Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Корректировка программы комплексной реабилитации





 

Процесс реабилитации начинается с проведения комплексной диагностики. Результаты обследования доводятся до сведения родителей, которые должны активно включаться в реабилитационный процесс. Целесообразно выделить в каждом конкретном случае парциальные задержки психического развития, поставить задачи по их коррекции. Паспортный и умственный возраст ребенка могут не совпадать, т.е. у детей с ограниченными возможностями не совпадают сензитивные периоды в развитии психических функций по их отнесенности к возрасту ребенка [14]. На диагностическом этапе реабилитационной работы необходимо определить этиологию, структуру дефекта при том или ином варианте задержки психического развития, определить базовые достижения умственно отсталого ребенка–дошкольника в данном возрастном периоде. На основе результатов диагностики разрабатывается программа комплексной реабилитации. Следующий этап - реализация программы с обязательным контролем за ее выполнением. Если в результате реализации программы специалисты не достигают прогнозируемого эффекта, то проводится корректировка программы или, если требует ситуация, повторное обследование ребенка.

 

 

Схема - Содержание этапов реабилитации

Определение уровня развития психических функций. Соответствие уровня знаний, умений, навыков своей возрастной группе. Разработка индивидуальной реабилитационной программы
  Этап диагностики и разработки программы реабилитации

 

    Этап выполнения программы и ее корректировка

 

 

           
   
 
   
Развитие мелкой и крупной моторики артикуляционного аппарата и логопедическая коррекция, познавательной активности (восприятия, мышления, памяти, воображения, воли)  

 


Ребенок пост

 

Ребенок постоянно находится под наблюдением специалистов всех направлений, динамично изучается. Ими проводятся качественный анализ результатов обследования и ход выполнения программы (мониторинг), ее корректировка при необходимости. Дошкольные группы, по сути, являются диагностико-коррекционными.

В реабилитационном учреждении должны закрепиться ряд условий, повышающих эффективность обучения: благоприятный для развития ребенка психологический климат, коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса, стимулирование у детей радости познания [6].

Сознательное участие семьи в общественном процессе реабилитации - важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями. В Конвенции о правах ребенка отмечается, что права ребенка должны соблюдаться внутри семьи, которая признается естественной средой для роста и благополучия ребенка [3].

Значимость работы специалиста реабилитационного центра с семьей обусловлена необходимостью раннего выявления проблем ребенка, раннего начала коррекционной работы, активностью родителей в поиске информации и желанием помочь ребенку, а также социальной значимостью этих проблем в целом.

Взаимодействие учреждения и семьи детерминировано интересами семьи и условиями проведения реабилитационных мероприятий. Работа специалистов с родителями в реабилитационных центрах строится в нескольких направлениях: информационное обеспечение, посредническая, организаторская, просветительско-обучающая деятельность. Таким образом, педагог оказывает семье профилактическую социально-воспитательную, социально-образовательную, социально-культурную, информационную и организационную помощь.

Информационная помощь семье выражается в разработке методических пособий и информационных листков для родителей, проведении анкетирования, в общении с родителями с целью обмена информацией и расширения социальных связей. Таким образом, обмен информацией идет в двух направлениях – от специалистов к семье и обратно.

Организаторская помощь предполагает включение родителей в процесс реабилитации с первых шагов обучения и воспитания ребенка-инвалида. С самого начала специалисты должны ориентировать родителей на взаимодействие с официальными учреждениями. Проведение родительского собрания – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы работы дошкольного учреждения, происходит взаимный обмен мнениями, идеями.

Социальный педагог является посредником между родителями и государственными структурами в реализации прав и обязанностей родителей и детей с ограниченными возможностями. Также социальные педагоги центра оказывают помощь в решении семейных, бытовых проблем. Они содействуют в получении материальной помощи, улучшении жилищных условий, приобретении санаторно - курортных путевок, вспомогательных технических средств, автомобильного транспорта, определении места обучения ребенка в дошкольном или школьном образовательном учреждении, его профориентации.

Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребенка зависят от развития и углубления их педагогических представлений, от их педагогической подготовленности, уровень которой и предполагается повысить обучение родителей. Целью обучения родителей является изменение качества жизни семьи, создание такого образа жизни, который удовлетворял бы потребности всех ее членов. Просвещение родителей по вопросам реабилитации, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями происходит через образовательную программу «Родительского университета».

В рамках этого направления проводится консультативная работа, т.е индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, в результате которого родители получают высококачественный информационный материал о видах помощи со стороны специалистов реабилитационного центра. В ходе консультирования педагог и родители совместно определяют пути решения проблем, связанных с воспитанием больного ребенка, внутрисемейных конфликтов. Родители могут обсудить со специалистом проблемы развития и обучения ребенка. Кроме того, по принципу обратной связи и специалисты в ходе консультаций находят ответы на свои вопросы.

Работа педагога с семьей делится на несколько этапов. На первом этапе предполагается сбор эмпирической информации о семье, определение возможностей партнерства, т.е. создание информационной платформы для дальнейшей реабилитационной работы. Эти сведения включают:

· изучение социально-экономического статуса семьи, жилищно-бытовых условий;

· определение образовательного ценза родителей, что дает информацию о потенциале семьи в воспитании ребенка, а также определение желания и возможностей семьи в реализации реабилитационной программы (наличие свободного времени, оборудование места для занятий с ребенком и т.д.);

· знания о необходимости оказания какого-либо вида помощи со стороны специалистов;

· определение типа взаимодействия ребенка и родителей и того, ориентируются ли родители на реабилитацию ребенка или считают проблемы неразрешимыми, социальной активности членов семьи, приспособленности к обстоятельствам.

На этом этапе необходимо знать мнение семьи о практической значимости для них реабилитационной программы, что позволит увеличить эффективность взаимодействия специалистов и дошкольного учреждения, повысить эффективность реабилитации ребенка. Задача педагога - поддерживать родителей эмоционально, обмениваться с ними информацией о воспитании и обучении детей, способствовать улучшению взаимоотношений между детьми и родителями, сотрудничать с родителями. Принципы такого взаимодействия – добровольное участие и двухсторонняя коммуникация. Информированность обо всех результатах обследования ребенка, совместное их обсуждение, знание целей и результатов, объемов и сроков реализации индивидуальной программы реабилитации, направленной на реализацию имеющегося у ребенка реабилитационного потенциала способствует вовлечению родителей в этот процесс и, в конечном итоге, повышает его эффективность.

На втором этапе проводятся анализ полученной информации и выбор направлений, способов, средств работы с семьей.

Третий этап содержит разработку и реализацию (по необходимости, корректировку) программы поддержки семьи, что включает в себя образовательную, психологическую, посредническую, информационную, организационную помощь. Программа может быть рассчитана на решение одной проблемы или комплекса проблем, может быть кратковременной или долговременной, что диктуется имеющимися у семьи проблемами. Главное на этом этапе: оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения их позитивного влияния на развитие ребенка; расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, его перспективах, о способах и методах его лечения и воспитания с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении ребенка и реабилитационных мероприятий. Обучение родителей навыкам ухода за ребенком, приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей их психическому развитию, ознакомление с развивающими дидактическими играми позволяет минимизировать состояние психического дискомфорта, вызванного заболеванием их ребенка. Родители знакомятся с закономерностями психического развития и психологических особенностей детей, с психокоррекционными приемами, которые целесообразно использовать в процессе воспитания и развития детей.

Специалист прекращает работу с семьей в трех случаях: по достижении ребенком 18-летнего возраста, в связи со снятием статуса инвалида или в результате окончания какого-то этапа реабилитации ребенка. В последнем случае продолжается взаимодействие с семьей, что позволяет педагогу быть информированным о развитии ребенка, об условиях его проживания. На данном этапе проводятся по необходимости консультации для родителей и, если возникают проблемы, которые требуют вмешательства специалистов, то начинается новый цикл работы с семьей (этап 2).

 

Контрольные вопросы

1. Что нового вы видите в организации реабилитационный центров нового типа?

2. Какие задачи решает реабилитационный центр?

3. В чем проявляется реабилитационная деятельность реабилитационных центров?

4. Какие задачи должны решать родители детей-инвалидов для их реабилитации?

 

Список использованных источников

 

1. Беляева, М.А. Содержание социально - педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка - инвалида: дисс.... канд пед. наук/ М.А. Беляева. - Екатеринбург, 1997 - 160 с.

2. Блонский, П.П. Трудные школьники/ П.П. Блонский – М.: Владос, 2000. – 347с.

3. Гаврилушкина, О.П. Новые коррекционные технологии в педагогической практике/О.П. Гаврилушкина//Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку: сб. науч. ст. – Архангельск, 2000 – С. 10 – 13.

4. Гуслова, М. Н. Опыт психолого - педагогического сопровождения семьи, восптывающей ребенка - инвалида/М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре, Е.А. Шабанова; Под ред. Л.В. Бадя. - М.: Социально - технологический институт МГУС, 2000 - 86 с.

5. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей - инвалидов/ Л.К. Грачев. - М.: Мин - во соц. защиты населения РФ; Центр общечеловеч. Ценностей; ВНИК "Научно – метод. и правов. основы деятельности специалистов по социальной работе", 1992.

6. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличем. Методические рекомендации. – НВТ «БИМК – Д», 1998 – 439с.

7. Лукьяненко, Л.С. Н.А. Опыт работы центра социальной помощи семье и детям Большереченского района Омской области/ Л.С. Лукьяненко, Н.А. Степанова// Вестник психосоц. и коррекционно - реаб. Работы. - 1997. - №3. - С. 68-77.

8. Моисеева, Л.Г. Педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья/ Л.Г. Моисеева; Федеральное агенство по образованию. - Самара: Изд - во "Самарский университете", 2007. - 128 с.

9. 0сипова, А.А. Из опыта работы Ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков/ А.А. Осипова, К.М. Астахова, А.В. Солтовец// Вестник психосоц. и коррекционно - реабилитац. работы. - 1998. - №2. - С. 56-71.

10. Потолова, Л.М. Особенности построения региональной системы социальной защиты семьи (опыт социального анализа, проблемы в Алтайском крае): дисс....канд. соц. наук/ Л.М. Потолова. - Барнаул, 1996. - 122 с.

11. Райтенгер, Г. Службы помощи для молодежи, детей и подростков с девиантным поведением в Германии/ Г. Райтенгер // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 1997 - №3 - С. 60 - 67.

12. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов/ ООН – Нью – Йорк, 1994. – с. 42.

13. Хамагонова, Е.А. Опыт работы центра реабилитации для детей - инвалидов с аномалиями ум­ственного развития, воспитывающихся в семье (г. Глазово Удмуртской республики)/ Е.А. Хамагонова, И.В. Гребнева, Т.П. Широбокова// Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 1997. - №3. - С. 53 - 59.

14. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/ Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 340с.

15. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: книга для воспитателей детского сада и родителей/ Ю. Хямяляйнен. – М.: Просвещение, 1993. – 112с.

16. Ярская - Смирнова, Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности/ Е.Р. Ярская - Смирнова. - Саратов: Изд - во СПУ, 1997.

 

 

4.5. Социально-реабилитационные центры

для несовершеннолетних (приюты)

 

На протяжении последних лет федеральные органы государственной власти, субъектов Федерации принимали меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Принят Федеральный закон "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних". Это позволило ускорить переход от карательных к социозащитным принципам.

Продолжает развиваться сеть специализированных и реабилитационных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. В Самарской области организован областной социально - реабилитационный центр и сеть (более 30) территориальных учреждений. Областной центр занимается методическим обеспечением деятельности социально - реабилитационных центров (приютов), регулировкой потока детей между СРЦ области, формированием единого банка данных, проводит организационную работу по передаче детей в замещающие семьи (приемные, семейные воспитательные группы, в с опекунов, усыновителей).

Прием в социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних (в соответствии с Положением об учреждении) должен осуществляться по направлениям органов опеки и попечительства, а также отделов по делам несовершеннолетних районных управлений внутренних дел. Реальная картина такова: 35% детей попадает в Центр по направлениям детских больниц, 25 - органов опеки и попечительства, 25 - доставлены сотрудниками милиции, 5 - родственниками, 5% направлены районными отделами социальной помощи населению [8]. Создание социально - реабилитационных центров (СРЦ) для несовершеннолетних позволяет немедленно по выявлении ребенка, потерявшего связь с родителями, поместить в нормальные условия содержания, по необходимости психологически подготовить к проживанию в другой семье или государственном воспитательном учреждении, провести необходимые мероприятия по психолого - педагогической коррекции и социальной реабилитации. Открытие СРЦ позволило смягчить проблему по социализации несовершеннолетних, более рационально решать задачи жизнеустройства детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В 72% случаев помещения детей в СРЦ было полное отсутствие родительского попечения. В 90% семей родители не работали, вели асоциальный образ жизни, жестоко обращались с детьми, заставляли их попрошайничать, воровать, выгоняли из дома, или дети сами уходили из дома, спасаясь от физического и сексуального насилия, поэтому 65% детей бродяжничали, жили вне дома. Таким образом, в центре находятся дети, пребывавшие в асоциальной среде, являющиеся жертвами насилия, безнадзорные и беспризорные дети, покинувшие учреждения интернатного типа. От 7% до 13% детей, поступивших в СРЦ, не обучались по возрасту, 15% - имели перерыв в обучении, от 16 до 19% были оставлены на повторное обучение [1].

Для детей-воспитанников социально-реабилитационных центров характерны утрата духовно-нравственных ценностей и социальных связей с семьей, школой, отчуждение от труда, резкое ухудшение нервно-психического и соматического здоровья, подростковая алкоголизация, наркотизация, совершенные правонарушения, иногда попытки суицида [2]

В "Примерном положении о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних" определена цель работы этого учреждения - оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации. Центры оказывают комплексную (социальную, психолого-педагогическую, медицинскую, правовую) помощь несовершеннолетним, находящимся в состоянии социальной дезадаптации. В центр могут быть помещены дети в возрасте от 1,5 месяцев до 16 лет [1].

В основу модели учреждения положены следующие положения:

- субъектность воспитания ребенка, требующая сочетания педагогической заботы о ребенке с разумной требовательностью к нему, при этом последнее должно осознаваться ребенком как элемент этой же заботы о нем;

- социальной закаливание - создание условий для собственного поиска путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды;

- совместная жизнедеятельность детей и взрослых, так как подлинной сутью воспитания является не назидательное воздействие взрослых на детей, а процесс совместной жизнедеятельности, построенной на началах сотрудничества;

- коллективная направленность - воспитание "в коллективе и через коллектив";

- деятельностный подход в воспитании, предполагающий предоставление ребенку возможности освоения имеющихся у него знаний и умений в конкретной повседневной деятельности;

- непрерывность воспитания: преемственность основных идей и принципов воспитания на разных этапах оказания социально-психологической помощи ребенку;

- организация личного пространства ребенка требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, сохраняя границы собственного "Я", свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей;

- сочетание взаимной заботы и требовательности воспитанников и воспитателей требует такого стиля отношений, при котором каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению нравственных норм в коллективе;

- развитие самодеятельности и инициативы требует создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение [5].

Основными направлениями деятельности центров являются:

- профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье;

- предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства;

- обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально - правовой, психолого - медико - педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим разные формы дезадаптации;

- создание благоприятных условий, приближенным к домашним, способствующим умственному и физическому развитию воспитанников;

- защита имущественных и других прав ребенка.

Воспитанники центров имеют такие же права, как и любой ребенок - гражданин нашего государства (на охрану жизни и здоровья, удовлетворение потребностей, защиту здоровья и от любых форм насилия, образование и пр.). В отличие от учреждений интернатного типа дети в социально-реабилитационном центре находятся временно (до 6 месяцев), они могут поступать в центр и уходить из него добровольно. В 2005 году 63% детей возвращены родителям, 6% отданы родственника под опеку, 12% - переданы на воспитание в приемные семьи.

Для учреждений такого типа характерно интенсивное психолого-педагогическое воздействие на детей, что обеспечивается единством требований к поведению воспитанников и сотрудников; реальной преемственностью действий и программ каждого педагога; включенностью каждого сотрудника в систему воздействия на воспитанника; постоянной занятостью каждого воспитанника.

Деятельность центра носит полифункциональный характер, что проявляется в ее направленности на ребенка, его семью, ближайшее окружение, включая, школьный социум; в сочетании превентивной и реабилитационной работы в привлечении к решению всего комплекса проблем воспитанника центра многообразных учреждений, заинтересованных в их решении.

Деятельность центры строится на основе специальных программ, разработанных с учетом поставленных задач и специфики работы центра

Педагогическое и, в частности, социально-педагогическое направление включает (на опыте работы СРЦ г. Чапаевска Самарской области):

- интеллектуальное развитие ребенка;

- духовно-нравственную реабилитацию, включающую теоретические и практические занятия в специализированном кружке. Часто специалисты обращаются за помощью к служителям церкви;

- пропаганду здорового образа жизни;

- гражданско-нравственное просвещение;

- художественно-эстетическое воспитание;

- оздоровительную работу, направленную не только на укрепление физического здоровья детей, но и на психокоррекцию состояния, на развитие эмоциональной сферы. Психологи во взаимодействии с другими специалистами помогают воспитанникам устанавливать психологические контакты со сверстниками и взрослыми, и, самое главное, с членами своей семьи;

- трудовую реабилитацию - вовлечение детей в посильную трудовую деятельность (уборка помещений и территории, самообслуживание, участие в работе кружков художественного труда);

- мероприятия по школьной адаптации (формирование положительной школьной мотивации, повышение успеваемости). Дети учатся по программам, рекомендованным территориальными медико-психолого-педагогическими комиссиями. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и не испытывали неудобств в связи с тем, что они значительно отстают от своих сверстников в плане школьной учебы, некоторые центры на своей базе организуют школьные коррекционные классы. Обучение строится на индивидуальной основе. В ходе учебных занятий у воспитанников укрепляются общеучебные навыки, формируется способность к волевому усилию, восполняются пробелы в знаниях. Параллельно для повышения школьной успеваемости проводится коррекционная работа с детьми психологом, логопедом-дефектологом по развитию познавательных процессов, активного словаря. Эти специалисты в обязательном порядке проводят реабилитационные мероприятия с дошкольниками.

Индивидуально, в зависимости от потребностей и проблем каждого ребенка, подбираются технологии, методы психологического и педагогического воздействия. Так, например, педагогическая реабилитация - это коррекция поведения и речи, восстановление основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой, творческой). Также она предполагает привитие культурно – гигиенических навыков и навыков общения; формирование общепринятых морально – нравственных ценностей, восстановление духовности. Динамика реабилитационных мероприятий отмечается в индивидуальных реабилитационных картах.

Реабилитационные мероприятия включают проводятся в несколько этапов и включают:

· сбор (социальный анамнез, юридический статус, жилищные и имущественные права, родственные связи, обучение в информации о ребенке: социальной школе и др.); медицинский (медицинский анамнез, соматический статус); психологической (развитие коммуникативной, познавательной, эмоциональной, личностной сфер); педагогической (сформированность и развитие социально – бытовых навыков, ведущих видов деятельности, нравственно – этических норм поведения, культуры общения и сотрудничества с взрослыми и детьми);

· разработку индивидуальной программы реабилитации (ИПР) на психолого-медико-педагогическом консилиуме центра;

· выполнение ИПР;

· работа с биологической или замещающей семьей;

· передача ребенка и его семьи под патронаж и психологическое сопровождение специалистов центра «Семья» или специалистов государственного учреждения.

В Санкт-Петебургском центре определены такие пути и способы решения проблемы социально-педагогической реабилитации. Соответствующая программа содержит следующие разделы:

1. Отношение к образовательному учреждению.

Диагностика: негативные отношения (высказывание, активно не ходит); агрессивное отношение (ломать, бить).

Решение проблемы: а) участие детей в решении проблемы; б) участие в конкурсе в честь отделения; в) наличие праздников.

2. Желание учиться: негативное высказывание об учебе; отсутствие желания учиться.

Решение проблемы: а) человек не может все знать; б) познавательные конкурсы; в) достижение человека с самим собой и его достижениями.

3. Умение учиться: неумение выполнять домашнее задание; неумение работать с книгой; неусидчивость; познавательные интересы; выполнение заданий учителя.

Решение проблемы: а) действия по упражнениям домашнего задания;

б) совместный разбор домашнего задания;

в) тренинг на внимательность;

г) постоянное увеличение времени на самостоятельную работу.

Воспитание ребенка как члена детского общества.

1. Отношения ребенка со сверстниками и умение строить с ними взаимоотношения.

Проблемы:

- насильственные отношения (все отношения со сверстниками строятся с позиции силы); применение физической силы к сверстникам; большое количество угроз; разделение всех на сильных и слабых.

Решение проблемы: а) создание условия для договора между детьми; б) индивидуальный разбор каждого конфликта.

2. Проблемы общения: дети не умеют общаться друг с другом; грубая речь, малый словарный запас (небольшое количество тем для разговора); узкий круг партнеров; неумение знакомиться.

Решение проблемы: а) тренинг; б) увеличение времени разговора на разные темы; в) создание условий свободного общения.

3 Проблемы одиночества: проблема отверженного.

Решение проблемы: а) формирование увлечений.

4. Социальная самостоятельность: поведение детей вне семьи и школы; отсутствие самостоятельного опыта; большое количество запретов и запугиваний.

Решение проблемы: а) постепенное увеличение зоны самостоятельности; б) встречи с людьми из разных сфер деятельности; в) взаимопосещение; г) социальные игры, тренинги.

5. Профессиональное самоопределение: отсутствие профессиональных ориентиров; отсутствие увлечений, способностей.

Решение проблемы: а) создание системы достижений; б) создание готовой продукции своими руками;) успешнее и лучше живет тот, кто что-то добивается; г) экскурсии на предприятия.

Индивидуальные комплексные программы реабилитации, разработанные в социально-реабилитационном центре Санкт-Петербурга содержат:

1. Учебное направление: ежедневное оказание помощи в выполнении домашних заданий; обучение навыкам самостоятельной работы с учебником.

Взаимодействие со школой - контроль за посещением школы и успеваемостью воспитанников, совместная работа по социальной реабилитации воспитанников.

2. Педагогическое направление: выявление интересов в проведении досуга, выявление нравственных социальных норм и навыков общения; участие в спортивных мероприятиях проведение праздничных мероприятий.

3. Просветительское направление: посещение театров, музеев, выставок, экскурсий; проведение викторин, познавательных конкурсов.

4. Социально-психологическое направление: непрерывное взаимодействие с семьей; привлечение родителей или лиц их замещающих к решению проблем их детей; планомерные занятия с психологом; восстановление семейных связей подростков; проведение индивидуальных бесед с родителями, консультации, посещение семей.

5. Медицинское: оказание срочной медицинской помощи [6].

Для дезадаптированных подростков актуально трудовое направление реабилитации. Ее задача - организовать трудовую деятельность воспитанников таким образом, чтобы изжить иждивенчество, потребительство, сформировать интерес к труду, создать условия для дальнейшего профессионального самоопределения. В целом трудовая реабилитация включает психологическую диагностику (психоэмоционального состояния, уровня потребности и готовности трудиться, наличие трудовых навыков), работу по коррекции мотивации к трудовой деятельности; вовлечение воспитанников в трудовую и творческую деятельность. Дети вовлекаются в труд по самообслуживанию (в некоторых учреждениях не предусмотрен обслуживающий персонал), если есть возможности, то в посильный труд в подсобном хозяйстве, для них организуются занятия в кружках, мастерских, трудовая деятельность для подростков через центры занятости. Трудовая деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, формированию духовно-нравственных и культурных ценностей, развитию творческой активности. Она позволяет быстрее ликвидировать отставание в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном и физическом развитии [5].

Программа социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков Самарского центра "Подросток" направлена на их интеграцию в общество. Специалисты центра считают, что решение этой задачи невозможно без возвращения к духовным ценностям через осознание своих исторических корней и православие. В основе программы лежат принципы гуманизма, ненасильственного взаимодействия с детьми, индивидуального подхода к ребенку, комплексного подхода к индивидуальной работе с воспитанниками. По мнению авторов (О.М. Михасек, Н.П. Вознюк, Л.Б. Воловик) программа помогает детям выстроить собственное понимание физического мира (наблюдая за сезонными изменениями природы, работая мс природными материалами). Социальной и культурной действительности (через игры, чтение, драматизацию, экскурсии и т. д.), логики (через логику и математическое обучение).

Очень важен для социализации воспитанников центра раздел программы "Я хочу жить в семье", основная задача которого - формирование позитивного отношения к семье, формирование желания жить и воспитываться в семье, определять свою роль в ней.

Определены критерии эффективности реабилитационной работы:

- в игровой деятельности: интерес к игре, инициатива, способность выполнять правила игры, самостоятельная организация игры;

- в учебной деятельности: сформированы положительная мотивация к обучению, умение самостоятельно выполнять задания, общеучебные навыки;

- трудовая деятельность: осознание ребенком необходимости труда, формирование желания и умения помогать другим, формирование навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой;

- творческая деятельность: осознание своих способностей и желание их развить, сформированость интереса к творческой деятельности;

- навыки общения и сотрудничества: понимание, осознание, применение морально-нравственных ценностей, формирование ответственности за свои поступки, адекватное отношение к себе и окружающим.

Авторы считают, что программа не будет эффективной, если в ее реализации не будут принимать участие родители. В ходе реализации программы родители учатся брать на себя ответственность за воспитание ребенка, пересматривают свое отношение к себе, к своим детям, к своей жизни. Родители проходят курс обучения.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте социальную характеристику воспитанников социально-реабилитационного центра.

2. Опишите модель функционирования СРЦ.

3. В чем принципиальное отличие учреждений интернатного типа и социально-реабилитационных центров?

4. Дайте характеристику направлений работы СРЦ.

5. Проанализируйте программы реабилитационных мероприятий, представленных в этой главе.

6. Назовите критерии эффективности реабилитационной работы в СРЦ и обоснуйте их.

 

Литература

 

1. Катанова Е.В. Система реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-реабилитационном центре г. Чапаевска Самарской области// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 200... №. С. 70 -

2. Михасек О.М., Вознюк Н.П., Воловик Л.Б. Программа социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков в муниципальном учреждении для детей с девиантным поведением "Подросток" (г. Самара) "Помоги себе сам"/ Пиюкова С.С. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. Самара: Издательство 2Самарский университет", 2002. - С. 237 - 260

3. Пояркова З.Д. Психолого-педагогическая и трудовая реабилитация в условиях специализированного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с. Билитуй забайкальского района Читинской области/ Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. 31. С. 50-54

4. "Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних". Утверждено постановлением Правительства РФ № 896 от 27.11. 2000

5. Савин Г.И. Опыт социально-реабилитационного центра "Наставник" г. Рыбинска.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №1. С. 83-88

6. Сморова И.Н. Опыт работы отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних социально-реабилитационного центра "Воспитательный дом" г. Санкт-Петербург//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. №3. С. 88-92

7. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетнего/Под ред. Иващенко, 1999

8. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа". Изд. 4 - е и перераб./Под ред. В.С. Кукушкина. - Москва: ИКЦ"МарТ", Ростов н/Дону: Издательский центр "МарТ", 2004. - 400с.

9. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми "группы риска". - М., Изд-во УРАО, 1999

 

4.6. Областной центр усыновления, опеки и попечительства

 

Деятельность органов исполнительской власти по решению пробоем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей носит системно-программный характер. Впервые в отечественной социальной практике в Самарской области в начале 90-х годов была поставлена задача: реально обеспечить первостепенное право ребенка жить и воспитываться в семье. Была создана сеть специализированных учреждений, среди которых был областной центр усыновления, опеки и попечительства (1992год), что качественно изменило и ускорило процесс усыновления, централизовало и упорядочило очередь граждан, желающих усыновить ребенка. Был сформирован единый областной банк данных детей, оставшихся без попечения родителей.

С созданием Государственного учреждения "Областной центр усыновления, опеки и попечительства" сократился поток детей, поступающих в дома ребенка и детские дома. Специалисты действуют в отношении детей в соответствии с законом "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области" [1].

Можно выделить три основных направления работы областного центра: 1) проведение процедуры передачи ребенка в семью (усыновлени







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.