Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эффективность технологий социальной работы. Технологии работы с различными категориями клиентов





Эффективность социальной работы — многоплановое и неоднозначное явление. Содержание и технология ее определения во многом зависит от того, с позиции какой науки и с какой конкретной научно-практической целью рассматривается социальная работа. Определение критериев ее эффективности имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором — являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.

Эти критерии могут содержать количественные и качественные показатели, т.е. индикаторы эффективности социальной работы должны носить комплексный характер. Предмет изучения специфики использования количественных и качественных показателей качества и ээфективности социальной работы – область специфической научной дисциплины – социальной квалиметрии. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой — систему показателей, отражающих состояние клиентов социальных служб (отдельных личностей, семьи, социальной группы).

Поэтому эффективность социальной работы может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности в целом, в-третьих, человеческий фактор, ведь человек является носителем естественных (биологических, биохимических, физических и др.) и социальных циклов и испытывает их влияние.




Рассматривая эффективность как соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, следует измерить (описать) как результаты, так и эффекты от социальной работы, их соотношение. Может случиться так, что при сохранении уровня затрат будут достигнуты равные или более высокие результаты, а может, наоборот, качественные или количественные результаты будут достигнуты при меньших затратах труда и средств. Или при возрастании затрат результаты снизятся.

На практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами, когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за ограничивающего воздействия целого ряда факторов, зависящих от специфики социальной службы.

Если определять эффективность социальной работы степенью достигнутых и необходимых результатов, то ключевой задачей становится измерение (описание) результатов.

Другими важными проблемами становятся методы измерения, выбор предметов оценки эффективности, оценивающих субъектов, влияющие на эффективность факторы, а также методики оценки эффективности.

Методика — это описание некоего порядка, в частности оценки эффективности социальной работы. В основе методики лежит тот или иной оценочный метод или группа методов.

Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров:

• каким было состояние клиента (пациента, обслуживаемого) раньше;

• как изменилось и каким стало нынешнее положение клиента (пациента, обслуживаемого).

Данный метод предполагает описание состояния клиента социальной службы «на входе» (например, до психологического консультирования в Центре социального обслуживания) и на «выходе» (по завершении консультации). Например, можно оценить состояние несовершеннолетнего беспризорника до помещения его в детский приют и через 3 месяца после пребывания его в приюте.

Разница между этими двумя параметрами представляет собой социальный (реабилитационный, психологический) эффект или результат, свидетельствующий об эффективности деятельности психолога или социального педагога, их квалификации и умения применить социальные методики.

Главной проблемой разработки параметрических методик становятся разработка и описание параметров на «входе» и «выходе». Сложность состоит в том, что аналитик вынужден обращаться за оценкой к самому клиенту. Клиент субъективен в оценках своего состояния как с точки зрения промежуточных, так и конечных параметров.

Следующим методом оценки эффективности можно считать метод, основанный на удовлетворении потребностей обслуживаемого клиента.

При этом можно применить:

1) прямой оценочный метод — проведение регулярных устных или письменных опросов клиентов;

2) сравнительный метод, когда производится сопоставление того, что положено клиенту по нормам или нормативам, и того, что он фактически получил от социальной службы;

3) сочетание первого и второго методов.

Для повышения эффективности деятельности социальных служб следует вести постоянный мониторинг удовлетворения просьб, жалоб и потребностей клиентов.

При этом требуется анализировать причины неудовлетворения просьб клиентов для последующего их устранения. В то же время анализ должен подразумевать обоснованность просьб и жалоб клиентов. В этом случае метод оценки эффективности/неэффективности относится к весьма прагматичным, так как позволяет систематизировать как факторы эффективности, так и неэффективности.

При использовании указанного метода возможно деление факторов эффективности на три группы:

1) факторы, которые не зависят от возможностей социального учреждения (например, низкий размер пенсии), — это так называемые «чужие» факторы;

2) факторы, которые зависят от данного учреждения (например, потребность в надомном социальном обслуживании);

3) факторы, находящиеся на границе «своих» и «чужих» (например, предложение безработному подходящей работы).

Особенностью этого метода является не только его «оценочный характер», но и направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень факторов неэффективности.

Анкетный опрос является одним из методов оценки как эффективности, так и неэффективности деятельности учреждений социальной защиты и его работников.

Эффективность социальной работы и использования социальных технологий зависит от умелого использования технологии, адресного ее применения к конкретной категории клиентов. В свою очередь, существенные различия в объективных и субъективных условиях жизни разных клиентов, требуют безусловного знания и умения использовать оптимальные методы и приемы в социальном служении, социальной работе. Проще говоря, каждый особенный клиент, вид проблемы требует особенных приемов, технологических инструментов.

Специфика конкретных технологий также весьма различается в том, что, во-первых, касается практики их использования разными субъектами или агентами социальной работы; во-вторых, что касается различий разных категорий социальных клиентов. Речь идет в частности, о возрастных, гендерных, психологических, культурно-личностных характеристиках социальных работников и их клиентов.

Поэтому все многообразие технологического инструментария практической социальной работы – необходимая предпосылка эффективного и качественного решения социальных проблем клиентов, оказания социальной помощи. Безусловным фактором успеха выступает уровень профессиональной методологической и методической подготовки профессиональных социальных работников.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Дайте определение социальной технологии

2. Что такое технология социальной работы?

3. Раскройте структуру технологии социальной работы

4. Укажите виды социальных технологий

5. Приведите пример классификации технологий социальной работы

6. Какая задача технологии социальной работы?

7. Приведите пример использования технологии при решении конкретной социальной проблемы

8. Каковы критерии эффективного использования технологии в практической работе?

9. Существуют ли различия в социальных технологиях в странах Запада и России?

10. Возможна ли социальная работа без использования социальной технологии.

Тесты









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.