Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Курс лекций «Введение в специальность «социальная работа»»





Курс лекций «Введение в специальность «социальная работа»»

/конспект/

Содержание

Введение

Лекция 1. Понятие «социальной работы», предмет и задачи курса «Введение в профессию «Социальная работа»».

Лекция 2. Становление социальной работы как вида профессиональной деятельности, ее теоретические модели

 

Лекция 3. Профессиональный портрет социального работника

 

Лекция 4. Нормативные основы, система и задачи социальной работы в РФ

Лекция 5. Принципы, закономерности и методы социальной работы

Лекция 6. Виды и направления социальной работы, ее специфические формы

Лекция 7. Понятие и содержание технологии социальной работы

Лекция 8. Особенности социальной работы с различными категориями клиентов

Лекция 9. Специфика социальной работы в сфере морской отрасли

Резюме

 

 

Введение

Курс «Введение в специальность «Социальная работа»» служит основополагающей научной дисциплиной, предметом, с которого начинается систематичное открытие и постижение студентом сути своей будущей практической деятельности, работы. Он предназначен для тех, кто избрал, сознательно или непреднамеренно, социальную работу в качестве профессии, источника своего личностного и семейного, материального и духовного благополучия или точнее, благорасположения, то есть, объекта собственных благих или добрых намерений, желаний, стремлений. Поэтому, главным результатом изучения настоящего курса учащимся должно стать четкое представление о своем профессиональном выборе, утверждение себя в качестве человека, чьи главные жизненные потребности, ориентации и ценности определяются понятиями социальное служение, социальная работа, социальная помощь.

Именно эти три понятия выражают специфический высокий, гуманистический смысл постигаемой профессии, определяющий ее важность и особую востребованность в современном обществе, в частности, российском, находящемся на новой стадии своего самопроявления и самоутверждения. Следовательно, образовательная подготовка социального работника имеет также сугубо гуманитарный характер как основанный, прежде всего, на глубоком изучении наук о человеке и обществе, о культуре и истории, как пространстве пребывания человеческих сообществ. Но еще более важной стороной специальной гуманитарной подготовки работника сферы социальных услуг служит развитие, формирование необходимых морально-психологических, личностных (гуманистических) характеристик без которых невозможно пребывать в повседневном трудовом общении с людьми как основным объектом его заботы.

Представьте себе школьного учителя, который не любит детей или равнодушен к ним. Понятно, что его учительство будет формой издевательства над своими подопечными, или фактическим преступлением против юной личности. То же можно сказать и о профессиональной деятельности социального работника, лишенного человеческого сочувствия, сострадания и любви к людям, своим возможным клиентам. Тем более, что социальная деятельность, прежде и чаще всего направляется на решение проблем людей, находящихся в особенно сложных жизненных обстоятельствах, наименее защищенных, самых обездоленных, «обиженных» членов общества, следовательно, требующих особых внимания, заботы, и попечительства.

Нравственная, морально - психологическая составляющая подготовки социального работника связана не только с изучением психологии, философии и этики, но и с обретением учащимися своеобразного запаса душевных и духовных сил, нужных будущему специалисту, имеющему дело с человеческими судьбами и проблемами, способному оказывать моральную и душевную поддержку своим клиентам. Чтобы быть врачевателем людских проблем надо самому иметь твердую почву под ногами в виде системы прочных духовных и моральных убеждений, ценностей или гуманистического мировоззрения, способного не только отличать добро и зло, но и творить добро, вне направленности на которое полноценное социальное служение, социальная работа невозможны.

Важной дополняющей частью мировоззренческой, психологической подготовки профессионала социальной работы служит выработка его индивидуальной поведенческой ориентации, которая проявляется в осознанном избрании им своеобразной социальной роли, какую личность присваивает себе в отношении принципиальной жизненной установки или линии поведения. Как социальный функционер человек может выступать то ли в роли деятеля-организатора («борца за правду»), старающегося изменить общество, то ли в виде воспитателя-учителя, пытающегося воздействовать на характер своих клиентов и окружающих с целью их изменения, либо простого служителя-послушника, добросовестного исполнителя трудовых обязанностей, своего профессионального долга, смиренно несущего свой крест человеческого служения.

Определение своей социально ответственной роли – сложная личностная задача, решение которой находится в прямой зависимости от индивидуальной способности к самоконтролю, самоанализу и самовоспитанию, обеспечивающих четкое понимание человеком характера своих способностей, наклонностей. Решение этой задачи зависит во многом также от убеждений индивида, выступающих результатом сочетания знаний с духовно-ценностными предпочтениями, с отношением к религиозной вере и нравственной позицией человека, находящихся в прямой зависимости от его представлений о добре и зле и сознательного, принципиального их выбора в качестве главного поведенческого ориентира.

Социальная работа по сути своей является формой повседневного межличностного общения, или коммуникации. Общение выступает не просто инструментом, или средством разрешения какой - либо человеческой проблемы, удовлетворения определенной нужды-потребности клиента, оно само выступает специфической целью, результатом, так как может частично или даже в полном объеме компенсировать состояние потерянности, психологического дискомфорта личности вследствие ее изоляции от доступных нормальному человеку социальных благ. Очень многие личные и социальные несчастья и беды, как показывают результаты научных исследований и практика жизни, объясняются отсутствием внимания со стороны окружающих, в том числе этим объясняется значительное количество психологических конфликтов в семье, разводов, детской заброшенности, сиротства, различных форм индивидуального и группового девиантного (не соответствующего нормам) поведения и др.

Итак, включаясь в качестве профессионала в мир социальных проблем и отношений, работник обретает особую меру социальной ответственности, за то чтобы в окружающем его человеческом пространстве, стране, обществе стало меньше социальных и личных бед, зла, несовершенства. Социальный работник – суть миротворец! Именно осознание столь высокого общественного призвания профессии должно служить основным личностным мотивом и стимулом к ее овладению учащимися.

Целью изучения вводного курса «Введение в профессию» студентом-первокурсником служит знание основных понятий, теорий, раскрывающих смысл профессиональной деятельности социального работника, формирование четкого представления о месте социальной работы в механизме функционирования современного государства и гражданского общества, освоение организационной структуры социальной работы на государственном и региональном уровне.

В соответствии с ФГОС дисциплины в результате ее изучения студент должен:

Знать

- цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания

- основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины;

- предисторию становления профессии социального работника;

- основные категории и концепции социальной работы

- принципы, требования, правовую базу и организацию осуществления социальной работы в России и других странах;

- основные формы, виды, методы и технологии социального обслуживания населения.

Уметь:

- выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации

- о бобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления

-учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи;

- выделять различные социальные, медико-социальные и психологические проблемы, возникающие у клиентов;

Владеть:

- основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы

- владеть навыкамиорганизации и реализации различных социальных проектов и программ на уровне местной общины, в рамках профессиональных объединений и с различными группами клиентов.

- способами самоорганизации

Таким образом, изучив данный теоретический курс, слушатель-студент сможет получить в сжатом виде четкое представления об основных составляющих профессии, нормах и требованиях, предъявляемых как к самой работе, так и к ее субъектам, уяснить весь спектр проблем и направлений социальной трудовой деятельности, получить знания о средствах, методиках и технологиях решения социальных проблем, о системе профессиональной подготовки социальных работников в России, других странах мира.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы определите, что такое социальная работа?

2. Какие ближайшие понятия к понятию «социальная работа»?

3. Когда появилась профессиональная социальная работа?

4. Когда зародилась научная дисциплина «социальная работа»?

5. Кто является объектом социальной работы?

6. Как называется объект внимания социальных работников?

7. Кто выступает субъектом социальной работы?

8. Какие науки и научные дисциплины необходимо входят в предмет подготовки социального работника?

 

Тесты

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Как вы определите, что такое социальная работа?

2. Какие родственные или тождественные понятия «социальная работа»?

3. Когда появилась профессиональная социальная работа?

4. Когда зародилась научная дисциплина «социальная работа»?

5. Кто является объектом социальной работы?

6. Как называется объект внимания социальных работников?

7. Кто выступает субъектом социальной работы?

8. Какие науки и научные дисциплины необходимо входят в предмет подготовки социального работника?

9. Когда в России социальная работа была внесена в реестр профессий?

 

Тесты

Вопросы для самоконтроля

1. Определите сущность социальной работы как профессии

2. Какова цель и задачи профессиональной социальной работы?

3. В чем уникальность профессии социального работника

4. В чем отличие социальной работы от общественной работы?

5. Что такое социально-психологический портрет профессионального работника?

6. Какие предметные области должен знать социальный работник

7. Каковы отличительные черты психологии социального работника7

8. Существуют ли особые требования к личности социального работника?

9. Перечислите составляющие морального облика социального работника?

10. В чем отличие социальной деятельности волонтера от соцработника?

Тесты

1. Социальный работник – это

А - общественный деятель

Б – общественный работник

В – социальный служащий

Г- волонтер

 

Социальная работа – это

А - призвание

Б – обычная профессия

В – профессия для людей с особенными личностными качествами

Г – вид благотворительной деятельности

 

5. Социальный работник –это человек…

А – с четкими моральными убеждениями и принципами

Б - человек без особенных духовных и моральных принципов

В – человек без видимых психических комплексов

Г- просто профессионал

 

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)

Для реализации этих задач создан конституционный механизм защиты прав, свобод граждан, функциональным основанием которого служит государственная социальная политика правительства РФ, обеспечивающая реализацию основных социально-экономических и культурных потребностей и интересов различных групп и категорий граждан как через систему социальных органов управления и попечительства, так и через активную деятельность общественных и корпоративных структур, частную инициативу людей. В целом ряде статей Конституции (37, 38, 39, 40, 41 и др.) закреплены социальные права граждан - Право на труд и отдых; на охрану семьи, материнства, заботу о детях; Право на социальное обеспечение и защиту от безработицы; Право на жилье; Право на медицинское обеспечение и обслуживание; Право на здоровую природную среду и др.).

Разработка и осуществление социальной политики и социального обеспечения граждан находится в ведении Правительства РФ, которое организует, координирует, направляет путем нормативно-творческой и административной деятельности всю сферу реализации социальной работы в РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

С принятием Концепции развития системы социального обслуживания населения Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социалистической социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.

Таким образом, Российское государство:

- во – первых, определяет, фиксирует на уровне Конституции социальные приоритеты и стандарты развития общества, граждан;

- во-вторых, разрабатывает социальную стратегию или социальную политику в сфере реализации всего спектра социальных и культурных потребностей;

- в-третьих, создает систему механизмов, структур, обеспечивающих практическое решение социальных задач, гарантии эффективной социальной защиты всех граждан, особенно, наиболее уязвимых категорий общества;

-в-четвертых, предусматривает формирование механизма стимулирования социальной деятельности всех здоровых общественных, частных, индивидуальных сил для оказания практической помощи всем индивидам, нуждающимся в дополнительной помощи со стороны для создания и сохранения режима попечения для всех слабых и незащищенных групп и индивидов.

С начала 90-х годов в РФ были приняты целый ряд законов и нормативных актов (решений Президента, Правительства, постановления органов власти всех субъектов федерации), в которых были утверждены нормы и требования по развитию системы социального служения, социального обслуживания населения страны, специфических категорий граждан (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей и др.); была расширена и продолжает свое становления система учреждений, служб, организаций по решению социальных вопросов, обеспечению социальных потребностей граждан. Интенсивно развивается система адресной социальной помощи наиболее уязвимым индивидам, группам.

Становление в России специализированного вида социальной работы, оказания социально-медицинской помощи, концептуально обозначено и закреплено нормативно-правовой базой, основанной на международном праве и международных стандартах.

К нормативно-правовым актам международного уровня, на которые опираются идеология и практика социальной работы в России, относятся документы обобщающего социально-правового характера:

- Всеобщая декларация прав человека. ООН 1948 г.;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

- Декларация социального прогресса и развития 1969 г.;

- Декларация о правах инвалидов 1971 г.;

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г.;

- Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, 1993 г.;

- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ООН, 1979 г.;

- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г.;

- Международная программа действий в интересах пожилых людей, 1995 г.;

- Профессионально этический кодекс социальных работников МФСР, 1994 г.

Важным политическим документом для развития основных положений медико-социальной помощи являются Алма-Атинская декларация 1978 г. и Оттавская Хартия укрепления и сохранения здоровья, подписанные представителями России, в которых было отмечено, что проблема оказания медицинской помощи населению может быть решена с учетом не только органов здравоохранения, но и других социальных служб.

 

2. Нормативные основы, требования и задачи профессиональной деятельности социальных работников в РФ.

Непосредственный процесс создания нормативной базы современной социальной работы и социального обслуживания в России разворачивается с момента распада СССР.

В 1992 году Правительством России принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих:

«О государственных пенсиях РСФСР»,

«О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.),

«Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.),

«О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.),

«О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.),

«О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других.

Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов, направленных на защиту граждан. В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства.

Важнейшими из них являются Указы Президента РФ 90-х гг.:

«О мерах по социальной поддержке многодетных семей»,

«О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др.

Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся граждан явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

(По сути дела, российское государство возвращается к страховой системе, существовавшей когда-то в СССР. Отличие новой системы страхования от старой заключается в том, что отчисления средств в государственный страховой фонд осуществляют не только государственные структуры, но и предприятия с другими формами собственности). Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В области пенсионного обеспечения предусматривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами.

В 1993 – 1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов.

В этом же году (1994) утверждается федеральная программа «Дети России».

Она включала в себя серию целевых программ: «Дети инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы — «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы:

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

«Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в объектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

За время существования нового российского государства были разработаны и приняты несколько десятков Национальных стандартов социального обслуживания населения. В их число вошли такие наиболее важные стандарты как:

ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Основные термины и определения»,

ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»,

ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»,

ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»,

ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»,

ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития).

Постановлением правительства РФ от 26 декабря 1991 г., на министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также организация пенсионного обеспечения граждан, материально - бытовое обслуживание граждан, организация протезно-ортопедической помощи инвалидам, медико-социальная экспертиза. Правительство взяло курс на развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности.

Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.

 

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Когда профессия социального работника появилась в реестре профессий РФ?

2. Какие положения и идеи Конституции связаны с содержанием социальной работы?

3. Какие законы и нормативные акты регулируют социальную работу в России?

4. Раскройте смысл Концепции социальной работы в РФ.

5. Назовите нормативные акты, регулирующие социальную помощь наиболее незащищенным группам общества.

6. Какой государственный орган отвечает за реализацию социальной политики в РФ?

7. Какой государственный орган руководит социальной работой в Р. Крым?

8. Назовите структурные элементы системы социальной работы в России.

9. Какие негосударственные учреждения и объединения осуществляют социальную помощь в РФ?

Тесты

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Что такое социальная закономерность?

2. Дайте определение понятию «принцип».

3. Назовите основные закономерности социальной работы.

4. Перечислите принципы социальной работы.

5. Перечислите методы социальной работы

6. Какова роль принципов и закономерностей в осуществлении практической социальной работы?

7. Раскройте сущность принципа системности в соцработе

8. Что означает принцип адресности социальной работы?

9. Чем определяется выбор метода социальной работы работником?

Тесты

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Дайте определение социальной технологии

2. Что такое технология социальной работы?

3. Раскройте структуру технологии социальной работы

4. Укажите виды социальных технологий

5. Приведите пример классификации технологий социальной работы

6. Какая задача технологии социальной работы?

7. Приведите пример использования технологии при решении конкретной социальной проблемы

8. Каковы критерии эффективного использования технологии в практической работе?

9. Существуют ли различия в социальных технологиях в странах Запада и России?

10. Возможна ли социальная работа без использования социальной технологии.

Тесты

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры наиболее незащищенных групп общества

2. Какие существуют группы незащищенных граждан?

3. Есть ли социальные группы, которые не требуют внимания социальных служб?

4. Какие наиболее массовые социальные прослойки незащищенных граждан?

5. Кто такие социальные девианты и в чем состоит соцработа с ними?

6. Какие виды социальной помощи наиболее распространены и востребованы?

7. Любая ли социальная болезнь или отклонение поддаются социальной терапии?

8. В чем состоят основные проблемы бывших заключенных.

9. Какие группы населения требуют социальной реабилитации?

 

Тесты

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Дайте характеристику социальных проблем морской рыбопромышленной отрасли

2. Перечислите социальные риски морской профессии (моряка)

3. Назовите сложности социально-психологического положения семьи моряков

4. Укажите на особенности социально-психологического сопровождения морской профессии

5. Укажите основные проблемы социологических и социально-психологических исследований в рыбопромышленной отрасли

6. Каковы типичные проблемы в жизнедеятельности и работе интернациональных экипажей морских судов

7. Специфика профессиональной социализации моряка

8. Объясните потребность моряка в послерейсовой социально-психологической реабилитации

9. Попробуйте обосновать модель организации системы социальной работы в приморском регионе

Тесты

Курс лекций «Введение в специальность «социальная работа»»

/конспект/

Содержание

Введение

Лекция 1. Понятие «социальной работы», предмет и задачи курса «Введение в профессию «Социальная работа»».

Лекция 2. Становление социальной работы как вида профессиональной деятельности, ее теоретические модели

 

Лекция 3. Профессиональный портрет социального работника

 

Лекция 4. Нормативные основы, система и задачи социальной работы в РФ

Лекция 5. Принципы, закономерности и методы социальной работы

Лекция 6. Виды и направления социальной работы, ее специфические формы

Лекция 7. Понятие и содержание технологии социальной работы

Лекция 8. Особенности социальной работы с различными категориями клиентов

Лекция 9. Специфика социальной работы в сфере морской отрасли

Резюме

 

 

Введение

Курс «Введение в специальность «Социальная работа»» служит основополагающей научной дисциплиной, предметом, с которого начинается систематичное открытие и постижение студентом сути своей будущей практической деятельности, работы. Он предназначен для тех, кто избрал, сознательно или непреднамеренно, социальную работу в качестве профессии, источника своего личностного и семейного, материального и духовного благополучия или точнее, благорасположения, то есть, объекта собственных благих или добрых намерений, желаний, стремлений. Поэтому, главным результатом изучения настоящего курса учащимся должно стать четкое представление о своем профессиональном выборе, утверждение себя в качестве человека, чьи главные жизненные потребности, ориентации и ценности определяются понятиями социальное служение, социальная работа, социальная помощь.

Именно эти три понятия выражают специфический высокий, гуманистический смысл постигаемой профессии, определяющий ее важность и особую востребованность в современном обществе, в частности, российском, находящемся на новой стадии своего самопроявления и самоутверждения. Следовательно, образовательная подготовка социального работника имеет также сугубо гуманитарный характер как основанный, прежде всего, на глубоком изучении наук о человеке и обществе, о культуре и истории, как пространстве пребывания человеческих сообществ. Но еще более важной стороной специальной гуманитарной подготовки работника сферы социальных услуг служит развитие, формирование необходимых морально-психологических, личностных (гуманистических) характеристик без которых невозможно пребывать в повседневном трудовом общении с людьми как основным объектом его заботы.

Представьте себе школьного учителя, который не любит детей или равнодушен к ним. Понятно, что его учительство будет формой издевательства над своими подопечными, или фактическим преступлением против юной личности. То же можно сказать и о профессиональной деятельности социального работника, лишенного человеческого сочувствия, сострадания и любви к людям, своим возможным клиентам. Тем более, что социальная деятельность, прежде и чаще всего направляется на решение проблем людей, находящихся в особенно сложных жизненных обстоятельствах, наименее защищенных, самых обездоленных, «обиженных» членов общества, следовательно, требующих особых внимания, заботы, и попечительства.

Нравственная, морально - психологическая составляющая подготовки социального работника связана не только с изучением психологии, философии и этики, но и с обретением учащимися своеобразного запаса душевных и духовных сил, нужных будущему специалисту, имеющему дело с человеческими судьбами и проблемами, способному оказывать моральную и душевную поддержку своим клиентам. Чтобы быть врачевателем людских проблем надо самому иметь твердую почву под ногами в виде системы прочных духовных и моральных убеждений, ценностей или гуманистического мировоззрения, способного не только отличать добро и зло, но и творить добро, вне направленности на которое полноценное социальное служение, социальная работа невозможны.

Важной дополняющей частью мировоззренческой, психологической подготовки профессионала социальной работы служит выработка его индивидуальной поведенческой ориентации, которая проявляется в осознанном избрании им своеобразной социальной роли, какую личность присваивает себе в отношении принципиальной жизненной установки или линии поведения. Как социальный функционер человек может выступать то ли в роли деятеля-организатора («борца за правду»), старающегося изменить общество, то ли в виде воспитателя-учителя, пытающегося воздействовать на характер своих клиентов и окружающих с целью их изменения, либо простого служителя-послушника, добросовестного исполнителя трудовых обязанностей, своего профессионального долга, смиренно несущего свой крест человеческого служения.

Определение своей социально ответственной роли – сложная личностная задача, решение которой находится в прямой зависимости от индивидуальной способности к самоконтролю, самоанализу и самовоспитанию, обеспечивающих четкое понимание человеком характера своих способностей, наклонностей. Решение этой задачи зависит во многом также от убеждений индивида, выступающих результатом сочетания знаний с духовно-ценностными предпочтениями, с отношением к религиозной вере и нравственной позицией человека, находящихся в прямой зависимости от его представлений о добре и зле и сознательного, принципиального их выбора в качестве главного поведенческого ориентира.

Социальная работа по сути своей является формой повседневного межличностного общения, или коммуникации. Общение выступает не просто инструментом, или средством разрешения какой - либо человеческой проблемы, удовлетворения определенной нужды-потребности клиента, оно само выступает специфической целью, результатом, так как может частично или даже в полном объеме компенсировать состояние потерянности, психологического дискомфорта личности вследствие ее изоляции от доступных нормальному человеку социальных благ. Очень многие личные и социальные несчастья и беды, как показывают результаты научных исследований и практика жизни, объясняются отсутствием внимания со стороны окружающих, в том числе этим объясняется значительное количество психологических конфликтов в семье, разводов, детской заброшенности, сиротства, различных форм индивидуального и группового девиантного (не соответствующего нормам) поведения и др.

Итак, включаясь в качестве профессионала в мир социальных проблем и отношений, работник обретает особую меру социальной ответственности, за то чтобы в окружающем его человеческом пространстве, стране, обществе стало меньше социальных и личных бед, зла, несовершенства. Социальный работник – суть миротворец! Именно осознание столь высокого общественного призвания профессии должно служить основным личностным мотивом и стимулом к ее овладению учащимися.

Целью изучения вводного курса «Введение в профессию» студентом-первокурсником служит знание основных понятий, теорий, раскрывающих смысл профессиональной деят







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.