Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семья на современном этапе развития мирового сообщества





3.1. Качество жизни и уровни жизни современной российской семьи

 

В любые периоды жизни общества, а особенно в кризисные, вопросы, касающиеся изучения уровня жизни граждан страны, особенно детей, являлись приоритетными.

Уровень жизни в самом широком смысле слова рассматривается как материальные условия жизни. Всеобщая декларация прав человека устанавливает, что каждый имеет право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Конкретизируя это понятие, можно сказать, что уровень жизни - уровень потребления населения, который характеризуется количественными и качественными показателями: объемом реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, квартирной платы, платы за транспортные услуги [10].

Таким образом, по определению Л.В. Мардахаева, уровень жизни - социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в смысле обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются преимущественно количественными показателями, абстрагированных от их качественного значения (размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.) [7].

Для характеристики изменения уровня реальных доходов населения в экономике введен индекс уровня жизни. Он определяется с учетом изменения как денежных доходов населения, так и цен на потребительские товары и услуги населения [5].

Как обобщение понятия "уровень жизни" выступает более широкое понятие "качество жизни" - социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ, но и удовлетворение духовных, в том числе образовательных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт [7].

Качество жизни (англ. - quality of life, сокращенно - QOL) - категория, с помощью которой характеризуются существенные обстоятельства жизни, определяющие степень достоинства и свободы каждого человека. Качество жизни не тождественно уровню жизни. Показательно то, что качество жизни советского населения в 70-е годы в целом был не хуже качества жизни населения западных стран, тогда как уровень жизни был примерно в два раза ниже.

Философия качества жизни в конце ХХ века выходит на первый план в государственной политике и социальной жизни, поскольку через качество можно осуществить интегральную оценку эффективности государственного управления. Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через стандарты (индексы) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.

Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие и оценивается по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.

Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, работа), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве. Для их оценки проводятся социологические опросы представительных выборок населения.

Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности оценивается по спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общенравственных заповедей: "не убий", "не укради" и других (убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые люди и дети, алкогольные психозы и т.д.).

Частичным аналогом индекса качества жизни, получившим в настоящее время распространение и признание является индекс человеческого развития (ИЧР, human development indicator - HDI), применяемый ООН с 1990 г. В числе главных составляющих ИЧР: средняя продолжительность жизни при рождении, уровень образования населения и реальный среднедушевой валовый продукт, рассчитанный с учетом паритета (равенства) покупательской способности национальной валюты.

В правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие граждан. В Российской Федерации ориентация на качество жизни обеспечивается конституционно. В первой части статье 7 Конституции записано: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" [4].

Сложная социально-экономическая обстановка в стране требует осмысления положения детей - совокупности условий, сложившихся в обществе для их выживания и развития, материального обеспечения их жизни и здоровья. Одна из особенностей современного положения детей в российском обществе определена как социальная депривация. Этим термином обозначается лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребенка. Дети в реальной жизни сталкиваются с наркоманией, асоциальным поведением, стяжательством и воровством. В менее опасной для общества форме, но более значимой для психики и души ребенка социальная депривация проявляется в неполных, конфликтных семьях, где родители находятся на грани развода и т.д.

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ признала, что детская беспризорность является следствием современной экономической и духовно - нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей, криминализацией среды. Одним из показателей явного неблагополучия в положении российских детей является рост детской преступности.

В мае 2001 года состоялось заседание Совета безопасности, который пришел к выводу, что ситуация с детьми в стране "ставит под угрозу национальную безопасность и общественную стабильность". В последние годы создано 13 различных правительственных программ с целью помочь бездомным, но ни одна из них не дала сколько-нибудь заметного результата [8].

В целом положение детей в России характеризуется как социальное неблагополучие. В общем широком понимании - это устойчивая, относительно длительно действующая совокупность материальных, социальных, правовых, духовных и других условий, факторов, отношений, не обеспечивающих и не создающих условий для нормального существования той или иной части населения, реализации их актуальных потребностей и жизненных планов и в то же время создающих условия для проявления негативных с точки зрения общества поведения части людей. Социальное неблагополучие проявляется: в неудовлетворенности, негативном самочувствии, моральном и духовном дискомфорте, материальном недостатке; в поведении, отклоняющемся от нормы и правил человеческого общежития (алкоголизм, проституция, наркомания, воровство, хулиганство и т.п.).

Дети - особая социально-демографическая группа населения. Они в большей степени зависят от внешних факторов, в частности от семьи. Поэтому необходимо уточнение понятия "социальное благополучие" в отношении детей. Социальное неблагополучие детей связано с самочувствием, степенью благополучия детской жизни, удовлетворенностью качеством и количеством потребляемых благ и услуг (пищи, одежды) для поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов. Оно характеризуется отклоняющимся от нормы поведением, сниженным уровнем подготовки к социально-профилактической деятельности, следствием чего является материальная необеспеченность, физическое, нравственное, психическое нездоровье [7]. Таким образом, социальное неблагополучие детей выступает как интегральный показатель материальной обеспеченности, физического, психического и нравственного здоровья детей.

В отношении детей определяются особые критерии социального неблагополучия. Интегральными показателями социального неблагополучия детей является:

- демография (годовой прирост или убытие населения, доля детей в общей численности населения, численность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации);

- здоровье (процент вакцинированных детей от общей численности вакцинированных, распределение по группам здоровья, динамика детской инвалидности, смертности, травматизма);

- питание (% новорожденных с дефицитом веса, продолжительность кормления грудью, калорийность питания);

- образование, досуговые услуги (в %: сколько детей учатся во вторую и третью смены, охват образованием; количество библиотек, оздоровительных лагерей, театров и т.д.);

- материальное положение (душевой доход, прожиточный минимум, расходы на ребенка в различных учреждениях);

- криминальные проявления (численность несовершеннолетних, совершивших преступления, численность несовершеннолетних осужденных, суицидов, малолетних проституток, родителей, лишенных родительских прав, жестокое обращение и т.д.) [6].

Наблюдение за показателями проводится в динамике, что позволяет отслеживать положение детей и давать прогнозы относительно их социального благополучия. Социальные индикаторы выступают своеобразными статистическими показателями, отражающими стандарт условий и уровня жизни. В международной практике их набор достаточно широк (классификатор приводится в специальном издании ООН).

Стандарты представляют собой гарантии со стороны государства по оказанию семье и детям социальных услуг определенного качества (Социальные гарантии - система мер, нормативных установок, условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания, жизнеобеспечения и деятельного существования людей).

Стандарты обеспечивают:

- основу для соблюдения и защиты прав ребенка;

- основу для равного и прозрачного подхода к контролю за качеством услуги;

- возможность самостоятельного принятия решения детьми и родителями на основе предоставляемой им информации о способа решения их проблем и качества обслуживания;

- основу для определения приоритетных задач развития в области социального обслуживания семей и детей;

- помощь органам управления в выявлении несоответствий между нормативным и фактическим качеством услуги.

С точки зрения содержательного аспекта бывают:

1. Стандарты, регулирующие условия содержания детей;

2. Стандарты, регулирующие качество жизни детей (степень удовлетворения их познавательной, эмоциональной потребностей, способна ли оказываемая им помощь изменить их жизненную ситуацию и др.).

Разработка социальных стандартов в международном сообществе сопровождается консультациями со всеми заинтересованными сторонами, в том числе потребителями.

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации (ст. 6 БК РФ)

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей. Эти стандарты включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг:

- по гарантированному общедоступному бесплатному начальному, основному и среднему (полно) общему образованию;

- по бесплатному медицинскому обслуживанию детей;

- по гарантированному обеспечению детям по достижению ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

- по социальному обслуживанию и социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

- по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- по обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством РФ;

- по организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях;

- по оказанию квалифицированной юридической помощи.

Стандарты определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания. Субъекты РФ могут установить дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

Если ребенок находится в государственном учреждении, то он имеет право на оценку соответствия предоставляемых услуг минимальным социальным стандартам. Оценка производится уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления на основании обращения детей или их представителей. Если должностные лица не исполняют свои обязанности, то они несут административную ответственность.

Отсутствие разработанных и утвержденных социальных стандартов является реальной причиной, препятствующей осуществлению государственного контроля за соблюдением социальных гарантии в сфере социального обслуживания семьи и детей. Актуальным также являются вопросы разработки критериев и показателей эффективности предоставления социальных услуг семье и детям, стандартов и норм профессиональной деятельности специалистов социального обслуживания семьи и детей и многие другие, свидетельствующие о дефиците теоретического, законодательного. Технологического обоснования социальной защиты Детства в целом. С 1998 г. - "Государственные стандарты обеспечения качества социального обслуживания населения" Общая система государственного стандарта разработана лишь фрагментарно и включает в себя:

- основополагающие стандарты;

- стандарты деятельности учреждений;

- стандарты качества социальных услуг населению.

Основной задачей совершенствования российского законодательства должно стать создание эффективных механизмов контроля, обеспечивающего соблюдение прав и законных интересов детей во всех областях системы социального обслуживания. Необходимым условием для организации такого контроля является разработка и утверждение социальных стандартов на федеральном (основные стандарты) и региональных уровнях. Региональные стандарты должны быть не ниже федеральных.

В Самарской области в 2000 г. разработан "Закон Самарской области о государственных минимальных социальных стандартах Самарской области". Настоящий Закон определяет организационно - правовые основы установления в Самарской области государственных минимальных социальных стандартов, необходимых для обеспечения важнейших жизненных потребностей населения в материальных благах и социальных услугах.

Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы. Устав (основной закон) Самарской области, законы Самарской области.

Государственный минимальный социальный стандарт Самарской области - минимальный уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из бюджета области и государственных территориальных внебюджетных фондов.

Введение социальных стандартов направлено на решение следующих задач: выравнивание возможностей граждан по потреблению материальных благ и услуг; оценка качества жизни населения и условий его роста по территориям; повышение эффективности использования бюджетных средств.

Основными принципами формирования и применения социальных стандартов являются: обеспечение конституционных прав граждан; обеспечение равенства всех граждан в получении минимальных социальных гарантий; приоритетность и обязательность социальных расходов при формировании и исполнении бюджета области; периодичность законодательного установления социальных стандартов; информированность населения Самарской области о социальных стандартах и гласность их введения и изменения.

В систему социальных стандартов входят социальные стандарты в следующих областях социально - культурной сферы: здравоохранение; образование; социальная защита; культура; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное обслуживание; обеспечение правового порядка и безопасности граждан; поддержка семьи, материнства и детства.

В области поддержки семьи, материнства и детства устанавливаются следующие социальные стандарты: нормативы обеспеченности центрами социальной помощи семье и детям, нуждающимся в реабилитации; нормативы обеспеченности детей, нуждающихся в социальной помощи, пособиями, бесплатным жилищем; нормативы социального обслуживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (лечение, оздоровление, отдых, комплексное социальное обслуживание).

Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности рассчитываются на основе государственных минимальных социальных стандартов, демографических и экономических показателей, уровня цен и ежегодно предусматриваются при разработке закона Самарской области об областном бюджете [3].

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Раскройте содержание понятий: "уровень жизни", "индекс уровня жизни", "качество жизни", "положение детей", "социальное благополучие/неблагополучие".

2. Назовите стандарты (индексы) качества жизни.

3. Как Конституция РФ реализует права граждан РФ на достойную жизнь?

4. Дайте характеристику современного положения детей в России.

5. Дайте комментарии к интегральным показателям социального неблагополучия детей в России, используя доклад о положении детей в России.

6. Проведите анализ минимальных социальных стандартов Самарской области.

 

Список использованной литературы

 

1. "Закон Самарской области о государственных минимальных социальных стандартах Самарской области" Принят Губернской Думой 29 февраля 2000г.

2. Безнадзорность и беспризорность в РФ: Общие проблемы исследования безнадзорности и беспризорности: Социальный портрет современного беспризорника//Беспризорник. - 2005. - №1. - С. 2 - 17

3. Государственные стандарты обеспечения качества социального обслуживания населения

4. Крупнов, Ю.В. Рефлексивные практики, инфраструктуры и государственность /Ю.В. Крупнов/Рефлексивные процессы и управление: сб. науч. статей - М.: Институт психологии РАН, 2003. - С. 64-67.

5. Райзберг, Б.А. Экономика и управление/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. - М., 2005

6. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.М. Рыбинский - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - С. 44 - 53.

7. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - С.

8. Тяготы детского мира: Независимый доклад о положении детей в России// Дитя человеческое - С. 3 - 24, 49 - 72

9. http://naiau.kiev.ua/tslc/pages/humanright/glossary/g1265/info_rus.htm

10. htpp//www.slovarinfo/word/7id=65294

 

3.2. Социальные проблемы современной семьи

 

Проблемы кризиса современной семьи нужно искать в истории развития советского государства. Гражданская война, белый и красный террор, затем годы фашисткой оккупации и сталинские репрессии, годы застоя и, наконец, нестабильность социально-экономической и политической жизни общества в период перестройки - все это не могло не сказаться на функционировании семьи. В настоящее время усугубляют ситуацию прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, разительная бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей.

В первые годы советской власти, в первые десятилетия после революции был нанесен мощный удар по русской культуре. Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб и других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, но и уничтожило огромный пласт духовной культуры. Оказалась нарушенной связь поколений. Удар по культуре отразился на состоянии российской семьи. В 20-30 г.г.г процедуры заключения и расторжения брака были настолько упрощены, что занимали несколько минут. В результате, стало исчезать отношение к браку как к величайшему таинству, как акту величайшей ответственности друг к другу, а также к будущему ребенку.

Годы гражданской войны и годы строительства социализма нанесли мощный удар по патриархальному укладу российского общества и семьи, связям между поколениями. В основе взаимоотношений между поколениями в русской семье всегда лежало уважение к старшим. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. Семья воспитывала детей посредством глубоких традиций, передавая и храня коллективный опыт. По православным понятиям, семья являлась "малой церковью", т.е. призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена [4].

С разрушением православной церкви и культуры исчезла еще одна опора русской семьи.

С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление семьи. Но "зло разрушения нанесло свои плоды", впервые появились так называемее "отказные" дети, чьи матери не хотели брать на себя ответственность за их воспитание [9; 10].

В настоящее время наблюдается разгул насилия и терроризма, обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе налицо явный кризис культуры, идет переоценка нравственно-духовных ценностей.

Для современной семьи в России характерно:

- обострение противоречий между жизненными установками поколений и различных слоев общества;

- резкое падение жизненного уровня большинства населения;

- прогрессирующее ослабление эстетических мотиваций в обществе, чему способствует расцвет масс-культуры;

- проявлением духовного кризиса стал и кризис воспитания (образование практически сняло с себя задачу воспитания, разрушена привычная система ценностей, утрачена общая цель и т.п.) [5];

- ликвидация централизованной экономики привело к фактическому разрушению централизованной системы социальной защиты, в том числе система социальной поддержки семьи и детства;

- духовный, социальный, экономический, политический кризис привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, структурной, психологической деградации;

- дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей;

- резкое падение уровня жизни и духовности привел к увеличению численности так называемых социальных сирот, растет преступность, наркомания, алкоголизм, расширяются истоки детского неблагополучия. Угрожающе растет безнадзорность и беспризорность;

- усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, как следствие правовой, моральной, экономической незащищенности семьи;

- растет число разводов и количество неполных семей. Распространение, так называемых, гражданских браков и как следствие - рост числа внебрачных детей;

- нарастают психоэмоциональные перегрузки у взрослого населения, что непосредственно отражается на детях;

- неблагополучие, бедность, высокая занятость родителей, неблагоприятная психологическая обстановка пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие;

- семейные неурядицы становятся причиной проявления жестокости и насилия по отношению к детям, их ухода из дома;

- обнаружилось качественно новое явление - "скрытое" социальное сиротство, следствием чего становится изменение отношения к детям вплоть до их полного вытеснения из семей;

- в интернатах распространено жестокое обращение с детьми при снижении ответственности за детей;

- для подростков, растущих в конфликтных семьях, характерен широкий спектр аномалий, включая психологические, криминогенные, другие деформации. Наблюдается тенденция автономизации детской преступности, ее организованности;

- отрицательно влияет на развитие и воспитание личности ухудшение здоровья детей связанное с социальным неблагополучием (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция и др.);

- значительно расширилось и качественно изменилось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс;

- отсутствует целенаправленное противодействие националистическим предрассудкам;

- не определено место религиозных конфессий в целенаправленном воспитательном воздействии на детей в семье и обществе в целом;

- детские организации остались вне школы, в связи с чем требуется новый подход к координации их деятельности. В ослаблен воспитательный потенциал школы. Доступность культурных центров резко снизилась [3].

Е.М. Рыбинский характеризует нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, что повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей [8].

Семья меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социально-педагогической работы. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей.

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:

- ростом числа малодетных семей;

- приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

-·тенденцией к отделению молодых семей от родительских, т.е. нуклеаризация семьи;

-·увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями [7].

Значительную долю составляют неполные семьи - 13%, в подавляющем числе случаев - это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже - два ребенка [6]. Еще одна категория семей, получающих поддержку специалистов - это семьи с детьми- инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями - инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку и попечительство, приемные семьи. Следующая многочисленная категория - семьи с объективно ограниченными материальными возможностями - многодетные семьи, семьи переселенцев, студентов. Особый разряд семей, требующих внимания социальных педагогов, составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Неблагополучие в семье часто порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). В.В. Елизаров провел социологический опрос старшеклассников г. Минска. Из 304 подростков только 43% опрошенных считают свою семью дружной и сплоченной; у 54% подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33% - с матерями. В конфликтных семьях, порождающих трудных детей, дело обстоит еще сложнее. В Заводском районе г. Минска были опрошены 102 «трудных» подростка. Каждый третий подросток свое девиантное поведение объяснил конфликтами в родительском доме, а также недружелюбным отношением со стороны отца или матери к себе. С целью изучения масштабов проблемы насилия в семье специалистами социально-психологической службы Советского района г. Минска было проведено анкетирование 500 учащихся седьмых классов. Результаты представлены следующим образом: 48,2% опрошенных респондентов подвергались физическим наказаниям со стороны родителей; 77% - оскорблениям со стороны учителей; 36,4% ответили, что учителя использовали телесные наказания; 66,7% подверглись унижениям и издевательствам со стороны сверстников. Исследователи подчеркивают, что настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни» [2].

Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в Ежегодных докладах "О положении детей в Российской Федерации", свидетельствуют и о кризисном социально-экономическом положении детей в нашем обществе. В докладе говорится о трудностях, с которыми Российская Федерация сталкивается в период политических преобразований в условиях социальных перемен и экономического кризиса, что привело к определенные последствиям в положении детей. Фактически признается, что дети стали жертвами экономических реформ, что общество недостаточно заботится о нуждах и положении детей, имеются серьезные проблемы в сфере семейной жизни. Отмечены тенденции к разрушению культуры семьи, что проявляется в оставлении детей, абортах, численности разводов и усыновлений, числа детей, рожденных вне брака [7].

Для улучшения положения детей в России разработана и реализуется программа "Дети России".

А.И. Антонов, В.М. Медков для построения классификации социальных проблем исходили из целого комплекса разнообразных факторов, определяющих благополучие и здоровый статус семьи: материально-экономических, медико-биологических, психолого-интеллектуальных, профессионально-образовательных и др. На их основе можно выявить основные проблемы современной семьи. К ним относятся:

1. Инвайронментальные (от англ. еnvironment - окружающая обстановка) проблемы: географические, экологические проблемы (загрязнение, климат, топливо и др.); демографические проблемы (гендерное соотношение, геронтолизация, сокращение браков, увеличение разводов, падение рождаемости, увеличение частоты добрачных половых связей, внебрачных рождений); экологическая безопасность (ядерное и химическое загрязнение и пр.).

2. Цивилизационные проблемы: этнические, культурные традиции; развитие гражданских прав и свобод. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм браков и семьи (очные, неполные семьи, квазисемьи геев и лесбиянок, увеличение числа брачных сожительств).

3. Социально-экономические проблемы: цены, доходы, семейный бюджет; коммунальные услуги; питание; бедность и деградация.

4. Социально-бытовые проблемы: быт и удобства; санитарно-гигенические условия; дошкольные и школьные учреждения; услуги для нетипичных детей и взрослых.

5. Психосоматические и психологические проблемы: суициды, травматизм, психопатология, жестокость и насилие [1].

Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности. В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями.

Социально - педагогическая работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизации демографического и социально - экономического положения в России.

Е.М. Рыбинский, С.В. Дармодихин считают, что связи с выше сказанным перед государством стоят такие задачи укрепления института семьи:

1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

2. Возрождение духовной культуры нации.

3. Путем совершенствования социально-экономических отношений повысить престиж семьи и укрепить ее нравственные и бытовые основы, способствовать возрождению и укреплению примата общечеловеческих и духовных ценностей.

4. Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности семьи и детей.

5. Необходима государственная стратегия в вопросах воспитания в современных условиях.

6. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку.

7. "Возвращение" воспитания в образовательные учреждения.

8. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

9. Совершенствование системы устройства детей-сирот [3;8].

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Что явилось причиной распада патриархальной семьи в первые годы Советской власти?

2. Какие изменения в семейной политике произошли в семейной политике после Великой отечественной войны?

3.Какие проблемы характерны для современной семьи?

4. Что необходимо для того, чтобы изменить положение современной семьи?

 

Литература

 

1. Антонов, А.И. Социология семьи/ А.И. Антонов, В.М. Медков. - М,: Изд-во МГУ, 1996

2. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства/ С.А. беличева // Педагогика. - 1992.- № 7/8 - С. 23-27.

3. Дармодихин, С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации/ С.В. Дармодихин// Педагогика. - 2001. - №1. - С. 10-17.

4. Громыко, М.М. Мир русской деревни/ М.М. Громыко. - М., 1991. - С. 143, 177.

5. Никандров, Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания/ Н.Д. Никандров// Православие в современном обществе. - Тула: Изд-во ТГРУ, 1999 - С.6.

6. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М,: Инфа - М, 1999. - С. 144 - 151.

7. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. - 1997. - М., 1998.

8. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.М. рыбинский. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.- 224с.

9. http://www.tula.net/tgpu/bschool/Reasons/reasons2.htm

10. http//www.repherat.ru/reph/25621.shtml

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.