Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие социальной технологии; виды социальных технологий





 

Основным инструментом практической социальной работы выступают так называемые социальные технологии.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos – учение) - наука о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Технология понимается как совокупность процессов обработки или переработки материалов. Одновременно технология может быть определена как совокупность основных характеристик и элементов (составляющих) процесса производства того или иного продукта.

Технология может быть определена еще и как оптимальная последовательность использования средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок.

Технология выступает заключительным звеном деятельности, практическим воплощением задуманного и осуществляемого. В этом особенность функционирования технологии и значимость для любого вида деятельности, в том числе и для социальной работы. Сегодня понятие «технология» получило широкое применение, благодаря чему оно используется во всех сферах жизнедеятельности человека и прочно утверждается в социальной и духовной сфере.

Мы живем в эпоху технологизации всех сфер жизнедеятельности человека, являющейся с одной стороны результатом проникновения техники во все элементы профессиональной деятельности и быта, а, с другой стороны, результатом усиления влияния науки и научного точного знания на социальную действительность, на систему социальных коммуникаций. Следовательно, вольно или невольно, мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к: разграничению, разделению, расчленению процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции; координации и поэтапности действий, направленных на достижение искомого результата; однозначности выполнения включенных в технологию процедур и операции.

Технологизация — это процесс, т.е. устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Понятие «процесс» рассматривается так же, как синоним понятий «изменение», «развитие», «переход объектов из одного состояния в другое». Важно подчеркнуть отличие социальных процессов от экономических, политических и других общественных процессов. Оно состоит в том, что субъектом движения здесь является социальное качество человека и общества. Своеобразие социальных процессов состоит в том, что они пронизывают все процессы общественной жизни, так как изменение личности, семьи, класса, других социальных групп (с точки зрения их социального положения, реализации потребностей и интересов) затрагивает все стороны их жизнедеятельности.

Основу технологического процесса составляют три компонента: 1) алгоритм действий (операций), т.е. точное соответствие последовательности операций, которые преобразуют объект (в том числе объект социальной работы) и переводят его в искомое состояние; 2) операции как простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели; совокупность операций, объединенных общей целью, составляют процедуру технологического процесса; 3) инструментарий как арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность, социальную группу, общность.

Для технологического процесса характерны следующие основные процедурные этапы: 1) формулирование цели воздействия на основе сбора информации и определения проблемы; 2) выработка и выбор способов воздействия; 3) организация воздействия; 4) оценка и анализ результатов воздействия

В настоящее время все активнее используется понятие «социальная технология».

Теоретическим основанием социальных технологий считаются эмпирический опыт и закономерности, открытые социальными науками. К. Поппер трактует социальную технологию как способ применения теоретических выводов социологии в практических целях. По К. Манхейму, социальная технология – это система научно обусловленных социально-политических акций, призванных рационально регулировать конкретные социальные процессы. Объектом воздействия социальной технологии должны быть главным образом социальные группы, групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы.

Герасимова Е. Ю. определяет социальную технологию как:

· специально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях возрастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;

· способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения;

· метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах качества, свойства; объемы; целостность деятельности.

Зайнышев И. Г. выделяет два аспекта понимания социальной технологии. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы.

Таким образом, социальную технологию следует трактовать как совокупность методов определения, диагностирования и преобразования социального объекта с целью достижения заданного результата. Особенностью социальной технологии является возможность ее многократного использования для решения сходных задач.

Социальные технологии можно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

Выделяют два компонента социальных технологий: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) сама деятельность, построенная в соответствии с этими программами.

Социальные технологии можно рассматривать как конкретизацию, своеобразное следствие технологизации в социальной сфере. В этом случае их можно интерпретировать как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

По масштабам решаемых социальных проблем:

-универсальные социальные технологии;

-частные социальные технологии.

2. По уровню социальной деятельности:

-глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества; - региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

-национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

-государственные технологии, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

-муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

-функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

-инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

-технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

-формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

-стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

-сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

-разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какойлибо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

-Организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

- социально правовые технологии;

- Медико-социальные технологии

- психологические технологии;

- педагогические технологии и т.п.

Именно социальная работа как системная трудовая деятельность выступает сугубо специфической областью реализации и применения социальных технологий.

 

2. Технологии социальной работы: их содержание, составляющие, виды

 

В литературе чаще всего рассматриваются «практические» технологии социальной работы, т.е. технологии, применяемые к практике социальной работы. Это касается, в том числе, учебной деятельности и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что эти технологии (практические и учебные) основываются на накопленном опыте, систематизации знаний в этой области.

В соответствии с таким подходом можно классифицировать технологии, применяемые в социальной работе. При этом имеются в виду три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (практическая деятельность). Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы:

1) общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты.

2) технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;

3) технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.

Существует классификация технологий с учетом уровней социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и социетальный (местный, региональный, федеральный, а также континентальный и мировой). Несомненно, что теоретическая компонента в каждой из них различна.

По-разному определяются технологии социальной работы в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Интересующий нас компонент — теория — здесь представлен, естественно, прежде всего, в профессиональной социальной работе.

Технологии социальной работы (с учетом всех трех ее компонентов) классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных сторон. Так, в социально-экономических, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских технологиях имеет место сочетание теоретических знаний социальной работы в целом и знаний в области экономики, права, педагогики, психологии и медицины.

Технология социальной работы и ее теоретический компонент, самым органическим способом связаны с социальными технологиями в целом: глобальными (знание глобальных проблем современности и «выход» технологий за рамки национально-государственных образований); инновационными и рутинными (знание новых и старых методов решения проблем); историческими (знание решения социальных проблем на разных этапах истории своей страны и других стран) и др. Теоретический компонент технологий в социальной работе особенно наглядно представлен и выражен в информационных социальных технологиях. Это объясняется значимостью информации в современном обществе, получившем название информационного.

Конкретная технология социальной терапии с индивидом вырабатывается на уровне индивидуального взаимодействия, а в последующем и групповой работы. Методы социальной терапии предполагают определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом.

В практической деятельности специалист социальной работы постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами клиентов. Владение методами социальной терапии помогает выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения.

Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе: Так, еще в 1928 г. на Милфордской конференции были определены факторы, обусловливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем: знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни; ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении; применение общепринятых методов изучения и оказания помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке; использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций); применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода; понимание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

Социальные технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой зафиксированные знания и навыки, выраженные, хранимые и передаваемые в вербальной или письменной форме, благодаря чему их можно передавать от поколения к поколению, от одного социума к другому.

Однако практика показывает, что во многом социальная работа профессионалов основана, по существу, на методе «проб и ошибок», интуиции, упорстве, выдержке, готовности понять проблемы индивида, пойти на определенное самопожертвование. Это прекрасно, но сегодня этого недостаточно.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.