|
Лекция 5. Принципы, закономерности и методы социальной работы
1.Принципы профессиональной социальной работы и их практическое выражение 2. Закономерности социальной работы 2.Методы социальной работы, их виды и национальная специфика
1. Принципы профессиональной социальной работы и их практическое выражение Теория или методология социальной работы - система принципов и способов организации помощи и поддержки клиентов на индивидуально-личностном и групповом уровнях, она составляет основу научного понимания построения социальной деятельности. Принципы и закономерности являются важными методологическими характеристиками для любой науки, а тем более они важны для социальной работы как особого вида профессиональной деятельности. В данном случае принципы выступают важнейшими структурообразующими элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами практической деятельности. Через их применение осуществляется непосредственное соотношение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой. Таким образом, принципы социальной работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения учреждений социальной работы, социальных работников обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой социальной практики. Как следует из определения, принципы социальной работы тесно взаимосвязаны, с одной стороны, с закономерностями социальной работы, а с другой – с ее практическим опытом, дающим устойчивые результаты. Как и всякий закон природы, социальные закономерности существуют не как самостоятельное образование, а только в процессах и явлениях общественной жизни. Вследствие этого они недоступны непосредственному восприятию, а могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления некоторой устойчивой тенденции. В учебно-методическом плане считается возможным и целесообразным объединить и свести все принципы социальной работы в несколько групп: общефилософские; социально-политические; организационные; психолого-педагогические; специфические. Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, отражения и развития, историзма и социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности. Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания, направленности и зависимости социальной работы от характера социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов. Сюда могут быть отнесены: государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе; гуманизм и демократизм социальной работы; связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности и социальной группы; законность и справедливость социальной работы. Таким образом, в основе социальной работы лежит социальная политика государства, адекватно выражающая в теории и на практике принципы, требования и интересы по обеспечению слабозащищенных в социальном отношении групп населения. Постановления и решения государственно-управленческих структур, являясь основополагающими политико-директивными документами, определяют направление и содержание социальной работы, концептуальные подходы к анализу и оценке социальных процессов, к сопряжению личных и общегосударственных интересов в социальной работе. Принцип гуманизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальное равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми. Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером. Неформальные связи возникают и строятся, главным образом, на основе психологической совместимости, личных качеств, общности интересов, симпатии и антипатии. Демократизм взаимоотношений открывает огромные возможности для специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей, добиваться в постоянно меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности в правильности рекомендаций. Демократизм требует умения устанавливать психологический контакт, соблюдение норм и правил общения, уважения и внимания к личности человека, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и ненавязчивого влияния силой своего ума, знаний и нравственного опыта. Наряду с гуманизмом, демократизмом одним из важнейших принципов социальной работы является тесная взаимосвязь с конкретными условиямижизнедеятельности людей. В этом принципе находит проявление единство теории практики социальной работы, а его реализация обеспечивает реалистичность и научную обоснованность используемых форм и методов социальной поддержки населения, защиты их прав и интересов. Как один из основных принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными структурами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Нормативно-правовые акты являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Организационные принципы. Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе организационных принципов, среди которых особо следует выделить социально-технологическую компетентность органов управления социальными службами. Социально-технологическая компетентность – это глубокая осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем, умение грамотно реализовывать свои знания в практической деятельности. Он предполагает систематическую подготовку и переподготовку персонала, достаточность информации, аналитическую и прогнозную деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности. Без воздействия на интересы и потребности участников социальной работы, без стимулирования их деятельности невозможно рассчитывать на положительный эффект. Вот почему одним из важных принципов этой группы является стимулирование социальной работы. Стимулирование – это побуждение человека к осознанному заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. Принцип стимулирования в социальной работе предполагает единство и сочетание идейно-нравственных и материальных форм; адекватность средств и способов стимулирования индивидуальных, профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности. Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Осуществление на практике этого принципа требует: сочетания административного и общественного контроля, регулярности его осуществления; анализа и предложения практических рекомендаций по устранению недостатков; содействия укреплению законности и правопорядка. Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом своих функций, о соответствующих правах и возможностях самостоятельного принятия решений, строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения в отношениях «по вертикали» и «по горизонтали», установления рациональных связей и информационных потоков между службами социальной защиты населения. Значительное место в теории и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принципам, которые, по существу, выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия. Опираясь на знание закономерностей принципов общей и социальной педагогики, а также психологии, социальный работник призван видеть взаимосвязь различных форм методов воздействия на людей средствами педагогики и психологии. Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является комплексный подход. Комплексность обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект, с другой – служит заслоном против ведомственности при решении социальных проблем. Практическое воплощение принципа комплексности в социальной работе предполагает: – изучение и учет интересов, потребностей и настроений людей, прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов; – умение видеть в людях реальные личности, потребности и желания которых опосредуются их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом, и учитывать их в практике социальной работы; – последовательное и рациональное применение всех имеющихся в распоряжении средств и методов воздействия на человека для активизации его физических и духовных ресурсов; – осуществление контроля в ходе реализации задач для анализа и оценки действенности и своевременного внесения корректив в содержание и формы социальной работы. Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям. Он обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей. К этой группе также следует отнести и следующие принципы: – последовательности и перманентности, определяющий подход к социальной работе как к непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности; – аттракции, предполагающий применение максимального разнообразия способов общения, направленных на достижение социальной общности между социальным работником и клиентом при сохранении их индивидуальности; – справедливости, обеспечивающий условия для реализации социальной работы и способствующий повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной деятельности; – компетентности, предполагающий глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике; – альтруизма, основывающийся на признании блага другого человека более значимым, чем интересы своего «Я»; – личностного и индивидуального подхода, предполагающего видение за каждой социальной проблемой интересов конкретной личности; – оптимальности, руководствуясь которым социальный работник должен находить наиболее адекватное для своего клиента решение его проблемы; – универсальности, предполагающий оказание помощи каждому нуждающемуся в ней; – посредничества, определяющий взаимосвязь и преемственность социальной работы и социальной политики государства. Кроме рассмотренных выше, к группе психолого-педагогических следует отнести и принцип целенаправленности. Цель воздействия определяет способ и характер действий, содержание и формы социальной работы. Достижение цели является эталоном действенности и эффективности предпринимаемых социальным работником усилий. Он также выполняет системообразующую функцию, объединяя все принципы в одно целое, придавая социальной работе научный характер при выборе форм и методов работы. Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению. Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного и возрастного характера. Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий. Принцип профилактической направленности предполагает необходимость предпринимать постоянную заботу о предупреждении социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или о предупреждении отягощения уже возникших проблем. Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав индивида во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль человека, его активную позицию в разрешении своих проблем. Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи. И смысл заключается в привлечении дополнительных возможностей для оказания помощи помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные, организации самопомощи и взаимопомощи, использовать другие, не запрещенные законом, способы. Принцип толерантности определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения. В нормативно правовых актах Российской Федерации сформулированы некоторые принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране, среди них принципы: • доступности социального обслуживания; • конфиденциальности в работе; • преемственности всех видов и форм социального обслуживания; • адресности иприоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; • соблюдения прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий; • равных возможностей при получении социальных услуг; • профилактической направленности; • содействия социальной реабилитации и адаптации; • межведомственности и междисциплинарности; • • территориальной организации социальной службы; • государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению. Таким образом, основными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, которые реализуются в методах, технологических алгоритмах и конкретных приемах. 2. Закономерности социальной работы
Важнейшим структурным элементом социальной работы, как любой другой отрасли социального знания, являются ее закономерности. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации клиента. В качестве основной з акономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности, связан с переориентацией социальной политики российского государства с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, все гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих государственных документах Для управленческих элементов системы социальной защиты населения РФ федерального, регионального и муниципального уровней, представляющей собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, а также имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность определяется следующими закономерностями: - зависимостью эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; - зависимостью результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления; - взаимозависимостью между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д. Эффективность осуществления целей социальной работы на практике или непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д. Мировой и отечественный опыт деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты. Следует заметить, что само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае проводить развернутый теоретический анализ социальной ситуации, целенаправленно соотносить свои действия с устойчивыми связями и закономерностями социальной действительности, рефлектировать по поводу своих отношений с клиентом. Поэтому на практике он чаще исходит из типичности проблем клиентов, использует в первую очередь те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей и выражают определенный перечень требований к социальному работнику. 3. Методы социальной работы, их виды и национальная специфика Под методом понимается способ, средство практической реализации задачи, способ достижения поставленной цели. В практике социальной работы последовательные способы поведения, действия, коммуникации социальных работников относительно клиентов, называемые методами, группируются следующим образом: - индивидуальная работа с конкретным случаем; - работа с группой - работа в микросоциальной среде ИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п. Согласно концепции Л.Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающими каждый своими специфическими качествами и свойствами. Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде: 1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях. На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент не осознает, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может обратить внимание клиента на то, почему он отрицает существование проблемы и в ходе обсуждения тактично демонстрировать клиенту ее наличие. Клиент должен быть поставлен перед этим доказательством. В том случае, если и после этого клиент не осознает необходимости изменений, социальный работник оставляет возможность клиенту вернуться к его проблеме в будущем, когда клиент сочтет нужным ее обсудить. 2. Исследование и разъяснение проблемы. Следующая стадия процесса начинается, когда клиент осознает, что социальный работник действительно может быть ему полезен в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы. 3. Мотивация Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет. 4. Концептуализация проблемы Социальный работник и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства. 5. Исследование стратегий решения Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решении проблемы. Каждый клиент так же уникален, как и его проблемы. 6. Выбор стратегии Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет. 7. Реализация стратегии Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства. 8. Эволюция При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены. Социальная индивидуальная работа со случаем в процессе своей эволюции претерпела значительные изменения. Сегодня под этим общим названием существует ряд различных моделей. Социальная индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методами помощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достижении ими адекватного уровня социального функционирования. Метод решения проблем был разработан Х. Перлман. Он основан на базовом постулате психодинамической концепции, базовый постулат, согласно которому вся человеческая жизнь является «проблемно-решаемым процессом». Личность неспособна справляться с проблемой в результате следующих причин: из-за недостаточной мотивации, из-за неспособности или невозможности работать над решением проблемы, из-за неумения разрешать проблему правильным способом. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах. Психосоциальный метод предложен Ф.Холлис (F.Hollis). Его теоретической базой стали дальнейшие разработки диагностических и психоаналитических школ. Применительно к индивидуальной работе существенную сторону метода составляет проникновение в причины девиационного или дезадаптивного поведения субъекта, воссоздание «истории болезни клиента». Психосоциальный метод предполагает сложную диагностику «личности в ситуации», при заинтересованном участии самого клиента. В дополнение к методам прямого, непосредственного лечения Ф. Холлис разрабатывает такие модели вмешательства, где значительное внимание уделяется окружению клиента. Психосоциальный метод интенсивно применяется в случаях понимания клиентом своих индивидуальных и социальных проблем, например проблем, связанных со здоровьем. Подход центрированный на задаче, или вмешательство, центрированное на задаче, — это набор процедур для облегчения восприятия клиентом целевых проблем. Проблема, согласно этому методу, формулируется клиентом при согласовании с социальным работником, а также определяется целями и возможностями социального агентства. Модель состоит из элементов кризисных интервенций, проблемно-ориентированных и функциональных подходов. Взаимодействие четко структурировано, директивно и ограниченно во времени. Данный метод был предложен в 1970 г. Ридом и Эпштейном и проверен в результате широкой эмпирической практики в социальных агентствах. Поведенческий подход. Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи были связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, пока она не была вытеснена практикой психоанализа. Однако в 60— 70-х гг. интерес к бихевиоризму вновь оживляется, и на его основе в социальной работе складываются новые техники помощи. Эд. Й. Томас в 60-х гг. вводит поведенческие методы в практику социальной работы в области образования. Практики социальной работы, используя бихевиористские концепты, получали эмпирическую информацию, открывая возможность управления и оперативной оценки интервенции (вмешательства). Поведенческий подход совместим с подходом социальной работы к системе «личность — среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение. В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения. Техники оперантного изменения поведения включают такие виды интервенций, как позитивное и негативное изменение поведения, дифференциальное изменение, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов. Техники респондентного изменения поведения включают рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений. Экологический подход предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды на основе позитивного взаимообмена. «Человек — окружающая среда» рассматриваются как взаимодополняющие системы, где человек имеет такую окружающую среду, которую он формирует соответствующими способами. При применении методов экологического подхода к вмешательству выдвигаются требования двойного внимания: • к повышению компетентности клиента относительно окружающего жизненного пространства, к обучению его «умениям жизнедеятельности»; • к формированию благоприятной окружающей среды через различные формы помощи и защиты. В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З.Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника является неизбежной, независимо от различных социальных условий. Представители данного направления концентрируют свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший, чем психоаналитики, интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене — вот те доминанты, которые лежат в основе теории и практики данного подхода. Кризисно-ориентированный краткосрочный метод индивидуальной работы, представляет собой комбинированный метод, использующий элементы психотерапии, практической психологии и рациональных дискуссий в социальной работе. Он применим в случаях таких кризисных состояний, как тревожность, чувство стыда, вины, враждебности и т.п. Социальный работник, ослабляя психологическую и социальную напряженность клиента, помогает ему принимать соответствующие решения, искать адекватную роль в беспокоящей его ситуации. Рациональный метод индивидуальной работы. Данный метод был предложен Г. Вернером и М. Кинди как альтернатива психоаналитическим моделям индивидуальной работы. В его основе лежат положения когнитивной теории и предположение, что интенсивность действий по изменению зависит от силы воли. Создаваемая на принципе «здесь и теперь», оценка состояния клиента фокусируется на мышлении, чувствах, поведении в реальном измерении времени. Цель метода состоит в изменении сознания клиента, которое понимается как совокупность проявлений эмоций, представлений и поведения клиента. Взаимодействие фокусируется на решении проблем, клиенту предлагаются модели анализа и способы модификации поведения в реальной ситуации. Данный метод используется в случаях, когда клиент ищет помощи в понимании своей проблемной ситуации.. Терапия реальностью. Данный метод индивидуальной работы был предложен В. Глассером. Его основу составляет положение о том, что людям необходимо быть любимым и чувствовать свою ценность, а для этого необходимо соответствующее поведение. Цель метода состоит в том, чтобы помочь людям понять и принять ответственность за свое собственное поведение. Стратегии взаимодействия направлены на идентификацию поведения клиента, обучение его продуктивному общению без конфронтации и агрессии, не ущемляющему интересы других людей. Методы социальной работы с группой Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы имеющие различное происхождение проблем. Согласно подходу Г. Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, которая помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микосоциуме. Термин «социальная групповая работа» был предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы подчеркнуть ее специфику и отличие от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии основное внимание уделяется эмоциональным и психологическим процессам у больных людей. Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях. Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, повышать степень его индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента. Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалификации, когда социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этом контексте для социальной работы данного уровня характерно: — проблемно-ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы; — ориентация групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора; — ориентация на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями; — присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических психологов; — создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями. Развивающие подходы, основаны на экзистенциальных концептах и направлены на преодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии. Реабилитационные подходы основаны на эгопсихологии с ориентацией на поведенческие теории. Динамика малых групп используется в терапевтических целях для решения индивидуальных проблем. Организационно-развивающие подходы сосредоточены на системном взаимодействии между индивидуумами в групповом процессе. Папел и Ротман разработали свой подход к классификации социальной групповой работы. В основе классификации — родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил им выделить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи). Модель социальных целей представляет собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы. Клиническая модель групповой социальной работы базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение. Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики. Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционир< ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|