|
Глава 2. Уровни управления системойсоциальной защиты детства
2.1. Международный уровень социальной защиты детства
В ХХ веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Защита детей может быть гарантирована только законами. Каким образом учитываются интересы детей, нуждающихся в социальной помощи? Основополагающее значение имеют международные правовые акты в области защиты прав детей, обладающие различной юридической силой. Одним из первых международных документов, призывающим мужчин и женщин всего мира создавать ребенку условия для его нормального духовного, физического развития была Женевская декларация, принятая в 1924 году Лигой наций. Сразу после второй мировой войны, в 1945 году, Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных наций - ЮНИСЕФ. В 1948 году ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны государства и общества. Кроме того, п.5 ст. 25 Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству [1]. Декларация прав ребенка, принятая резолюцией XIV Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г., содержит положения, являющиеся нормами-рекомендациями. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года повторялось положение о праве семьи на защиту. Более поздние документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства на международном форуме, его положения становятся обязательными для применения внутри страны. Примером такого договора является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. СССР подписал ее в числе первых государств. Она была ратифицирована III сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. Декларация прав ребенка основывается на положении, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включающей надлежащую правовую защиту. В документе подчеркивается мысль, что человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что оно имеет [1]. Декларация была принята с целью "обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены" [1, 96]. Документ содержит призыв к родителям, отдельным лицам, а также к добровольным организациям, местным властям и национальным правительствам признать и старательно соблюдать эти права путем законодательных и других мер. В соответствии с принципами Декларации, ребенку должна быть обеспечена специальная защита посредством закона или каким-то иным другим путем, предоставлены возможности и благоприятные условия, позволяющие ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. Принимаемые для этого законы должны соответствовать требованиям обеспечения интересов ребенка наилучшим образом. В Декларации провозглашено право ребенка пользоваться благами социального обеспечения, в соответствии с которым он обладает правом на здоровый рост и развитие, на надлежащее питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание. В особых случаях (например, неполноценность ребенка в физическом, психическом, социальном отношении) ему должен обеспечиваться специальный режим образования и заботы. В документе отмечается, что для полноценного и гармоничного развития личности ребенок нуждается в любви и понимании. Для этого он, по возможности, должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок, согласно этому принципу, не может быть разлучен с матерью, кроме тех случаев, когда в этом есть исключительная необходимость. В Декларации подчеркивается тот факт, что на обществе, органах власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств существования. Документ ставит детей в исключительное положение. Согласно принципу 8, "ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь" [1, 97]. Ребенок должен быть также защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не может быть объектом торговли в какой бы то ни было форме, а также его не должны принимать на работу до достижения им надлежащего возрастного минимума. Дети ни в коем случае не должны допускаться к работе или занятиям, которые были бы вредны для их здоровья, образования, или препятствовали бы физическому, умственному или нравственному развитию [1, 97]. Многие положения Декларации прав ребенка были включены в Конвенцию о правах ребенка. Она содержит некоторые положения принципиального порядка. Сюда входит, например, определение понятия "ребенок". Конвенция впервые определила ребенка субъектом права. В документе дан перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них. Преамбула Конвенции - это квинтэссенция прав ребенка, историческая справка о преемственности документов ООН и основания для принятия данного документа. Все права ребенка, по мнению Е.М. Рыбинского, условно можно разделить на группы: общегражданские права; права, которые требуют особого разъяснения; права детей особо депривированных категорий; права детей на образование, на защиту со стороны государства и общества от всех форм эксплуатации, права ребенка в случае свершения им правонарушения. Части 2 и 3 документа содержат информацию о механизмах контроля за ее выполнениями государствами, ее ратифицировавшими, и описание правовых процедур по принятию и соблюдению государствами Конвенции. В Конвенции выражено убеждение в том, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей. Поэтому ей должны быть предоставлены необходимые меры защиты и содействия, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. В Конвенции содержится признание того, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в условиях семейного окружения, в атмосфере счастья, любви и понимания. Согласно статьи 1 документа, "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее" [1, 99]. Этот международный документ содержит положение о том, что государства-участники обязаны обеспечить детям возможность не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию. Но, в исключительных случаях, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с законом и процедурами, что такое разлучение необходимо для обеспечения наилучших интересов ребенка (например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, не заботятся о нем или проживают раздельно), необходимо принять решение относительно места его дальнейшего нахождения. В ходе подобного разбирательства всем заинтересованным сторонам предоставлена возможность принимать в нем участие, излагать свои взгляды. Ребенок, разлученный с одним или обоими родителями, обладает правом поддерживать на регулярной основе личные отношения, прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Согласно статьи 12 Конвенции, ребенку, способному сформулировать свои взгляды, должно быть обеспечено право свободно выразить их по всем вопросам, затрагивающим его. При этом суждениям ребенка должно быть уделено внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Для этого ребенку предоставлена возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его судьбу, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, предусмотренный законодательством. Государства-участники обязаны принять все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (статья 19.1). В числе таких мер названы разработка социальной программы с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществление других способов предупреждения и выявления, сообщения и передачи на рассмотрение, расследование, лечение и принятие последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком. В случае необходимости - вплоть до возбуждения судебной процедуры. Ребенку, временно или постоянно лишенному своего семейного окружения, должна быть предоставлена государством особая защита и помощь в соответствии с национальными законами. Она может быть оказана в виде передачи его на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещения в соответствующее учреждение по уходу за детьми. Государства-участники, институировавшие существующие системы усыновления, должны обеспечить, в первую очередь, учет интересов ребенка наилучшим образом. В статье 23 содержится положение о праве ребенка, неполноценного в умственном или физическом отношении, вести полноценную и достойную жизнь. Государства обязаны проявлять особую заботу о детях с подобными проблемами и поощрять, обеспечивать предоставление, при их наличии, необходимых для этого ресурсов, по возможности, бесплатно, с учетом материальных возможностей родителей или других лиц, осуществляющих заботу о ребенке. А также содействовать эффективному доступу ребенка к услугам образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, средствам отдыха и т.д., для того чтобы, по возможности, вовлекать ребенка в социальную жизнь, достижения развития его личности. В соответствии со статьей 25, за ребенком, помещенным компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты, физического или психического лечения, признано право на периодическую оценку предоставленного лечения, всех других условий, связанных с таким попечением о нем. Конвенция возлагает на государства-участники обязанность принимать необходимые меры, для того чтобы содействовать физическому или психическому восстановлению, социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление или реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка (статья 39). Конвенция провозглашает принцип приоритета интересов детей перед интересами их родителей, воспитателей, руководителей и даже государств. Как отражены эти нормы международного права в национальных законодательствах? Рассмотрим это на примерах России, а также Норвегии.
2.2. Национальный уровень системы социальной защиты детства (на примере Норвегии)
Социальная политика в области защиты прав детей, или, как ее еще называют, "детское благополучие", имеет в Норвегии почти столетнюю историю: первый закон был принят в 1896 г. и действовал с 1900 г. Длительная история позволяет проследить изменения в обществе, экономическое развитие и детское благополучие. В течение первых 50 лет основное внимание учреждений детского благополучия занимали дети с проблемами поведения. Но уже закон о детском благополучии 1953 г. расширил ответственность, включив детей, которыми ранее занимались программы борьбы с бедностью, и детей, оказавшихся в т.н. "ситуации риска". Главным критерием вмешательства стало то, что ребенок живет в условиях, которые могут причинить вред его физическому здоровью или психическому развитию, включая перспективные изменения. Закон 1953 г. отдавал приоритет принятию превентивных мер в семье, уменьшив использование поселения ребенка вне дома. Службы детского благополучия в основном контактировали с детьми в ситуации риска. Действующий ныне закон "Об услугах детского благополучия", был принят в 1992 г. Это наиболее важный законодательный акт, оберегающий детей на протяжении детства, до 18-летнего возраста [13]. Цель закона: - обеспечить детей, несовершеннолетних, живущих в условиях, которые могут приносить ущерб их здоровью и развитию, необходимой помощью и своевременной заботой; - обеспечить помощью детей, несовершеннолетних для того, чтобы они воспитывались в надежной (обеспеченной) среде (окружении) [13, 2]. Закон обеспечивает услуги и меры, предназначенные всем людям, проживающим в Норвегии. Меры закона применяются в отношении тех, кому не исполнилось 18 лет. Компетентные органы имеют право применять их в отношении лиц, которым исполнилось 18 лет, до достижения ими 20-летнего возраста, если они дают на это свое согласие. Исполнение закона возлагается на муниципальные местные и региональные органы власти, а также центральные учреждения. В составе норвежского правительства есть специальное министерство, непосредственно занимающееся проблемами, касающимися детей и семей. В сферу министерской ответственности входят социальная опека над детьми, детские учреждения, мероприятия, обеспечивающие равенство прав мужчин и женщин. Муниципалитеты ответственны за исполнение тех функций закона, которые не предназначены для региональных органов или учреждений центрального правительства. Орган власти на территории муниципалитета - муниципальный совет - может принять решения о поручении исполнения закона соответствующему отделу. Такой отделе должен состоять из 5 членов, имеющих отношение к детскому благополучию. В каждом муниципалитете должен быть административный орган детского благополучия, возглавляемый человеком, ответственным за исполнение закона. Администрация должна проводить систематическую работу по защите прав детей и обязана: - обеспечивать руководство; - принимать решения в соответствии с законом; - готовить материалы для рассмотрения в региональным отделе социального благополучия; - обеспечивать выполнение и контроль осуществления мер детского благополучия. Те агентства, которые исполняют функции от имени муниципалитета, образуют муниципальную службу детского благополучия. Персонал службы должен иметь квалификацию, соответствующую стандарту, и муниципалитет ответственен за его обучение. Региональные органы власти должны помогать муниципальной службе детского благополучия в определении детей. Он отвечает за подбор приемных домов и посредничество, за обеспечение соответствующей подготовки приемных родителей. В обязанности министерства входят наблюдение за правильным исполнением закона, чтобы соответствующие изменения проводились согласно правилам и регулирующим нормам; разработка инструкций и рекомендаций, применяемых для достижения целей закона; принятие мер для организации исследований, которые могут иметь значение для исполнения функций закона; обеспечение достаточных средств для обучения персонала; обеспечение подготовки информационных материалов для использования их службами детского благополучия. Местные органы власти обязаны тщательно следить за условиями, в которых живут дети, и отвечают за меры, предотвращающие плохой уход и поведенческие проблемы. Служба детского благополучия, в частности, отвечает за выявление ненадлежащего ухода, поведенческих, социальных и эмоциональных проблем как можно раньше, чтобы избежать их запущенности, для принятия мер по их ликвидации. Служба детского благополучия должна сотрудничать с другими государственными учреждениями, которые также защищают интересы детей; вносить свои предложения, высказывать мнения и участвовать в планировании деятельности коммунальных и региональных администраций; сотрудничать с добровольческими организациями, в которые вовлекаются дети и молодежь. Закон строится на защите и соблюдении интересов ребенка, предоставлении ему хорошего и стабильного контакта со взрослыми и обеспечении непрерывной заботы. Служба детского благополучия должна как можно раньше, по крайней мере в пределах недели, изучить полученные сообщения и заключить, нужно ли начинать расследование по конкретному заявлению. Если есть причина для расследования, то оно должно проводиться таким образом, чтобы не навредить кому бы то ни было. Родители или лица, с которыми проживает ребенок, не могут противиться расследованию. Служба детского благополучия, эксперты могут требовать проведения интервью с ребенком при закрытых дверях. Если есть предположение, что ребенку дома не обеспечен уход или он подвержен серьезному злоупотреблению, служба детского благополучия может отдать распоряжение поместить ребенка в больницу или другое место для обследования. Служба детского благополучия должна способствовать обеспечению здорового окружения и возможности для развития конкретному ребенку посредством совета, руководства и помощи. Служба детского благополучия должна помочь ребенку и семье, если потребность в помощи вызвана домашними условиями или другими причинами. Например, в форме личного поддерживающего контакта, предоставлении места ребенку в детском саду или уход дома. Служба детского благополучия должна предпринять меры, поощряющие ребенка участвовать в полезном занятии. Более того, служба может установить надзор за домом ребенка, назначить инспектора для конкретного ребенка. Помощь ребенку может быть оказана и в форме финансовой поддержки. Когда меры помощи приняты, служба детского благополучия должна разработать план их внедрения с указанием сроков для того, чтобы иметь информацию о положительных изменениях в жизни ребенка и семьи; определения, подходит ли предоставленная помощь клиенту и какие новые меры необходимы. Если ребенок остался без ухода по причине болезни родителей или другим, служба детского благополучия должна предоставить немедленную помощь. Такие меры не могут предоставляться против воли родителей. Если есть опасность, что ребенку может быть причинен существенный вред от пребывания дома, руководитель администрации детского благополучия может без согласия родителей немедленно принять распоряжение о временном уходе. Приказ должен быть исполнен как можно быстрее, по возможности в течение 48 час., и с одобрения руководителя регионального отделения социального благополучия. Распоряжения об уходе могут быть приняты: - если есть серьезные недостатки в заботе, получаемой ребенком, или серьезные недостатки в условиях личного контакта или обеспечения его развития, необходимого для ребенка этого возраста; - если родители не заботятся о ребенке, который болен, недееспособен, или имеет специальную потребность в получении помощи, уходе и обучении; - если ребенок оставлен без ухода или подвержен серьезным злоупотреблениям дома; - если велика вероятность того, что здоровью ребенка или его развитию может быть нанесен серьезный ущерб, потому что родители не несут соответствующей ответственности за ребенка. Ребенок должен быть помещен: - в приемный дом; - в учреждения регионального муниципалитета; - в образовательное или лечебное учреждение, когда это необходимо, по причине недееспособности ребенка. Место поселения должно быть выбрано на основе определенных характеристик ребенка, потребности в заботе и воспитания в стабильной среде. Должны учитываться продолжительность размещения, возможно ли и желательно для ребенка иметь доступ к родным или другие контакты с родителями. Родители и дети имеют право встречаться друг с другом. Когда распоряжение об уходе принято, региональное отделение социального благополучия должно разработать положение о времени свиданий, но может в интересах ребенка также решить, что доступ невозможен. Отделение социального благополучия может также решить, что родители не имеют права знать о месте нахождения ребенка. Региональное отделение социального благополучия может решить, кто из других людей, кроме родителей, могут иметь право доступа к ребенку. Если региональное отделение социального благополучия примет распоряжение об уходе, оно также может принять решение о лишении родителей их прав на ребенка. В случае если решение о лишении родительских прав принято, региональный отдел социального благополучия может дать свое согласие на усыновление ребенка другими людьми. Приемный дом - это частный дом, в который принимают детей для воспитания на основе решения службы детского благополучия. Люди, отобранные как приемные родители, должны иметь специальные способности для предоставления детям обеспеченного и хорошего дома, должны уметь разрешать задачи воспитания. Министерство может разработать нормы, на каких условиях должны быть отобраны приемные родители, их права и обязанности, обязанности службы детского благополучия по обеспечению руководства и надзора за приемными домами, наблюдения за детьми в приемных домах. Служба детского благополучия должна назначать инспектора, курирующего детей в приемных домах. Муниципалитет, на территории которого находится приемный дом, отвечает за поддержку и наблюдение этого дома. Ребенок, у которого наблюдаются серьезные проблемы поведения в форме серьезного правонарушения или повторяющихся правонарушений (уголовного характера), в форме упорного злоупотребления наркотиками или возбуждающими средствами, или другими способами, может без его согласия или согласия лиц, исполняющих родительские обязанности в отношении его, помещен в учреждение для наблюдения, обследования и краткосрочного лечения (обработки) сроком до 4 недель или на более короткий срок. В случае возобновления распоряжения, пребывание может быть продлено еще на 4 недели. Если ребенку требуется более долгосрочная обработка, распоряжением можно определить его в учреждение на срок до 12 месяцев без его согласия или согласия лиц, исполняющих родительские обязанности. В случае возобновления распоряжения срок пребывания при особых обстоятельствах может быть продлен на 12 месяцев. Региональный муниципалитет отвечает за создание и деятельность учреждений и другие специализированные услуги ухода и заботы о детях. Региональный муниципалитет может вступать в соглашение с муниципальными и частными учреждениями, и должен иметь в своем распоряжении места в подобных учреждениях. Учреждения должны управляться таким образом, чтобы дети сами могли решать личные проблемы, иметь доступ к тем людям, с кем им хочется быть. Учреждение отвечает за ежедневную деятельность, обеспечение и благополучие детей. Здесь не допускается физическое наказание детей; нельзя запирать ребенка в его комнате или употреблять сходные меры; проверять детскую корреспонденцию.
2.3. Федеральный и региональный уровни управления системой социальной защиты детства (на примере Российской Федерации)
Социальная политика государства - деятельность государства, направленная на разработку и обеспечение решения комплекса социальных проблем государства: социальную помощь, социальную поддержку, социальное обеспечение, социальную защиту населения. Существует несколько концепций социальной политики. Первая концепция рассматривает социальную политику как "общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общества". Цель достижение целей самого общества. Вторая концепция исходит из социально-трудовых отношений и ориентирована на их стабилизацию, регламентирование отношений труда и капитала, исключение возможности радикальных вариантов, возможных противоречий. Третья рассматривает социальную политику как вид общественной деятельности, направленный на потенциально опасные слои населения, чтобы через эту систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечивать низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения потребностей, оградить обеспеченные классы от их возможной неконтролируемой ярости. Четвертая концепция рассматривает социальную политику как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределительных мероприятий. Пятая исходит из принципов социальной справедливости и партнерства как базовых принципов социального господства. П.Д. Павлов определяет социальную политику как определенную ориентацию и систему мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и иными группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей [8]. Социальная политика по И.Г.Зайнышеву - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах, практике и регулировании отношений в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения [5]. И, наконец, по определению Е.И. Холостовой - это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных потребностей, отвечающих этим целям [12]. Одной из составляющих социальной политики является защита детства. В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие "система защиты". Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный определяют сущность социальной защиты как всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права - экономического, политического, организационного, направленных на создание необходимых условий существования личности [9]. Обязательства, принятые Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах ребенка и присоединением к Всемирной декларации об обеспечении прав выживаемости, защиты и развития детей, включают очень важный правовой, социальный и этический аспект - необходимость учитывать интересы и нужды каждого ребенка и удовлетворять эти интересы в приоритетном порядке. В этих документах подчеркивается, что ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно если он находится в трудных условиях. В структуре реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяют два уровня: законодательный и исполнительный, компетенции которых определяются на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне Федерации, региона, негосударственных общественных организаций. Гарантии прав ребенка обеспечивают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и другие некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по защите прав и законных интересов детей. Полномочия органов государственной власти представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Организационная структура системы социальной защиты детства в РФ
Функциональное назначение деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений состоит в реализации государственной политики, в установлении определенного порядка взаимодействия органов и учреждений межведомственных взаимосвязей, направленных на поддержку несовершеннолетних. В настоящее время система государственных и муниципальных органов, защищающих права и законные интересы детей, находится в стадии становления. В России нет специального закона о защите интересов детей. Права ребенка, в частности, установлены Семейным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 54, каждый ребенок (таковым признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста - совершеннолетия) имеет право жить и воспитываться в семье, на сколько это возможно [11]. Закон предоставляет право ребенку на родительскую заботу, на совместное проживание с ними, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Право ребенка на воспитание своими родителями означает, что они обеспечивают его интересы, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В том случае, если родителей нет или они лишены родительских прав, в других случаях утраты права родительского попечения, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства, в соответствии с положениями главы 18 Семейного кодекса. Ребенок обладает правом на общение с родителями и другими родственниками: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и т.д. На это право не влияют расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание отца и матери. Ребенок имеет право на общение с каждым из них и в том случае, если они проживают в разных государствах. Кодекс устанавливает право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Родители, а в некоторых случаях органы опеки и попечительства, прокуратура, суд, обязаны обеспечить это право ребенка. В соответствии со статьей 56 дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Они вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14-летнего возраста в суд, если нарушаются их права и законные интересы, в т.ч. не выполняются или ненадлежащим образом выполняются родителями их обязанности по воспитанию и образованию детей, либо при злоупотреблении родительскими правами. Закон устанавливает равные права и обязанности родителей по воспитанию и образованию своих детей, защите их прав и интересов (статья 61). Согласно статье 63, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение его интересов должно быть предметом основной заботы отца и матери. В том случае, если родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, отказываются без уважительных причин взять ребенка из родильного дома, иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты, других аналогичных заведений; злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в т.ч. осуществляя физическое, психическое насилие над ними, покушаются на половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга, то они (или один из них) могут быть лишены родительских прав. Вопрос о лишении родительских прав рассматривается в судебном порядке. Подобное дело возбуждается по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих) либо прокурора, а также органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних. Другим способом защиты интересов ребенка является решение суда об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их (его) родительских прав, но при этом устанавливается ограничение родительских прав. Эта мера применяется в том случае, когда проживание ребенка с родителями (одним из них) опасно для него, по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство, хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Ограничение родительских прав допускается и в том случае, если нахождение ребенка с родителями или одним из них вследствие их поведения является опасным для него, но не установлены достаточные основания для лишения их родительских прав. Семейный кодекс предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Основанием для этого является соответствующий акт органа местного самоуправления, в соответствии с которым органы опеки и попечительства проводят немедленное изъятие ребенка из семьи. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны срочно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании обратиться в суд с иском о лишении родителей их прав на ребенка или об ограничении родительских прав. Установление социальной опеки над детьми регулируется соответствующим разделом Семейного кодекса Российской Федерации. Статья 121 определяет, в каких случаях применяются меры защиты прав и интересов детей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет, выбор форм устройства, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования, согласно статье 122 Кодекса, возложены на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, нуждающихся в социальной помощи, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, нуждающемся в помощи, обеспечивает его устройство. При невозможности передать ребенка на воспитание направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российс Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|