Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ





 

Публичные правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, обязательным участником которых выступает публично правовой орган: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, не являющийся органом государственной власти, но в силу нормативного правового акта наделенный властными полномочиями, а также должностные лица, государственные и муниципальные служащие.

 

В рамках данных правоотношений публично-правовые образования и лица осуществляют свою деятельность посредством реализации властных полномочий в отношении неопределенного круга лиц или конкретных лиц. Властная деятельность касается самых различных вопросов и затрагивает все сферы общественной жизнедеятельности.

Принцип разделения властей, установленный Конституцией Российской Федерации, определяет компетенцию каждой из ветвей власти, запрещает вмешательство одной ветви власти в деятельность другой ветви, но в силу правила сдержек и противовесов допускает осуществление взаимного контроля. В этой связи средством контроля судебной ветви власти за деятельностью исполнительной власти является административное судопроизводство, представляющее собой установленный законом порядок защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц от неправомерных решений и деяний органов исполнительной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также рассмотрения иных дел, возникающих из публичных правоотношений, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Административное судопроизводство служит не только средством судебного сдерживания органов исполнительной власти, но и средством реализации конституционного права граждан и организаций на обжалование в суд деяний и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Основным отличительным признаком производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является предмет защиты: субъективные публичные права, в то время как в рамках традиционного базового искового производства защищаются права частные.

Дополнительными критериями выделения целых категорий дел, рассматриваемых в рамках отдельного административного судопроизводства, выступают субъектный состав, то есть, как было сказано выше, обязательное участие в спорных правоотношениях публично-правового образования или лица, наделенного публичными властными полномочиями, а также характер спора, то есть подлежащее защите публичное право или законный интерес. Еще одним критерием публичного характера данных правоотношений является большое или неопределенное количество лиц, в отношении которых публично-правовые образования принимают юридически значимые решения, совершают действия.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений. Данные дела рассматриваются только государственными судами в лице судов общей и арбитражной юрисдикции. Отнесение сторонами спора данных дел к компетенции негосударственных юрисдикционных органов, например третейских судов, запрещено законом. Процессуальный порядок рассмотрения - общий, то есть дела из публичных правоотношений рассматриваются по общим правилам искового производства. К процессуальным особенностям рассмотрения дел из публичных правоотношений следует отнести следующие:

1) сторонами по делам производства из публичных правоотношений выступают административный истец и административный ответчик (а в арбитражных судах - заявитель и заинтересованное лицо);

2) рассмотрение дела возбуждается на основании административного искового заявления, требования к форме и содержанию которого в целом аналогичны требованиям к исковому заявлению, специальные требования к заявлению определяются конкретной категорией дел в рамках производства по делам из публичных правоотношений. Например, по делам об оспаривании нормативных правовых актов в качестве дополнительных требований к заявлению установлены указание в заявлении наименования органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, сведений о самом нормативном акте, а также указание прав и свобод, которые, по мнению заявителя, нарушаются данным актом;

3) суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, при этом за пределы самих требований суд выйти не вправе;

4) бремя доказывания законности принятия нормативного правового акта или совершения деяния возлагается на орган государственной власти, местного самоуправления или должностное лицо, принявшие такой нормативный правовой акт или совершившие соответствующее действие или бездействие;

5) сроки обращения в суд с заявлением определяются категорией спора, в рамках которого подается заявление и не связаны общим трехлетним сроком исковой давности. Например, по делам о защите избирательных прав заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав;

6) сроки рассмотрения дел из публичных правоотношений отличаются от сроков рассмотрения дел в порядке искового производства, чаще всего носят сокращенный характер. Например, дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражными судами в срок до двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, в то время, как общий срок искового производства в суде первой инстанции не должен превышать трех месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

В настоящее время процессуальный закон к делам, возникающим из публичных правоотношений, относит значительное количество категорий дел, которые условно можно разделить на следующие группы:

1) дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов;

2) дела связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и деяний публично-правовых образований, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;

4) дела, связанные с административным статусом отдельных категорий лиц:

а) дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, реадмиссии, в специальное учреждение;

б) дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

5) дела, связанные с привлечением лица к административной ответственности:

а) дела о привлечении к административной ответственности;

б) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;

6) дела о взыскании обязательных платежей и санкций.

 

СХЕМЫ К ТЕМЕ N 13

 

Схема N 1. Дела, вытекающие из публичных правоотношений

 

 

§ 1. Производство по делам об оспаривании нормативных

правовых актов

 

В настоящее время процессуальный закон к делам, возникающим из публичных правоотношений, относит значительное количество категорий дел.

Результаты властной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также должностных лиц могут облекаться в различные формы. Центральное место среди них занимает нормативный правовой акт.

 

Нормативный правовой акт - юридический документ, изданный в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом, содержащий правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на регулирование общественных отношений. То есть главными отличиями нормативного правового акта от ненормативного правового акта являются наличие норм универсального характера, обязательных для неопределенного круга лиц, а также неоднократное применение таких норм.

 

К отличительным признакам нормативного правового акта также относятся наличие установленной формы, реквизитов, порядка принятия и вступления в силу.

 

Порядок опубликования актов Президента Российской Федерации, федерального Правительства и федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

 

Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления определяется этими органами.

Следует обратить внимание на то, что не все нормативные акты проверяются на соответствие друг другу в рамках данного вида судебного производства. Не подлежат рассмотрению судами общей и арбитражной юрисдикции дела о проверке федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, конституций, уставов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции России, поскольку такие дела рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации. Судами общей юрисдикции и Судом по интеллектуальным правам рассматриваются дела о проверке нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона на предмет их соответствия иному кроме Конституции Российской Федерации нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Наиболее часто судами рассматриваются дела о соответствии нормативных правовых актов региональных или федеральных органов исполнительной власти, например, постановления Правительства Российской Федерации, федеральному закону.

Территориальная подсудность данных споров определяется по общим правилам, то есть заявление подается по месту нахождения органа власти, местного самоуправления или должностного лица, чей нормативный правовой акт оспаривается. Однако наибольшее количество таких дел рассматривается Верховным Судом Российской Федерации, а также краевыми, областными и другими приравненными к ним судами. В данном случае действует правило родовой подсудности: нормативный правовой акт федерального или регионального органа исполнительной власти может быть оспорен в суде соответственно федерального или регионального уровня. Данное правило распространяется и на дела об оспаривании ненормативных правовых актов, а также на избирательные дела. Мировые судьи не вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Лицами, обладающими правом обращения с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, являются граждане и организации, полагающие, что конкретным нормативным правовым актом нарушены их права или законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, прокурор в пределах своего процессуального статуса, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Нарушение компетенции - это регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми органами власти, местного самоуправления или должностными лицами, обратившимися в суд.

Поскольку деятельность органов государственной власти, местного самоуправления непосредственно связана с изданием подобных актов, а издание нормативных актов, нарушающих их компетенцию, может повлечь нарушение распределения властных полномочий между органами власти, то процессуальный закон предоставляет право публично-правовым образованиям и должностным лицам обратиться в суд с заявлением об оспаривании соответствующего правового акта.

Специальными требованиями к заявлению, подаваемому в суд заинтересованным лицом, являются необходимость указания в нем:

1) наименования органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

2) сведений о самом нормативном правовом акте, включая название, номер, дату принятия, источник опубликования;

3) прав и законных интересов заявителя, которые, по его мнению, нарушает оспариваемый нормативный правовой акт;

4) сведений о нормативном правовом акте большей юридической силы, которому противоречит оспариваемый нормативный акт;

5) требований заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечня прилагаемых документов, включая текст оспариваемого нормативного правового акта.

Подача заявления в суд не приостанавливает действие нормативного правового акта. Срок судебного разбирательства в Верховном Суде Российской Федерации и Суде по интеллектуальным правам не должен превышать трех месяцев со дня поступления заявления, а в районных судах, а также краевых, областных и других приравненных к ним судах - одного месяца.

Особенности судебного разбирательства состоят в следующем:

1) суд может рассмотреть дело и в отсутствие надлежаще извещенных лиц, если не признает их явку обязательной;

2) суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение нормативного правового акта полностью;

3) отказ заявителя от своего требования, а также его признание заинтересованным лицом не влекут прекращения производства по делу;

4) обязанность доказывания:

а) соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту большей юридической силы;

б) наличия полномочий и оснований для принятия оспариваемого нормативного правового акта возлагается на заинтересованное лицо в лице органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, которые его приняли.

Для суда существует определенный алгоритм проверки обстоятельств принятия нормативного правового акта. Сначала суд выясняет порядок принятия, который включает проверку полномочий субъекта, его издавшего, надлежащей формы принятия, а также правил введения в действие и опубликования. Если требования закона нарушены хотя бы по одному из обстоятельств, то суд признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим. Затем суд проверяет компетенцию органа или лица, принявшего нормативный правовой акт с учетом того, к чьему ведению (федеральному, региональному или совместному) относится его принятие. После этого проверяются полномочия органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса. При этом суд не вправе оценивать целесообразность принятия органом государственной власти, местного самоуправления или должностным лицом соответствующего нормативного правового акта, а воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

При проверке соблюдения правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта устанавливаются порядок его опубликования, государственной регистрации и вступления в силу. После проверки полномочий органа или лица, принявшего нормативный правовой акт, а также требований к форме, порядку принятия и введения его в действие суд проверяет его содержание на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, как указанным, так и не указанным в заявлении.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено его повторным принятием и публикуется в издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

 

Схема N 2. Понятие нормативного правового акта

 

 

Схема N 3. Подведомственность в сфере нормоконтроля

 

 

Схема N 4. Подсудность дел

 

 

Схема N 5. Требования к заявлению

 

 

Схема N 6. Особенности судебного разбирательства

 

 

Схема N 7. Алгоритм проверки нормативных правовых актов

 

 

§ 2. Производство по делам об оспаривании ненормативных

правовых актов, решений и деяний (действий, бездействия)

публично-правовых образований, должностных лиц,

государственных и муниципальных служащих

 

Властная деятельность публично-правовых образований в лице органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов, наделенных властными полномочиями, а также должностных лиц, государственных и муниципальных служащих может облекаться не только в форму нормативного правового акта, но и в другие формы, посредством которых они реализуют свои полномочия, осуществляют государственно-властную деятельность. К таким формам, в отношении которых процессуальный закон предусматривает возможность судебного контроля, относятся ненормативные правовые акты, решения, действия, бездействия соответствующих публичных органов и лиц. Наличие судебного контроля в данной сфере корреспондирует с правом граждан обжаловать в суд действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, которое закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации и конкретизировано Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Ненормативный правовой акт - это официальный документ письменной или устной формы, принимаемый публичным органом или лицом, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные для него правила поведения.

Решение - это письменный или устный акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятый единолично или коллегиально, в установленной законом или в произвольной форме, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, проверяемое судом на предмет законности в рамках производства по делам об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, муниципальных служащих, должностных лиц. Например, распоряжение высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимается в установленной законом форме, а письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина - в произвольной форме.

Действие - это властное волеизъявление органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, не облеченное в форму решения, но повлекшее нарушение прав и свобод граждан и организаций или создавшее препятствия к их осуществлению, предполагаемое наличие которого устанавливается судом. Например, действием является устное требование должностных лиц Роспотребнадзора об устранении нарушений в торговле продуктами питания.

Бездействие - это неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), предполагаемое наличие которого устанавливается судом.

Условиями обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия, бездействия являются нарушением ими прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, незаконное привлечение к ответственности либо противоречие нормативному правовому акту. Оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть приняты федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Должностное лицо - это гражданин Российской Федерации, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенный распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Организационно-распорядительные функции - полномочия должностного лица по руководству трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в его служебном подчинении отдельными работниками, формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, организации порядка прохождения службы, применению мер поощрения или награждения, наложению дисциплинарных взысканий и т.п. Например, выдача медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установление работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии.

Административно-хозяйственные функции - полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом, находящимся на балансе или банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению действий по распоряжению или контролю за распоряжением имуществом. Например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием.

Субъектами обращения с подобными заявлениями являются граждане, организации независимо от организационно-правовых форм, органы, осуществляющие публичные полномочия, включая органы государственной власти, местного самоуправления, а также прокурор.

Заявление подается в суд по месту нахождения органа, должностного лица, чьи акты, решения, деяния обжалуются, или по месту нахождения, жительства заявителя-гражданина.

Срок обращения с заявлением в суд не должен превышать трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, который в случае пропуска по уважительным причинам может быть восстановлен судом одновременно при подаче заявления. Специальными требованиями к заявлению являются указание в нем сведений об оспариваемом ненормативном правовом акте, решении, действии, бездействии, об органе или лице, их принявшем, указание прав и законных интересов, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым ненормативным актом, решением, действием или бездействием, указание нормативных правовых актов, которым противоречат оспариваемые ненормативные акты, решения и деяния, а также требование заявителя о признании их незаконными.

Особенности судебного разбирательства:

1) срок судебного разбирательства судами общей юрисдикции не превышает 10 дней со дня поступления заявления, а арбитражными судами, включая Суд по интеллектуальным правам, Верховным Судом Российской Федерации - 3-х месяцев со дня поступления заявления. Трехмесячный срок в рамках производства арбитражного суда может быть продлен его председателем до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, значительным количеством участников арбитражного процесса;

2) суд вправе приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или деяния;

3) обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, деяний возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые деяния;

4) при подготовке дела к судебному разбирательству суд проверяет соблюдение срока подачи заявления, а также законность и обоснованность принятого решения, совершенного деяния (действия или бездействия);

5) дело может быть рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных сторон;

6) при рассмотрении дела суд проверяет наличие полномочий публично-правового органа или должностного лица на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых деяний, соблюдение порядка их принятия, а также их соответствие требованиям нормативного правового акта, регулирующего спорные публичные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление, если обнаружит нарушение требований закона хотя бы по одному из этих оснований;

7) суд может принять отказ заявителя от заявления с проверкой мотивов такого отказа, но не вправе утвердить мировое соглашение;

8) при удовлетворении заявления суд в решении указывает на признание незаконным оспариваемого ненормативного правового акта и устанавливает срок для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Со дня принятия решения суда о признании незаконным или недействительным ненормативного правового акта полностью или в части, этот акт или отдельные его положения не подлежат применению. Решение суда направляется для устранения допущенных нарушений закона публичному органу или должностному лицу, их принявшему, либо в вышестоящий орган или должностному лицу, которые в течение месяца со дня получения решения суда должны сообщить о его исполнении суду и заявителю.

 

Схема N 8. Производство по делам об оспаривании

ненормативных актов

 

 

Схема N 9. Порядок обращения в суд с заявлением

 

 

Схема N 10. Вопросы, разрешаемые судом.

Принятие решения и его реализация

 

 

§ 3. Производство судов общей юрисдикции по делам

о защите избирательных прав и права

на участие в референдуме граждан Российской Федерации

 

Правовое регулирование производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме процессуальным законом осуществляется лишь в общих чертах, поскольку существует множество специальных федеральных конституционных законов, федеральных законов, региональных нормативных правовых актов, регламентирующих как порядок проведения выборов, референдумов, правовой статус их участников, так и порядок внесудебной, то есть административной защиты их прав и законных интересов, а также судебный порядок защиты прав и законных интересов участников избирательного процесса или процедуры проведения референдума.

К числу таких актов федерального уровня относятся:

Федеральные конституционные законы:

1) от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

2) от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации";

Федеральные законы:

1) от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

2) от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";

3) от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

4) от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

5) от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

6) от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

7) от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях";

8) от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".

Процессуальный закон предусматривает также широкий перечень субъектов обращения в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Условно их можно разделить на несколько групп:

1) граждане, обладающие активным и пассивным избирательным правом, а также их общественные объединения: избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители;

2) органы исполнительной власти, организующие подготовку и проведение выборов, референдумов: Центральная, региональные и местные избирательные комиссии, комиссии референдума;

3) лица, обладающие специальным статусом: прокурор, наблюдатели за проведением выборов, референдума;

4) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - с заявлением о расформировании Центральной и региональных избирательных комиссий соответственно.

Правило подсудности избирательных дел аналогично правилу подсудности дел об оспаривании нормативных правовых актов: заявление надлежит подавать в суд уровня, соответствующего уровню проводимых выборов, референдума или уровню избирательной комиссии, нарушения в связи с проведением которых или деятельностью которых соответственно обжалуются. То есть действует правило: равный идет к равному.

Сроки обращения с заявлением в суд и их рассмотрения также по продолжительности различны и закреплены в разных нормативных правовых актах, при этом по общему правилу заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдуме, его избирательных прав или права на участие в референдуме и рассмотрено в течение двух месяцев со дня поступления в суд заявления.

Верховный Суд Российской Федерации разъясняет сущность юридически значимых действий, совершаемых избирательными комиссиями всех уровней и являющимися предметом обжалования в судебном порядке.

Решение избирательной комиссии - это облеченное в установленную форму постановление, решение или закрепленное в соответствующих протоколах окончательное решение по рассматриваемым вопросам, принятое комиссией коллегиально.

Действие избирательной комиссии - это волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных в силу закона или специального поручения членов комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.

Бездействие избирательной комиссии - это неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Судебное разбирательство происходит по общим правилам искового производства при наличии особенностей:

1) с участием прокурора;

2) с возможностью проведения судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных сторон;

3) обеспечительными мерами не могут быть арест, изъятие имущества, непосредственно используемого в проведении выборов, референдума, включая избирательные бюллетени, а также запрет избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

По результатам рассмотрения заявления суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действия, бездействия незаконным, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. После вступления решения суда в законную силу оно направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит исполнению в указанные судом сроки.

 

Схема N 11. Производство по делам о защите

избирательных прав

 

 

Схема N 12. Рассмотрение заявления

 

 

Схема N 13. Порядок рассмотрения дел о защите

избирательных прав

 

 

Схема N 14. Решение суда по делам о защите

избирательных прав

 

 

§ 4. Производство судов общей юрисдикции по делам

о временном помещении иностранного гражд







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.