Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Региональная система социальной защиты детства





на примере Самарской области

4.1. Структура и деятельность Министерства по вопросам

семьи и демографического развития Администрации Самарской области

 

Управление всей семейной политикой осуществляет Администрация Самарской области. Исполнительные функции государственного управления в сфере семейной политики реализует Министерство по вопросам семьи и демографического развития Администрации области. Аналогичные управленческие и исполнительные структуры созданы во всех 49 муниципальных администрациях. Их основной функцией является защита прав детей. Непосредственно осуществление функций государственного и муниципального управлений по опеке и попечительству над несовершеннолетними возлагается на комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства.

Традиционно, в других регионах России эти функции исполняют органы управления образованием, в отличие от которых в ведомстве Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Самарской области эта задача является приоритетной. Парадигма ее решения - профилактика негативных социальных явлений (распад семей, сиротство) и развитие позитивных (обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье).

Стратегия министерства строится на условиях государственного заказа - создание единого информационно-методического пространства, обеспечивающего защиту прав ребенка и его семьи.

Основными направлениями этой деятельности являются:

- формирование региональной нормативно-правовой базы;

- взаимодействие министерства с областными службами, организациями, ведомствами;

- создание системы государственной помощи и медико-психолого-педагогической поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- подготовка кадров;

- координация деятельности учреждений системы министерства.

Министерство выступает координатором в решении проблем материнства, детства и семьи между учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты и других учреждений, призванных решать проблемы семьи и детей.

Определена стратегия практических действий по реализации семейной политики в Самарской области, которая состоит в переориентации на работу по активизации жизненного потенциала каждой семьи. Основной метод - программно-целевой, который был реализован через комплексные, целевые программы: "Здоровье населения Самарской области", "Дети Самарской области", "Социальная поддержка населения Самарской области", "Содействие занятости населения области", "Свой дом", "Развитие общего и начального профессионального образования в Самарской области", "Программа мер по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, реабилитации и лечению наркозависимой части населения Самарской области", "Профилактика социального сиротства и социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Профилактика детской инвалидности, создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями", "Областная целевая программа развития системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии", "Реабилитация", "Комплексная целевая программам социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности", "Программа мер по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, реабилитации и лечения наркозависимой части населения Самарской области" и некоторые другие [1].

Система социальной поддержки ребенка и семьи включает в качестве компонентов специализированные учреждения по обслуживанию семьи и детей. В настоящее время в Самарской области более ста таких учреждений (рис. 1). Первичным звеном в структурной иерархии данных учреждений являются территориальные центры социальной помощи семье и детям "Семья", которою есть во всех городах и районах. Они фактически выполняют функции "социальных поликлиник". В случае необходимости оказания реабилитационных услуг дети направляются в специализированные учреждения различных ведомств и учреждения департамента. Кроме центров "Семья", в систему учреждений социального обслуживания семьи и детей входят: социально-реабилитационные центры (приюты) для несовершеннолетних; центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции развития детей, областной центр усыновления, опеки и попечительства. Согласно программе "Дети Самарской области" развивается сеть специализированных учреждений социальной реабилитации беременных женщин и женщин с грудными детьми, а также кризисные стационары по оказанию экстренной помощи детям и подросткам подвергшимся психическому насилию (рис. 1).

Важнейшими проблемами, над которыми работают службы семьи, являлись: укрепление института семьи; формирование здорового образа жизни; профилактика социального сиротства и детской инвалидности.

Таким образом, выстаивается трехуровневая структура системы социальной защиты детей и семей в Самарской области. Первый уровень - Министерство по вопросам семьи и демографического развития осуществляет общее и методическое руководство учреждениями.

На втором уровне находятся областные учреждения, имеющие статус методических центров. Это областной центр социальной помощи семье и детям "Семья", областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, областной центр диагностики и коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов, областной центр усыновления

Третий уровень - учреждения нового типа - территориальные учреждения социальной поддержки детей и семей. Потребность в таких учреждениях обусловлена появлением многочисленных категорий детей, чьи проблемы не решаются в системе образования, здравоохранения или социальной защиты: дети-инвалиды дошкольного возраста, которых не принимают дошкольные образовательные учреждения, дети, оставшиеся без попечения родителей, для которых подбирают приемных родителей, дети, находящиеся в кризисной ситуации в семье и которым необходимо временное убежище и т.д. К этой группе учреждений относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям "Семья", которые есть во всех городах и районах (48). Они фактически выполняют функции "социальных поликлиник". В случае необходимости оказания социальных услуг дети направляются в специализированные учреждения различных ведомств.

Кроме центров "Семья", в систему учреждений социального обслуживания семьи и детей входят: социально-реабилитационные центры (приюты) для несовершеннолетних (29 учреждений); центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (26); центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции развития детей (11).

Одно из определяющих условий функционирования системы социальной помощи детям - ее нормативно-правовое обеспечение. В Самарской области принят ряд законов, регулирующих решение социальных проблем семьи, материнства и детства.

Второе важное условие - целостная научно-методическая база деятельности учреждений, т.е. ее программно-технологическое обеспечение, предполагающее разработку программ деятельности учреждений, методик и технологий оказания помощи и поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Третье условие - кадровое обеспечение работы учреждений, что представляет собой немаловажную проблему. В учреждения социальной защиты детей приходят специалисты из системы образования, которые слабо представляют специфику контингента и зачастую не владеют специальными социально-педагогическими методиками. Следовательно, решение проблемы в том, чтобы проводить специальную предварительную переподготовку кадров и создать условия для постоянного повышения их квалификации.

 

 
 

 

 


Территориальные центры соций помощи семье и детям "Семья"  

Рис. 1 - Структура Министерства по вопросам семьи и демографического развития Администрации Самарской области

 

Общеметодологическими принципами построения системы социальной поддержки детства для реализации семейной политики в области являются:

· холистических подход к социальной работе. В организационном плане это - создание многоуровневой системы учреждений и управление ими. В реализации холистического подхода актуальным является определение приоритетов. Первостепенная задача - ликвидация детской безнадзорности и обеспечение приоритетного права ребенка воспитываться в условиях семьи.

· полидисциплинарность: комплексный подход в решении проблем ребенка и его семьи, т. е. единство социально-педагогической, медицинской, психологической, социально-экономической, правовой помощи ребенку и семье;

· признание ценности ребенка как личности, уважение его человеческого достоинства независимо от уровня его развития и воспитания, способностей и социального статуса;

· признание ребенка субъектом права, что предполагает при осуществлении любой деятельности, направленной на ребенка, соблюдение и обеспечение его неотъемлемых прав;

· гуманизация отношений государственных структур, общества к детям, т.е. при всех законотворческих, нормативно-правовых, организационно-управленческих, административных и других действиях в отношении детей их интересы должны обеспечиваться в первую очередь [3].

Л.Я. Олиференко выделяет также организационно-педагогические принципы построения системы поддержки детства:

· приоритет государственных подходов в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

· принцип преемственности в работе различных учреждений структуры Департамента по вопросам семьи, материнства и детства, с одной стороны, и учреждений других ведомств;

· принцип территориальности: все службы максимально приближены к месту проживания детей;

· принцип открытости системы, означающий, что в нее входят учреждения открытого типа, работающих по специальным программам;

· приоритетет профилактического направления, что предупредить возникновение факторов риска, конфликтов, кризисных ситуаций, сохранить м укрепить благоприятные для развития ребенка условия;

· принцип комплексности, когда ребенок и его семья могут получить помощь для решения всего спектра проблем (медицинских, педагогических, психологических, экономических, юридических).

В группу деятельностно-функциональных принципов, отражающих целенаправленное и целесообразное функционирование системы входят:

· адресность помощи;

· сочетание специализации и интеграции всех служб и учреждений структуры Департамента;

· принцип организационно-функциональной взаимообусловленности социально-педагогических учреждений и служб, оказывающих помощь и поддержку детям;

· разнообразие форм и методов разрешения трудных жизненных ситуаций детей и семьи, позволяющих построить индивидуальную программу социально-педагогической поддержки для каждого ребенка;

· научно-методическая обеспеченность всех типов учреждений;

· гарантированность, оперативность и конфиденциальность помощи;

· максимально возможное приближение ребенка к привычной социальной среде и сохранение его микросоциальных связей с семьей, родственниками;

· ранняя диагностика задержек социального, психического, физического развития;

· личностно-индивидуальный подход к каждому ребенку;

· социально-педагогическая поддержка семьи на основе выявления и закрепления ее возможностей, а также собственных возможностей ребенка для преодоления трудной жизненной ситуации;

· приоритет воспитательных форм воздействия перед традиционными методами перевоспитания и наказания;

· изменение системы ценностей дезадаптированного ребенка;

· формирование поддержка ребенка на здоровы образ жизни, включая и духовное развитие.

Все принципы взаимосвязаны между собой и игнорирование одного из них может привести к разрушению целостности системы.

Эффективность системы обслуживания семьи и детей характеризуется соотношением между удовлетворением социальных потребностей обслуживаемой категории населения и финансовыми затратами на деятельность системы. Подобный подход использован при разработке Закона " О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области" (принят Самарской губернской Думой 29 февраля 2000 года).

Одним из факторов организации контроля за деятельностью социальных служб является наличие критериев оценки деятельности соответствующих служб. Известно, что на федеральном уровне не приняты стандарты комплексного обслуживания семьи и детей. В то же время объективность оценок, последовательность в действиях возможна только при наличии таких стандартов. Стандарты определяют "минимальный уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплавтных и льготируемых социальных услуг, пособий и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидируемого бюджета области и государственных территориальных внебюджетных фондов". Таким образом, стандарты являются теми ожиданиями, отталкиваясь от которых возможно оценить работу служб. Другими словами, в них заложена информация о том, какие услуги предоставляются, как организовано обслуживание, результативность принимаемых мер.

В ходе работы по организации управления в сфере реализации семейной политики выработаны следующие подходы составления стандартов:

• стандарты строятся в соответствии с законодательством РФ: Конституцией РФ, федеральными законами, а также в соответствии с Уставом (основным законом Самарской области и другими законодательными актами губернии);

• стандарты стоятся на профессиональной основе;

• для выработки стандартов привлекаются пользователи, управленцы, научные работники;

• стандарты отвечают принципу реальности;

• информация о контроле (валидности) анализируется;

• при составлении стандартов решались задачи выравнивания возможностей граждан по потреблению материальных благ и услуг, оценки качества жизни населения, повышения эффективности использования бюджетных средств;

· основными принципами формирования и применения социальных стандартов соблюдались принципы системности, обеспечения конституционных прав граждан, обеспечения равенства всех граждан в получении минимальных социальных гарантий, приоритетность социальных расходов при формировании и исполнении бюджета области, периодичность законодательного установления социальных стандартов, информированность населения области о социальных стандартах.

В систему социальных стандартов входя социальные стандарты в следующих областях социально-культурной сферы: здравоохранение, образование, социальная защита, культура, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное обслуживание, обеспечение правового порядка и безопасности граждан. Минимальными социальными стандартами поддержки семьи, материнства и детства в Самаре области устанавливаются следующие нормативы:

• обеспеченность учреждениями социальной помощи семье и детям, нуждающимся в социальной реабилитации;

• обеспеченность детей, нуждающихся в социальной помощи, пособиями, бесплатным жилищем;

• нормативы социального обслуживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (лечение, оздоровление, отдых, комплексное социальное психолого-медико-педагогическое обслуживание).

Для количественной характеристики деятельности системы обслуживания семьи и детей Самарской области используются критерии: эффективность реабилитации, экономическая и социальная эффективность [1].

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите функции Департамента по делам семьи, материнства и детства Самарской области.

2. Каковы основные направления деятельности Департамента по делам семьи, материнства и детства Самарской области?

3. Дайте характеристику структуры Департамента.

4. Какие методологические принципы построении системы социальной поддержки вы знаете?

5. Как определить эффективность работы социальных служб?

 

Литература

 

1. Гусарова, Г.И. Социальная поддержка семей и детей групп риска: Самарский вариант: модель социального обслуживания, разработанная в рамках проекта Тасис "Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения Российской Федерации"/Г.И. Гусарова: сб. научных статей: Воплощая идеи в жизнь. Передовой опыт социальной работы в Российской Федерации. М., 2002. - С. 31-38.

2. Клещева, Л.А. Роль Краснодарского краевого центра диагностики консультирования в психолого-диагностическом сопровождении обучающихся/ Л.А. Клещева// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 72-76.

3. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства (муниципальная система)/Л.Я. Олиференко// Внешкольник. - 2003. - №3 - С. 5-8.

4. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства (муниципальная система)/Л.Я. Олиференко// Внешкольник. - 2003. - №4. - С. 12-14.

 

 

4.2. Психолого-медико-педагогические комиссии

 

Актуальной для реализации семейной политики является проблема адекватной диагностики и коррекции психического и соматического развития детей. Данная проблема межведомственная, полидисциплинарная и задачи по ее решению объективно носят интегрированный характер.

Традиционно в России, вопросами ранней диагностики соматического и психического развития детей занимаются учреждения здравоохранения и образования. Вместе с тем часто эти вопросы решаются без учета социальных, психолого-педагогических компонентов. Обычно уровень интеллектуального развития детей психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) органов образования изучается только тогда, когда ребенок должен идти в школу или после обучения его в первом классе. При этом основной целью ПМПК является формирование специализированных интернатных учреждений системы образования. Диагностика психического развития детей в возрасте от 0 до 4 лет системно не проводится. Таким образом, не реализуется основной принцип внешнего вмешательства - обеспечения единства диагностического и коррекционного реабилитационного процесса. Тем самым нарушаются право ребенка на защиту его здоровья, адекватное развитие, жизнь и воспитание в условиях семьи, а также право родителя на воспитание ребенка независимо от его психического и соматического статуса.

С целью организации комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения ребенка и его семьи, организации межведомственного диагностики реабилитационного процесса в Самарской области создана специализированная служба. ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов, в которой работают специалисты различных профилей. В комиссии объединены специалисты для психолого-медико-педагогического сопровождения детей разных возрастов (от рождения до 18 лет) с проблемами в развитии.

Цели деятельности - обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, в том числе воспитанников интернатных учреждений и детей с отклонениями в развитии в соответствии с их реальными возможностями и образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Экспертно - диагностические направление работы комиссий обеспечивает своевременную комплексную оценку интеллектуального и физического развития ребенка с целью определения программы обучения, адекватной его возможностям. Консультативное направление: практикуется медицинское, психологическое, социально - педагогическое консультирование. Специалисты проводят индивидуальные консультации по запросу семей и специалистов различных ведомств по вопросам здоровья, обучения, воспитания, развития детей. В центр обращаются подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в помощи специалистов. Кроме того, на базе этих учреждений проводятся индивидуальные коррекционные занятия.

Таким образом, задачами работы комиссий являются:

· раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;

· комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;

· определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;

· подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

· разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

· формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

· использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями;

· консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

· участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической культуры населения;

· стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии;

· профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

· выявление резервных возможностей развития;

· определение характера, продолжительности и эффективности специальной и коррекционной помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении возможностей;

· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Кроме того, ежегодно диагностирует уровни психического развития детей из сиротских учреждений. Социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей способствует их помещение в приемные семьи. Практика показывает, что эффективность коррекционно-реабилитационных мероприятий в таких семьях в два раза выше, чем в условиях интернатного воспитания;

В состав ПМПК входят следующие специалисты: - психолог; врачи (психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр); дефектологи (логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), социальный педагог; юрист; представители соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой. Наличие такого количества специалистов позволяет сделать процесс обследования детей более организованным, продуктивным, последовательным, дает возможность проведения более раннего обследования, получение точных результатов.

Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей). Если это происходит по решению суда, то согласие родителей не требуется. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей, а также защищать законные права и интересы детей.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПК индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. На ПМПК обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПК. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. В заключении ПМПК содержатся результаты обследования, и оно служит основанием для направления детей (с согласия родителей) в специальные образовательные учреждения либо организации интегрированного обучения. Члены ПМПК обязаны соблюдать конфиденциальность заключения. Когда родители не согласны с заключением ПМПК, по их заявлению государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой назначается независимая экспертиза, где родителям предоставляется право выбора (отвода) экспертов и экспертного учреждения. Заключение независимой экспертизы может быть обжаловано в суде.

В плане реализации права каждого ребенка на образование комиссия дает рекомендации в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка и имеющимися у него проблемами по выбору образовательного дошкольного и школьного учреждения (специализированное или массовое учреждение), формы обучения (индивидуальная или в составе класса), программы обучения; по изменению условий обучения.

С недавнего времени центры стали базовыми для создания нового вида учреждений, реализующих современное направление реабилитационной работы - лабораторий раннего вмешательства. Лаборатории созданы при участии ведущих специалистов Самарского медицинского и педагогического университетов. Целью деятельности лабораторий является проведение своевременной диагностики состояния физического и психического здоровья детей от рождения до 4-х лет и оказание адекватной помощи, которая зачастую может предотвратить развитие заболевания, приводящего к инвалидности.

В Самарской области психолого - медико - педагогические комиссии охватывают всю ее территорию, работая по кустовому принципу, т.е. каждая комиссия обслуживает все близ лежащие районы. Зачастую районные учреждения предлагают дополнительные услуги: работу школы раннего развития, проводят семинары, методические объединения, конференции по научно - практическим вопросам.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чем обусловлена актуальность создания психолого-медико-педагогических комиссий?

2. Раскройте цели и содержание работы ПМПК?

3. Как и по каким поводам принимаются решения в отношении детей?

 

Список использованных источников

 

1. Заключение Экспертной Комиссии Минобразования РФ, 1999.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М.: 1999, С. 258 - 263.

3. Клещева Л.А. Роль Краснодарского краевого центра диагностики консультирования в психолого-диагностическом сопровождении обучающихся// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2006. №1. С. 72-76.

4. "О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогическом консилиума (ПМПк) образовательного учреждения". Приказ министерства образования Российской Федерации № 27/901- 6 от 27.03.2000

 

4.3. Центры социальной помощи семье и детям "Семья"

 

Центры социальной помощи семье и детям являются многопрофильными, многофункциональными по видам оказываемых услуг и перечню категорий населения, которым эти услуги оказываются. Эти учреждения направлены на профилактику разных видов семейного неблагополучия.

Областной и территориальные центры "социальной помощи семье и детям "Семья" оказывают социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-правовые услуги населению. Исходя из задач, поставленных перед центрами "Семья", и демографической ситуации на территории Самарской области определены следующие приоритетные направления в работе центров: профилактика социального сиротства; оказание социально-медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям; профилактика наркомании среди подростков; формирование здорового образа жизни (схема). Областной центр "Семья" выполняет также задачу информационно-методического обеспечения, анализа и координация деятельности территориальных центов "Семья".

Основными причинами обращения в центры "Семья" являются: проблемы в построении межличностных отношений (до 31%), социально-правовые отношения (до 12%), социально-бытовые проблемы (до 40%), информация о неблагополучии семьи (10%) и другие [3].

Внимание специалистов в первую очередь направлено на семью, находящуюся в социально опасном положении. Принципами работы с такой семьей являются следующие положения:

- ранее выявление неблагополучия в семье как необходимое условие эффективности реабилитационного процесса;

- взаимодействие с учреждениями и организациями, входящими в социальную инфраструктуру района, в решении проблем семьи;

- изучение масштабов неблагополучия в пределах территории района, его динамика, создание единого информационного пространства;

- специализация реабилитационной работы в соответствии с вариативностью типов семьи и причин неблагополучия;

- комплексный характер оказываемой помощи, предоставление широты спектра услуг [2].

Структура областного центра выглядит таким образом:

1. Первичный прием граждан - это специальное подразделение внутренней структуры центра для координирования, взаимодействия и посредничества между клиентом и специалистами всех отделов. Основными направлениями работы кабинета первичного приёма граждан, регистрация потенциальных и реальных клиентов в журнале в соответствии с графиком приёма специалистов и доведение клиента до конкретного специалиста. Первичный приём - это начальный этап в работе с клиентом, который необходим для получения достоверной информации о клиенте, его запросах.

2. Отдел экстренной психологической помощи "Телефон доверия" и социально - психологического консультирования. В Областном центре «Семья» работает круглосуточный телефон экстренной психологической помощи - «Телефон доверия». Он предназначен для оказания быстрой и своевременной психологической помощи различным категориям населения. «Телефон доверия» - это анонимность, конфиденциальность, уважение к абоненту и полное принятие его эмоционального состояния. Это умение слышать и слушать другого. Всё то, что способствует установлению доверительного диалога, то, что даёт возможность мобилизовать интеллектуальные, духовные и физические ресурсы личности обратившегося за помощью человека. Уникальность психологической помощи по телефону состоит в том, что, с одной стороны, телефон позволяет общаться на значительном расстоянии, а с другой, абонент и консультант в определённом смысле находятся рядом друг с другом.

Чаще всего абоненты «Телефона доверия», это люди, переживающие
кризисную ситуацию: утрату или угрозу утраты значимого человека;
страдающие тяжёлыми соматическими заболеваниями; ставшие жертвами
жестокого обращения или насилия: эмоционального, физического,
сексуального. Их состояние характеризуется интенсивными негативными эмоциями: тревогой, беспокойством, отчаянием, страхом. Часто сопровождается чувством беспомощности, безнадёжности, безысходности и пессимистической оценкой ситуации. В диалоге с любым абонентом консультант решает три основные задачи:

1) снять эмоциональное напряжение, т.е. дать человеку отреагировать эмоции, перевести его в другое эмоциональное состояние, в котором он сможет вести диалог, рассуждать критично;

2) рассмотреть возможные варианты поведения в сложившейся ситуации и таким образом показать, что безвыходная ситуация имеет выход, и не один;

3)замотивировать на очное обращение к специалисту Областного или территориального центра «Семья», который поможет решить проблему.

Часто диалог консультанта и абонента является первым этапом работы специалистов центра «Семья» не только с отдельной проблемной личностью, но и с семьёй в целом. В дальнейшем человек, обратившийся на «Телефон доверия», становится клиентом кризисного стационара или обращается за очной психологической помощью амбулаторно, включается в одну из тренинговых программ и приводит своих близких.

3. Отдел семейного воспитания. Появление отдела семейного воспитания в структуре Областного центра социальной помощи семье и детям обусловлено процессами, происходящими в обществе и окружающем мире. Наиболее тревожные социальные изменения связаны с регрессом здоровья населения и состояния окружающей среды. Выход из создавшегося положения видится в том, что определённая часть общества может взять на себя роль катализатора нового процесса, основанного на поддержании социально-биологического равновесия в природе и направленного на разрешение социального кризиса, приводящего к распаду всех материальных структур общества.

Создание условий для рождения социально-здоровой семьи, поддержка нормальной здоровой семьи в формировании здорового жизненного стиля, совместного родителей и детей оздоровления и жизнетворчества - вот задача, которая приобретает всё большую актуальность в настоящий момент. Поэтому основными направлениями работы отдела являются:

· оказание социально-педагогической, психологической помощи семье в реализации своей потребности в здоровье и развитии на качественно более высоком уровне,

· оздоровление внутрисемейных взаимоотношений и реализация здорового образа жизни семьи на принципах природной саморегуляции.

Отдел проводит информационно-просветительскую, аналитическую, методическую, оздоровительную и учебно-практическую работу с семьёй, а также с учреждениями образования, здравоохранения, с городскими и районными центрами «Семья», с аналогичными учреждениями городов России, ближнего и дальнего зарубежья и средствами массовой информации. Специалисты отдела работают с семьёй на протяжении всех периодов её становления и развития: молодёжь до брака, молодожёны, семьи, ожидающие рождения ребёнка, молодые семьи с детьми, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, ведущие здоровый образ жизни.

4. Информационно - методический отдел строит свою работу в трех направлениях:

- информационно - аналитическая деятельность, которая строится на сборе, обобщении и доении до учреждений и администрации области официальной статистики и оперативной информации; на изучении демографической ситуации как в отдельно взятом районе, так и области в целом; на изучении, анализе и обобщении опыта работы центров с населением с целью прогнозирования направлений деятельности центров;

- организационно-методическая деятельность: система специальных коэффициентов для оценки деятельности центров «Семья» даёт возможность быстро, своевременно и эффективно оценить их работу. В помощь руководителям создан пакет документации, которую необходимо вести каждому специалисту, работающему в центре. Важное место в работе специалистов этого отдела занимает разработка и подготовка методических материалов. Активно используется в практике работы центра выездная методическая работа (контроль за центрами, консультации методической помощи);

- образовательная деятельность отдела: с целью повышения профессионального уровня специалистов центров, в Областном центре выстроена чёткая система повышения квалификации и мастерства специалистов. Используют различные формы обучающей деятельности: семинары, конференции, совещания, "круглые столы"; тренинги, работа групп личностного роста, семинары-практикумы.

Кроме того, отдел разрабатывает компьютерное обеспечение для анализа социально-демографической ситуации в области, а также для анализа деятельности центров «Семья»; проводит семинары, «круглые столы», совещания, конференции,







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.