1]. Какая воспитательная цель стоит перед семьей? П.Ф. Каптерев справедливо полагал, что она должна помогать правильному и всестороннему развитию детей [12]. Но дело это трудное. Воспитание будет успешным только в том случае, отмечал В.М. Бехтерев, если оно начинает осуществляться как можно раньше и сообразно развитию ребенка. Семейное окружение обеспечивает малышу возможность познания мира, себя, своих возможностей, их развитие и т.д. Следует согласиться с утверждением Г. Данаилова о том, что общественное воспитание не может заменить семейное, т.к. не способно дать нечто важное ребенку. Для него важны не только еда, сухие пеленки, новые одежки, купанье и стирка, "ему необходимы нежность и любовь, мамина ласка и папин голос" [10, 23]. Велико значение эмоционально-психологической связи родителей и детей. Подобное суждение высказывал А.Н. Острогорский. Он писал: "Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние, естественно, порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль" [22, 329]. Эмоциональная взаимосвязь, выраженная посредством ласки, любви, внимания, имеет чрезвычайно важное значение как для детей, так и для родителей. Она позволяет достичь взаимного удовлетворения потребностей, прежде всего потребности быть нужными друг другу, любимыми, желанными. Родительская забота и любовь являются главными условиями правильного развития ребенка. В то же время, как справедливо заметил З. Матейчек, и малыш приносит родителям позитивные ощущения, личные стимулы, расширяет круг их впечатлений и переживаний, придает им жизненную устойчивость, создает общественное положение, предоставляет возможность продолжить себя в ребенке [20, 21]. Семья создает наиболее комфортные условия для жизни и воспитания ребенка. Важную роль играет чувство принадлежности, которое могут испытать дети только в семье, потому что у них есть собственные, только их любящие и любимые родители, дом, игрушки, вещи, уголок в квартире, кроватка и т.д. Чувство принадлежности создает наиболее благоприятные условия для развития ребенка психического, физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.п. Комфортная обстановка мира семьи является основой стабильности, обеспечивает целостное формирование личности ребенка. Стабильность и целостность, по мнению С.Шлетте, Г.Хаген и Г.Майера, являются главными условиями того, почему ребенок должен расти в собственной семье [63, 78]. Отсутствие семейной обстановки может серьезным образом сказаться на ребенке. Дж.Боулби, ссылаясь на многочисленные исследования, утверждал, что в случае полного лишения маленьких детей материнского ухода, может быть нарушено их физическое, эмоциональное, социальное развитие. Все дети до 7 лет, кто столкнулись с подобной проблемой, относятся к группе риска, т.к. сохраняется угроза отклонений. Причем некоторые болезненные проявления явно различимы уже в первые недели жизни малышей [14, 145]. Но семья, родители не всегда обеспечивают благоприятные условия для жизни ребенка, его развития. Результаты семейного воспитания могут быть и отрицательными, представленными в виде того, что П.Ф.Лесгафт называл "дурными наклонностями", "испорченностью". Как раз "испорченность" детей школьного и дошкольного возраста, по его мнению, являлась следствием системы воспитания [13, 34]. Как в семье, так и в школе. В.М. Бехтерев обращал внимание на то, что неправильное воспитание детей в раннем возрасте "является особенно пагубным для будущей личности". Чем раньше укореняются дурные привычки, чем дольше их не устраняют, тем труднее они в дальнейшем поддаются коррекции. Если родители уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей, не обеспечивает надлежащих условий для жизни ребенка, не оказывают ему необходимой заботы и внимания, дурно обращаются и злоупотребляют им, необходимо рассмотреть целесообразность установления социальной опеки над ним и определить в какой форме.
Авторы выражают благодарность за представленные материалы и проведенные консультации директору областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Валентине Владимировне Афанасенко и ее заместителям - Ланеевой Вере Васильевне и Корневой Валентине Алексеевне; директору областного социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних Александре Николаевне Липатовой; директору областного центра усыновления, опеки и попечительства Татьяне Борисовне Журавлевой; директору социальной гостиницы "Доверие" (г. Новокуйбышевск) Ларисе Владимировне Головкиной; директору областного приюта "Надежда" Лидии Егоровне Аникиной и ее заместителю Марине Геннадиевне Костенко.
Глава 1. Развитие идей защиты прав ребенка 1.1. Из истории проблемы защиты прав ребенка
Древние славяне
Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности входили в обычаи восточнославянских племен. В летописях тех времен повествуется о временах древних славян: "сии люди на войне жестокие, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Они не знали ни лукавства, ни золота, хранили древнюю простоту нравов и обходились с пленными дружелюбно, кормили их за своим столом, охотно отпускали на волю". Столь же единогласно хвалят летописи гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий гость был для них священным: встречали его с ласкою, провожали с благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял отворенную дверь и пищу готовую для странника. В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу (строительство нового дома, моста, ремонт ветхого жилья, сельскохозяйственные работы) приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую очередь. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян. В.О. Ключевский отмечал, что для древних русичей любить ближнего означало накормить голодных, напоить жаждущего, поделиться одеждой с нуждающимся. У М. Забелина есть интересный материал об обычаях, обрядах русского народа, в котором говорилось, что в специально построенных гонтинах, или менее священных храмах, имелись лавки и столы для народных сходбищ, на которых угощали все население. М.В. Фирсов выделяет следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах: - культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами; - общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения; - хозяйственные формы помощи и взаимопомощи. Интересные подходы к поддержке сложились в отношении детей-сирот. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины - "приймачество". Если людям позднего возраста становилось трудно справляться с хозяйством, то они "приймали в семью сироту", который должен был им помогать вести хозяйство, почитать новых родителей. Другой вид помощи предполагал переход ребенка из одного дома в другой, где его кормили. Сироте могли назначить "общественных родителей, которые брали его на прокорм. Но если сирота имел хозяйство, то община противодействовала усыновлению. Такие сироты звались "выхованцами", "годованцами". Таким образом, в древнейший период славянской истории складываются определенные формы защиты и поддержки детей, который становятся основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся.
Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.
Среди основных направлений социальной помощи в Киевской Руси важное место принадлежало княжеской благотворительности. Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по мнению В. И. Курбатова, стало ее крещение, принятие христианства в 988 году. Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией. О. Платонов отмечает, что "самое большое место в народном сознании занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде". Заповедь Христа "просящему дай" означала: накормить голодного, напоить жаждующего, посетить заключенного в темнице, призреть малое дитя. "Отменная набожность, усердие строению храмов и милосердие к нищим снискали любовь общую" к Ивану Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. В "Повести временных лет" отмечается, что "в 1209 году первой женой Всеволода была Мария, родом ясыня, славная благочестием и мудростью. Она призывала сыновей жить в любви, что междоусобица губит князей и отечество, возвеличенное трудами предков, советовала быть трезвыми, приветливыми и в особенности уважать старцев". Летописец хвалит ее за многие благотворительные деяния. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему - явились непреложными истинами. В своих завещаниях многие князья не забывали упомянуть о необходимости постоянно заниматься таким богоугодным делом как призрение бедных, "хромцов и слепцов". По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. "Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем "Русской Правды". Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами". Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир Мономах "славными победами за русскую землю". "Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное". В нем он призывал: "Всего ж паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо". Сестра его Анна Всеволодовна основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Святослав Киевский (1194—1195 гг.) имел "ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых без милости для бедных". Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, "собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами". Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве». Другим направлением социальной поддержки являлась церковно-монастырская благотворительность, следуя христианскому учению о любви к ближнему. При монастырях строились особые дома для нищих, калек и прокаженных. При всех монастырях, имевших средства, проводилось кормление нищих и убогих. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Киевским митрополитом Ефремом в 1091 году. Такая заботливость духовенство помимо религиозных побуждений, обуславливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, в 996 г. великий князь Владимир Святой издал Устав, согласно которому социальное призрение отдавалось под покровительство Церкви. Уставом были предусмотрена финансовые источники содержания церковных структур и их благотворительных заведений. Для этого устанавливалась "десятина", заключающаяся в ежегодном отчислении десятой части денежных поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.д. По мере утверждения христианства на Руси, сеть церквей и монастырей становилась все более широкой и влиятельной. В это и более позднее время церкви и монастыри являлись основными очагами призрения нуждающихся. Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности как кормление нищих и убогих, учреждение монастырских больниц, открытие сиротских училищ, выкуп пленных, выделение средств на строительство жилья после сильных пожаров в городах, обучение ремеслам малосостоятельных и убогих родителей, раздача милостыни и др. Церковная практика осуществлялась не только через монастыри, но и через приходы (приходская помощь). Деятельность приходов не ограничивалась только помощи калекам, увечным, нищим: они осуществляли самую разнообразную поддержку - от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания. При каждом приходе существовала богадельня, в которых для детского призрения устраивались приюты для подкидышей и сирот. Таким образом приходская благотворительность преследовала не только религиозные цели - спасение души, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающимся.
Комплексная диагностика и разработка реабилитационной программы
Реализация Контроль за выполнением программы программы Приложение 1 Содержание
Введение Глава 1. Развитие идей защиты прав ребенка 1.1. Из истории проблемы защиты прав ребенка 1.2. Принципы социальной защиты ребенка и семьи
Глава 2. Уровни управления системой социальной защиты детства 2.1. Международный уровень социальной защиты детства 2.2. Государство в системе социальной защиты детства 2.3. Федеральный уровень управления системой защиты детства 2.4. Муниципальный уровень управления системой защиты детства 2.5.Институт уполномоченного по правам ребенка
Глава 3. Семья на современном этапе развития мирового сообщества 3.1. Качество жизни и уровни жизни современной российской семьи 3.2. Социальные проблемы современной семьи
Глава 4. Региональная система социальной защиты детства (на примере Самарской области) 4.1. Структура и деятельность Министерства по вопросам семьи и демографической ситуации Администрации Самарской области 4.2. Центры социальной помощи семье и детям "Семья" 4.3. Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями 4.4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних 4.5. Психолого-медико-педагогический центр (комиссии) диагностики и консультирования 4.6. Областной центр усыновления, опеки и попечительства 4.7. Социальные гостиницы
Список использованных источников Приложения
Введение
Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня для России. Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, т. к. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. Нарушения прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить социальный статус ребенка и реальными условиями его существования - без всякого преувеличения гибельными. В 1959 г. ООН была провозглашена Декларация прав ребенка, в 1989 г. принята Конвенция о правах ребенка, т.е. проблема прав и законных интересов детей, их защиты потребовала первостепенного внимания. Именно с момента подписания Конвенции и ее ратификации в 1990 г., в нашей стране намечается поворот национального самосознания к проблемам детей и начинает формироваться государственная политика в области защиты детства, ибо стало ясно, как много теряет общество, не заботясь о детях. Эта линия продолжается в 90-е и последующие годы, когда заметно возросло количество законодательных и других нормативных актов, закрепляющих права ребенка в России и направленных на создание правовых гарантий, обеспечивающих защиту его прав. Однако перестройка и реформирование современного российского общества, связанные со сменой общественного строя, негативно сказались, прежде всего, на положении детей и явились факторами, способствующими нарушению их прав. Официальная статистика говорит о проблемах бедственного положения детей в современной России, следовательно, необходимо предпринять меры для исправления ситуации в следующих сферах общественной жизни: демография, уровень жизни семей с детьми, состояние здоровья детей, образование, трудовая занятость подростков, положение детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детская безнадзорность, правонарушения несовершеннолетних. Сегодня острота проблем детства не только не снижается, а, напротив, создает серьезную угрозу будущему страны. В литературе и официальных документах отмечается, что реализация политики в интересах детей должна строиться на основе Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года. В ближайшем будущем необходимо сформировать позитивные тенденции снижения масштабов бедности в среде малообеспеченных семей с детьми, совершенствовать правовые и организационные механизмы сокращения детской безнадзорности и беспризорности, проституции, наркомании и алкоголизма, улучшить условия социализации детей, переломить негативную тенденцию роста масштабов социального сиротства. Следует предпринять меры для снижения детской заболеваемости, повышения качества образовательных услуг. Одним из важнейших условий реализации указанных направлений должно стать повышение роли субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, институтов гражданского общества, самих семей в защите прав и интересов детей. Трудно переоценить роль семьи в воспитании ребенка. З.Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в раннем детстве, к 5-6 годам, в то время, когда преобладающее значение в воспитании ребенка имеет семья. Мир семьи, ее уклад способствуют формированию личности ребенка. Родители, по мнению Л.Н. Толстого, могут воспитывать детей только своим примером, "только через себя". "Как одеваться, как кормить, как класть спать, как учить детей?" - спрашивал он. И отвечал: так же, как и себя. "Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, - утверждал Толстой, - то дети будут то же делать" [34, 280]. В этом случае трудность для родителей представляет не само воспитание, а поиск ответа на вопрос: как надо самому жить? Подобное суждение высказывал В.М. Бехтерев, отмечая, что "сама семейная жизнь, вся обстановка и детские игры должны быть орудиями воспитания ребенка". От совокупности всех этих условий, в конечном итоге, зависит дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности [1]. Какая воспитательная цель стоит перед семьей? П.Ф. Каптерев справедливо полагал, что она должна помогать правильному и всестороннему развитию детей [12]. Но дело это трудное. Воспитание будет успешным только в том случае, отмечал В.М. Бехтерев, если оно начинает осуществляться как можно раньше и сообразно развитию ребенка. Семейное окружение обеспечивает малышу возможность познания мира, себя, своих возможностей, их развитие и т.д. Следует согласиться с утверждением Г. Данаилова о том, что общественное воспитание не может заменить семейное, т.к. не способно дать нечто важное ребенку. Для него важны не только еда, сухие пеленки, новые одежки, купанье и стирка, "ему необходимы нежность и любовь, мамина ласка и папин голос" [10, 23]. Велико значение эмоционально-психологической связи родителей и детей. Подобное суждение высказывал А.Н. Острогорский. Он писал: "Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние, естественно, порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль" [22, 329]. Эмоциональная взаимосвязь, выраженная посредством ласки, любви, внимания, имеет чрезвычайно важное значение как для детей, так и для родителей. Она позволяет достичь взаимного удовлетворения потребностей, прежде всего потребности быть нужными друг другу, любимыми, желанными. Родительская забота и любовь являются главными условиями правильного развития ребенка. В то же время, как справедливо заметил З. Матейчек, и малыш приносит родителям позитивные ощущения, личные стимулы, расширяет круг их впечатлений и переживаний, придает им жизненную устойчивость, создает общественное положение, предоставляет возможность продолжить себя в ребенке [20, 21]. Семья создает наиболее комфортные условия для жизни и воспитания ребенка. Важную роль играет чувство принадлежности, которое могут испытать дети только в семье, потому что у них есть собственные, только их любящие и любимые родители, дом, игрушки, вещи, уголок в квартире, кроватка и т.д. Чувство принадлежности создает наиболее благоприятные условия для развития ребенка психического, физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.п. Комфортная обстановка мира семьи является основой стабильности, обеспечивает целостное формирование личности ребенка. Стабильность и целостность, по мнению С.Шлетте, Г.Хаген и Г.Майера, являются главными условиями того, почему ребенок должен расти в собственной семье [63, 78]. Отсутствие семейной обстановки может серьезным образом сказаться на ребенке. Дж.Боулби, ссылаясь на многочисленные исследования, утверждал, что в случае полного лишения маленьких детей материнского ухода, может быть нарушено их физическое, эмоциональное, социальное развитие. Все дети до 7 лет, кто столкнулись с подобной проблемой, относятся к группе риска, т.к. сохраняется угроза отклонений. Причем некоторые болезненные проявления явно различимы уже в первые недели жизни малышей [14, 145]. Но семья, родители не всегда обеспечивают благоприятные условия для жизни ребенка, его развития. Результаты семейного воспитания могут быть и отрицательными, представленными в виде того, что П.Ф.Лесгафт называл "дурными наклонностями", "испорченностью". Как раз "испорченность" детей школьного и дошкольного возраста, по его мнению, являлась следствием системы воспитания [13, 34]. Как в семье, так и в школе. В.М. Бехтерев обращал внимание на то, что неправильное воспитание детей в раннем возрасте "является особенно пагубным для будущей личности". Чем раньше укореняются дурные привычки, чем дольше их не устраняют, тем труднее они в дальнейшем поддаются коррекции. Если родители уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей, не обеспечивает надлежащих условий для жизни ребенка, не оказывают ему необходимой заботы и внимания, дурно обращаются и злоупотребляют им, необходимо рассмотреть целесообразность установления социальной опеки над ним и определить в какой форме.
Авторы выражают благодарность за представленные материалы и проведенные консультации директору областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Валентине Владимировне Афанасенко и ее заместителям - Ланеевой Вере Васильевне и Корневой Валентине Алексеевне; директору областного социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних Александре Николаевне Липатовой; директору областного центра усыновления, опеки и попечительства Татьяне Борисовне Журавлевой; директору социальной гостиницы "Доверие" (г. Новокуйбышевск) Ларисе Владимировне Головкиной; директору областного приюта "Надежда" Лидии Егоровне Аникиной и ее заместителю Марине Геннадиевне Костенко.
Глава 1. Развитие идей защиты прав ребенка 1.1. Из истории проблемы защиты прав ребенка
Древние славяне
Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности входили в обычаи восточнославянских племен. В летописях тех времен повествуется о временах древних славян: "сии люди на войне жестокие, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Они не знали ни лукавства, ни золота, хранили древнюю простоту нравов и обходились с пленными дружелюбно, кормили их за своим столом, охотно отпускали на волю". Столь же единогласно хвалят летописи гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий гость был для них священным: встречали его с ласкою, провожали с благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял отворенную дверь и пищу готовую для странника. В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу (строительство нового дома, моста, ремонт ветхого жилья, сельскохозяйственные работы) приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую очередь. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян. В.О. Ключевский отмечал, что для древних русичей любить ближнего означало накормить голодных, напоить жаждущего, поделиться одеждой с нуждающимся. У М. Забелина есть интересный материал об обычаях, обрядах русского народа, в котором говорилось, что в специально построенных гонтинах, или менее священных храмах, имелись лавки и столы для народных сходбищ, на которых угощали все население. М.В. Фирсов выделяет следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах: - культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами; - общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения; - хозяйственные формы помощи и взаимопомощи. Интересные подходы к поддержке сложились в отношении детей-сирот. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины - "приймачество". Если людям позднего возраста становилось трудно справляться с хозяйством, то они "приймали в семью сироту", который должен был им помогать вести хозяйство, почитать новых родителей. Другой вид помощи предполагал переход ребенка из одного дома в другой, где его кормили. Сироте могли назначить "общественных родителей, которые брали его на прокорм. Но если сирота имел хозяйство, то община противодействовала усыновлению. Такие сироты звались "выхованцами", "годованцами". Таким образом, в древнейший период славянс Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|