Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Молодежная культура как феномен сферы свободного времени





Культуре имманентно присуща способность к «омоложению». Эта особенность лежит в основе процессов ее изменчивости, ди­намики и тесно связана с проблемой преемственности поколений. От того, какие ценности предпочтет молодежь, во многом будет зависеть то, каким будет общество, какое будущее его ждет.

Интерес к предпочтениям молодежи смело можно отнести к вечным: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличает­ся дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает стар­ших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учи­телей», - сетовал Сократ еще в 470 году до Рождества Христова.

Молодежная проблематика в современной науке актуализи­ровалась в середине 50-х годов XX века. В 1956 году вышла мо­нография израильского социолога С. Эйзенштдта «От поколения к поколению», которая содержала теоретические положения по проблеме гомогенных возрастных групп молодежи в сфере сво­бодного времени.

Причину образования «peer group»1 С. Эйзенштдт видел в антагонизме между социальными ориентациями семьи и вторич­ных общественных структур, присущих современному индуст­риальному обществу. Вследствие этого семья утрачивает свою главенствующую роль первичной инстанции социализации. В большей мере ее берут на себя «peer group», которые рассматри­ваются как неформальные возрастные молодежные группы сво­бодного времени. В дальнейшем интерес к проблемам культур­ного времяпрепровождения молодежи, ее досугу возрастает.

Досуг - самая доступная сфера для молодежи, необходимая социальная площадка для своих конкретных дел, так как по сво-

1 Слово «peer» этимологически восходит к лат. «par» - равный, причем в Данном случае имеется в виду равенство не только по возрасту, но и по соци­альному статусу, и по взглядам, ценностям и формам поведения.


ему статусу молодежь не принадлежит еще к миру взрослых, по­этому изучение молодежной культуры тесно связано с ценно­стями, поведением, активностью молодежи в сфере свободного времени. Ценностная система, которая складывается в молодеж­ной культуре сегодня, через определенное время становится ос­новой ориентации общества в целом, «омоложения» ядра его культуры. Таким образом, проблема свободного времени и досу­га, как его специфической части, носит социальный характер.

Человек и время - понятия неразрывные. Люди всегда стреми­лись к целесообразной и организованной во времени деятельности, пытаясь учитывать его и беречь. К этому принуждала и приучала сама жизнь, природа и вся окружающая действительность, подчи­ненная определенным социальным и биологическим ритмам.

Современные исследования проблем свободного времени связаны в первую очередь с его рациональным использованием и организацией, что органически связано с совершенствованием и ростом экономического и культурного потенциала общества. За­дача рационализации свободного времени, способов рациональ­ного проведения досуга может быть поставлена и решена лишь при учете целого ряда обстоятельств, связанных со способом включения личности в жизнь общества, ее функционированием в социальной системе и личным осознанием времени.

Задача рационального использования времени носит конкрет­но-исторический характер. В древности и даже еще в средние века индивид, жизнь которого была неразрывно слита с жизнью пер­вичного коллектива, не чувствовал себя обладателем времени. Ощущение времени, как принадлежащего отдельной личности и подлежащему сознательному регулированию, возникла, как пред­полагают ученые, на рубеже феодализма и капитализма. Этому способствовала система частного предпринимательства, расши­рившая экономическую свободу личности и повысившая ее от­ветственность за повседневное поведение. В этот период, в соот­ветствии с требованием протестантской этики, труд выступал как жизненное призвание, а игры и развлечения считались не только не рациональными, но греховными. Рационализация времени свя­зывается, прежде всего, с его продуктивностью.


Однако уже в христианстве возможность осмысления време­ни и индивидуального выбора обусловливается не только эконо­мической целесообразностью, но и культурой. В идеологии про­светителей свободный выбор между добром и злом стал рас­сматриваться как нравственный атрибут личности. Соответст­венно время человека характеризуется через нравственный вы­бор. В дальнейшем, по мере технизации и интенсификации дея­тельности, формирования целостного личного самосознания принципы рационального времяпользования были распростране­ны на досуг. Потребность рационализации досуга вытекает не из стремления получить большую прибыль, увеличить производст­во, а из ценностных ориентации. Сегодня эта потребность связа­на, прежде всего, с пониманием свободного времени как про­странства индивидуального развития и социального формирова­ния личности. Такой краткий экскурс позволяет в общем виде представить свободное время как конкретный исторический комплекс общественно-культурных явлений с многообразными социальными функциями, обусловленными как объективными, так и субъективными факторами.

Довольно часто в литературе понятие «свободное время» используется как синоним «досуг». Категория «свободное вре­мя» представляет собой более широкое по своей структуре и со­держанию понятие, по отношению к которому досуг относится, как часть к целому. Если свободное время отождествляется с внерабочим временем в целом, то под досугом следует понимать лишь ту часть этого времени, которая остается за вычетом из не­го всех необходимых затрат на естественные биологические и физические потребности. Таким образом, досуг оказывается ча­стью бюджета свободного времени личности в строгом собст­венном смысле этого слова.

Свободным временем человек может располагать по собст­венному усмотрению, но его бюджет и содержательная характе­ристика обусловлены уровнем материального производства, ха­рактером производственных отношений, общим состоянием культуры данного общества, социально-демографической харак­теристикой индивида.


Социальная сущность и значение свободного времени, как оп­ределенной фазы в жизнедеятельности человека, характеризуется:

формой социального бытия, имеющей конкретно-исторический характер, обусловленной уровнем материального производства, характером производственных отношений и об­щим состоянием культуры данного общества;

• сущностью данной формы бытия - свободное волеизъяв­ление людей, свободная деятельность, обусловленная не естествен­ной необходимостью добывания средств к существованию, а внут­ренними социальными потребностями совершенствования физиче­ских, нравственных и интеллектуальных сил человека;

частью личного времени человека, объем, содержание и структура которого обусловлены социально-демографической характеристикой и уровнем индивидуальной культуры.

Английский социолог СБ. Линдер указывает на поверхност­ность распространенного мнения, согласно которому с ходом научно-технического прогресса у людей появляется все больше свободного времени. Это мнение возникло потому, считает Лин­дер, что экономисты до сих пор рассматривали свободное время лишь как производственное.

Между тем, с возрастанием массы потребительских товаров и услуг увеличивается необходимое время для потребления. В связи с этим возникает общий дефицит времени, развертывается «борьба за время», которая порождает спешку, сокращает и ра­ционализирует общение, обнажает целенаправленность и утили­тарность даже неформальных приятельских отношений. Мы вы­нуждены читать ради выгоды, общаться ради контактов, иметь lanch для заключения контракта, играть в мяч для поддержания коллектива, проводить досуг для укрепления семьи.

С другой стороны, исследователи обращают внимание на избыток свободного времени. При этом многие из них отмечают, что наличие избытка свободного времени имеется у некоторых малокультурных групп населения. По мнению Б.А. Грушина, недостаток времени - самая главная причина низкого уровня культуры свободного времени. Согласно социологическим ис­следованиям люди с низким культурным уровнем проведения свободного времени жалуются на нехватку времени. Неспособ-


ность освоить свободное время приводит к росту явлений анти­культуры. Таким образом, рационализация свободного времени -вечно актуальная проблема. Сегодня эта проблема связана, пре­жде всего, с нехваткой времени, которая в свою очередь обу­словлена интенсификацией всех видов деятельности, а также не­рациональной организацией элементов образа жизни, связанной с низким уровнем культурного развития самой личности.

Вопросы и падания

1. Какое определение Вы могли бы дать своему личному свободному времени, исходя из общей характеристики социальной сущности сво­бодного времени? Продолжите: мое свободное время это...

2. Социальной сущностью свободного времени является «свободная дея­тельность» человека. Свобода - одна из неоспоримых человеческих ценностей, в которой человек реализует свое внутреннее богатство. Однако, самые радикальные умы, выступавшие в защиту этой «святы­ни», полагали, что свобода не абсолютна.

а) Чем, на Ваш взгляд, обусловлено волеизъявление человека в сво­
бодное время?

б) В чем Вы видите отличие свободы от своеволия?

3. Какие социальные и индивидуально-личностные факторы способст­вуют (или не способствуют) рациональной организации свободного времени.

4. Приведите пример идеальной рационализации свободного времени. В какой степени соответствует этот пример организации Вашего лично­го свободного времени.

Список рекомендуемой литературы

1. Воробьев СВ. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород, 1991.

2. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967.

3. Гришенко Ж.М., Поликарпов В.А. Самоопределение молодежи в усло­виях перестройки: опыт социальной типологии / Социологические ис­следования, 1990. №7.

4. Григорьева ЕМ. Современная технология социально-культурной дея­тельности. Учеб.-метод. пособие. Тамбов, 1998.

5. Дубин Б. Зеркало юности / Свободная мысль. 1993. №9.

6. Диалог о рок-музыке. М, 1990.

7. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы нефор­мальных молодежных объединений М., 1990.


7.2. Сущность, основные понятия молодежной культуры

Проблемы свободного времени следует рассматривать в тес­ной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность: детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, сущест­вующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к зна­чительному расширению сферы развлечений за счет сферы ис­полнения непреложных обязанностей, протестуя против дисцип­лины и принуждения.

Юность - это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи проте­кает большей степени вне первичного института опеки - семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом про­цессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (peer droup) и др.

В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в мес­тах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, глав­ным образом, в группах сверстников. Свободное время молоде­жи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биоло­гическими, психологическими, социальными характеристиками

Характеристика молодежи достаточно изучена в отечествен­ной и зарубежной литературе. Молодежь - эмоциональна, ин­теллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим фактором». Ак­селерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциаль­ные возможности молодежи для культурного времяпровождения.


Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различ­ным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры.

В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понима­ние, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, по­стигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нрава­ми взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием со­вершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то. что называется молодежной культурой.

Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факто­ров. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил бы­строе, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от вы­полнения необходимых биологических действий от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал запол­няться случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, - мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построе­ния молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную куль­туру как имманентный феномен культурно-исторического про­цесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обу­словленных форм досуга современные в большей степени затра­гивают художественно-эстетические переживания и ориентирова­ны на специфическое восприятие молодежи.


Стержневым элементом в отечественной молодежной куль­туре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпоч­тительными и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоста­вить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены.

Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры:

- стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;

- резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни;

- «открытость» по отношению к новым ценностям и цен­ностным ориентациям;

- двойственность (амбивалентность) психических пережи­ваний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти [2].

Немецкий исследователь молодежной культуры Гугенбергер основные проявления молодежной культуры охарактеризовал как коллективный «нарциссизм», безучастное сосуществование с общественной культурой, антиурбанистический эффект утом­ленных групп.

К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение - основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры дейст­вительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функционирую­щих молодежных культур признается лишь на время до приоб­ретения общественного статуса.


Охарактеризованные проявления молодежной культуры по­зволяют отметить, что молодежная культура как феномен обще­ственной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происхо­дящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов. Это высказывание находит подтверждение у Айзен-штадта, который писал, что появление формализованных и воз-растно-однородных групп в обществе тем выше, чем более за­крытыми или недоступными для молодежи являются его веду­щие социальные институты и чем менее эффективно семья, как институт социализации. Таким образом, дистанцированность от общественной жизни и вытеснение молодежи в культурно-досуговую область не всегда зависят от нее самой. Но в зависи­мости от того, какое место занимает молодежь в жизни общест­ва, складывается и ее отношение к господствующим в обществе ценностям. Отношение к ним может быть как пассивным, некри­тическим, так и оценивающим, вплоть до отрицания. Рассмотре­ние сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефиниции данного понятия. В этом направлении предпринят целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так называемых широких определе­ний является следующее: «Молодежная культура - это часть об­щей культуры общества». Данное определение указывает на со­отношение молодежной культуры и общества, как части к цело­му, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое определение: «Современная моло­дежная культура - довольно сложное, социально духовное обра­зование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, куль­турную общность мышления, чувств, быта, досуга» [10]. Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между мо­лодежной культурой и культурой общества, которое также явля­ется «сложным социально духовным образованием». Наиболее полным и содержательным, на наш взгляд, определением являет-


ся следующее: «Молодежная культура - это исторически сло­жившееся и обособившееся в культуре общества сложное проти­воречивое социально-культурное образование со специфически­ми ценностями, нормами, образцами поведения, носителями ко­торых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа».

Вопросы и задания

1. Какие факторы определяют культурные особенности свободного вре­мени молодежи?

2. Какие из нижеперечисленных ценностей наиболее значимы для Вас, а какие на Ваш взгляд для Ваших родителей? Перечислите в порядке возрастания значимости этих ценностей.

 

Ценности Наиболее значимые ценности
  для Вас для ваших родителей
Любовь    
Дружба    
Личная жизнь    
Образование    
Семья    
Секс    
Деньги    
Творчество    
Труд    
Религия    
Отдых    
Развлечения    
Патриотизм    
Книги    
Музыка    

Как Вы можете объяснить сходство или различие в ценностном предпоч­тении молодежи и людей старшего поколения?

3. Дать определение молодежной культуре, наиболее полно характери­зующее ее сущность.

4. Назвать и объясните факторы возникновения и обособления молодеж­ной культуры.

5. Охарактеризуйте основные специфические проявления молодежной культуры, отмеченные Т. Парсонсом.


Список рекомендуемой литературы

1. Актуальные проблемы современной молодежной культуры. Материа­лы Всероссийской научно-метод. конф. Горький, 1990.

2. Бэр В. Молодежный кризис и молодежный протест. Штутгарт, 1982 // РЖ. Общественные науки за рубежом. 1983. Сер.1. №4, С.61-63.

3. Иконникова С.Н., КонИ.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.

4. Илле М. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи / Социологические исследования. 1990. №12.

5. Кенистон К. Чего добиваются студенты? / Америка. 1970. №159.

6. Кратова ЮЛ. Педагогика досуга в англоязычных странах. СПб., 1994.

7. Киселева Т.Г. Социокультурная деятельность. История, теоретические основы, технология. М: МГИК, 1995.

8. Криминалоги о неформальных молодежных объединениях М., 1990.

9. Лисовский ВТ. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990.

10. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития / Ред. Коз­лов А., Саралиева З.М., 1991.

11. Неформальная Россия. М., 1990.

12. Орлов ГЛ. Свободное время и вечность. Свердловск, 1982.

13. О чем тоскуют британские подростки? / За рубежом, 1992. №24.

14. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: СПб. университет, 1996.

15. Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга / Социология культуры. Методология и практика культурно-просвети­тельной деятельности. Сб. науч. трудов. Л., 1992.

Молодежная субкультура

Во многих современных отечественных и зарубежных ис­следованиях подчеркивается субкультурный характер молодеж­ной культуры.

Впервые термин «субкультура» был применен к явлениям, об­наруженным в исследованиях молодежной преступности в США. Этот факт обусловил тот негативный оттенок, который прочно свя­зался с этим понятием в целом. Его используют при описании именно негативных культурных процессов. В Великобритании до­минирует более поздняя традиция исследования молодежных суб­культур, связанная с резкой мировоззренческой дифференциацией внутри альтернативного молодежного движения.


В 60-х годах субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследованиях. Вне зависимости от оценок субкультуры (позитивных, нейтраль­ных, негативных) авторы субкультурных концепций исходят из признания многообразия, разнообразия, своеобразия культур.

В отечественной литературе понятие «молодежная субкуль­тура» стало использоваться для характеристики явлений и про­цессов, происходящих в период «перестройки» российского об­щества на рубеже 80-90-х годов. Это был период объективно-критического анализа острых проблем в социальной науке и журналистике, вскрывшего пеструю гамму различных противо­речий, в том числе, имевших место fc молодежном неформальном движении. Неформальные объединения рассматриваются как субъекты.; носители и творцы собственной культурной среды, нормативов поведения, общения, ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собствен­ную культуру.

Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные для общества ценности или вырабатывать собственные. Так по­является определенное своеобразие в элементах культуры раз­личных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и стано­вятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представ­ляющая особую социально-демографическую группу.

Впервые в отечественной литературе определение субкуль­туры дает С.Н. Иконникова: «Субкультура - это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы рас­познать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности,


суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами» [5]. В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляющие суб­культуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры. Приведенное определение можно рассматри­вать как имеющее основополагающее, эвристическое значение.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкуль­тура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб-» обретает со­вершенно новое смысловое значение. При этом само это понятие чаще всего трактуется расширительно. В результате этого оно рискует обрести негативный смысл. Так, по Т. Парсонсу, моло­дежная субкультура выполняет дезинтегрирующую функцию по отношению к социальной системе. Молодежная субкультура рассматривается и как нечто содержащее инновационные потен­ции молодежной культуры, как источника дальнейшего прогрес­сивного развития общественной культуры. Это мнение подкреп­ляется суждениями М. Вебера, В. Дильтея о том, что молодежь играет роль генератора новаторства.

Составная часть слова «суб» в переводе с латинского означает:

1) расположение под чем-либо или около чего-либо;

2) подчиненность;

3) второстепенность.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкуль­тура» указывает на характер взаимоотношения и взаимодействия культуры молодежной социально-демографической группы и общественной культуры.

На возникновение и развитие молодежных субкультур
влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные со­
циальные события. Возможны появления и активизация субкуль­
тур при улучшении условии жизни молодежной фугщы (повыше­
ние доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Вто­
рой тип молодежных субкультур можно назвать субкультурами
«кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-
экономического положения молодежи.,.,-ц.,.,.,.,.-;. -.;.


Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля:

1) образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

2) манера поведения - особенности невербального компо­нента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, по­ходка);

3) слэнг - специфический словарь и его использование.
Одна из основных функций стиля - это установление границ

группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, кото­рые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеоло­гию, которые могут быть использованы для формирования осо­бой идентичности, выходящие за пределы, предписанные соци­альным происхождением и статусом. Субкультура помогает ре­шать молодежи и внутренние экзистенциональные проблемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психоло­гические проблемы. Этим объясняется исключительная притяга­тельность субкультур для некоторой части молодежи.

Рассмотрение характеристики и функции молодежной суб­культуры позволяет дать ее определение. Молодежной субкуль­турой называется дистанцирующая от общей культуры совокуп­ность ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи, поддерживающая коллективный стиль социально-культурной молодежной общности, проявляющаяся в специфических, аль­тернативных потребительских ориентациях в сфере досуга, в особенностях самовыражения.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните термин «субкультура». По отношению к каким явлениям это понятие впервые стало употребляться в зарубежной литературе?

2. Для характеристики каких явлений молодежного движения в России стало использоваться понятие «субкультура»?

3. Что означает «субкультурный подход» к молодежи?

4. Дайте определение понятию «субкультура».

5. Какие факторы влияют на возникновение и развитие субкультур?


Охарактеризуйте понятие «стиль», как отличительную черту моло­дежной субкультуры.

Являетесь ли Вы субъектом какой-либо субкультуры? Какие проблемы помогают Вам решать принадлежность к субгруппе. Можно ли использовать понятия «молодежная субкультура» и «моло­дежная культура» как идентичные?

Список рекомендуемой литературы

1. Андреева КН., Голубева Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы, система ценностей. / Социологические исследования. 1989: №4.

2. АриарскийМА. Педагогика досуга. Л.; ЛГИК, 1989.

3. Борисова-Лукашанец Е.Г. О лексике современного молодежного жар­гона / Литературная норма в лексике и фразеологии. М., 1983.

4. Бобахо В А., Левикова СИ. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений / Общественные науки и современность. 1996: №3.

5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. Учеб. пособие. М.:МГИК,1991.С.25.

6. Стрельцов ЮА Социальная педагогика. Учеб. пособие М.: МГУК, 1998.

7. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явле­ние. СПб.: А. К, 1997.

8. Трегубое Б.А. Свободное время молодежи Сущность, типология, управление. СПб.: СПб университет, 1991.

9. Чеснокова В. Ф. Проблемы молодежных субкультур, возникающие на базе занятий искусством в свободное время / Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. М: НИИ культуры, 1990.

10. Щепанъская Т.Б. Символика молодежной культуры: опыт исследова­ния системы. СПБ, 1993.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.